Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈встафий —олунский

   /   

Eustathius Thessalonica

   /
             
‘отографи€ ≈встафий —олунский (photo Eustathius Thessalonica)
   

ƒень рождени€: 01.01.1115 года
ƒата смерти: 28.12.1195 года
¬озраст: 81 год

Ѕиографи€

јрхиепископ ‘ессалоникийский, автор знаменитого комментари€ к √омеру

јрхиепископ ‘ессалоникийский, византийский историк и писатель, автор знаменитого комментари€ к √омеру. Ќекоторые современники называли его самым учЄным человеком своего времени (Ќикита ’ониат, VIII, 238). ѕрославлен в лике св€тителей Ёлладской ѕравославной

26.01.2017

Ќесмотр€ на известность личности ≈встафи€, сведени€ о его жизненном пути весьма скудны. ≈го панегиристы, ћихаил ’ониат и ≈вфимий ћалаки, не оставили нам ни указаний о месте и времени его рождени€, ни других подробностей биографии своего друга. Ќекоторые сведени€ можно почерпнуть из произведений самого ≈встафи€, но и они не точны и позвол€ют сделать лишь косвенные выводы. –одилс€ он, предположительно, около 1115 года. —ообщение о  онстантинополе, как месте его рождени€, строитс€ на единственной фразе, где он называет себ€ и своих учеников детьми  онстантинопол€. —мысл фразы не €сен, но св€титель действительно провЄл большую часть жизни в столице империи. ≈го происхождение так же неизвестно: указание на близость ≈встафи€  атафлорону не об€зательно предполагает родственные отношени€. —ам ≈встафий называет своего учител€ Ђглавой софистовї, то есть риторов, которым и был Ќиколай  атафлорон. Ќаставником риторов в 60-х годах стал и сам ≈встафий.

≈встафий —олунский фотографи€
≈встафий —олунский фотографи€

ѕо признанию самого ≈встафи€, с юности он был приучен к земледельческому труду. «анималс€ он им и в зрелые годы. ¬  онстантинополе он имел обширный сад, в котором сам и трудилс€. ќ своЄм саде он говорит с €вным пиетизмом.

ќбразование ≈встиафий получил в  онстантинополе. Ќачальное образование, веро€тно, получил в школе при монастыре св. ≈вфимии. ќбучение продолжил, очевидно, в школе Ќикола€  атафлорона.

 ак пишет сам ≈встафий, его карьера началась с самых низших должностей. ƒолгое врем€ трудилс€ писцом в патриаршей канцел€рии, затем вместе со своим начальником, будущем патриархом ћихаилом III, перешЄл в ведомство патриаршего суда. «десь он был рукоположен в дь€коны. ¬о второй половине 60-х годов ≈встафий зан€л должность магистра риторов. Ќа эту должность его возвЄл оп€ть ћихаил, ставший в это врем€ ипатом философов.

ћесто в ведомстве св€щенных сокровищ он получил вместо смещЄнного патриархом Ћукой ’рисовергом дь€кона, уличЄнного в нечестности. —уд€ по послани€м самого ≈встафи€, это значительно укрепило его материальное положение, до того бедственное. ¬последствии, когда патриархом стал ћихаил (то есть после 1170 года), опальный дь€кон был прощЄн и восстановлен на прежней должности, а ≈встафий, соответственно, смещЄн. Ќо это открыло новую страницу в его жизни. ѕрошени€, обращЄнные к бывшему начальнику, возымели действие и (предположительно в 1174 году) он был выдвинут кандидатом на митрополичью кафедру ћир Ћикийских. ќднако вскоре после избрани€ он был переведЄн на более значительную —олунскую кафедру (не ранее 1174, но не позднее 1180 гг.). — уверенностью утверждать, что произошло это в 1174 году, мы не можем: именно к периоду с 1174 по 1179 годы относ€тс€ многие произведени€ св€тител€, св€занные с  онстантинополем. ¬ том числе и три речи, обращЄнные к императору. », напротив, сочинени€, безусловно св€занные с ‘ессалией, написаны позднее, после 1180 года. ¬полне возможно, что солунский архиепископ всЄ это врем€ оставалс€ в  онстантинополе, занима€ кафедру лишь номинально. Ќа этот период приходитс€ расцвет научной и преподавательской де€тельности ≈встафи€. »менно в это врем€ он составил комментарии к √омеру, ѕиндару и ƒионисию ѕериэгету. ѕо выражению его друга и ученика ћалаки дом его Ђстал истинным обиталищем муз, второй јкадемией, —тоей и школой перипатетиковї.   этому периоду относ€тс€ его значимые речи перед императором ћануилом.

¬скоре после прибыти€ нового архиепископа в —алоники, там произошЄл м€теж. ¬ чЄм заключалась суть произошедшего Ч неизвестно. —ам солунский владыка называет м€тежников не иначе как Ђптенцами несправедливостиї, которые угрожают Ђвсему многотыс€чному народуї. ¬ конце концов, архиепископ был вынужден покинуть город. Ќедоброжелательство паствы преследовало его и в дальнейшем. Ќепри€тие горожанами ≈встафий объ€сн€ет своим нелицепри€тным отношением, тем, что судил одинаково как бедн€ка, так и знатного горожанина. ¬ том же духе напишут и его друзь€. ѕротивна€ сторона будет обвин€ть его в злопам€тстве. ¬прочем, факт скорого его почитани€ в ћакедонии и на јфоне говорит, что к его де€тельности далеко не все относились отрицательно и у него было достаточное число сторонников и почитателей.

—реди спорных вопросов, по-видимому, оказалс€ вопрос о церковном имуществе: одного из своих врагов ≈встафий обвин€ет в св€тотатстве, то есть наложении рук на церковное имущество. јрхиепископ выступает против Ђжадныхї и императорский наместник —олуни ƒавид  омнин на его стороне.

¬ 1185 году ‘ессали€ была захвачены войсками корол€ —ицилии ¬ильгельма II. ќсаду города и его последующую участь ≈встафий пережил вместе с горожанами. ¬последствии он напишет Ђ¬з€тие —олуниї, в котором вину за бедстви€ горожан возложит на императора јндроника I. “акже нелицепри€тно пишет он и о солунском наместнике ƒавиде  омнине.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8974
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8962
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6724
ёрий яковлев

Ќеизвестна и дата его смерти. Ќо после 1195 года извести€ о ≈встафии уже не встречаютс€, а в 1196/97 годах на —олунской кафедре был уже другой архиепископ.

Ќигде не встречаетс€ указани€ на то, что ≈встафий прин€л иноческий постриг. ≈го пострижение в монастыре св€того ‘лора Ч скорее допущение, сделанное ¬. Ё. –егелем, неверно истолковавшим в тексте им€ его воспитател€ Καταφλωρον как κατα Φλωρον.

¬згл€ды

¬ своих многочисленных произведени€х и проповед€х ≈встафий весьма полно излагает свои взгл€ды. “ак, он пишет против грабительства чиновников, собирающих немыслимые подати с земледельцев. √оворит он и о недопустимости дачи денег под проценты: это Ч смертоносна€ помощь, порождающа€ голод, пустоту, насильственный пост. ќпредел€€ труд, как необходимый дл€ человека, он выступает против обогащающего труда. ѕо его мнению, достоин уважени€ только тот ремесленник, который зарабатывают достаточно, но пренебрегает избытком и уклон€етс€, словно от постыдного дела, от обогащающего ремесла.

¬ообще Ђпо природе ведь человек свободенї. „еловек был создан независимым и способным своими силами удовлетвор€ть жизненные потребности Ч лишь с по€влением роскоши и бездель€ возникла необходимость в чужом труде. ѕоэтому рабство Ч это зло, противоречащее природе и созданное человеческим своекорыстием. Ќо ≈встафий не сторонник равенства. ќн считает, что разделение людей по социальному положению необходимо и определено Ѕогом: каждый занимает своЄ место в установленной Ѕогом иерархии.

≈встафий настаивает на необходимости смело высказывать своЄ мнение перед любым человеком. ќднако слова эти не должны становитьс€ сплетней и клеветой. Ётого нельз€ позволить. Ђ—лушайте мен€ внимательно, Ч обращаетс€ ≈встафий к солун€нам, Ч но если не понрав€тс€ вам мои слова, сомневайтесь и провер€йте их на весах возражени€ и решени€ї. ѕризыва€ к смелому высказыванию своих суждений, вместе с тем он призывает и к терпимости. » это не пустые слова, не риторические фразы. ¬ своих речах, обращЄнных к императору ћануилу I, ≈встафий хоть и не выступает за границы прин€того в ¬изантии этикета, но за панегирическим стилем нельз€ не заметить принципиальное несогласие оратора. ќн вступает против экспансивной политики ћануила, требующей перенапр€жени€ сил страны. » совсем уже его возмущают варварские методы ведени€ войны. ќн считает недопустимым засевание соли на чужих пашн€х, вырывание €м дл€ конницы и пехоты противника и отравление воды. Ђ„то благородного в низости? „то мужественного в коварстве?ї, Ч восклицает ≈встафий.  огда в 1180 году император предложил новую огласительную формулу против мусульман, не содержащую анафему ћухаммеду, ≈встафий решительно выступил против. “ем не менее, ≈встафий искренний сторонник Ђрыцарственногої императора ћануила, и в его восхвалени€х нет лести.

ѕроблемам современного ему монашества ≈встафий посв€тил сочинение Ђќ исправлении монастырской жизниї. ќн пишет об упадке современного ему монашества, особенно выступа€ против монашеского сребролюби€. ”прекает их в невежестве, в продаже бесценных книг из монастырских библиотек. ≈встафий замечает, что образованному человеку трудно поступить в монастырь: такого там не ждут. «ащища€ церковное имущество, он, выступает против обогащени€ монастырей. ќн требует ограничени€ монастырского землевладени€, как нанос€щего большой вред тем, кто на словах решил прин€ть иноческий образ. ћалым монастыр€м вообще не стоит иметь земли. ћонастыри должны быть лишены независимости. ѕодчин€тьс€ монастыри должны своим епархиальным владыкам, с одной стороны, и светской власти с другой. ¬едь в монастыр€х, которые не подчинены светским надзирател€м монахи вынуждены сами заниматьс€ делами и Ђвместо ѕсалтыри держат в руках весы несправедливости и фальшивые монеты; их пальцы приспосабливаютс€ к обману кресть€нї.

ѕрославление

—уд€ по сохранившимс€ фрескам в афонском монастыре ¬атопед и в монастыре —в€того √еорги€ в —таро-Ќагоричино (ћакедони€), ≈встафий почиталс€ на јфоне и Ѕалканах уже в начале XIV века.

¬ 1988 году —инод Ёлладской ѕравославной церкови по представлению митрополита ‘ессалоникийского ѕантелеимона причислил ≈встафи€ —олунского к лику св€тых. ќснованием дл€ канонизации послужил факт его давнего почитани€ и посмертные чудеса, описанные ћихаилом ’ониатом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕутешественник, который не летает самолетом
ѕосетило:9291
√рэм ’ьюз
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18319
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16757
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru