Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јвраамий —моленский

   /   

Avraamiy Smolenskiy

   /
             
‘отографи€ јвраамий —моленский (photo Avraamiy Smolenskiy)
   

–осси€
√од смерти: 1222
–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

св€той преподобный архимандрит, религиозный мыслитель.

јвраамий —моленский (ск. 1222), св€той преподобный архимандрит, религиозный мыслитель. —охранилось житие прп. јвраами€, написанное его учеником ≈фремом. ќ детстве и юности св€того известно мало. ѕо смерти родителей он, отказавшись от брака, раздает имение бедным и облекаетс€ в Ђхудые ризыї, Ђхож€ще €ко един от нищих и на уродство с€ приложиї...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.12.2008

Ёто временное юродство, о котором не сообщаетс€ никаких подробностей, может быть, и состо€ло в социальном уничижении, подобном юношеским подвигам прп. ‘еодоси€ ѕечерского. ¬скоре юноша постригаетс€ под именем јвраамий в пригородном —моленском монастыре. ѕребыва€ в Ђбдении и алкании день и нощьї, јвраамий ревностно предаетс€ книжным зан€ти€м. »зуча€ отцов ÷еркви и жити€ св€тых, он составл€ет себе целую библиотеку, Ђсписа ово своею рукою, ово многими писцыї. »з отцов ÷еркви »оанн «латоуст и ≈фрем —ирин были его любимым чтением. —моленск XII в. был одним из культурных центров –уси. ¬ этой обстановке ученость инока јвраами€ не €вл€етс€ неожиданной. ”же эта ученость јвраами€ резко отличает его от Ђпростогої ‘еодоси€, который мог только пр€сть нити Ђвеликомуї Ќикону. Ќо житие јвраами€ находитс€ в теснейшей литературной зависимости от жити€ ‘еодоси€. —ам јвраамий, несомненно, прошел в юности школу ‘еодоси€ и подражал ему.  ак и дл€ ‘еодоси€, палестинские жити€ св€тых составл€ли его любимое чтение. » однако образ его резко и своеобразно выдел€етс€ на этом палестинско-киевском фоне.  онечно, речь может идти лишь о духовных оттенках, с трудом наход€щих словесное выражение в житийном стиле. “ем не менее при тесной близости смоленского и киевского жити€, каждое отступление может быть только сознательным и значительным. ¬сем известно, что св€той ‘еодосий посещал кн€жеские пиры, хот€ и вздыхал, слуша€ музыку скоморохов. Ќо јвраамий Ђна трапезы и на пиры отнюдь не исход€ї.

јвраамий —моленский фотографи€
јвраамий —моленский фотографи€

’удые ризы ‘еодоси€ јвраамий сохранил и в годы зрелости. ≈фрем под смиренными ризами ‘еодоси€ рисует совсем иное аскетическое лицо: Ђќбраз же блаженного и тело удручено б€ше, и кости его и состави €ко мощи исщести, и светлость лица его блед имуще от великого труда и воздержани€ и бдени€, от мног глаголї. “радици€ телесной крепости и радостна€ светлость св€того установлена еще  ириллом —кифопольским дл€ его —аввы и завещана –уси. ¬ эту традицию не укладываетс€ бледный и изможденный смоленский аскет. ј между тем этот образ борющегос€ аскета автор хочет запечатлеть в уме читател€, рису€ портрет средовека, а не старца: Ђќбраз же и подобие на ¬еликаго ¬асили€: „ерну браду таку име€, плешиву разве име€ главуї. «а аскетической худобой, лишением сна и пищи Ч качество молитвы. Ќестор мало говорит о молитве своего св€того, косвенно позвол€€ заключить, что она не имела разительных внешних про€влений: ни мистических экстазов, ни эмоциональной порывистости. »наче у јвраами€: Ђ» в нощи мало сна приимати, но коленное преклонение и слезы многы от очью безъщука (беспрестанно) изли€в и в перси биа и кричанием Ѕогу припада€ помиловать люди —во€, отвратити гнев —войї. Ёта пока€нна€ печаль и мрачность не оставл€ют св€того и на пороге смерти. ”поминаетс€ о милостыне; но не с состраданием к немощам людским выходил из своей кельи суровый аскет, а со словом назидани€, со своей небесной и, веро€тно, грозной наукой, наполн€ющей трепетом сердца. Ётот особый Ђдар и труд божественных писанийї замен€ет прп. јвраамию дар и труд общественного служени€, без которого редко можно представить себе св€того древней –уси.

Ѕолее традиционен (по-русски) св. јвраамий в его отношении к храмовому благочестию, к литургической красоте. »згнанный из своего монастыр€, он в городе украшает другой, ставший его убежищем. ќн особенно строг и в храмовом благочинии, Ђпаче же на литургииї. ѕо-видимому, совершенно особое и личное отношение было у св€того к ≈вхаристии. ќн не переставал совершать бескровную жертву (Ђни единого же дне не оставиї) со дн€ своего рукоположени€, и потому запрещение его в служении должно было €витьс€ дл€ него особенно мучительным. »з этих скудных, рассе€нных черт встает перед нами необычный на –уси образ аскета с напр€женной внутренней жизнью, с беспокойством и взволнованностью, вырывающимис€ в бурной, эмоциональной молитве, Ч не возливающий елей целитель, а суровый учитель, одушевленный, может быть, пророческим вдохновением. ≈сли искать духовной школы, где мог воспитатьс€ такой тип русского подвижника, то найти его можно лишь в монашеской —ирии. —в. ≈фрем, а не —авва был духовным предком смоленского јвраами€.

јвраамий был не только ученым толкователем, но и смелым проповедником ≈вангели€. ћрачность и эсхатологичность характерны и дл€ его проповедей. —воих слушателей он призывал к раска€нию, угрожа€ им концом света и —трашным —удом. ≈го вли€ние было очень велико, но его смелость навлекла на него преследовани€ со стороны других представителей духовенства и монашества, обвинивших его в ереси. ќни возбудили против него чуть ни весь город, что и жизнь его оказалась в опасности. ≈го судили в присутствии епископа и кн€з€, но светские судьи его оправдали. “огда епископ вторично предал его суду, но на этот раз церковному.

≈фрем не приводит приговора этого суда и хочет подчеркнуть благополучный исход его: Ђне приемше ему никоего злаї. ќднако јвраамий отослан в свой первоначальный монастырь и ему было запрещено совершать литургию. ƒва праведника предсказывают епископу гнев Ѕожий на г. —моленск за гонение на св€того. ќбещанна€ Ђепитими€ї приходит в виде страшной засухи. ћолитвы епископа и всего народа остаютс€ неуслышанными. “огда »гнатий призывает св. јвраами€, снова расследует обвинени€ против него и Ђиспытав, €ко все лжаї, прощает его и просит молитьс€ о страждущем городе. ѕоследние годы св€того прошли мирно, на игуменстве в новом монастыре его. ѕреподобный пережил своего епископа и преставилс€ от болезни после 50 лет подвижничества.

Ќеобычайность подвига св. јвраами€ и перенесенных им гонений ставит перед нами вопрос о их источнике. Ѕиограф его, св. ≈фрем, неоднократно подчеркивает, что преподобный стал жертвой смоленского духовенства. ≈го ученость и дары пастырства противополагаютс€ Ђневеждам, взимающим сан св€щенстваї. Ќа суде Ђкн€зью и властителем ум€гчи Ѕог сердце, игуменом же и иереем, аще бы мощно, жива его пожретиї. ѕозднейшее примирение јвраами€ со св. »гнатием заставл€ет автора по возможности см€гчить роль епископа в этом злосчастном процессе: он представл€етс€ скорее жертвою и орудием Ђпопов и игуменовї. Ќо автор не пожелал скрыть острого конфликта между св€тым и огромным большинством духовенства.  акие же мотивы предполагает он у враждебных сил? Ќекоторые из приводимых мотивов нос€т корыстный или человечески мелкий характер.   јвраамию стекалось из города множество народа Ч он был дл€ многих Ђотцом духовнымї. ќтсюда пон€тны жалобы св€щенников: Ђуже наши дети вс€ обратил естьї. Ќа этой почве вырастает клевета. Ќо важнее и интереснее друга€ группа обвинений: Ђќвии еретика нарицати, а инии глаголаху нань Ч глубинны€ книги почитательЕ друзии же пророком нарицающеї.

≈ретик Ч пророк Ч читатель запрещенных книг Ч обвинени€ относились к самому содержанию его учени€. ќно смутило и его игумена, столь ученого и первоначально столь расположенного к нему.  аково же было содержание этого необычного, смущающего учени€? ќно, конечно, имело отношение к спасению Ч св. јвраамий проповедовал грешникам пока€ние Ч и с успехом. Ќо одно духовничество или нравственна€ проповедь не могли навлечь на јвраами€ обвинени€ в ереси. ≈фрем неоднократно говорит о Ђдарах слова Ѕожи€, данных от Ѕога преподобному јвраамиюЕ €коже ничтоже с€ его утаить божественных писанийї. ¬ области экзегетики —в€щенного ѕисани€ (темных, таинственных мест) опасности и подстерегали смелого богослова. «а эту свою экзегетическую проповедь он, по его собственным словам, Ђбых п€ть лет искушениа терьп€, поносим, безчествуем, €ко злодейї. ≈фрем дает нам нить и дл€ того, чтобы нащупать основной богословский интерес јвраами€. —моленский инок был не только богословом, но и художником. ЂЌаписа же две иконы: едину страшный суд втораго пришествиа, а другую испытание въздушных мытарствї. ¬оспоминание о них наводит автора на страшную пам€ть о том, Ђаще страшно есть, братье, слышати, страшнее будет самому видетиї. ¬ тех же мысл€х и настроени€х застает св€того смертный час: Ђ ако огньна€ река потечет пожигающи вс€ї. «десь оп€ть нас поражает конкретность образов, художественна€ нагл€дность виденийЕ Ќельз€ не видеть их внутреннего родства с типом аскезы. ƒетали этих видений не сводимы к јпокалипсису или к книге прор. ƒаниила. Ќо они целиком вмещаютс€ в обширную св€тоотеческую или апокрифическую литературу эсхатологического направлени€. “ак, подробности —трашного —уда все наход€тс€ в знаменитом слове ≈фрема —ирина ЂЌа пришествие √оспода, на скончание мира и на пришествие антихристаї.  лассическим источником дл€ мытарств на –уси было греческое житие св. ¬асили€ Ќового, в видени€х ‘еодоры. Ќо откуда же гонени€ на јвраами€, откуда обвинени€ в ереси? ћы уже понимаем, почему его называют, глум€сь, пророком. Ёсхатологический интерес, направленный на будущее, Ч веро€тно, чаемое близким, Ч срывает покров с тайны, пророчествует. Ќо вот другое обвинение: Ђглубинные книги почитаетї. ќно указывает, что заподозрен был самый источник этих пророчеств: греческа€ эсхатологическа€ традици€. », может быть, не без основани€. ’орошо известно, как подлинные эсхатологические творени€ св. отцов обрастали псевдоэпиграфами и вдохновл€ли апокрифы, уже анонимные. ¬ ÷еркви греческой, а потом и русской циркулировали списки отреченных книг, запретных дл€ чтени€. Ќо эти списки имели частный характер, противоречили друг другу и слабо выполн€лись, как свидетельствует факт сохранности апокрифических рукописей в монастырских библиотеках. ѕри отсутствии критической школы и филологической культуры задача выделени€ апокрифов из св€тоотеческого наследи€ была дл€ –уси непосильной.

„то такое Ђглубинныеї (или Ђголубинныеї) книги, которые читал прп. јвраамий? ¬озможно, под ними следует понимать космологические произведени€ богумильской литературы. ¬ средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное распространение в югослав€нских странах: Ѕолгарии, —ербии, Ѕоснии. —о слав€нского юга –усь вз€ла почти всю свою церковную литературу: не могла она не заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют еретические мотивы в произведени€х народной поэзии: сказани€х, легендах и духовных стихах. ѕротив св. јвраами€ было выдвинуто весьма конкретное обвинение Ч с какой долей доказательности, мы не знаем. ¬ житии его, конечно, нет следов манихейства, ибо нельз€ считать за манихейство суровый, мироотрешенный аскетизм. ≈сли јвраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских читателей. ¬ преданности его ÷еркви не может быть сомнений. Ќо, может быть, св. ≈фрем прав был в оценке гонителей своего духовного отца Ч и перед нами перва€ в русской истории картина столкновени€ свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хот€ и облеченной саном толпы.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ѕогословска€ культура јвраами€ находит свое объ€снение в культурном расцвете —моленска в ту эпоху. Ќо направление его интересов было иное. » в этом направлении он предуказывает одно из основных религиозных призваний –уси. ƒревн€€ –усь того времени из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую. ”точн€€ сокровенное содержание его науки, мы получаем право сказать, что св. јвраамий был страстотерпцем православного гнозиса.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru