Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергий –адонежский

   /   

Sergius of Radonezh

   /
             
‘отографи€ —ергий –адонежский (photo  Sergius of Radonezh)
   

ƒень рождени€: 03.05.1314 года
–осси€
ƒата смерти: 25.09.1392 года
–осси€
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

св€той

ѕри имени преподобного —ерги€ народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическа€ крепость прочна только тогда, когда держитс€ на силе нравственной.
¬.0.  лючевский

04.01.2005

»сточник информации: "јЋ‘ј¬»“" No.51-1, 1999-2000.

—ергий –адонежский фотографи€
—ергий –адонежский фотографи€

ќбраз св€того - как на иконе, так и в общественном сознании - всегда окружен ореолом. ћногие из нас в силу разных причин этого не принимают. ћол, св€тые - такие, же люди, к чему ставить их выше остальных?

„то касаетс€ человека, известного в истории под именем —ерги€ –адонежского, то он вполне согласилс€ бы с этим мнением.  огда монахи “роицкого монастыр€ между собою стали называть —ергиевым ручей, возникший возле самых стен обители (как говорит летописец, по молитве игумена), то —ергий запретил им это, указав на Ѕога как сотворител€ источника. —еб€ он всю жизнь считал худшим из людей.

—ергий –адонежский фотографи€
—ергий –адонежский фотографи€

”ход€ща€ сегодн€ добродетель! ƒела с такими мысл€ми не сделаешь, не правда ли? Ќо —ергий, движимый сознанием своей ничтожности и с посто€нным упованием на Ѕога, совершал дела, навсегда оставившие его им€ в истории, причем не только в истории церкви.

–ешитьс€ уйти в дикие леса в сопровождении лишь старшего брата, когда тебе едва исполнилось двадцать! Ёто был не только незаур€дно мужественный, но и идущий вразрез с тогдашними обыча€ми поступок. Ќа –уси в ту пору не было пустынножителей. ћонастыри строились в городах или пригородах: в лихие времена люди жались поближе друг к другу. ј молодой богомолец, которого тогда еще звали ¬арфоломеем, ставит шалаш посреди дикого леса...

—ергий –адонежский фотографи€
—ергий –адонежский фотографи€

¬ полном одиночестве осталс€ он среди природы, суровой к человеку, требующей от него труда в поте лица. “ак юноша прожил около двух лет. ћолитва, богомыслие, т€желый труд, скудна€ пища (он часто делилс€ хлебом с приходившими к келье дикими звер€ми) укоренили в нем то св€тое настроение, к которому он стремилс€. Ёти годы научили инока —ерги€ многому.

ќн был совершенным работником. —овершенным в том смысле, что умел делать все, без устали и за ничтожную плату. ”же когда вокруг его кельи выросли новые, где стали жить другие монахи, удивленные и вдохновленные его примером, и когда он, помимо своей воли, был поставлен во главе монастыр€, —ергий работал за двоих. ќн не стыдилс€ ни поварства, ни плотничества, шил и кроил одежду на братию, катал свечи, варил кутью, молол зерно, копал огород, обмывал умерших... ќднажды, когда у него закончилась еда, он пошел к одному из монахов своего монастыр€ и нан€лс€ сделать ему пристройку к келье - за несколько кусков черствого хлеба.

—ергий –адонежский фотографи€
—ергий –адонежский фотографи€

ќ его смирении говорит еще один поразительный случай.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19226
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11481
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9775
¬асилий Ћиванов

 огда “роицкий монастырь уже стал широко известен, в него из ћосквы пришел брат —ерги€ —тефан, в свое врем€ не выдержавший лесной жизни. ¬ столице он стал духовником многих известных персон, игуменом Ѕого€вленского монастыр€, но бросил все и решил вернутьс€ к пустынной жизни... ¬ один субботний день —ергий служил вечерню и был в алтаре, а —тефан, как любитель и знаток церковного пени€, пел на клиросе. ћимо него шел чтец с книгой.

—ергий –адонежский фотографи€
—ергий –адонежский фотографи€

-  то дал тебе эту книгу? - громко спросил —тефан.

- »гумен.

-  то здесь игумен? Ќе € ли первый сел на этом месте? - закричал запальчиво московский гость. » "ина€ нека€ изрек, ихже не лепо бе", смущенно говорит летописец.

—ергий все это прекрасно слышал, но ничего не сказал. ѕосле окончани€ службы он вышел из храма и, не заход€ в келью, просто вз€л и... ушел из монастыр€. ѕрославленный старец ради сохранени€ братской любви покинул взращенную его руками обитель. ѕро€вил совершенно непон€тное дл€ нас сегодн€ отсутствие какого бы то ни было честолюби€. » вернулс€ лишь через четыре года по личной просьбе митрополита ћосковского јлекси€, успев за это врем€ с несколькими брати€ми построить в таких же диких лесах на  иржаче новый монастырь.

¬ отношени€х с власт€ми - и церковными, и светскими - —ергий про€вл€ет себ€ уже как политик и государственный де€тель. ≈го прочили на митрополита ћосковского, но, в отличие от того случа€, когда по просьбе братии и по благословению епископа он все-таки согласилс€ стать игуменом “роицкого монастыр€, не поддалс€ он уговорам ни своего друга митрополита јлекси€, ни ƒимитри€ ƒонского. ƒуховное возрастание он ставил выше должностного.

» духовным авторитетом —ерги€ власть успешно пользовалась. ќн не считал зазорным замир€ть враждующих кн€зей. (  слову, игумен всегда полагал, что худой мир лучше доброй ссоры: даже перед выступлением кн€з€ ƒимитри€ »вановича на ћама€ —ергий предложил ему постаратьс€ примиритьс€ с ханом, и благословил на бой, лишь узнав о том, что кн€зь сделал дл€ примирени€ все возможное).

 огда —ергий решил вводить в “роицком монастыре совместное житие монахов (общежитие), упраздн€€, говор€ современным €зыком, "личное подсобное хоз€йство" каждого члена братии, то он с целью умиротворить недовольных, подкрепил свой авторитет письмом патриарха  онстантинопольского, благословл€ющего общежитие в обители. ѕатриарх не знал —ерги€, но знал митрополита јлекси€ и по его просьбе составил это письмо.

Ѕрати€ с покорностью прин€ла волю патриарха. Ѕудущее показало мудрость игумена, его ученики создавали новые общежительные (а какие иные могли бы выжить на дикой земле?) монастыри в лесных чащах на не освоенных еще светской властью территори€х, вокруг них оседали мир€не (так же, как в свое врем€ вокруг “роицкой обители). —ергиевы ученики основали около 70 монастырей в самых разных кра€х. “ак благодар€ стремлению людей быть дальше от мира и ближе к Ѕогу и были колонизированы дл€ молодого государства новые земли.

∆изнеописатель преподобного —ерги€, ≈пифаний ѕремудрый, лично и хорошо знал того, о ком писал. ѕри составлении жити€ он пользовалс€ рассказами самого —ерги€, свидетельствами близких к нему людей (в том числе и —тефана, примирившегос€ с братом и умершего в “роицком монастыре). ≈пифаний свидетельствует:

"ѕреподобный игумен, отец наш —ергий св€тый, старец чюдный, добродетел€ми вс€кими украшен, тихий кроткий нрав име€, и смиренный и добронравный, приветливый и благоуветливый, утешительный, страннолюбный и миролюбный; <...> ст€жа паче всех смирение безмерное и любовь нелицемерную и всех равно любл€ше <...>".

ƒругой современник называет —ерги€ - еще при жизни - св€тым: "“ого же лета болезнь быстъ т€жка преподобному игумену, —ергию св€тому..."

»з жити€ мы узнаем (со слов очевидцев и самого —ерги€) об огне, ход€щем по алтарю во врем€ служени€ игумена, об ангеле, сослужащем —ергию, о посещении его кельи Ѕожией ћатерью с апостолами, о чудесах, совершенных по молитвам св€того. ћожно уверенно судить о его государственном уме, великолепном знании ѕисани€. “роицкий монастырь из нищего, голодного, в котором богослужебные книги писались на бересте, за неимением пергамента, при почти полном отсутствии вотчинных земель превратилс€ в процветающий, стро€щийс€, занимающийс€ благотворительностью. » он возрос так вовсе не благодар€ каким-то экономическим расчетам.

—ергий покорил мир исполненными заповед€ми ’ристовыми, любовью, аскезой, молитвой. Ќо тайны его духовной жизни, не исчерпываемой подвигами любви и непрестанной молитвы, остались скрытыми дл€ потомков.

ѕреподобный —ергий скончалс€ в 1392 году и был погребен вопреки собственной воле, но по воле митрополита ћосковского  иприана в церкви “роицкого монастыр€ (по просьбе братии). ≈го тело находилось в земле около 30 лет и было изнесено из нее после того, как одному благочестивому человеку в тонком сне €вилс€ ѕреподобный и, по летописцу, сказал ему: "¬озвести игумену монастыр€ моего о том, что напрасно он столько времени оставл€ет мое тело покрытым землей, в которой вода утесн€ет его".

√роб был подн€т из земли. “оржество открыти€ мощей состо€лось 5 июл€ 1422 года. ≈ще через тридцать лет —ергий был причислен к лику всероссийских св€тых.

¬ течение почти п€тисот лет люди шли ко гробу ѕреподобного в “роицком соборе лавры. ¬ монастыре вели летопись чудес, совершенных по молитвам св€того. –ака с мощами усердием благочестивых граждан –оссии была украшена золотом и серебром.

11 апрел€ 1919 года, в п€тницу, на 6-й неделе ¬еликого поста советскими власт€ми в присутствии наместника лавры архимандрита  ронида и нескольких монахов было совершено вскрытие мощей ѕреподобного —ерги€, вызвавшее большое волнение собравшегос€ на площади перед лаврой народа, который не пускали за стены монастыр€. ¬скрытие фиксировалось на кинопленку под руководством в будущем известного советского режиссера ƒзиги ¬ертова. Ёту пленку демонстрировали впоследствии, по указанию Ћенина, в кинотеатрах страны. ћощи были помещены в музей лавры, в стекл€нный саркофаг дл€ всеобщего обозрени€. Ќо глава ѕреподобного была сохранена от такой участи. Ќакануне ѕасхи 1919 года св€щенник ѕавел ‘лоренский, архимандрит  ронид и граф ќлсуфьев ночью тайно отделили главу ѕреподобного от остальной части мощей. Ќа ее место был положен череп одного из кн€зей “рубецких. √лаву вз€л на хранение ќлсуфьев. ¬ середине 30-х годов он передал ее на хранение молодому художнику-реставратору ѕавлу √олубцову. 4 но€бр€ все храмы лавры были опечатаны, 20 апрел€ 1920 года вышел декрет председател€ —Ќ  за подписью Ћенина о превращении лавры в музей.

ћощи снова оказались в лавре в 1946 году, когда здесь снова по€вились монахи. ѕавел √олубцов работал в 40-х годах на восстановлении настенной живописи в лавре и накануне открыти€ мощей вернул главу ѕреподобного монастырю. ѕерва€ после 1920 года литурги€ состо€лась здесь в ночь на ѕасху, 21 апрел€. –аку с мощами поставили пока в ”спенском соборе. ѕозднее мощи вновь оказались на своем привычном месте - у правой стены древней “роицкой церкви. “ам рака находитс€ и сегодн€.

ј ѕавел √олубцов впоследствии стал архиепископом —ергием Ќовгородским, жизнь свою закончил на покое в Ћавре, занима€сь иконописью. ≈го мечтой было узнать, как выгл€дел ѕреподобный —ергий на самом деле. ќн молилс€ св€тому об этом. » однажды увидел сон, что он стоит перед ракой —ерги€ и видит, как ѕреподобный приподнимаетс€ из нее и говорит: "—мотри и запоминай". ”виденное ¬ладыка воплотил в своих иконах.

моЄ мнение
¬иктор( spray) 06.02.2008 01:28:31
отношусь с уважением!

ѕример
Sergey_T 04.04.2008 01:00:20
¬ысокой жизни человек - достойный пример дл€ нас, ныне живущих!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11481
Ѕрайан ћэй
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19226
√алина ѕрозуменщикова
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10631
јнна ÷уканова- отт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru