Людибиографии, истории, факты, фотографии

Сергей Ястржембский

   /   

Sergey Yastrjembskiy

   /
             
Фотография Сергей Ястржембский (photo Sergey Yastrjembskiy)
   

День рождения: 04.12.1953 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 66 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Африка для меня – часть души

бывший пресс-секретарь президента РФ, вице-премьер правительства Москвы по международным и межрегиональным отношениям

Вчера в кинотеатре «Октябрь» состоялся дебют известного политика, помощника первых двух российских президентов Сергея ЯСТРЖЕМБСКОГО в новом качестве – кинодокументалиста. На суд зрителей он представил свой фильм «Дети саванны», посвященный африканскому племени бушменов. Материалы для фильма собирались на протяжении нескольких лет – во время путешествий по Африке вместе со съемочной группой.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.10.2009

Это не первый арт-проект Ястржембского: в 2003 году он дебютировал как фотохудожник. Подробнее о своем творчестве политик, ставший путешественником, охотником, фотографом и режиссером, рассказал в интервью «Новым Известиям».

Сергей Ястржембский фотография
Сергей Ястржембский фотография

Сергей Владимирович, в последнее время о вас говорят и как о крупном охотнике. А чучела убитого медведя в приемной я не заметил…

Реклама:

– Нет, чучел здесь нет. Но если обернетесь – увидите статуэтки африканских животных.

Когда вы откладываете ружье и берете в руки камеру, вы меняетесь?

– Наверное, меняюсь. Хотя элементы охоты проявляются и в профессии фотохудожника. Особенно, если вы снимаете лица людей в тех странах, где делать это нежелательно. У некоторых африканских племен есть поверье, что каждый снимок уносит часть человеческой души. И они не хотят, чтобы ты фотографировал без разрешения. Если хочешь сделать хороший снимок, то нужно работать в режиме папарацци с длиннофокусным объективом. И в этом тоже есть определенный элемент охоты. Хотя, по большому счету, фотография и охота – разные вещи.

Кстати, во время съемок документальных фильмов вы ведь жили недалеко от африканских племен. Как бушмены или, скажем, папуасы реагировали на вашу технику?

Дело в том, что африканские народы не любят проявлять свои эмоции на людях. Но, когда мы показывали на фотокамере полученные изображения, их это очень веселило. И вообще это правильный ход, чтобы расположить к себе африканцев. Они видят результат. И понимают, что ничего дурного в твоем визите нет. Мы показывали им и отснятый киноматериал, что тоже вызывало оживление.

Вы сняли документальные фильмы о разных народах Африки, но первая картина цикла посвящена бушменам…

Лучшие дня

Икона русского балета
Посетило:16264
Агриппина Ваганова
Сергей Цепов. Биография
Посетило:9795
Сергей Цепов
Майк Тайсон: Живая легенда бокса
Посетило:8349
Майк Тайсон

– Это 90-минутный фильм «Дети саванны». Последние десятки бушменов, которые находятся еще в кочевых или полукочевых условиях жизни, обитают в пустыне Калахари. Фильм состоит из двух телевизионных серий по 44 минуты каждая, потому что мы работаем под телевизионный формат и планируем, что через несколько месяцев наши фильмы покажут по одному из российских телеканалов. Кстати, «Дети саванны» – это уже второй наш фильм. А первый – «Последние рыцари пустыни» о кочевниках, которые обитают в пустыне недалеко от Марокко – показать в России мы пока не можем. Дело в том, что картина отобрана на фестиваль международных документальных фильмов, который в ноябре пройдет в городе Агадире на юго-западе Марокко. Там и состоится его официальная премьера. До этого мы не можем показывать «Последних рыцарей…» в других странах.

А как вы готовитесь к съемкам?

– Это очень длительный процесс. Но если в двух словах, то сперва составляем план съемок и передаем его в те компании, которые занимаются подготовкой наших поездок. Они разбивают палаточные лагеря, завозят туда продукты, воду. И они же договариваются с вождями племен о том, что мы будем снимать. Это длительный период переговоров, торговли. Поскольку вожди хотят получить какие-то материальные выгоды взамен.

Выгоды, наверное, мизерны на фоне европейских?

– Вот это точно.

Чем папуаса можно соблазнить?

– Их не столько деньги интересуют, сколько материальные вещи: котелки, пластмассовые ведра, масло, сахар, соль, бисер, искусственные жемчужинки, ножи. Отсюда мы ничего не везем. Всё покупается в африканских городах, перед экспедицией.

ЧП не случались?

– К счастью, нет. Надеюсь, обойдется и в дальнейшем. Потому что в Африке с медицинской помощью крайне сложно обстоят дела. Зато подчас возникают ситуации, когда удача улыбается нам, и мы получаем дополнительные «сюжеты». Например, сняли однажды, извините, похороны.

Почему вы снимаете Африку, ведь племена нашего крайнего севера вымирают не менее активно?

– Наверное, натерпелись мы в свое время от холода. Тянет меня все время в тепло. Но если серьезно говорить, то, я думаю, все дело в группе крови. Если Артуру Чилингарову предложить снимать в Африке, он откажется, потому что он полярник. Я с 1998 года каждый год проводил в Африке отпуск. Просто охотился во время сафари. Потом уже начал охотиться с камерой. А потом пришло время и для кинокамеры. Так что Африка для меня уже часть души. Часть крови, африканской по духу. Мне очень это нравится. К тому же я видел такое этнографическое разнообразие в Африке, которое на севере и не встретишь. При всем уважении к чукчам или эскимосам… Чукчи проживают на одной части полярного круга, эскимосы – на другой. Там набор средств выживания один и тот же. Круг зверей, на которых они охотятся, тоже одинаков. А в Африке веер возможностей гораздо шире. Больше этносов, мини-этносов, небольших групп. И разнообразие такое колоссальное… Мы снимали кино в шести странах. И невозможно ошибиться, где ты находишься в данный момент. У каждого племени своя специфика: у бушменов, у пигмеев, у химба, у берберов в песках Сахары. И это разнообразие притягивает. Хотя, если найду финансирование, я с удовольствием сниму фильм про то, как на Чукотке гарпунят китов, или же про русских староверов…

В одном из интервью свое новое увлечение вы объясняли тем, что мир для вас скучноват…

– Я имел в виду, что цивилизованный мир скучноват. А в Африке совсем другой образ жизни, не похожий на европейский. К десяти годам мальчик-бушмен различает десятки растений. Это лекарственные растения, растения пищевые, растения, заменяющие мыло, растения для утоления жажды… Всё это надо знать, иначе погибнешь.

Получается, что предлагаемые обстоятельства иные, но мозг должен быть не менее изворотливым, чем у европейцев…

– Если не более. Потому что мы очень многие функции перекладываем на плечи машин, кредитных карточек, деловых агентов… А у них не на кого перекладывать эти функции, поэтому должны изворачиваться сами.

Впервые свои работы на суд зрителей вы предложили совсем недавно – в 2003 году…

– Да, это была моя первая фотовыставка о Кремле. «Проба №50».

Начинать в таком зрелом возрасте гораздо рискованнее, чем в юности, когда тебе все простят. Тем более что о вас сложилось уже четкое представление в обществе…

– Конечно, сложно переходить в другую плоскость. Мне нужно было набраться здоровой наглости для того, чтобы сделать первый шаг и пригласить людей на выставку. Правда, у меня были определенные гарантии в виде экспертных мнений тех людей, которые являются гуру в истории фотографии. Это, во-первых, мой учитель в фотографии Лев Мелихов. Во-вторых, это Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, главный эксперт в России и, я думаю, один из лучших в Европе в области современной фотографии. Марина Лошак, еще один блестящий специалист. Назовем еще Айдан Салахову. Вот четыре человека – они сказали: мол, можешь не дрейфить и идти на эту выставку.

А как вы относитесь к критике?

– С пониманием. Это общенормальный, необходимый атрибут творчества. Это точно так же, как без свободной прессы нет демократии. Ты априори должен быть готов к тому, что часть зрителей или экспертов воспримут твои работы по-своему, в том числе критично. Они имеют на это право.

Одно из интересных направлений в вашем творчестве – аэрофотосъемка. С вертолета вы сняли десятки абстрактных картин и узоров, созданных природой. Мне показалось, что в кадрах есть внутренняя логика, долгий поиск тех или иных «картин»…

– Вы уловили мой главный интерес в аэрофотографии. Я стараюсь не просто запечатлеть, что проплывает под летательным аппаратом, а найти «картины». Желательно, чтобы они были в стиле русского авангарда, перед которым я преклоняюсь. Еще люблю искать необычные формы, цвета, композиции, которые создает природа. И это высшее удовольствие для меня, когда я нахожу такие композиции. Но бывает так, что много пролетишь в вертолете, а нужная композиция не попадается. Вот мы недавно летали с супругой из Москвы через Углич, через Тверскую, Ярославскую область в Вологду. Там много очень красивых пейзажей было. И сам Углич, и Волга, и заболоченные места. Но не было игры цвета и форм. Геометрии не было. Но потом она неожиданно появилась на некоторых полях, незадолго до Вологды. Конечно, это не так ярко, как в Африке, но тоже завораживает.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Актерская кухня Михаила Тарабукина
Посетило:8437
Михаил Тарабукин
Егор Крид. Биография
Посетило:71613
Егор Крид
Ричард Чарльз Роджерс. Биография
Посетило:8064
Ричард Чарльз Роджерс

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history