Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ≈лагин

   /   

Nikolay Elagin

   /
             
   

ƒень рождени€: 01.08.1817 года
–осси€
ƒата смерти: 28.12.1891 года
–осси€
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

ѕисатель и цензор

ƒуховный писатель, цензор, действительный статский советник.

04.07.2018

–одилс€ 12 (по другим сведени€м Ч 9) августа 1817 года в имении ∆ары Ќерехтского уезда  остромской губернии. ѕроисходил из старинного двор€нского рода ≈лагиных; один из 14 детей гвардии поручика ¬асили€ ƒмитриевича ≈лагина (1789Ч1868), участника войны 1812 года.

”чилс€ в 1-м кадетском корпусе. ¬ 1836Ч1840 годах служил в одном из конных полков. ¬ 1840 году был командирован в канцел€рию ћинистерства народного просвещени€. ¬ 1841Ч1850 годах работал в јрхеографической комиссии, которой со временем передал в дар собранную им коллекцию древних грамот. ¬ это врем€ по€вились его исторические сочинени€: Ђѕам€ть о кн€зе ƒмитрии ћихайловиче ѕожарскомї (1842), Ђѕервые христианские мученики в Ћитвеї (∆ћЌѕ, 1843), Ђ≈лена »оанновна, велика€ кн€гин€ литовска€ и королева польска€ї (∆ћЌѕ, 1846) и Ђѕатриарх »оаким и заслуги его ќтечеству в гражданском, политическом и религиозном отношени€хї (—ѕб., 1847).

22 апрел€ 1848 года был назначен сторонним цензором в —анкт-ѕетербургский цензурный комитет. Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауза и ≈фрона указывал, что он был известен своей мелочной придирчивостью, так, например, он не позвол€л говорить в повест€х о дуэл€х на том основании, что дуэли запрещены законом; любовные сцены он разрешал тогда только, когда они приводили к законному браку; самоубийство не допускалось ни под каким видом, как преступление, осуждаемое церковью и караемое уголовным кодексом.  роме того, он кардинально переписывал цензурируемые им сочинени€: измен€л печальный конец в совершенно благополучный, заставл€л раскаиватьс€ злодеевЕ

≈лагин обращалс€ самым бесцеремонным образом с сочинени€ми, которые шли через его цензуру; он редактировал их как хотел: не только зачеркива€ все, что не приходилось ему по вкусу, но и вставл€€ от себ€ благочестивые и Ђпатриотическиеї размышлени€, переделыва€ даже содержание повестей, измен€€ печальный конец рассказа в совершенно благополучный.

29 апрел€ 1857 года ≈лагин был назначен чиновником особых поручений при √лавном управлении цензуры; служил до 1860 года. 1 феврал€ 1860 года он был назначен чиновником особых поручений при ћинистерстве народного просвещени€ по делам ¬аршавского учебного округа и вскоре вышел в отставку в чине действительного статского советника. ќн также состо€л членом-ревизором „еловеколюбивого общества.

»здательска€ и писательска€ де€тельность

  концу 1850-х годов у ≈лагина по€вилось желание прин€ть монашеский постриг, о чЄм свидетельствует его переписка с ‘еофаном «атворником и валаамским игуменом ƒамаскином.

≈лагин был большим почитателем “ихона «адонского, именно ему принадлежала иде€ основани€ “ихоновского женского монастыр€ на берегу  ороцкого озера, где этот св€той родилс€; будучи крупным помещиком, он внЄс значительную сумму денег на строительство монастыр€. ≈лагин принимал непосредственное участие в сборе житийных материалов, в частности в архиве ¬оронежской духовной консистории, беседовал со старыми прихожанами, записывал свидетельства о чудесах, а также выступил в роли редактора и издател€ книги Ђ∆изнь св€тител€ ’ристова “ихона I, епископа ¬оронежского и ≈лецкого, с присовокуплением избранных мест из его творенийї (ћ., 1861).

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9330
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9238
¬€чеслав “ихонов
ƒжефф Ѕриджес: '—ергей Ѕодров Ц один из любимых режиссеров'
ѕосетило:6561
ƒжефф Ѕриджес

≈лагин занималс€ историей —аровской пустыни. ќн стал автором первого капитального труда о —ерафиме —аровском: в 1861 году —аровский монастырь обратилс€ к нему с просьбой подготовить на основе имеющихс€ публикаций и архивных данных житие преподобного —ерафима; Ќ. ј. ћотовилов в августе 1861 года передал ему дополнительные материалы; в результате ≈лагин составил, отредактировал и издал в 1863 году в —анкт-ѕетербурге жизнеописание преподобного Ч Ђ∆итие старца —ерафима, —аровской пустыни иеромонаха, пустынножител€ и затворника. — приложением его наставлений и келейного молитвенного правилаї.

¬ 1864 году в —анкт-ѕетербурге вышло историческое описание ¬алаамского монастыр€.

ѕубликаторска€ де€тельность ≈лагина началась с издани€ Ђѕисем о христианской жизниї (—ѕб., 1858Ч1860. ¬ып. 1Ч4) св€тител€ ‘еофана «атворника; он состо€л в активной переписке с ним: было известно 235 их писем.

»м были изданы книги анонимного автора, с которым был солидарен: Ђƒух и заслуги монашества дл€ ÷еркви и обществаї (1874) и ЂЅелое духовенство и его интересыї (—ѕб., 1881), ЂЌесколько слов о монашестве прежнем и нынешнемї (—ѕб., 1891). ≈лагин издал в Ѕерлине книгу Ђ–усское духовенствої (1859).

ѕод своим именем Ќ. ¬. ≈лагин напечатал: Ђ–ассказ о киевской старинеї (—ѕб., 1842), Ђќчерк жизни кн€з€ ѕлатона јлександровича Ўиринского-Ўихматоваї (—ѕб., 1855); Ђ∆изнь кн€гини ќрловой-„есменскойї (—ѕб., 1853); Ђѕисьма о христианской жизниї (—ѕб., 1858); Ђѕервые христианские мученики в Ћитвеї (Ђ∆. ћ. Ќ. ѕр.ї, ч. XXXVIII); Ђ—равнение древних грамот и актов городов ¬ильно, “рок,  овно и проч.ї (там же, ч. XXXIX); Ђ‘рески XI в., открытые в  иево-—офийском собореї (там же, ч. XLI), Ђќ передаче брачных дел из духовного суда в светскийї (ћ., 1879) и др. ≈му же приписывают изданные за границей: Ђ–усское духовенствої (Ѕерлин, 1859) и Ђ»скандер-√ерценї (Ѕерлин, 1859).

—оставленна€ ≈лагиным Ђ∆изнь графини јнны јлексеевны ќрловой-„есменскойї (—ѕб., 1853) €вл€етс€ единственным до насто€щего времени жизнеописанием известной церковной благотворительницы. ¬ 1859 году ≈лагину были переданы кн€гиней “ать€ной Ѕорисовной ѕотЄмкиной собранные о духовнике Ќ. ¬. √огол€ протоиерее ћатфее материалы. Ќиколай ¬асильевич находилс€ также в тесной дружбе с профессором ћƒј ѕ. —.  азанским, который по просьбе ≈лагина и составил Ђ∆итие иже во св€тых отца нашего “ихона, епископа воронежского, чудотворца все€ –оссииї (—ѕб., 1871 Ч дл€ народного чтени€; такое же сочинение, более пространное, было издано позже Ч 2 изд., 1862).

≈лагин посто€нно подчеркивал значение монашества и особенно архиереев Ч преемников апостольских, поскольку падение роли епископата приводит к протестантизму. „асть белого духовенства, по мнению ≈лагина, отличалась недолжным исполнением пастырских об€занностей и стремлением к власти, что приводило к возникновению церковных и общественных нестроений. ќн выступал против принципа выборности духовенства, перехода под начало белых св€щенников духовно-учебных заведений; говорил о необходимости монастырского характера воспитани€ семинаристов. –аспространение науки, печати, образовани€ в обществе, по его мнению, ослабл€ют церковный дух и готов€т почву дл€ либерализма, а затем и нигилизма. ќн подвергал критике гражданскую власть, начина€ с ѕетра I, за Ђмирское направлениеї. ќсновной задачей он считал устранение всего, что может стесн€ть, подавл€ть про€влени€ духовности церкви, лишать еЄ возможности без ограничений исполн€ть своЄ предназначение Ч вести верующих к спасению.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9330
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9238
¬€чеслав “ихонов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41700
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru