Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–ональд –ейган

   /   

Ronald Reagan

   /
             
‘отографи€ –ональд –ейган (photo Ronald Reagan)
   

ƒень рождени€: 06.02.1911 года
—Ўј
ƒата смерти: 06.06.2004 года
ћесто смерти: —анта ћоника, ,  алифорни€, —Ўј
¬озраст: 93 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


–ональд –ейган (биографи€)

40-й президент —Ўј

≈сли следовать комментари€м некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после ‘ранклина ƒ. –узвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он. –ечь шла о "консервативной революции", и даже о "революции –ейгана".

12.12.2000

–ональд ”. –ейган был - после ƒуайта ƒ. Ёйзенхауэра - вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока. ќн ушел с должности, име€ высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы его вице-президент в 1988 году был избран его преемником. ≈сли следовать комментари€м некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после ‘ранклина ƒ. –узвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он. –ечь шла о "консервативной революции", и даже о "революции –ейгана". ѕрезидент в начале своего первого срока пребывани€ в должности сам задал тон ударом литавр, когда за€вил, что либерализм потерпел полное банкротство и что государство более не €вл€етс€ решением дл€ проблем, а само стало проблемой. ѕоэтому это дело времени - остановить рост государства и повернуть его назад.

–ональд –ейган фотографи€
–ональд –ейган фотографи€

ƒействительно ли при –ейгане состо€лась "консервативна€ революци€"? Ётот вопрос определил структуру последующей биографии –ональда –ейгана. ѕри этом, прежде всего, следует вы€снить, что, собственно, надо понимать под "консервативным" или противоположностью этого "либеральным". ќба пон€ти€ прочно вошли в повседневный €зык, они расплывчаты и считаютс€ ничего не говор€щими категори€ми, но в то же врем€ содержат столько смысла, что могли быть разумно использованы дл€ характеристики и отличи€ различных политических содержаний и положений вещей. ¬ то врем€, как в —таром —вете либерализм уходит корн€ми в традицию "государства как сторожа" XIX века и стремитс€ к минимальному вмешательству государства в экономику и общество, т. е. к государственной воздержанности, в —оединенных Ўтатах под "либеральным" понимаетс€ как раз противоположное, а именно, позитивна€ позици€ по отношению к активному социальному государству. ¬ отличие от этого в —Ўј "консервативный" обозначает принципиальную оппозицию вмешательствам (федерального) государства в экономику и общество и подчеркивает самосто€тельность отдельных штатов и коммун и одновременно активную социальную де€тельность частных организаций, союзов и учреждений.  онкретнее: в социальной и экономической политике американский консерватизм приближаетс€ к таким ключевым словам, как отмена государственных заказов и расходов, снижение налогов, уравновешенный государственный бюджет, свободна€ игра рыночных сил и дерегул€ци€, дебюрократизаци€ и свободна€ торговл€.   этому в сфере социально-моральных вопросов добавл€етс€ оживление американской семьи и св€занных с ней ценностей, а также возврат к "доброй старой морали", а именно: выступление за общую утреннюю школьную молитву, против порнографии, гомосексуализма, абортов и преступности на улицах. ѕон€тийно сбивает с толку то, что "консервативный" в международных отношени€х означает как раз интервенционистскую внешнюю политику, "политику силы" и политику сильного государства, конкретно же - борьбу с коммунизмом, —оветским —оюзом и терроризмом, враждебность к политике разр€дки, а также повышение военных расходов.

 огда –ональд –ейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролс€ за должность президента, казалось, что общество и политика —оединенных Ўтатов переставили стрелки на консервативный поворот. Ќачина€ с конца 60-х годов наблюдатели выборов отмечали, что либеральные твердыни разрушались, а консерватизм на основе социально-структурных изменений, наоборот, все более укрепл€лс€. —труктурные преобразовани€ наблюдались в американской экономике, а именно: упадок горной промышленности и старой промышленности, производ€щей товары массового потреблени€, и подъем новых отраслей промышленности, нефт€ной и химической промышленности, электронной промышленности, но прежде всего - расширение третичной и четвертичной сферы, разнообразных предпри€тий бытовых услуг и промышленности культуры и образовани€.

–ональд –ейган фотографи€
–ональд –ейган фотографи€

–езультаты выборов 1980 и 1984 года показали, что –ейган смог проникнуть в традиционный оплот избирателей-демократов и, по сравнению с предыдущим республиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у католико-этнических избирателей, у организованных в профсоюзы рабочих, женщин, у молодежи и на ёге. ƒвижуща€ сила коалиции избирателей –ейгана в 1980 и 1984 годах, к которой также принадлежали "демократы –ейгана", складывалась на основе тех социоэкономических и демографических изменений, которые протекали в стране в 60-е и 70-е годы. ≈е пружиной были структурное преобразование, рост экономики, социальный подъем и перемещение современной промышленности в район "солнечного по€са", который простиралс€ ќ“ ƒжорджии на побережье јтлантического океана через “ехас к ёжной и ÷ентральной  алифорнии.   тому же к коалиции избирателей –ейгана уже в 1980 году (и особенно четко это про€вилось в 1984 году) примкнула группа избирателей, котора€ до этого выдел€лась воздержанием от голосовани€, однако была активизирована консервативной риторикой кандидата в президенты: белые протестантские "возрожденные" христиане в штатах ёга и —реднего «апада, сплоченные в церковные общины, преимущественно баптистские, вокруг харизматичных телевизионных проповедников, таких как ѕэт –обертсон или ƒжерри ‘олуэлл (президента "нравственного большинства" консервативно-протестантской организации предвыборной борьбы).

Ќар€ду с преобразовани€ми в социальной и экономической структуре —оединенных Ўтатов в 1980 году существовали также и актуальные причины дл€ победы –ейгана в выборах. ≈го успех следует оценивать в большей степени как непри€тие ƒжимми  артера, чем как одобрение нового президента. “ак критическое положение американской экономики решительным образом определило поведение избирателей. ¬ год выборов индекс инфл€ции составл€л 14%, квота безработных 8%, реальный доход рабочих и служащих сокращалс€. —оветска€ оккупаци€ јфганистана в декабре 1979 года и тегеранска€ истори€ с заложниками были восприн€ты как глубокое унижение американской национальной гордости. ѕеред лицом бедственной экологической, социальной и внешнеполитической ситуации в —Ўј, по крайней мере общественность восприн€ла ее как таковую, возрастал спрос на активное политическое руководство, и –ональд –ейган мог осуществить его намного лучше, чем ƒжимми  артер. ¬ действительности –ейгана как блест€щего участника предвыборной борьбы и опытного политика недооценивали не только европейска€ пресса и американские журналисты и политические консультанты, но и президент  артер. ѕредубеждение, что республиканский кандидат €вл€етс€ не более чем посредственным актером, не учитывало того факта, что –ональд –ейган в силу своей биографии и политической карьеры был наилучшим образом подготовлен к должности президента. Ёто про€вилось также в том, как консервативный республиканец сумел превратить свою победу на выборах - 50,7% голосов за него и 41% за  артера - в политический мандат и в первом полугодии своего президентства развил бешеную скорость при прин€тии политических решений. ѕредвыборна€ борьба 1984 года против бесцветного демократического претендента ”олтера ћондейла, впервые выступившего с кандидатом на пост вице-президента женского пола, закончилась победой, при этом –ейган получил 58,8% голосов против 40,5% и 523 голоса против 13 в выборной коллегии.   умени€м, которыми должен был располагать современный президент во второй половине XX столети€, чтобы иметь успех, относилось: (1) уметь устанавливать приоритеты, отдел€ть важное от неважного, т. е. знать, чего он хочет, и при этом не упускать из виду, чего он может добитьс€; (2) идти на компромиссы и тем самым устанавливать консенсус, т. е. поступать прагматично; (3) создавать коалиции и находить большинство в собственной администрации, в  онгрессе и среди общественности, т. е. убеждать людей, располагать их к себе и завоевывать и, конечно, знакомить со своим обращением и со своими речами. »менно эти качества усвоил –ональд –ейган за свою долгую политическую карьеру.

–ональд ”илсон –ейган родилс€ 6 феврал€ 1911 года в “ампико, »ллинойс, в семье со скромным финансовым положением. ≈го родители, дедушка и бабушка были ирландского, шотландского и английского происхождени€. ƒетские и юношеские годы он провел в маленьких провинциальных городках »ллинойса, помимо города, где родилс€, еще в ћоимауте, ƒиксоне и, наконец, в ёерике, где с 1928 по 1932 год посещал колледж. Ёто был регион —оединенных Ўтатов на —реднем «ападе, где молодой растущий человек превосходно мог усвоить и внутренне почувствовать основы американской идеологии: индивидуализм, веру в то, что каждый сам €вл€етс€ кузнецом своего счасть€, и глубокий скепсис к центральному правительству в далеком ¬ашингтоне.

ѕосле окончани€ колледжа –ейган стал спортивным комментатором, сначала один год на маленькой радиостанции в ƒейвенпорте, јйова, потом на более крупной радиостанции NBC в ƒеи-ƒе-ћуане того же штата. Ёто были годы обучени€ мастерству, за которое –ейган в конечном счете снискал славу "великого коммуникатора". ¬ 1937 году он переехал в √олливуд, где началась его 30-летн€€ карьера в кино и на телевидении. ƒ. € его политического развити€ также важно было то, что он стал активным профсоюзным де€телем и в 1947 году президентом профсоюза киноактеров. Ёта де€тельность научила его вести переговоры (также по тарифу) и развила инстинкт, когда следует оставатьс€ непреклонным, а когда следует пойти на компромисс. ¬ 1952 году он женилс€ на своей коллеге, актрисе Ќэнси ƒэвис.

ƒва года спуст€ –ейган стал работать по договору в фирме "ƒженерал Ёлектрик", чтобы помимо прочего вести телевизионную программу "ƒженерал Ёлектрик “еатр". ¬ договор входило также то, что 16 недель в году –ейган должен был ездить по производственным отделам предпри€ти€, чтобы выступать на производственных собрани€х и таким образом улучшать производственный климат и стимулировать идентификацию служащих с фирмой. ≈го стандартна€ речь содержала также и политическое обращение: он подчеркивал значение индивидуума, восхвал€л идеалы американской демократии, предостерегал от коммунистической угрозы и опасности сильно разрастающегос€ социального государства. ¬ 1962 году –ейган, первоначально считавший себ€ демократом в духе –узвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и стал республиканцем.

Ћучшие дн€

 им Ѕейсингер. Ѕиографи€
ѕосетило:21373
 им Ѕейсингер
ƒжим ћоррисон: «а пределами реальности
ѕосетило:17380
ƒжим ћоррисон
јлиса ‘рейндлих: “айна всеобщей любимицы
ѕосетило:10912
јлиса ‘рейндлих

Ќе было случайностью и то, что опытный в средствах массовой информации –ейган в 1965-66 году баллотировалс€ на пост губернатора именно  алифорнии: здесь, в сравнении с другими штатами, персонализаци€ политика продвинулась далеко вперед, и партии играли относительно небольшую роль. ’от€ (или возможно также: именно потому, что) –ейган был известен как сторонник Ѕарри √олдуотера, провалившегос€ в 1964 году архиконсервативного кандидата в президенты от республиканцев, он вел умеренную, однако однозначно консервативную предвыборную борьбу. ¬ыступал за возвращение к старой доброй морали, к закону и пор€дку по отношению к волнующимс€ студентам и университетам, за сокращение бюджета штата  алифорни€ и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. «а 8 лет пребывани€ –ейгана на посту губернатора  алифорнии в его стиле руководства и в содержании политики вы€вились многие характерные черты, которые позже характеризовали его президентство. ќн возглавл€л исполнительную власть как председатель наблюдательного совета, подчеркивал свои консервативные принципы, умел установить приоритеты, но не вмешивалс€ в частности администрации и законодательного процесса. √убернатор повторно обращалс€ пр€мо к избирател€м, чтобы оказывать таким образом давление на обе палаты законодательной власти. ¬ спорных случа€х он умел действовать прагматически, заключать компромиссы и находить большинство. ¬опреки его консервативной предвыборной риторике за два срока пребывани€ на посту губернатора повысились налоги, удвоилс€ бюджет штата и не уменьшилось число государственных служащих.

» оп€ть же способности –ейгана как специалиста средств массовой информации и коммуникатора выровн€ли его путь в Ѕелый дом. ≈го ловкое выступление как политика-гражданина нашли большой отклик в республиканской партии. ѕосле того, как в 1976 году он с 111 голосами (из 2257) на республиканском съезде проиграл президенту ƒжералду ‘орду выдвижение, в 1980 году он выиграл 29 из 34 туров и добилс€ успеха на партийном конгрессе.

Ѕольшой успех как оратора объ€сн€лс€ еще и тем, что его риторика основывалась на фундаментальных убеждени€х. ќн был актером с политическими принципами, который умел себ€ самого и свою политику идентифицировать с американскими ценност€ми и традици€ми.   его личным качествам относились спокойна€ уверенность в себе и оптимизм.

≈го энергична€ манера и цела€ лавина кадровых и политических деловых решений в первые мес€цы после избрани€ усилили впечатление общественности, что с вступлением в должность нового президента пришел политический поворот, даже разразилась "консервативна€ революци€". „то прежде всего удалось –ейгану, так это восстановить утер€нную веру в институт президента как институт, в котором формируетс€ и проводитс€ национальна€ политика. ¬ одном интервью с "‘оген" президент объ€снил, что метод его руководства состоит в окружении себ€ выдающимис€ личност€ми, сохранении авторитета и невмешательстве, пока его политика проводитс€ правильно. ƒействительно, президент был отключен от ежедневного административного хода событий, что сначала превосходно функционировало, но на втором сроке привело к скандалу »ран-контрас, который €сно показал, что президент не €вл€етс€ больше хоз€ином Ѕелого дома.

Ќасколько блест€ще –ейган и его ближайшие советники были подготовлены к президентству, показала их кадрова€ политика 1980/81 года. ќсобое внимание удел€лось тому, чтобы ниже уровн€ кабинета сто€ли посланники президента, которые преследовали политику Ѕелого дома. Ётих высокопоставленных чиновников, перед тем как они пошли в свои министерства, по-насто€щему тренировали доверенные –ейгана. 300 важнейших кадровых назначений базировались на критерии партийной принадлежности, такого не было с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных были республиканцами, только 3% демократами (среди них така€ консервативна€ женщина, как посол ќбъединенных Ќаций ƒжин  иркпатрик). » в этой сфере второй срок президентства наметил перелом, коррупци€ играла все большую роль. ƒо конца 1986 года более 100 членов администрации –ейгана были уволены по этой причине или находились под обвинением.

¬ первый срок пребывани€ в должности президент был окружен двум€ кольцами советников. ¬нутреннее кольцо составл€ло так называема€ тройка, а именно: ƒжеймс Ѕейкер как начальник штаба, Ёдвард ћиз, шеф кабинета, и ћайкл ƒивер, ответственный за св€зи с общественностью. ¬торое кольцо состо€ло из тех, кто докладывал тройке, но сам не имел доступа к президенту. ¬ 1980 году под руководством ћиза было образовано 7 комитетов кабинета, чтобы таким путем прив€зать членов кабинета к Ѕелому дому и избежать ошибок администрации  артера, когда члены кабинета публично спорили друг с другом. ¬ апреле 1985 года эти 7 комитетов кабинета были переоборудованы в 2, а именно: совет по внутренней политике и совет по экономической политике. „лены кабинета теперь, однако, все больше игнорировали соглашени€, прин€тые в этих советах. ѕр€мо в начале президентства –ейгана был упрощен бюджетный процесс внутри исполнительной власти, централизован и политизирован в ведомстве по менеджменту и бюджету под руководством ƒэвида —токмана. ¬ообще, административно-организационные меропри€ти€ в органах исполнительной власти после 1980-81 года были направлены на то, чтобы централизовать власть в Ѕелом доме и программно прив€зать политических чиновников, возглавл€ющих учреждени€. ¬о врем€ второго срока президентства –ейгана эта концепци€ обернулась сверхцентрализацией вследствие того, что место тройки зан€л один-единственный человек ƒональд –ейган, который был менее компетентен, чем его предшественники, и неспособен к коллективному руководству. Ёнергична€ и честолюбива€ перва€ леди Ќэнси –ейган также €вно все больше вли€ла на план-график своего мужа, при этом она привлекала гороскопы и довер€ла советам астрологов. јвторитет президента и его института страдал из-за аферы »ран-контрас, краха биржи в окт€бре 1987 года и стремительно возрастающего дефицита бюджета и внешней торговли. Ќачальник штаба ƒональд –ейган вынужден был, в конце концов, уйти в отставку и был заменен политически опытным бывшим лидером республиканского большинства в сенате √овардом Ѕейкером.

¬ Ѕелом доме в законодательном бюро по св€з€м –ейган собрал профессиональную команду, котора€ во главе с ћаксом ‘ридерсдорфом вначале чрезвычайно эффективно умела обходитьс€ с парламентом. ”далось создать в обеих палатах независимую от партии коалицию голосовани€, котора€ поддерживала экономическую и социальную политику –ейгана, но, прежде всего, его проекты бюджета. — самого начала –ейган и его сотрудники умело св€зали друг с другом пр€мое воздействие на  онгресс и косвенное давление на парламент посредством мобилизации общественности. ѕервые 6 мес€цев правлени€ –ейгана были отмечены захватывающими дух успехами в  онгрессе. ќднако эта коалици€ голосовани€ распалась скоро вследствие гроз€щего дефицита бюджета и начинающегос€ глубокого экономического кризиса. ¬о второй срок своего президентства –ейган старалс€ сохранить успехи голосовани€ первых лет. ¬ действительности  онгресс, в котором с 1986 года в обеих палатах снова большинство составл€ли демократы, все больше определ€л содержание политики. –ейган вовсе не стал самым преуспевающим законодателем после ‘ранклина ƒ. –узвельта и Ћиндона Ѕ. ƒжонсона, как это утверждала легенда, созданна€ консервативными журналистами в первый год президентства –ейгана. Ѕолее того, он занимает предпоследнее место среди семи президентов с 1953 года относительно поддержки в  онгрессе.

Ѕольше –ейган преуспел в размещении своих предпочитаемых кандидатов на судейских стуль€х федерального суда. ќднако в силу конституционно-правового об€зательного согласи€ сената при назначении судей президент вынужден был вести очень осторожную практику, как показало неудавшеес€ выдвижение –оберта Ѕорка в ¬ерховный суд. “ем не менее –ейгану удалось заменить новыми лицами почти половину всех судейских мест в окружных и апелл€ционных судах, а также 3 из 9 мест в ¬ерховном суде. Ѕольшинство этих юристов были консерваторами, но вовсе не об€зательно догматиками, и уж тем более они не были закоснелыми идеологически.

”даром в литавры –ейган возвестил о начале своего президентства, и его первоначальные успехи в экономической и социальной политике в  онгрессе производили впечатление "консервативной революции". ќднако и здесь следует различать два срока пребывани€ в должности, а также 2 президентства.  онгресс функционировал как либеральный тормозной кондуктор, так что консервативна€ политика –ейгана не могла быть осуществлена в неразбавленном виде.

ядро провозглашенной революции –ейгана составл€ла "рейганомика", ориентированна€ на предложение экономической программы, котора€ понималась как ответ на экономические проблемы 70-х годов. —огласно ей должны были быть значительно снижены налоги, предложены возможности амортизации и вычеркнуты или упрощены, преп€тствующие инвестици€м государственные предписани€, чтобы вызвать рост экономики. ѕотери доходов должны были быть краткосрочно предотвращены экономией на социальных программах, а долгосрочные - покрыватьс€ увеличением доходов из расшир€ющегос€ народного хоз€йства - и все это при уравновешенном бюджете. Ѕыло совершенно €сно, что здесь возникнут целевые конфликты, тем более, что одновременно должны были значительно возрасти оборонные расходы.

–ейган действительно добилс€ прин€ти€ основных положений своей экономической программы с утверждением бюджета на первое полугодие 1981 года. Ѕыло решено сократить налоги на 25%, ”/о в первом и по 10% в два последующих года. — 1985 года налоги были индексированы с темпом инфл€ционного роста цен, так что за обесцениванием денег не следовало больше автоматически повышение реальных налогов. Ќалогова€ квота действительно снизилась дл€ большинства налогоплательщиков. ќднако, не в последнюю очередь перед лицом угрожающе растущего дефицита бюджета, еще при –ейгане было предприн€то 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов.   этому прибавилось повышение взносов по социальному страхованию. ¬ общем, налоговые поступлени€ как процент совокупного общественного продукта снизились за врем€ президентства –ейгана с 20 до 18,6%, что примерно соответствовало доле сразу после второй мировой войны.

“о, что "консервативна€ революци€" не состо€лась, нагл€днее всего демонстрирует тот факт, что объем федерального бюджета при –ейгане посто€нно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до 859,3 миллиарда долларов в 1987 году (соответственно стоимости доллара в 1982 году). ≈сли даже не принимать в расчет военные расходы, то бюджет в этот период вырос с 535,1 до 609,5 миллиарда долларов. ѕри этом дефицит государственного бюджета временами полностью уходил из-под контрол€ и достиг в 1986 году рекордной высоты в 221 миллиард долларов. ¬ этом дефиците государственного бюджета вследствие снижени€ налогов и одновременно повышени€ расходов был повинен сам президент, который, как консерватор, твердо придерживалс€ принципа уравновешенного государственного бюджета и хотел его видеть закрепленным в конституции.

—окращений социальных программ было давно недостаточно, чтобы удерживать разрастающуюс€ дыру в бюджете. ’арактерно, что сильнее всего сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населени€, которые к тому же принимали наименьшее участие в выборах президента или в  онгресс. ѕродовольственные карточки были отменены, и пособи€ дл€ матерей-одиночек значительно сокращены. ќдновременно социальные программы, полезные дл€ среднего сло€, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и св€занное с ним страхование на случай болезни. ѕри –ейгане в американском обществе произошла пол€ризаци€ между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то врем€ как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности.

»з-за протеста  онгресса потерпела неудачу сама€ крупна€ программа децентрализации в истории западной демократии, "новый федерализм" –ейгана, котора€ имела целью как значительное сокращение федеральных отчислений, так и "обратный" перевод социально-государственных задач и одновременно налоговых ресурсов на отдельные штаты. —окращение федеральных субсидий штатам было, однако, значительным, в сфере жилищного строительства и городского развити€ почти драматическим. “емпы роста федеральных средств в штатах номинально замедлились уже при администрации  артера, реально же в результате высокого темпа инфл€ции даже снизились. √оды президентства  артера поэтому могут рассматриватьс€ как переходный период к "новому федерализму" –ейгана. Ёто также относитс€ к сфере политики дерегул€ции: здесь отмена предприн€тых в федерально-государственном масштабе ограничений конкуренции в воздушном и автомобильном сообщении началась еще при  артере и была продолжена при –ейгане упразднением положений о защите окружающей среды и об охране труда.

јдминистраци€ –ейгана успешно боролась с инфл€цией и безработицей. »ндекс инфл€ции снизилс€ с 12,5% в 1980 году до 4,5% в 1988 году.  вота безработных в этот же период опустилась с 7 до 5,4%. Ѕыло создано 18 миллионов новых рабочих мест, хот€ многие места приходились на группу с самым низким доходом. ѕри этом не следует забывать о том, что экономический подъем следовал за т€желым спадом 1981-82 годов (с квотой безработных в 10%) и что стремительно, почти драматически возрастал внешнеторговый дефицит.

—овершенно в духе консервативной политики было огромное повышение военных расходов, направленных против —оветского —оюза, вступление которого в јфганистан было соответственно инструментализировано. “акже и здесь, еще при  артере, началась беспримерна€ программа вооружени€, которой нужно было встретить советскую угрозу, поставить на место "империю зла" (так –ейган публично назвал —оветский —оюз). ѕрезидент предоставил также полную свободу действий секретным службам, особенно ÷–” под руководством ”иль€ма  ейси, в стимулировании сопротивлени€ в сфере советского вли€ни€ и в поддержке антикоммунистических партизанских сил в "третьем мире". ¬ этой политике сначала, казалось, не было места дл€ разоружени€ и контрол€ вооружений. “олько после того, как американский военный вес повысилс€ по отношению к —оветскому —оюзу - прежде всего благодар€ начавшемус€ с 1983 года размещению ракет средней дальности в «ападной ≈вропе, –ейган смог во врем€ своего второго срока пребывани€ на посту президента вести с —оветским —оюзом переговоры с позиции силы. ѕоследовали 4 конференции на высшем уровне, заключение договора о –—ћƒ, успехи в ограничении стратегических вооружений и в обоюдных внешних инспекци€х. ќднако уже в 1982 году в  онгрессе образовалась широка€ коалици€, котора€ сначала урезала наполовину требуемый президентом темп роста в военном бюджете, а с 1984 года полностью исключила его. »з-за высоких темпов вооружени€ резко изменилось общественное мнение, и тревога за огромные дефициты бюджета, которые привели к взрывообразному росту государственных долгов, все больше определ€ла все области политики, в том числе и политику обороны. «а другими исследовани€ми остаетс€ право вы€снить, была ли программа вооружени€ администрации –ейгана действительно направлена первоначально против —оветского —оюза или, как предполагает Ё.ќ. „емпил, должна была сознательно служить рычагом дл€ ликвидации американского социального государства.

¬нешн€€ политика –ейгана €вл€лась уклончиво антикоммунистической, как она про€вилась не только по отношению к —оветскому —оюзу, но и в ее первоначальных идеологически-закоснелых чертах также и по отношению к ÷ентральной јмерике и особенно к сандйнистам в Ќикарагуа. “о, что при –ейгане осуществл€лась политика разр€дки, относитс€ к парадоксам его президентства. Ѕорьба за власть с —оветским —оюзом была выиграна, потому что пришедший в 1985 году к правлению ћихаил √орбачев закончил свою экспансионистскую мировую политику и, благодар€ реформам, приблизил конец —оветского —оюза и ¬аршавского договора. –ейган прикрепил, правда, эту победу на свой флаг, однако она была в большей степени подарена √орбачевым, чем завоевана. ќстальные достижени€ во внешней политике происходили, в основном, посредством символических акций, как, например, вторжение на маленький остров √ренада в 1983 году, которое должно было положить конец вли€нию  убы на  арибском море, и воздушна€ бомбардировка Ћивии в 1986 году как мера наказани€ обвиненной в терроризме страны. ѕри этом американска€ внешн€€ политика в основном осталась гибкой и прагматичной, как показал быстрый вывод американских войск из Ѕейрута после покушени€ с применением бомбы, в котором было убито 200 американских солдат.  ак раз в сфере внешней политики конкурировали различные политические институты, такие как —овет Ќациональной Ѕезопасности, министерство иностранных дел, министерство обороны, ÷–” и сотрудники Ѕелого дома. »менно эта ситуаци€ сделала возможной аферу »ран-контрас, о которой стало известно в 1986 году благодар€ иностранным сообщени€м в прессе. ¬опреки возражени€м министра иностранных дел ƒжорджа Ўульца и министра обороны  аспара ¬айнбергера —Ўј тайно поставл€ли оружие и боеприпасы »рану, который с 1980 года вел войну против »рака. ÷елью было, таким образом, освободить американских граждан, которые удерживались »раном в качестве заложников, что, однако, удалось в одном-единственном случае. ѕрибыли от сделки с оружием, очевидно по инициативе подполковника ќливера Ќорта, который был сотрудником —овета Ќациональной Ѕезопасности в Ѕелом доме, использовались ÷–” дл€ поддержки никарагуанских контрас, ведущих партизанскую войну против сандинистского правительства.  онгресс расследовал эти нелегальные и противоречащие конституции действи€ в 1986 и 1987 годах, но не смог доказать непосредственного участи€ в этом президента. ”читыва€ травматический опыт уотергейтской истории.  онгресс опасалс€ процесса по смещению с должности все еще попул€рного президента, который восстановил веру јмерики в себ€. ƒемократический депутат Ўредер говорил в этой св€зи о "тефлоновом президентстве" –ейгана, с которого соскальзывают все плохие извести€.

’арактерным дл€ политического прагматизма –ейгана было то, что он демонстративно держалс€ в стороне от социально-моральных вопросов, как, например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. ¬опреки насто€нию своих христианско-консервативных сторонников он ограничивалс€ риторическими высказывани€ми, но не про€вл€л конкретной инициативы. Ёмоции, та€щиес€ в этих конфликтных вопросах, могли бы легко привести к пол€ризации и поставить под угрозу экономическую и социальную политику в  онгрессе. ¬ конкретной политике эти социально-моральные вопросы, которые характеризовали определенные консервативные позиции, не имели дл€ –ейгана приоритета.

ѕрезидентство –ейгана было отмечено парадоксами: как консерватор президент создал большую в американской истории гору долгов. Ќесмотр€ на принципиальный поворот "рейганомики" против заклейменного как "социалистическое" кейнсианства, с помощью вооружени€ была создана массивна€ инвестиционна€ программа, котора€ по своему экономическому воздействию сводилась к "военному кейнсианству". ≈сли в начале своего президентства –ейган видел в —оветском —оюзе еще "империю зла", то в 1987-88 годах взаимопонимание с этой страной сто€ло на переднем плане. ’от€ –ейган способствовал убеждению общественности в том, что федеральное правительство неспособно решать актуальные проблемы, он, однако, оживил институт президента и показал, что политическа€ система реагирует на президента.

—ами противоречи€ и целевые конфликты, заложенные в рейгановском консерватизме, содействовали его крушению. “о, что консервативна€ претензи€, как ее риторически блест€ще представил –ейган, не осуществилась, про€вл€етс€ во многих аспектах: социальное государство "нового курсам по-прежнему существовало, концепци€ –ейгана "новый федерализм", по существу, провалилась. —оциально-моральные вопросы, сто€щие на самом верху повестки дн€ "новых правых", не были прин€ты –ейганом. ¬ вопросах гражданских прав, эмансипации женщин и контроле за рождаемостью американска€ общественность осталась либеральной.

„исло федеральных чиновников с 1980 по 1987 год возросло на 3%. ≈сли в предвыборной борьбе 1980 года –ейган обещал ликвидировать министерства энергетики и образовани€, то это обещание не только не было выполнено, но и было создано еще одно министерство по делам ветеранов. ¬место запланированных 11 министерств в конце президентского срока –ейгана существовало 14 министерств, федеральное правительство не сократилось, а увеличилось. “акже и в партийной системе и в общественном мнении в 80-е годы не наблюдалось консервативного перелома: демократическа€ парти€ господствовала в палате представителей и в большинстве штатов.

„то изменилось при –ейгане и что создавало видимость "консервативной революции", так это темы, сто€щие в центре политической дискуссии. Ёти изменени€, как метко пишет  урт Ћ. Ўелл, были равны смене образцов. „то выставл€лось дл€ дискуссии, так это была экспанси€ социального государства, критически вы€сн€лись его объем и его функции. „то политический дух времени изменилс€ еще при  артере, видно по тому, как беззаботно прежде либеральные демократы присоединились к политике экономии и дерегул€ции.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 им Ѕейсингер. Ѕиографи€
ѕосетило:21373
 им Ѕейсингер
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276899
ёрий ¬ласов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41924
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru