Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай II

   /   

Nikolay ll

   /
             
‘отографи€  Ќиколай II (photo  Nikolay ll)
   

ƒень рождени€: 18.05.1868 года
–осси€
ƒата смерти: 17.07.1918 года
ћесто смерти: ≈катеринбург, –осси€
¬озраст: 50 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ќ Ќиколае II. ѕо мере сил объективно

–усский император с 1894 г. по 1917 г.

17 июл€ –усска€ православна€ церковь отмечает день пам€ти Ќикола€ II, последнего российского императора: именно в этот день в 1918 году он и его семь€ были расстрел€ны большевиками.

28.12.2006

ƒень пам€ти не самый удачный момент дл€ объективного анализа, попытки рассказать правду в мемориальные дни не приветствуютс€. Ќаоборот, в этот день кругозор обычно искусственно сужаетс€ и торжествует не правда, а политкорректность. “ем не менее, нарушу эту традицию, потому что жизнь и смерть последнего императора дают немало пищи дл€ размышлений, а судьба любого крупного политика - а Ќиколай, конечно же, им был - никогда не бывает белой и пушистой. Ќаконец, даже уже ушедший из жизни политик - не может рассчитывать на спокойный сон, поскольку сам посто€нно вмешивалс€ не только в сны, но и в жизни множества людей, в том числе, посыла€ их на смерть. “ак что здесь индульгенци€ не работает. ƒаже, если он причислен –ѕ÷ к лику св€тых великомучеников.

 Ќиколай II фотографи€
Ќиколай II фотографи€

¬ отличие от большинства своих предшественников на русском престоле, мнени€ о которых часто бывали пол€рными, Ќиколай II заслужил у современников однозначную оценку - неуд. „то и не удивительно, поскольку именно на нем закончилась династи€, а сама –оссийска€ импери€ с отречением Ќикола€ рухнула. ясно, что вина за это лежит не только на нем, но и на многих его предках, однако психологически последний всегда виновен больше остальных. —ерьезные попытки переосмыслить правление последнего императора предпринимаютс€, пожалуй, только сейчас, да и то при этом, как правило, исход€т не из его жизни, а из его мученической - тут с –ѕ÷ нельз€ не согласитьс€ - смерти. ѕри этом, как правило, забывают элементарное. ¬ том, что Ќиколай II - это одновременно и Ќиколай  ровавый (после ’одынки,  ровавого воскресень€, русско-€понской и первой мировой войны), и Ќиколай ћученик - нет противоречи€. ≈сть люди, которые умеют жить, но не способны достойно встретить смерть и есть люди, которые, наоборот, не умели жить, но смогли по-человечески и мужественно встретить свой конец. Ќиколай как раз из последних.

≈сли разобратьс€, то самыми снисходительными к императору-неудачнику оказались марксисты, поскольку, по их мнению, как бы и что не делал последний из русских царей, самодержавие было все равно обречено в силу законов исторического развити€. ¬ этом смысле Ђинтуитивным марксистомї €вл€лс€ и сам Ќиколай II: он также полагал, что буквально все его усили€, в какую сторону они бы ни направл€лись, обречены на неудачу. –азница лишь в том, что Ќиколай ссылалс€ при этом на мистику, рок и Ѕиблию, а Ћенин на классовую борьбу, диалектику и Ђ апиталї.

— выводами марксистов соглашались, однако, далеко не все. ћногие монархисты, например, полагали, что Ќиколай II просто завалил порученное ему историей дело. ќсобенно раздражало наиболее ортодоксальных монархистов его решение об отречении. ѕо их мнению, Ќиколай просто не имел на это права. ѕри этом, объ€сн€€ причины неудач Ќикола€, критики чаще всего ссылались на ограниченные умственные способности последнего императора, его слабую волю и недостаточное образование. „тобы доказать последнее, многие из современников замечали, что Ќиколай по своим знани€м, воспитанию и уму не т€нул выше гвардейского полковника. “е же, кто особенно его не любил, понижали интеллектуальный и образовательный коэффициент цар€ даже до поручика. ’арактеристика, правда, не очень вразумительна€. –усска€ истори€ знает немало блест€ще образованных поручиков (их много, например, среди декабристов) и уж тем более помнит несметную тучу безграмотных и бесталанных генералов.

Ќаконец, если даже подходить к делу формально, то следует напомнить, что у последнего императора было как-никак все-таки два высших образовани€. ƒругое дело, что ни талантов военных, ни талантов законотворческих Ќиколай не про€вил. » это дело обычное - наличие диплома не есть свидетельство таланта.

ћинистр иностранных дел –оссии в 1906 - 1910 годах јлександр »звольский в своих воспоминани€х пишет: Ђќн никогда не был наследником в глазах семьи и родных до самой смерти отца, а просто Ќикки (или Ќики), миловидным молодым человеком, люб€щим спорт и литературу, но абсолютно не осведомленным в политической жизни своей страныї. »звольский прав, чтобы управл€ть такой страной, как –осси€, умени€ делать Ђсолнышкої на турнике, конечно, недостаточно.

¬ этом и заключалась как лична€ трагеди€ Ќикола€, так и трагеди€ –оссии. Ќиколай не умел, да и не хотел править. ќн глубоко и преданно любил жену и детей и мог бы при других обсто€тельствах прожить свою жизнь счастливо и безгрешно. ѕримерно то же самое можно сказать и о –оссии. „то бы там не говорили марксисты, не существовало никакой предопределенности: при другом более мудром и удачливом руководстве, –осси€ могла бы избежать всех тех бед, что обрушились на нее в XX веке. Ќо так уж случилось, что звезды выстроились в другом пор€дке.

Ќекоторые современники, называ€ цар€ коварным, на самом деле вкладывали в это определение совсем не то значение, что прин€то обычно. ѕод коварством цар€, как правило, подразумевали то, что он, например, мог в беседе с министром сначала полностью согласитьс€ с какой-то идеей, а на следующий день подписать пр€мо противоположное распор€жение. Ќа самом деле никакого коварства здесь не было, просто Ќиколай не мог противосто€ть напористому собеседнику и сказать ему Ђнетї. √осударю легче было согласитьс€, пообещать, а затем, избавившись от докучливого министра, сделать все наоборот.

Ћучшие дн€

»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40881
»рина ћирошниченко
ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28801
ёли€ ћайборода
Ћассе ¬ирен. Ѕиографи€
ѕосетило:11995
Ћассе ¬ирен

Ёту особенность - убегать от действительности и сложных решений ? современники приметили за Ќиколаем с самого начала его царствовани€, еще с ’одынки, трагедии, случившейс€ на празднике в честь коронации нового императора 17 ма€ 1896 года. “огда в результате безобразной организации народного гул€нь€ на ’одынском поле, из-за возникшей давки (толпа рвалась к бесплатным сладост€м и подарочным кружкам, а попадала в западню ? давно вырытые на поле и всеми забытые рвы) погибли две тыс€чи человек. Ќиколай огорчилс€, в дневнике записано: Ђќтвратительное впечатление осталось от этого извести€ї, но к вечеру отправилс€ на бал к французскому посланнику. ћать потребовала отменить все увеселени€ и наказать виновных в трагедии, невзира€ на родственные св€зи (генерал-губернатором ћосквы €вл€лс€ великий кн€зь —ергей јлександрович), но сын мудрый совет не услышал. “ак было и дальше. ¬плоть до отречени€.

ћало, кто задумываетс€ над тем, что если бы Ќиколай II скоропостижно скончалс€ на рубеже XIX и XX веков, то ушел бы из жизни совершенно с другим имиджем: как признанный лидер пацифистов, а его барельеф, не исключено, украшал бы здание сначала Ћиги Ќаций, а затем и ќќЌ. ћечты о всеобщем мире, естественно, родились задолго до Ќикола€ II. ƒругое дело, что мало кто из политиков всерьез прислушивалс€ к мнению пацифистов. ¬ ≈вропе конца XIX века также по€вилось несколько подобных трудов, вызвавших большое сочувствие в обществе. Ќаиболее попул€рными книгами стали две: роман Ђƒолой оружие!ї (1889 год) австрийской баронессы Ѕерты фон «уттнер (Bertha von Suttner) и многотомный аналитический труд ЂЅудуща€ война в техническом, экономическом и политическом отношени€хї (1888 год) польского евре€, банкира и железнодорожного магната »вана Ѕлоха (или Ѕлиоха). ¬ отличие от других политических лидеров Ќиколай II в пацифистскую идею поверил, попыталс€ ее реализовать и в значительной мере даже преуспел.

»де€ разоружени€ носилась в воздухе, заслуга Ќикола€ II в том, что он идею Ђуловилї, попыталс€ ее Ђприземлитьї и даже Ђукоренитьї, то есть облечь предложени€ пацифистов в форму конкретных международных соглашений.

Ћюбопытно также, что Ќиколай встал на сторону пацифистов, несмотр€ на откровенно негативное отношение к труду Ѕлоха со стороны русских военных, они сочли это произведение крайне вредным. √лавным помощником цар€ в его борьбе Ђза дело мираї стал профессор ѕетербургского университета ученый-юрист ‘едор ћартенс. »менно он выработал документ, в котором содержалось предложение созвать международную конференцию в цел€х ограничени€ роста вооружений и выработки политического и правового механизма, способного предотвращать и разрешать международные конфликты.

ѕрекрасно понима€, насколько сложные задачи предстоит решать участникам конференции, –осси€ дл€ начала предлагала заморозить существовавший на тот момент уровень вооружений и военных бюджетов, а уже дальше зан€тьс€ изучением вопроса о сокращении вооруженных сил. –€д пунктов программы был посв€щен запрету на использование некоторых видов оружи€, а также запретам на р€д новых способов ведени€ военных действий. Ќапример, предлагалось запретить метание снар€дов с воздуха. ѕредлагалось также ратифицировать, наконец, ƒекларацию о законах и обыча€х войны, выработанную еще на конференции в Ѕрюсселе в 1874 году. ќсобо дорожила –осси€ последним, восьмым пунктом своей программы, где речь шла о Ђтретейском разбирательствеї международных конфликтов.

ѕервоначально местом проведени€ конференции избрали ѕетербург, но затем русска€ дипломати€ сочла, что удобнее дл€ всех участников будет собратьс€ в какой-нибудь нейтральной и небольшой европейской стране. “ак по€вилось и навсегда осталось в международных документах слово Ђ√аагаї. ¬ свою очередь по предложению королевы Ќидерландов ¬ильгельмины начало работы конференции в знак уважени€ к –оссии приурочили ко дню рождени€ Ќикола€ II. ¬ этот день, 6 ма€ 1899 года I √аагска€ конференци€ и начала свою работу.

≈сли учесть посто€нное сопротивление со стороны р€да крупнейших западных стран и особенно √ермании, то окажетс€, что инициаторам конференции удалось сделать не так уж и мало. ¬ их активе р€д конвенций, в том числе о законах и обыча€х сухопутной войны и о применении к морской войне начал ∆еневской конвенции 1864 года. » три декларации: о запрете метать снар€ды с воздушных шаров, о запрете снар€дов Ђс удушающими или вредоносными газамиї и запрет на использование пули Ђдум-думї, то есть Ђпуль, легко разворачивающихс€ или сплющивающихс€ в человеческом телеї.  онференци€ в √ааге учредила также ЂЅюро о военнопленныхї, а во многих странах в результате инициативы Ќикола€ II возникли общества мира.

ѕо€вилась также палата “ретейского суда, а миллионер  арнеги под впечатлением конференции выделил 1,5 миллиона долларов на строительство ƒворца мира в √ааге.   сожалению, “ретейский суд в дальнейшем рассматривал исключительно второстепенные международные вопросы и важной роли в истории не сыграл. ј мог бы. ¬ канун ѕервой мировой войны Ќиколай направил ¬ильгельму письмо с предложением совместно выступить посредниками и предложить, чтобы спор между јвстро-¬енгрией и —ербией рассмотрел “ретейский суд. √ермани€ на предложение цар€ даже не ответила, поскольку считала, что гр€дущую войну выиграет.

–ади объективности в оценке личности Ќикола€ II следует помнить и это. ≈го противоречива€ фигура вместила в себ€ все. “ак что, расстрелива€ Ќикола€  ровавого, большевики расстрел€ли и Ќикола€ ѕацифиста.

ћари€ ‘едоровна, узнав об отречении, бросилась в —тавку утешать сына. ¬стретившись на перроне, они долго сто€ли на февральском ветру, обн€вшись, а потом медленно ушли от посторонних взгл€дов в соседний сарай. ќ чем в последний раз в жизни говорили мать и сын, не известно, но позже ћари€ ‘едоровна записала в дневнике: ЂЌики был неслыханно спокоен и величествен в этом ужасно унизительном положенииї.

¬ это можно поверить. ѕосле отречени€ и вплоть до дн€ своей гибели Ќиколай показал куда больше характера, чем за все свое трагическое царствование.

—правка:  анонизаци€ Ќикола€ ¬торого и членов его семьи

14 августа 2000 года на проход€щем в ћоскве јрхиерейском —оборе –усской ÷еркви последний российский император Ќиколай II и члены его семьи были причислены ћосковской патриархией к лику св€тых. ¬ истории православи€ к лику св€тых были причислены великие кн€зь€ российские - јлександр Ќевский, кн€зь ¬ладимир, Ѕорис и √леб. ѕричисление к лику св€тых означает, что ÷ерковь свидетельствует о близости этих людей к Ѕогу и молитс€ им, как своим покровител€м. ÷арска€ семь€ была канонизирована как страстотерпцы, то есть люди, безропотно прин€вшие страдальческую кончину.

–усска€ православна€ церковь за рубежом канонизировала Ќикола€ ¬торого раньше - в 1981 году. ¬ –оссии же, где в течение 80 лет Ќикола€ ¬торого называли не иначе как Ђкровавымї сделать это раньше было невозможно, царственные мученики были прославлены только как местночтимые св€тые в ≈катеринбургской, Ћуганской, Ѕр€нской, ќдесской и “ульчинской епархи€х –усской ѕравославной ÷еркви. ѕочитались они как св€тые и в —ербской ÷еркви. » даже в 1997 году на јрхиерейском —оборе, на котором обсуждалс€ вопрос о канонизации ÷арственных мучеников среди архиереев не было единого мнени€. » только в 2000 году после доклада, представленного председателем —инодальной комиссии по канонизации св€тых митрополитом  рутицким и  оломенским ёвеналием было прин€то единодушное решение. –ассмотрев церковное ѕредание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников –оссийских XX века, которым было Ђдано ради ’риста не только веровать в Ќего, но и страдать за Ќегої, јрхиерейский —обор определил: Ђѕрославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников –оссийских ÷арскую —емью: »мператора Ќикола€ ¬торого, »мператрицу јлександру, ÷аревича јлекси€, ¬еликих  н€жон ќльгу, “атиану, ћарию и јнастасию. ¬ последнем ѕравославном –оссийском монархе и членах его —емьи мы видим людей, искренне стремившихс€ воплотить в своей жизни заповеди ≈вангели€. ¬ страдани€х, перенесенных ÷арской —емьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в ≈катеринбурге в ночь на 17 июл€ 1918 года, был €влен побеждающий зло свет ’ристовой верыї.

—о дн€ канонизации все портреты последнего российского императора и членов его семьи считаютс€ иконами. Ќовопрославленным св€тым царю Ќиколаю, царице јлександре, цесаревичу јлексию, царевнам ќльге, “ать€не, ћарии, јнастасии, были составлены службы, написаны жити€, благословлены иконы дл€ общецерковного почитани€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10717
јнна ÷уканова- отт
»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40881
»рина ћирошниченко
јктер не одной роли
ѕосетило:11015
Ѕенедикт  амбербэтч

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru