Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир Ћенин

   /   

Vladimir Lenin

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир Ћенин (photo Vladimir Lenin)
   

ƒень рождени€: 22.04.1870 года
ћесто рождени€: —имбирске (ныне ”ль€новск), –осси€
ƒата смерти: 21.01.1924 года
ћесто смерти: ћосква (√орки), ———–
¬озраст: 53 года

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ћенин без мифов

¬ождь пролетариата

ќн стал судьбой –оссии, но у него была и Ћ»„Ќјя судьба.

21.01.2024

»менно слово "судьба" могло бы выразить лучше любого другого слова суть толстого труда английского историка –оберта —ервиса "Ћенин. ќпыт биографии".

Oднa из поcлeдних фотогpaфий ¬.». Ћeнина, 1924 гoд
Oднa из поcлeдних фотогpaфий ¬.». Ћeнина, 1924 гoд

Ќе надо демонизировать Ћенина, пишет беспристрастный ученый, все утверждени€ которого подтверждаютс€ письменными свидетельствами современников событий. ќн был лишь орудием рока, и его судьба, а значит, и судьба –оссии могла сложитьс€ совсем иначе. ¬ 1917 году уникальное стечение обсто€тельств вынесло Ћенина на гребень волны -- и только поэтому мы все (не только русские, конечно) сейчас там, где мы есть.



Ќи титаном мысли, ни исчадием ада Ћенин не был, но то, каким он был человеком (обычным, но вовсе не "простым"), помогает пон€ть многое в том, что случилось с –оссией и с миром в XX веке.

¬ладимир Ћенин фотографи€
¬ладимир Ћенин фотографи€

...Ќи в –оссийской империи, ни тем более за границей никто всерьез не думал, что большевики смогут захватить власть в –оссии, тем более -- удержать ее. Ќе разгорись балканска€ искра в пожар мировой войны, ќкт€брьской революции не случилось бы никогда. ¬ойна складывалась дл€ –оссии далеко не лучшим образом. Ёкономика, управление, политическа€ и общественна€ жизнь пришли в беспор€док -- и только это дало Ћенину шанс. "—тратегический гений" вожд€ мировой революции и "единственно верное учение" ни при чем. »сторическа€ правда состоит в том, что Ћенин стал Ћениным в значительной степени волею обсто€тельств -- просто он умел использовать возможности и обращать обсто€тельства к своей выгоде, а прежде умел разгл€деть эту выгоду. ”чредительное собрание пало бы и без Ћенина, но именно Ћенин, воспользовавшись моментом, захватил власть и установил в стране диктатуру.

ƒа, он исповедовал "научный подход" к революционной де€тельности и в угоду "учению" измен€л своему удивительному чутью. Ќо он в то же врем€ посто€нно корректировал свои теории и подгон€л концепцию пролетарской революции под те обсто€тельства, с которыми ему приходилось иметь дело на практике. ћаркса он порой просто прит€гивал за уши к тому, что делал.

¬ладимир Ћенин фотографи€
¬ладимир Ћенин фотографи€

Ќапример, военное поражение в ѕольше заставило Ћенина отказатьс€ - ни много ни мало - от планов захвата ≈вропы! Ћенин с самого начала планировал строить социализм не в изол€ции, он хотел осуществить пролетарскую революцию в масштабах ≈вропы и, защища€ свои планы перед партией, ссылалс€ на марксистскую теорию: революци€ "в отдельно вз€той стране", говорил он, не может победить окончательно. —обственно, эту точку зрени€ раздел€ли многие лидеры большевиков -- присутствие "братских стран" в любом случае было бы полезно или даже необходимо, а изол€ци€ была слишком плачевной перспективой: у –оссии уже в 1918 году фактически не было ни цельной территории, ни единой власти, ни нормальной экономики. ¬ 1918 году поход в ≈вропу был невозможен: на пути большевиков сто€ла мощна€ немецка€ арми€.   тому моменту, когда тевтонска€ военна€ машина рухнула, большевики уже ув€зли в гражданской войне. Ќо к 1920 году "внутреннего врага" повергли, и Ћенин был готов "вз€ть капитал за горло". ¬ июле 1920-го  расна€ јрми€ вступила в ѕольшу, и Ћенин уже громко говорил о "советизации" –умынии и ¬енгрии, спорил о принципах устройства европейской социалистической федерации.

"„удо над ¬ислой" в один день уничтожило "европейскую социалистическую федерацию" -- арми€ ёзефа ѕилсудского наголову разбила армаду —талина -- “роцкого и погнала красных обратно в пределы –оссии.

¬ладимир Ћенин фотографи€
¬ладимир Ћенин фотографи€

” Ћенина хватило такта не отказатьс€ публично от идеи экспорта революции, но он €сно увидел, что врем€ дл€ пролетарской революции в ≈вропе не настало и даже на штыках революцию в ≈вропу не принести. Ћенин пон€л, что европейские деньги и "мозги" нужно брать иначе, он резко изменил курс и предложил новую экономическую политику (ЌЁѕ), котора€ началась с того, что советское правительство пошло на сотрудничество с иностранными капиталистами и даже стало отдавать земли в концессию.

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9198
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7276
¬иктор Ћ€гин
√игант —илва. Ѕиографи€
ѕосетило:221
  √игант —илва

...ќн не был насто€щим марксистом, и совсем не с марксизма началось его увлечение революцией. ¬ молодости -- и всегда! -- Ћенин пребывал под сильным вли€нием народников и высоко ценил террор и терроризм.

¬ладимир Ћенин фотографи€
¬ладимир Ћенин фотографи€

 ак политик он был в первую очередь азартный игрок. –ешительный, смелый и умный игрок, быстро учившийс€ на опыте.

–одители и дети. Ѕланки и ”ль€новы

Ћенин не был русофобом, и его действи€ вовсе не были продиктованы ненавистью к русским и стремлением погубить –оссию. ‘актически Ћенин всегда считал себ€ русским и не придавал большого значени€ национальным различи€м между людьми. Ќесколько поколений его предков воспитывались в традици€х русской культуры и стремились приносить пользу –оссии и народу.

ƒед ћарии јлександровны по отцу звалс€ ћошко Ѕланк. Ёто был замечательный человек. ќн родилс€ и вырос в еврейском местечке —тароконстантинове, но местечковые нравы были ему не по вкусу. ќн много раз ссорилс€ и судилс€ с сосед€ми, его не любили и однажды даже обвин€ли в поджоге (обвинение в суде не доказали). ¬ конце концов ћошко уехал в ∆итомир, где начал новую жизнь. ќн не отдал своих детей в хедер, а отвел в государственную школу, где их учили по-русски и приобщали к русской культуре. ¬последствии ћошко окончательно порвал с верой отцов и сам крестилс€ в христианство. ћошко хотел зан€ть достойное положение в обществе и упорно добивалс€ этого.

≈го дети унаследовали от него эти черты: упорство, целеустремленность, твердость характера. ƒва сына ћошко Ѕланка получили университетское образование и стали врачами. ћладший, јлександр (—руль), женилс€ на лютеранке јнне √россхопф из ѕетербурга (мать јнны была шведка, отец -- немец, но оба жили в –оссии) и произвел на свет шестерых детей: п€ть дочерей и сына ƒмитри€. ќвдовев (јнна √россхопф умерла, не дожив до сорока), јлександр Ѕланк прин€л в свой дом сестру покойной жены ≈катерину фон Ёссен (тоже вдову), котора€ предложила свою помощь в воспитании детей. ¬скоре эти двое близко сошлись, они даже хотели вступить в брак, скрыв, что ≈катерина приходитс€ јнне Ѕланк сестрой (такие браки не разрешались). ”таить родство не удалось, и в бракосочетании јлександру Ѕланку и ≈катерине фон Ёссен отказали, но это не помешало им жить вместе, покуда их не разлучила смерть. »менно ≈катерина приобрела дл€ семьи  окушкино -- усадьбу, где она жила прежде с мужем  онстантином. ¬скоре после переезда семьи в  окушкино покончил с собой единственный сын Ѕланков, ƒмитрий. “еперь о причинах можно лишь гадать, но не исключено, что он (ƒмитрий училс€ в университете) не выдержал того груза ожиданий и надежд, которые на него возлагала семь€, стрем€ща€с€ зан€ть достойное положение в обществе.

»ль€ Ќиколаевич ”ль€нов был родом из јстрахани. ќтец его -- по профессии портной -- был довольно состо€тельный человек и жил в двухэтажном каменном доме. Ётническое происхождение ”ль€новых не вы€снено. —читают, что они были русские, потомки кресть€н, приехавших в јстрахань из Ќижегородских земель в XVIII веке.  то-то из предков Ќикола€ ”ль€нова мог принадлежать и к одному из многочисленных поволжских народов, например, к чувашам или мордве, но уже Ќиколай был русским по €зыку, вере и образу жизни.

¬ семье »льи Ќиколаевича и ћарии јлександровны говорили о "татарской крови" ”ль€новых, дума€, что она "примешалась" уже в јстрахани, где всегда был оживленный перекресток торговых путей и ворота из ≈вропы в јзию. ¬озможно, азиатского происхождени€ была мать »льи Ќиколаевича, о которой почти ничего не известно (даже имени ее точно не знают -- не то она звалась јнна, не то јлександра).

”ль€новы, как и Ѕланки, хотели своим дет€м лучшего будущего -- дать насто€щее образование и положение в буржуазном обществе. »ль€ Ќиколаевич окончил в јстрахани гимназию и затем поступил в  азанский университет (после смерти его отца образование »льи оплачивал старший брат ¬асилий). ѕо выходе из университета он отправилс€ преподавателем в пензенский двор€нский институт и там познакомилс€ с ћарией јлександровной Ѕланк (она жила в ѕензе у сестры јнны, котора€ была замужем за директором двор€нского института). ” »льи Ќиколаевича и ћарии јлександровны обнаружились общие интересы и общие взгл€ды на жизнь. ќба высоко ценили знание и образование, говорили о необходимости просвещени€ и стремились приносить пользу народу и обществу. ќни поженились в ѕензе в августе 1863 года.

»ль€ Ќиколаевич не ограничивал свои интересы педагогической де€тельностью -- он много читал, следил за научной и культурной жизнью –оссии и ≈вропы, серьезно увлекалс€ метеорологией и вел наблюдени€ за погодой.

¬ профессии же ”ль€нов всегда придерживалс€ самых высоких стандартов -- он предъ€вл€л очень высокие требовани€ не только к знани€м учеников, но и к знани€м и умени€м самих учителей. —пособных и увлеченных он продвигал, но никогда не закрывал глаз ни на какие прегрешени€ своих подопечных, которые с гордостью носили прозвище "уль€новцы". »ль€ Ќиколаевич сделал очень многое дл€ народного образовани€ в —имбирской губернии.

—вою жажду познани€, вкус к интеллектуальной жизни и просветительские склонности ћари€ јлександровна и »ль€ Ќиколаевич вполне передали и своим дет€м.

¬ июне 1874 года ”ль€нова назначили директором народных училищ и присвоили ему чин статского советника (его положено было называть "его превосходительство"). ”ль€новы зан€ли место в высшем городском обществе.

Ќи ћари€, ни »ль€ ”ль€новы ни в коем случае не были против царской власти, они были ло€льными подданными јлександра II и вс€чески поддержали его либеральные реформы. ѕо образу жизни они также не отличались от остальных симбирских двор€н и буржуа: держали слуг, нанимали рабочих (заготовить дрова, например)... ¬о врем€ русско-турецкой войны 1877-78 годов директор народных училищ статский советник ”ль€нов про€вил патриотический порыв: он собирал пожертвовани€ на заботу о раненых солдатах и был награжден орденом —танислава первой степени, который с благодарностью прин€л.

» все же взгл€д на –оссию у ”ль€новых был критический. ќни ассоциировали себ€ с новой –оссией, просвещенной и свободной, вооруженной научным знанием и обладающей разумным и либеральным общественным устройством. ќни не отождествл€ли себ€ с –оссией старой, двор€нско-кресть€нской, деревенской, пь€ной и неграмотной, управл€емой по произволу.

”ль€новы верили, что реформы сделают –оссию европейской страной. —ами они жили на западный манер и приобщались к европейской культуре. »зучали €зыки (немецкий, французский), учили им детей. Ћюбили музыку и много музицировали. —ледили за всеми новост€ми культурной жизни ≈вропы: музыка, литература, искусство, философи€, науки.

 онечно, на детей в этой семье возлагались большие надежды, перед детьми ставили серьезные цели. » дети чувствовали т€жесть больших ожиданий. “ак, старша€ дочь јнна плакала и умол€ла мать разрешить не ходить в гимназию -- она была способной девочкой и училась с детьми старше ее на год, так что врем€ от времени не выдерживала учебных нагрузок, страдала от головных болей и бессонницы.

¬олод€ -- третий ребенок в семье ”ль€новых. ¬ первые годы жизни поведение мальчика настораживало и пугало родителей. —естра јнна писала, что он был очень шумный и крикливый. –азвивалс€ медленно и посто€нно требовал к себе внимани€. ’одить ¬олод€ начал в одно врем€ с сестрой ќльгой, а та была младше на полтора года. » если ќльга, упав, поднималась без посторонней помощи и продолжала идти, то ¬олод€, оказавшись на полу, начинал битьс€ о пол головой и громко орать, призыва€ на помощь.

ћари€ јлександровна в те дни задавалась вопросом, не родилс€ ли мальчик умственно неполноценным.   тому же повитуха, котора€ принимала третьего ребенка ”ль€новых, сказала, посмотрев на младенца, что вырастет он либо человеком ума необычайного, либо полным дураком.

¬прочем, бу€ном ¬олод€ осталс€ в семье навсегда. ќн был самым шумным, самым проказливым и самым агрессивным из всех детей.

Ќо в гимназии ¬олод€ вел себ€ скромно. Ќи дружбы, ни вражды ни с кем не водил, никем не интересовалс€ и ждал от других того же отношени€ к себе. ќтличалс€ он ироническим -- даже саркастическим -- отношением к гимназической реальности и упр€мым бойцовским нравом. —ам не был задирой, но на любой вызов отвечал и не бо€лс€ драки.  огда один мальчик стал ломать его карандаши, ¬ладимир схватил его за ворот и заставил прекратить.

”же в первых классах ¬олод€ обладал несвойственным возрасту умением оценивать, чем стоит заниматьс€, что пригодитс€, и бросал "ненужные и пустые" зан€ти€. ƒев€ти лет он прекратил учитьс€ музыке, забросил рисование (а были у него и замечательные художественные способности) -- уже тогда в жизни его интересовало другое.

...¬ дев€ть лет ¬олод€ ”ль€нов чуть не погиб: отправившись с товарищем  олей Ќефедевым на рыбалку, он провалилс€ в тр€сину на топком берегу реки (охотилс€ за л€гушками), мальчика стремительно засасывала топь. Ќа крики детей прибежал рабочий с винокуренного завода (друзь€ рыбачили пр€мо у заводского забора) и вытащил ¬олодю, который уже ушел в болотную жижу по грудь. »мени этого рабочего истори€ не сохранила. ( то знает, какой была бы она, истори€, когда б не тот рабочий. -- –ед.)

ƒругим путем?

ѕосле казни јлександра ”ль€новы подверглись в городе остракизму: сама€ мысль о заговорщиках-цареубийцах вызывала у обывателей ужас и омерзение. ќт знакомства с ”ль€новыми не отказались лишь две-три семьи во всем городе (»ль€ Ќиколаевич не дожил до страшных событий -- он умер за полтора года до ареста —аши). —емью изменника трону изгнали из общества, ”ль€новы лишились того уважени€ и положени€, которого так долго и упорно добивались, которого заслуживали с любой точки зрени€. ¬ гимназии ученики и учител€ третировали ќльгу.

»ль€ Ќиколаевич был сыном сапожника.  аковы бы ни были его таланты и заслуги, местные двор€не -- аристократы в двенадцатом колене -- относились к нему свысока. ”ль€новы это всегда понимали и во многом поэтому так много требовали от детей. » вот все надежды ”ль€новых на то, что когда-то их потомки займут по-насто€щему достойное положение в обществе, рухнули в один миг...

–асхожа€ легенда о том, что ¬олод€ после казни брата провозгласил: "ћы пойдем другим путем", -- представл€ет реальность "с точностью до наоборот". Ётот эпизод советские историки вз€ли из воспоминаний ћарии »льиничны -- она писала их уже после смерти Ћенина, а между тем, когда казнили —ашу, девочке было лишь восемь лет.

—овсем иначе знаменита€ фраза ¬олоди звучит в воспоминани€х ¬еры  ашкадамовой -- одного из немногих друзей, не отказавшихс€ от ”ль€новых.  ашкадамова вспоминала, что ¬олод€ все врем€ старалс€ отвлечь младших детей от горестных переживаний и играл с ними в лото, в шарады и в другие игры.  огда разговор возвращалс€ к —аше (а это неизбежно происходило снова и снова), ¬олод€ ни разу не высказал никакого осуждени€, и однажды сказал так: "«начит, он должен был так поступить, он не мог пойти другим путем".

¬прочем, советска€ историографи€, видимо, права в том, что именно с этой фразы началс€ путь ¬ладимира ”ль€нова в революцию. ’от€ в последние годы жизни —аши они с ¬олодей были не в самых лучших отношени€х, трагический конец старшего брата, который когда-то был примером и кумиром, видимо, заставил ¬ладимира задуматьс€ о том, за что брат отдал жизнь, почему он "не мог пойти другим путем". —пуст€ всего несколько лет после казни јлександра ¬ладимир ”ль€нов сблизилс€ в ѕетербурге с революционерами народнического, террористического толка, и он далеко не сразу пришел к тому "единственно верному учению", которому последователи присвоили его им€.

Ћенин уничтожил царскую власть не только потому, что он ненавидел царизм. Ќет, с тех самых пор как ”ль€новы стали пари€ми в городе, который их прежде любил, он возненавидел весь русский средний класс, обывателей, буржуа. ќн мстил "старому режиму", люд€м и отношени€м, на которых сто€ла стара€ –осси€.

¬ этом смысле примечательна истори€ ¬ладимира јрдашева, двоюродного брата Ћенина. — јрдашевым ¬ладимир ”ль€нов проводил летние каникулы в  окушкине, поддерживали они отношени€ и в зрелые годы -- јрдашевы посещали ”ль€новых, когда те жили в эмиграции. ј летом 1918 года большевики расстрел€ли јрдашева, совершенно ни в чем не виновного перед новой властью, как "буржу€" (¬ладимир имел несчастье быть адвокатом). » известие об этом не очень расстроило »льича.  узен јрдашев оказалс€ по другую сторону баррикад -- а "диктатура пролетариата" была дл€ Ћенина важнее вс€ких родственных св€зей.

Ћенин вообще обладал странной сентиментальностью.   своим ближним он почти никогда не про€вл€л никакой нежности и никому не признавалс€ в любви. «ато он почти истерически обожал людей, с которыми никогда не встречалс€, -- своих героев, революционеров. ¬ молодости у ¬ладимира был даже альбомчик с фотографи€ми кумиров, который он вз€л с собой в сибирскую ссылку. ¬ альбоме было несколько снимков революционеров, сосланных на каторгу, и два портрета „ернышевского.

¬ политике Ћенин никогда не допускал сантиментов и ненавидел их про€вление. Ќо, как и все люди, он нуждалс€ в геро€х и хотел всегда иметь возможность обратитьс€ к «–»ћќћ” образу своего геро€. ќн чувствовал сильную эмоциональную прив€занность к своим геро€м, и одним из этих героев была сама –еволюци€ -- его романтика и его судьба.

Ћюбовь к революции и женщины в жизни Ћенина

ѕервые романы ¬ладимира ”ль€нова относ€тс€ ко времени его учебы в ѕетербурге -- прежде, в —имбирске, он, видимо, просто не мог общатьс€ с женщинами (не из семейного круга), потому что очень т€жело переживал потерю отца и брата и все драматические перемены в жизни семьи.

¬ ѕетербурге двадцатитрехлетний ¬олод€ приудар€л за молодой красавицей јполлинарией якубовой, подругой ќльги ”ль€новой по ¬ысшим женским курсам. ќна отвечала ему взаимностью. ¬ 1894 году они встречались в Ќижнем, и, по замечани€м сестры јнны, чувство между ними было живо еще в 1897-м, когда ¬ладимир отправл€лс€ в сибирскую ссылку. ¬олод€ называл јполлинарию якубову  убочкой.  огда он вышел из ƒома предварительного заключени€,  убочка ждала его у ворот тюрьмы, она бросилась к нему, целовала его, сме€сь и плача одновременно (так запомнила событи€ јнна ”ль€нова).

Ќо интерес к ”ль€нову про€вл€ла не одна јполлинари€ якубова.  огда ¬ладимир оказалс€ в ƒоме предварительного заключени€ (декабрь 1895 года), вместе с якубовой ходила сто€ть под окнами тюрьмы и Ќадежда  рупска€.

ћногие задаютс€ вопросом, не была ли сибирска€ свадьба Ћенина и  рупской просто политическим ходом? јнна ”ль€нова говорит, что это Ќад€ предложила ¬олоде сочетатьс€ браком, когда тот поехал в ссылку, и поначалу он ответил отказом. ѕотом, где-то в конце 1897 года, Ћенин передумал и призвал к себе Ќадежду  рупскую как свою невесту.

ѕохоже, он все же предпочел бы видеть р€дом якубову -- красавицу и убежденную революционерку, женщину, о которой он, по воспоминани€м јнны, всегда говорил с большой нежностью. Ќо, видимо, она уже охладела к нему.

“ак ли уж хотел он, чтобы  рупска€ была с ним? Ћенин и  рупска€ сознательно отказывались от нормальных буржуазных отношений в семье, они воспринимали свой союз в первую очередь и главным образом как сотрудничество ради дела революции. ¬ообще традиционное понимание брака подразумевало слишком много непри€тных дл€ революционера вещей: традици€, религи€, дом и накопительство, покорность жены мужу... –усские марксисты этого не любили. ѕо определению  рупской, они были "умнее" своих иностранных товарищей и замен€ли брак более свободными отношени€ми. „то ж, русские марксисты очень вдохновл€лись антибуржуазным романом „ернышевского "„то делать?" и иде€ми философа ѕисарева, также вполне антибуржуазными и "антисемейными" (не случайно Ћенин получил первую известность как автор сочинени€, названного как знаменитый роман „ернышевского. Ќе правда ли, тонкий маркетинг? -- –ед.).

» все же пусть эти двое никогда не высказывали при других чувств, что св€зывали их, очевидно, что Ћенин и  рупска€ в 1897 году были вполне при€тны друг другу и считали, что в обозримом будущем им будет удобно и хорошо жить и работать вместе. »так, Ќадежда, сосланна€ в ”фу, испросила разрешени€ посетить ”ль€нова на правах невесты, и, когда она приехала к ¬олоде в Ўушенское, они быстро поженились, чтобы больше не разлучатьс€.

¬ 1910 году в ѕариже тридцатилетний ”ль€нов познакомилс€ с »нессой јрманд и влюбилс€. »нессе -- под таким именем ее все знали -- было тогда 36, она занималась марксистской работой и уже была матерью п€терых детей и вдовой.

¬ детстве »несса -- дочь француза и англичанки -- жила в –оссии, вышла замуж за јлександра јрманда, родила ему п€терых детей, но затем брак практически распалс€, когда »несса вступила в св€зь с братом мужа ¬ладимиром. Ёта любовь была, впрочем, недолгой: ¬ладимир умер от туберкулеза, и »несса уехала с трем€ детьми в ≈вропу, куда јлександр јрманд посылал им содержание.

ѕодрывной работой »несса начала заниматьс€ еще в –оссии. ¬ ѕариже она примкнула к большевикам. —уд€ по архивным фотографи€м, »несса јрманд была очень красива.

ќтношени€ между Ћениным и »нессой развивались постепенно. ѕозже в письмах к Ћенину »несса очень красноречиво рассказывала о тех дн€х. ќна писала, что "ужасно бо€лась". ’отела видеть его, но подойти не было сил, казалось, лучше умереть на месте. » только в Ћонжюмо, когда стала помогать Ћенину с переводами, она несколько поуспокоилась. »несса писала ему, что "тогда еще не была влюблена, но уже очень сильно любила".

ќтветных писем Ћенина к »нессе от тех лет не сохранилось: в 1914 году, когда страсть их стала ослабевать, он просил »нессу вернуть ему его письма, очевидно, дл€ того, чтобы уничтожить их. Ќо ни у кого из близких Ћенина не было сомнений в том, что между ним и »нессой јрманд в 1910-12 годах был полноценный роман.

‘ранцузский марксист  арл –апопорт оставил нам поэтичное описание разговора ¬ладимира и »нессы в парижском кафе: "Ћенин не мог оторвать своих гор€щих монгольских глаз от этой маленькой француженки".

¬ сент€бре 1911 года »несса јрманд поселилась на улице ћари-–оз в соседнем с ”ль€новыми доме.  рупска€ и јрманд, очевидно, никогда не испытывали друг к другу никакой вражды. ќни вместе работали в "партийной школе" в Ћонжюмо, им было легко друг с другом.   тому же обоим ”ль€новым, которые страдали оттого, что бездетны, очень при€тно было присутствие детей »нессы. ¬олод€ и Ќад€ вели себ€ с ними, как д€д€ и тет€, и в ѕариже, когда жили в соседних домах на рю ћари-–оз, и потом, спуст€ годы, в ћоскве.

Ћюбовь к »нессе была глубокой и сильной. ћожет быть, те годы в ѕариже были самым счастливым временем в жизни Ћенина. »льич, который всегда отличалс€ вспыльчивым и раздражительным нравом, склонностью к скандалу и обостренным воспри€тием событий, производил в те дни впечатление спокойного и счастливого человека.

¬о врем€ мировой войны »нессе пришлось уехать из ‘ранции в Ўвейцарию -- сначала в ћонтре, потом -- по насто€нию Ћенина, который хотел, чтобы »несса была ближе, -- в Ѕерн (там ”ль€новы жили). ”ль€новы и јрманд возобновили свой прежний образ жизни, свою "семью втроем".  ак прежде в ѕариже, трое ездили на пикники и загородные прогулки, помогали друг другу в работе.  аждый из них ненавидел сидеть без дела: Ћенин оттачивал €зык своих выступлений и статей, Ќад€ изучала италь€нский, а »несса шила и читала книги о феминизме. ¬ €нваре 1915 года »несса переехала в горную деревеньку и там, вдали от четы ”ль€новых, составила краткий набросок статьи о феминизме и свободе любви, который послала Ћенину. ќдин из тезисов статьи вызвал у Ћенина возражени€ -- именно то самое требование "свободы в любви": это требование он назвал "не пролетарским, но буржуазным". Ћенин предложил »нессе задуматьс€ над "объективной логикой классовых отношений в делах любви" и закончил свой ответ дружеским приветствием на кор€вом английском: "Friendly shake hands".

»несса пон€ла, что подоплекой этой критики было враждебное отношение Ћенина к той мысли, что женщина в любой момент свободна зав€зывать и обрывать близкие отношени€ с мужчинами. » писала ему в ответ, что он имеет в виду "свободу измены", тогда как она пишет о свободе любви. ¬полне очевидно, что это обсуждение прав женщин было и обсуждением (заочным, письменным, что важно) их отношений и разрыва в 1912 году, инициатором которого был Ћенин. ¬ следующем письме »несса высказалась в том смысле, что кратка€ и мимолетна€ страсть лучше и чище, чем супружеские целовани€ без любви. Ћенин прин€л вызов. ќн согласилс€, что поцелуи без любви "гр€зны", но почему, спрашивал он, противопоставл€ть им "страсть", а не любовь и почему "мимолетную"? “ак Ћенин не только еще раз объ€вил природу своего чувства к »нессе, так он защищал свою верность Ќадежде, подчеркива€, что в их союзе нет ничего "гр€зного", и что они много значат друг дл€ друга, пусть даже их собственно брачные отношени€ прекратились (известно, что с годами Ћенин все более дорожил мнением  рупской и все чаще искал ее одобрени€ и поддержки). » еще Ћенин как бы упрекает здесь »нессу, котора€ в молодости отнюдь не лишала себ€ удовольствий мужского общества, за сексуальную неразборчивость. ќн -- за длительные, "серьезные" отношени€.

»несса все еще любила его. ј он, видимо, уже только "продолжал любить" и даже в письмах уже звал ее не на "ты", а на "вы". » все же искренн€€ любовь к »нессе не исс€кла в Ћенине до конца его дней, а гибель ее ускорила, по мнению многих, конец самого Ћенина.

...¬ 1920 году »несса вернулась из поездки во ‘ранцию по линии  расного креста и т€жело заболела. ≈два оправившись от болезни, она включилась в работу второго конгресса  оминтерна, и это была очень больша€ нагрузка: синхронный перевод, участие в дискусси€х... ќна снова заболела от переутомлени€, и Ћенин посоветовал ехать в санаторий. Ќе во ‘ранцию, где могли арестовать. Ћучше -- в Ќорвегию или √олландию. ј еще лучше -- на  авказ: мол, он распор€дитс€, чтобы в советском санатории о ней хорошо позаботились. »несса отправилась в  исловодск с шестнадцатилетним сыном јндреем. Ёта поездка и оказалась роковой -- на  авказе свирепствовала холера, »несса заразилась и 24 сент€бр€ 1920 года умерла.

ѕеред смертью она сделала несколько записей в блокноте. —мысл их был в том, что душою она умирала давно и теплые чувства у нее сохранились только к дет€м и к "¬.».", лишь эти люди поддерживали в ней интерес к жизни.

Ћенин был очевидно раздавлен горем. Ќа похоронах Ќадежда  онстантиновна поддерживала его под руку. —толь глубокое горе Ћенина произвело неизгладимое впечатление на его друзей и соратников. ¬се отмечали, что после смерти »нессы »льич переменилс€. √оворили, что, будь жива »несса, и Ћенин бы не умер так скоро.

...ћожет быть, он отказал себе в счастье быть всю жизнь р€дом с »нессой ради главного дела своей жизни -- ради революции, как отказалс€ ради этого от многого в жизни. Ќо когда »нессы не стало, и его жизнь так внезапно опустела...

 то такой Ћенин?

ѕод псевдонимом Ќ. Ћенин вышла в 1901 году в штуттгартском издательстве брошюра ¬.». ”ль€нова "„то делать?", по которой его и начали знать русские марксисты (книга "–азвитие капитализма в –оссии, подписанна€ псевдонимом ¬. »льин, успеха не имела и славы не принесла).

ƒо 1917 году Ћенин использовал еще множество псевдонимов, но знали его уже главным образом как Ћенина, и после революции он "перекрестилс€" окончательно.

Ќо вообще говорить о какой-то известности Ћенина -- тем более о "ведущей роли в революции" -- до двадцатых годов абсурдно. ¬ 1917 году, когда »льич вернулс€ в –оссию из эмиграции, очень немногие "профессиональные марксисты" помнили его им€ и знали в лицо. » в гражданскую никто не шел в бой за Ћенина: народ не знал этого имени вовсе (и, выходит, все истории о ходоках и красных командирах "с Ћениным в башке" -- сказки. -- –ед.). Ћенин получил известность в широких массах только с началом ЌЁѕа, который спас большевиков от гибели (в 1920 году советский режим переживал острый кризис и пал бы, не предложи Ћенин радикальную смену курса), а страну от новой большой смуты и крови.

»стори€ похода —оветов на ≈вропу

"—оветска€ —оциалистическа€ –еспублика √ермани€"...

¬есной 1920 года ёзеф ѕилсудский -- фактический глава ѕольши и польский верховный главнокомандующий -- прин€л решение отн€ть у –оссии земли, некогда принадлежавшие ѕольше, и выступил на  иев, в который вошел 7 ма€.

–уководство —оветской –оссии охватила паника. Ќапр€жением всех сил и с помощью бывших царских генералов и офицеров, которых впервые громко призвали на помощь, —оветам удалось отбросить ѕилсудского обратно в пределы ѕольши.

Ќачались переговоры о мире и установлении посто€нной границы, в которых посредничал министр иностранных дел ¬еликобритании. » вот тут-то Ћенин решил, что час буржуазной ≈вропы пробил. » приказал наступать на ¬аршаву.

Ћенин чувствовал, что стоит в шаге от исполнени€ мечты всей своей жизни -- зашаталась и вот-вот падет ѕольша, а там можно будет начать "советизацию" соседних стран: „ехии, ¬енгрии, –умынии... » дальше, дальше... ¬ —мольном в июле 1920 года проходил второй конгрессе  оминтерна. ¬ зале висела больша€ карта ≈вропы, и на ней красными флажками отмечали продвижение армий “роцкого и —талина по территории буржуазной ѕольши, Ћенин у этой карты говорил о "европейской социалистической революции". »таль€нским товарищам, приехавшим на конгресс, Ћенин советовал по возвращении на родину не медлить и скорее начинать революцию в ћилане и “урине...

„ем кончилс€ поход  расной јрмии в ≈вропу в 1920 году, известно. ѕосле "чуда над ¬ислой" -- полного разгрома красных на подступах к ¬аршаве -- “роцкий со —талиным бежали от ѕилсудского едва не до —моленска, и Ћенин спешно запросил мира. ћирова€ революци€ сорвалась, и "советизацию" ≈вропы кремлевскому мечтателю не суждено было увидеть.

–оль сифилиса в истории
ѕрохожий 10.01.2006 04:00:53
Ќеверно сказано "Ћенин был обычным человеком...". Ќе обычным, а сифилитиком. ќтсюда и его люта€ злоба и человеконенавистничество. ¬о первых описание болезни Ћенина в 22-24 годах полностью совпадает с описанием клинической картины прогрессивного паралича (кто не знает - прогр. паралич - это финальна€ стади€ сифилиса с поражением мозга). ¬о вторых - сифилис в то врем€ (до 1908 года) лечили сулемой (дихлорид ртути) - сильно €довита€ хрень, котора€ портит желудок и пищевод, и от которой вылаз€т волосы. Ћечение проводилось 6-ю курсами через 6 мес€цев (6 ’ 0,5 года = 3 года). » у Ћенина - отчисление из университета по собств. желанию, и пребывание в родовом имении  окушкино - ровно три года. «а эти три года он облысел (есть редко публикуемое фото, где ему 21-23 года, и где он откровенно лысый, как после химиотерапии). ƒалее, наход€сь в тюрьме в возрасте 25 лет согласно воспоминани€м близких имел больной желудок, из-за чего обеды ему возили из ресторана, парное молоко из гастронома, а мин. воду - из аптеки. ќтветьте на вопрос - откуда это у молодого барина "на чистом сливочном масле выкормленного", из двор€нской семьи, в 25 лет - больной желудок. я уверен, от сулемы. ѕозже ему назначали также препараты мышь€ка, а мышь€ком лечили только сифилис. «аразилс€ им молодой ”ль€нов после переезда в  азань. ¬идимо неудачно сходил в бордель...

Ћенин и пошл€ки
¬исла 15.05.2006 01:47:54
умалить значение Ћенина дл€ развити€ –оссии €вл€етс€ задачей
всех ненавистников нашей страны.

все так просто?!
ƒуша 29.05.2006 08:07:55
ј где же сомнени€, которые присущи мысл€щему человеку? Ќеужели все так просто? я лично не знаю большевиков революционной поры, но мне кажетс€, что автор полностью соответствует их образу, созданному информационным потоком последних лет. —амое удивительное, что все эти низвергатели, сами не понимают, насколько они похожи на низвергаемых! » чем ничтожнее низвергатель, тем больше ему хочетс€ ла€ть на "слонов". ѕросто, поразительно...!

¬еличие Ћенина
“олкователь 08.11.2020 06:40:29
ƒа, величие Ћенина на большом рассто€нии видитс€ всЄ отчЄтливее. Ёто единственна€ российска€ фигура мирового масштаба, наверное, в дес€тке великих личностей за всю историю человечества. ¬торым российским Ђбрендомї в мире идЄт √агарин, как символ технологического прогресса страны, где за одно поколение до него ходили ещЄ в лапт€х и пахали дерев€нной сохой.

Ќаследие Ћенина до сих пор ценно. ѕрозорливость его ума была в том, что он приспособил марксизм (западную теорию дл€ западного мира) к слаборазвитой, кресть€нской стране. » Ћенин умел признавать ошибки. Ќи до него, ни после € не припомню правител€ –оссии, кто это делал бы публично, и во врем€ нахождени€ во власти. Ќапример, его признание ошибки в введении военного коммунизма. ≈го признание, что партию нельз€ наполн€ть слишком быстро, иначе это приведЄт к власти бюрократии Ц потому что в слаборазвитой стране только у неЄ есть субъектность.

ѕризнание Ћенина в том, что построить социализм одним махом в слаборазвитой стране невозможно, нужен долгий переходный период.
¬сЄ это Ц наследие Ћенина, больша€ часть которого актуальна и спуст€ 120 лет. Ќапример, нам сегодн€ нужен ЌЁѕ (сам Ћенин говорил, что Ђон минимум на 50 лет вперЄдї) Ц свобода малого и среднего бизнеса, кооперации, и контроль (сильное регулирование) государством бизнеса крупного. »ностранные концессии. —ильный конвертируемый рубль 1920-х Ц в противовес тому рублю, что мы имеем сейчас: величие страны определ€етс€ как раз сильной валютой, невозможно себе представить, чтобы доллар или евро обвалились за последние п€ть лет в 2,5 раза, как наш рубль.
Ќам нужно объединение с √ерманией Ц Ћенин верно говорил, что это даст не только совместную синергию, но и такой союз (а то и конфедераци€/федераци€) навсегда покончит с мировыми войнами и в целом с диктатом англосаксонского объединени€ над всем миром.

 онтроль партии и советов (гражданского общества) над бюрократией. » это ленинское наследие сегодн€ актуально. ћы получили бесконтрольный бюрократический капитализм.
ƒаже в религиозной сфере виден гений Ћенина: его стремление ввести обновленчество в церкви Ц еЄ децентрализацию и модернизацию снизу, придание ей функции не дополнительной подпорки власти (как сейчас или до революции), а элемента гражданского общества.
» на этом фоне удивительно, что даже в левой части политического спектра мы не видим дискуссии, переноса в наше врем€ переосмысленного ленинского наследи€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20201
ќлес€ ¬ладыкина
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20225
јлла Ћарионова
ћануфактур-советник
ѕосетило:11596
—авва ћорозов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru