Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕорис √одунов

   /   

Boris Godunov

   /
             
‘отографи€ Ѕорис √одунов (photo Boris Godunov)
   

ƒень рождени€: 01.01.1552 года
–осси€
ƒата смерти: 13.04.1605 года
–осси€
¬озраст: 53 года

√ражданство: –осси€

Ѕорис √одунов „.1

–усский царь

–усский царь (1598Ц1605). “очна€ дата его рождени€ неизвестна. ѕроисходил он из семьи, имевшей татарские корни, глава которой в 14 в. поступил на службу к московским кн€зь€м.

13.08.2007

ѕо смерти »вана √розного, восемнадцать лет судьба русского государства и народа была св€зана с личностью Ѕориса √одунова. –од этого человека происходил от татарского мурзы „ета, прин€вшего в XIV в. в ќрде крещение от митрополита ѕетра и поселившегос€ на –уси под именем «ахарии. ѕам€тником благочести€ этого новокрещеного татарина был построенный им близ  остромы »патский монастырь, сделавшийс€ фамильною св€тынею его потомков; они снабжали этот монастырь приношени€ми и погребались в нем. ¬нук «ахарии »ван √одун был прародителем той линии рода мурзы „ети, котора€ от клички √одун получила название √одуновых. ѕотомство √одуна значительно разветвилось. √одуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до тех пор, пока один из правнуков первого √одунова не удостоилс€ чести сделатьс€ тестем царевича ‘едора »вановича. “огда при дворе цар€ »вана €вилс€ близким человеком брат ‘едоровой жены Ѕорис, женатый на дочери царского любимца ћалюты —куратова. ÷арь »ван полюбил его. ¬озвышение лиц и родов через посредство родства с царицами было €влением обычным в московской истории, но такое возвышение было часто непрочно. –одственники »вановых супруг погибали наравне с другими жертвами его кровожадности.

—ам Ѕорис по своей близости к царю подвергалс€ опасности; рассказывают, что царь сильно избил его своим жезлом, когда Ѕорис заступилс€ за убитого отцом царевича »вана. Ќо царь »ван сам оплакивал своего сына и тогда стал еще более, чем прежде, оказывать Ѕорису благосклонность за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких мес€цев болезни. ѕод конец своей жизни, однако, царь »ван, под вли€нием других любимцев, начал на √одунова коситьс€, и, быть может, Ѕорису пришлось бы плохо, если бы »ван не умер внезапно.

—о смертью »вана, Ѕорис очутилс€ в таком положении, в каком не был еще в ћосковском государстве ни один подданный. ÷арем делалс€ слабоумный ‘едор, который ни в коем случае не мог править сам и должен был на деле передать свою власть тому из близких, кто окажетс€ всех способнее и хитрее. “аким в придворном кругу тогдашнего времени был Ѕорис. ≈му было при смерти цар€ »вана 32 года от роду; красивый собой, он отличалс€ замечательным даром слова, был умен, расчетлив, но в высокой степени себ€любив. ¬се цели его де€тельности клонились к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода. ќн умел выжидать, пользоватьс€ удобными минутами, оставатьс€ в тени или выдвигатьс€ вперед, когда считал уместным то или другое, - надевать на себ€ личину благочести€ и вс€ких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно - строгость и суровость. ѕосто€нно рассудительный, никогда не поддавалс€ он порывам увлечени€ и действовал всегда обдуманно. Ётот человек, как всегда бывает с подобными людьми, готов был делать добро, если оно не мешало его личным видам, а напротив -способствовало им; но он также не останавливалс€ ни перед каким злом и преступлением, если находил его нужным дл€ своих личных выгод, в особенности же тогда, когда ему приходилось спасать самого себ€.

Ќичего творческого в его природе не было. ќн неспособен был сделатьс€ ни проводником какой бы то ни было идеи, ни вожаком общества по новым пут€м: эгоистические натуры менее всего год€тс€ дл€ этого. ¬ качестве государственного правител€, он не мог быть дальнозорким, понимал только ближайшие обсто€тельства и пользоватьс€ ими мог только дл€ ближайших и преимущественно своекорыстных целей. ќтсутствие образовани€ суживало еще более круг его воззрений, хот€ здравый ум давал ему, однако, возможность понимать пользу знакомства с «ападом дл€ целей своей власти. ¬сему хорошему, на что был бы способен его ум, мешали его узкое себ€любие и чрезвычайна€ лживость, проникавша€ все его существо, отражавша€с€ во всех его поступках. Ёто последнее качество, впрочем, сделалось знаменательной чертой тогдашних московских людей. —емена этого порока существовали издавна, но были в громадном размере воспитаны и развиты эпохой царствовани€ √розного, который сам был олицетворенна€ ложь. —оздавши ќпричнину, »ван вооружил русских людей одних против других, указал им путь искать милостей или спасени€ в гибели своих ближних, казн€ми за €вно вымышленные преступлени€ приучил к ложным доносам и, соверша€ дл€ одной потехи бесчеловечные злоде€ни€, воспитал в окружающей его среде бессердечие и жестокость. »счезло уважение к правде и нравственности, после того как царь, который, по народному идеалу, должен быть блюстителем и того и другого, устраивал в виду своих подданных такие зрелища, как травл€ невинных людей медвед€ми или всенародные ист€зани€ обнаженных девушек, и в то же врем€ соблюдал самые строгие правила монашествующего благочести€. ¬ минуты собственной опасности вс€кий человек естественно думает только о себе; но когда такие минуты дл€ русских продолжались целыми дес€тилети€ми, пон€тно, что должно было вырасти поколение своекорыстных и жестокосердых себ€любцев, у которых все помыслы, все стремлени€ клонились только к собственной охране, поколение, дл€ которого, при наружном соблюдении обычных форм благочести€, законности и нравственности, не оставалось никакой внутренней правды.  то был умнее других, тот должен был сделатьс€ образцом лживости; то была эпоха, когда ум, закованный исключительно в узкие рамки своекорыстных побуждений, присущих всей современной жизненной среде, мог про€вить свою де€тельность только в искусстве посредством обмана доститагь личных целей. “€желые болезни людских обществ, подобно физическим болезн€м, излечиваютс€ не скоро, особенно когда дальнейшие услови€ жизни способствуют не прекращению, а продолжению болезненного состо€ни€; только этим объ€сн€ютс€ тe ужасные €влени€ смутного времени, которые, можно сказать, были выступлением наружу испорченных соков, накопившихс€ в страшную эпоху »вановых мучительств.

«амечательно, что лживость, составл€юща€ черту века, отразилась сильно и в современных русских источниках той эпохи до того, что, руководству€сь ими и довер€€ им, легко можно впасть в заблуждени€ и неправильные выводы; к счастью, €вные противоречи€ и несообразности, в которые они впадают, обличают их неверности.

Ќепрочность престолонаследи€ чувствовалась народом. –усские знали, что из двух сыновей цар€ »вана старший был неспособен к самобытному царствованию, а меньшой был еще младенец: кого бы из них ни провозгласили царем - все равно; на деле власть должна была бы находитьс€ в иных, а не в царских руках. Ёта мысль охватила московский народ, как только разнеслась по столице весть, что царь »ван скончалс€. —делалось волнение. Ѕогдан Ѕельский, которому »ван поручил ƒимитри€ в опеку, был негласным виновником этого волнени€ в пользу ƒимитри€.  ак оно происходило, не знаем, но кончилось оно на тот раз тем, что бо€ре в ночь после смерти цар€ »вана приказали отправить малолетнего ƒимитри€ с матерью и ее родственников, Ќагих, в ”глич; разом с их отсылкою схвачено было несколько лиц, которым покойный государь перед своею кончиною оказывал милости: некоторых разослали по разным городам, в заточение, других заперли в тюрьму, отобрали у них поместь€ и вотчины, разорили их дома. »мена их неизвестны, но эти люди были, веро€тно, сторонниками ƒимитри€, покушавшиес€ провозгласить его царем. ¬с€ власть находилась тогда в руках д€ди ‘едора »вановича - Ќикиты –оманова, шурина Ѕориса √одунова, и двух кн€зей: »вана ћстиславского и ѕетра Ўуйского. ѕервые два естественно сто€ли за ‘едора как его близкие свойственники; два последние также не находили дл€ себ€ выгодным пристать на сторону ƒимитри€, так как в то врем€, в случае успеха, властвовали бы не они, а Ќагие и Ѕогдан Ѕельский. Ќа самого Ѕогдана Ѕельского в то врем€ не решались наложить рук. Ѕыть может, он ловко умел остатьс€ в стороне во врем€ расправы, хот€ прежде заправл€л делом, за которое другие отвечали. Ќо прошло несколько дней: Ѕогдан Ѕельский был схвачен и сослан в Ќижний Ќовгород. Ёто произошло после смуты, о которой сохранились противоречивые извести€. »ностранцы говор€т, что между Ѕельским и бо€рами произошло открытое междоусобие; Ѕельский со своими сторонниками был осажден в  ремле и вынужден был сдатьс€. ќдно русское известие показывает, что народ, вообразивши, будто Ѕельский хочет извести цар€ и бо€р, бросилс€ на  ремль с оружием и даже хотел пушечными выстрелами разрушить запертые ‘роловские ворота, но бо€ре вышли к м€тежникам и уверили, что царь и бо€ре все целы и никому нет опасности, а потом сослали Ѕельского, как бы в угоду народу; другое известие повествует, что сами бо€ре перессорились между собою, взволновали народ и Ѕельскому грозила смерть, но √одунов за него тогда заступилс€.  ак бы то ни было, верно только то, что в ћоскве вскоре после погребени€ √розного происходило междоусобие; тогда был поставлен к решению вопрос, кому царствовать: слабоумному ли ‘едору или малолетнему ƒимитрию, и сторона ƒимитри€ на этот раз снова проиграла. «а Ѕельским сосланы были другие. Ќо вопрос еще не решалс€: волнение не утихало, и бо€ре положили созвать земских людей в думу дл€ того, чтобы эта дума утвердила ‘едора на престоле.

ƒума, состо€вша€, как кажетс€, из служилых людей, собралась 4 ма€ 1584 г. и признала царем ‘еодора »вановича. –усские люди, как выражались в то врем€, молили его со слезами сесть на ћосковское государство. ’од этой думы нам неизвестен. Ќа празднике ¬ознесени€ новый царь венчалс€ царским венцом.

÷арствовал ‘едор, но он не мог властвовать; властвовать могли за него другие. ÷арь ‘едор »ванович был человек небольшого роста, опухлый, с бледным лицом, болезненный; он ходил нетвердыми шагами и посто€нно улыбалс€.  огда польский посланник —апега представилс€ ему - ‘едор, одетый в царское облачение с короной на голове, сидел на возвышенном месте и с улыбкою любовалс€ своим скипетром и державным €блоком, а когда проговорил несколько слов тихим и прерывистым голосом, то —апега сделал такое заключение: "’от€ про него говорили, что у него ума немного, но € увидел как из собственного наблюдени€, так и из слов других, что у него вовсе его нет". ¬есть об этом скоро дошла до соседей; в ѕольше наде€лись, что при таком государе в ћосковском государстве начнетс€ безур€дица, откроютс€ междоусоби€ и государство придет в упадок.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8957
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8859
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6605
ёрий яковлев

ќжидание это, веро€тно, сбылось бы скоро: √одунов отвратил его или, по крайней мере, отсрочил.

“отчас после венчани€ на царство ‘едора, Ѕорис постаралс€ возможно лучшим способом устроить свое материальное состо€ние.  огда, по обычаю, новый царь после венчани€ рассыпал свои милости вельможам, Ѕорис получил всю ¬ажскую область, приносившую большие доходы с поташу, сбываемого англичанам; кроме того, получил он луга на берегах ћосквы-реки вверх на тридцать, а вниз на сорок верст, с рощами и пчельниками, доходы с –€зани, “вери, с —еверной земли, “оржка и со всех московских бань и купален: все это, с доходами, получаемыми из его родовых вотчин, давало Ѕорису огромную сумму ежегодного дохода в 93 700 р., а владени€ его были так многолюдны, что он мог выставить до 100000 вооруженных людей. ƒо этих пор он носил важный сан конюшего; теперь он получил наименование ближнего государева бо€рина и титул наместника царств:  азанского и јстраханского.

÷арь ‘едор находилс€ под вли€нием своей жены, а Ѕорис был посто€нно дружен с нею, а потому сто€л ближе всех к царю, и никто не в силах был оттеснить его. ≈динственным опасным соперником мог быть д€д€ цар€ Ќикита –оманов, но этот старик в тот же год был поражен параличом и хот€ жил до апрел€ 1586 года, но уже не принимал участи€ в делах. »з двух оставшихс€ соправителей Ѕориса ћстиславский был человек ограниченный и мог играть роль только по наущению других, благодар€ своей знатности; более опасности представл€л дл€ Ѕориса кн€зь ѕетр »ванович Ўуйский: конечно, ему нельз€ было приобрести более Ѕориса расположени€ цар€ и царицы, зато у него была сильна€ парти€ не только между знатными людьми, но и между московскими купцами.  роме того, кн€зь ѕетр Ўуйский имел поддержку в митрополите ƒионисии. ¬начале, как видно, Ѕорис был с ним в хороших отношени€х, как можно видеть из того, что в день царского венчани€ Ўуйский получил в дар доходы со всего ѕскова.

ѕолтора года √одунов уживалс€ со своими товарищами, но уже захватил в свои руки управление всеми делами, так что иностранцы обращались мимо этих товарищей к нему, как к единому правителю государства. ¬ это врем€ √одунов начал свое любимое дело, постройку городов, чем отличалс€ во все продолжение своей жизни, справедливо сознава€ пользу этой меры дл€ государства. “аким образом, дл€ укрощени€ черемисов, Ѕорис приказал строить по берегам ¬олги ÷ивильск, ”ржум, ÷арево- окшайск, ÷арево-—анчурск, а ниже по течению ¬олги —аратов, ѕереволоку, ÷арицын. јстрахань была обведена каменною стеною. Ќа севере в 1584 построен јрхангельск, сделавшийс€ тотчас же важнейшим торговым пунктом. ¬ самой ћоскве в 1586 году построена была каменна€ Ѕелогородска€ стена. Ќа юге в 1586 году построены были Ћивны, возобновлены  урск и ¬оронеж. ќт города до города устраивались станицы, зазывались жители дл€ поселени€ на привольных, но пустых местах. “аким образом вызывались дл€ поселени€ черкасы (малоросси€не), которые поступали в число украинных служилых людей, отправл€ли сторожевую станичную службу, получа€ за это поместь€ и жалованье деньгами, сукнами и хлебом. »м посылали также свинец и селитру.

¬скоре после царского венчани€ в июле 1584 года был созван собор, на котором вновь подтверждено было запрещение владыкам и монастыр€м приобретать вотчины и вместе с тем уничтожались все так называемые тарханные грамоты, которыми предоставл€лись монастырским и владычным имени€м разные льготы и изъ€ти€ от общих платежей и повинностей. ѕоводом к уничтожению этих привилегий ставилось то, что кресть€не убегали в тарханные вотчины из вотчин и поместий служилых людей, а через это последние лишались своих доходов, не в состо€нии были отправл€ть военной службы. Ќо мера эта, несмотр€ на приговор, утвержденный подпис€ми и печат€ми лиц знатнейшего духовенства, не была приведена в исполнение; набожный царь продолжал раздавать тарханные грамоты, да и сам Ѕорис не настаивал на их отмене, потому что нуждалс€ в расположении духовенства дл€ своих видов. Ёто событие осталось нагл€дным примером той лживости, котора€, как мы сказали выше, проникла все ветви ћосковской общественной жизни. ѕисались законы, постановлени€, а на деле не исполн€лись и были нарушаемы теми же, которые составл€ли их.

Ѕорис был милостив к тем, которые были с ним заодно, и в это врем€ особенно приблизил к себе двух братьев, дь€ков ўелкаловых, из которых јндрей был посольским, а ¬асилий разр€дным дь€ком. Ќо Ѕорис не допускал долгое врем€ проживать спокойно тем, в которых видел себе соперников и недоброжелателей. Ѕорису, как говор€т, донесли, будто »ван ћстиславский, по наущению других, хочет зазвать Ѕориса на пир и предать его в руки убийц. “рудно решить: действительно ли было так на самом деле или же обвинение было выдумано. Ѕорис именем цар€ приказал сослать ћстиславского в  ирилло-Ѕелозерский монастырь и постричь. «атем схватили ¬оротынских, √оловиных,  олычевых и отправили в ссылку по разным местам. ќдин из √оловиных, ћихайло, успел убежать в Ћитву, подстрекал Ѕатори€ идти на ћоскву, увер€€, что Ѕориса все не терп€т и не станут защищать существующего правительства. Ѕаторий давно только и думал о том, как бы снова начать войну; он поверил рассказам беглеца. Ќо Ѕорис, узнавши об этом впору, отправил в ѕольшу послов “роекурова и Ѕезнина, которые разгласили, что √оловин вовсе не беглец, что он нарочно подосланный московскими бо€рами лазутчик и умышленно пытаетс€ вовлечь Ѕатори€ в войну: они говорили, что ћосковское государство имеет теперь достаточно силы дать отпор ѕольше. ’итрость эта удалась не столько потому, чтобы верили словам московских послов, сколько потому, что пол€ки тем или другим способом, но всеми силами старались отклонить своего корол€ от вс€ких воинских предпри€тий. ѕольский сенат продолжил с московскими послами перемирие еще на два года и отправил в ћоскву знакомого там ћихаила √арабурду с предложением, которое показалось странным дл€ русских: заключить договор, по которому бы, в случае, если умрет прежде Ѕаторий, возвести на польско-литовский престол ‘едора, и наоборот, если ‘едор умрет прежде бездетным, то ему преемником будет Ѕаторий. Ѕо€ре отвечали, что им не годитс€ рассуждать о кончине живого государ€; дело кончилось ничем, но оно представл€ет своего рода важность, потому что послужило началом подобных сношений после кончины Ѕатори€. –асправившись со ћстиславским, √одунов дожидалс€ случа€ разделатьс€ с Ўуйскими. »м были преданы многие из московских торговых людей; ожида€ от √одунова чего-нибудь враждебного к Ўуйским, они заранее кричали, что побьют √одунова камн€ми, если он тронет кого-нибудь из этого рода. ћитрополит ƒионисий пыталс€ было примирить и сдружить между собою √одунова и »вана ѕетровича Ўуйского; он пригласил того и другого к себе. ќни наружно помирились.  огда Ўуйский сказал об этом купцам, сто€вшим толпою на площади, двое из них выразились так: "ѕомирились вы нашими головами, и нам и вам от Ѕориса пропасть". ќба эти купца в ту же ночь исчезли неизвестно куда. “огда Ўуйские сообразили, что они погибнут, если не предупред€т √одунова и не погуб€т его самого; они, в соумышлении с митрополитом, зазвали к себе гостей, купцов, некоторых служилых людей и уговорили их подписать царю челобитную, чтобы царь, как бы по просьбе всего русского народа, развелс€ с бесплодною »риною и выбрал себе другую жену, чтобы иметь наследника. «аговорщики предполагали женить цар€ на кн€жне ћстиславской, дочери насильно постриженного бо€рина кн€з€ ћстиславского. Ќо, прежде чем успели подать царю такую челобитную, Ѕорис через своих лазутчиков узнал обо всем; вместо того чтобы гневатьс€, он кротко обратилс€ к митрополиту и представл€л ему, что развод есть беззаконное дело, притом и бесполезное; ‘едор и »рина еще молоды и могут иметь детей, а если бы и не было их, то у ‘едора есть брат ƒимитрий. ћитрополит послушал этого совета и стал уговаривать Ўуйских оставить предприн€тое намерение. √одунов обещал не мстить за него никому. —пуст€ несколько времени холопы Ўуйских, ‘едор —таров с товарищами, подали донос, будто существует заговор против государ€, которым руковод€т кн€зь€ Ўуйские. Ћетописцы говор€т, что сам Ѕорис подучил доносчиков; в этом случае он действовал по примеру цар€ »вана, который не раз пользовалс€ такими же ложными доносами, чтобы придать личину справедливости своим убийствам. ѕо доносу —тарова вз€ли под стражу кн€з€

»вана ѕетровича и јндре€ »вановича Ўуйских, кн€з€ ¬асили€ —копина-Ўуйского, разных их друзей, кн€зей “атевых, ”русовых, Ѕыковых,  олычевых и множество гостей и купцов. ѕроисходили допросы и пытки. ¬ заключение, кн€зей »вана ѕетровича и јндре€ »вановича Ўуйских сначала приговорили только удалить в их вотчины, но когда они туда приехали, то их схватили, увезли одного на Ѕелоозеро, другого в  аргополь и удавили. ѕрочих знатных людей разослали в ссылку по городам, а ‘едору Ќагаю и шестерым его товарищам отрубили головы.  н€жну ћстиславскую, за то что ее хотели посадить царицею на место »рины, насильно постригли в монахини; наконец, √одунов не простил и митрополиту; приказал сослать его в ’утынский монастырь; така€ же участь постигла крутиц-кого архиепископа ¬арлаама за то, что он настраивал цар€ против Ѕориса. ¬место ƒиониси€ посадили на митрополию ростовского архиепископа »ова, во всем покорного Ѕорису и, дл€ сохранени€ своего положени€, готового угождать во всем земной власти. — этих пор Ѕорис сделалс€ вполне единым и самовластным правителем в ћосковском государстве. ќпыт должен был научить всех, как неудобно покушатьс€ отнимать у него власть. Ќа будущее врем€ беспокоили воображение Ѕориса потомки царской линии: царевич ƒимитрий и ћари€, вдова корол€ ћагнуса (дочь ¬ладимира јндреевича) с малолетнею дочерью ≈вфимиею. –асправу с первым осторожный Ѕорис отложил до удобного случа€, а прежде разделалс€ с последними. ≈ще в 1585 году он поручил английскому купцу √орсею уговорить ћарию ¬ладимировну переехать с дочерью в ћоскву из –иги, где пол€ки содержали ее очень скудно. √орсей уверил ее от имени Ѕориса, что в ћоскве ее примут хорошо и надел€т вотчинами.  оролева с дочерью убежала из –иги и прибыла в ћоскву на почтовых лошад€х, нарочно расставленных дл€ этого Ѕорисом. —начала Ѕорис прин€л ее, как обещал, наделил вотчинами, деньгами, а через несколько времени именем цар€ ее разлучили с дочерью, увезли и постригли в ѕ€тницком монастыре близ “роицы. ¬ 1589 году маленькую дочь ее похоронили у “роицы с почест€ми, как королевну. ¬се твердили, что Ѕорис приказал тайно умертвить ее.

¬ декабре 1586 года умер —тефан Ѕаторий. ¬ следующем году в ѕольше началось обычное избрание нового корол€, в котором важное участие прин€ло ћосковское государство. ѕредложение √арабурды, хот€ было отвергнуто в том виде, в каком было сделано, произвело, однако, сильное впечатление на правител€. Ѕорис увидел возможность посадить на польско-литовский престол ‘едора, сообразно давнему желанию литовских панов соединитьс€ с ћосковским государством посредством возведени€ на свой престол московского государ€. ¬еро€тно, Ѕорис рассчитывал, что расположение к нему ѕольши и Ћитвы пригодитс€ со временем, и потому-то при венчании ‘едора он выпустил его именем всех польских пленников. —лабоумие ‘едора не казалось большим преп€тствием; напротив, можно было рассчитывать, что панам будет тем лучше, чем их король меньше будет иметь возможности показывать свою власть. ¬ начале 1587 года Ѕорис отправил в ѕольшу двор€нина –жевского. Ётот посланец повез царскую грамоту ко всем панам вообще и, кроме того, письма к отдельным духовным и светским сановникам от имени цар€.  аждого приглашали хлопотать, чтобы на престоле был ‘едор. ƒавалось обещание св€то сохран€ть все шл€хетские права и вольности и, сверх того, наделить панов вотчинами и деньгами. ¬ ѕольше в то врем€ образовалось три партии: одна, под предводительством «боровских, хотела выбрать австрийского принца ћаксимилиана. ƒруга€, - во главе которой был канцлер и гетман «амойский, - склон€лась к избранию шведского королевича —игизмунда, сына корол€ »оанна и польской принцессы ≈катерины. “реть€, состо€вша€ преимущественно из литовских панов, хотела московского государ€. ¬след за –жевским послы —тепан ¬асильевич √одунов и кн€зь ‘едор “роекуров, с думным дь€ком ¬асилием ўелкаловым, отправились в ѕольшу и повезли сорок восемь писем к разным панам с самыми лестными предложени€ми. –усский царь обещал защищать польско-литовские владени€ московскими силами, строить на свой счет крепости, отвоевать у шведов и отдать –ечи ѕосполитой Ёстонию, об€зывалс€ заплатить на 100000 червонцев долги —тефана Ѕатори€ ратным люд€м, предоставить свободную торговлю польско-литовским люд€м в ћосковском государстве; а главное, обещал не вступатьс€ вовсе в королевские доходы и все отдать панам в управление, так что если новый государь приедет в ѕольшу, то не только не потребует от них никаких денег на свое содержание, но еще будет раздавать им свою казну. Ѕорис наказывал своим послам соглашатьс€, если паны потребуют, чтобы царь был у них королем только по имени, а они бы управл€лись сами собою: пусть бы только ѕольша и Ћитва оставались в мире и соединении с ћосквою, готовые действовать против общего недруга.

ѕредложени€ были действительно соблазнительны, но послы приехали с одним обещанием денег, и без них. Ћитовские паны объ€вили им, что надобно, по крайней мере, готовых 200 000 рублей, дабы склонить на московскую сторону «боровских и их партию, а также, чтобы переманить деньгами людей от партии «амойского. ” послов денег не было. Ќесмотр€ на это, на избирательном сейме большинство избирателей за€вило себ€ на стороне московского цар€.  огда выставили три значка избирателей: австрийской стороны - немецкую шл€пу, шведской - сельдь и русской - ћономахову шапку, то под русским значком оказалось более всего избирателей. ¬ыбрали п€тнадцать человек депутатов дл€ переговоров с послами. ƒепутаты предложили московским послам, чтобы царь приступил к соединению с римскою церковью, прибыл в ¬аршаву через дес€ть недель, венчалс€ от гнезненского епископа: царь должен был написать в своем титуле польское королевство выше ћосковского государства. ѕослы отказали наотрез, но увер€ли, что царь не будет вмешиватьс€ в дела римско-католической церкви. «амечательно, что послы, допуска€ свободный приезд польских и литовских людей в ћосковское государство, не хотели обещать такую же свободу приезда в ѕольшу и Ћитву московских людей; они говорили: "Ёто противно московским обыча€м, чтобы московские люди ездили всюду по своей воле без государева повелени€". Ётим в ѕольше были недовольны.

√лавное преп€тствие к выбору ‘едора заключалось в денежном вопросе. ѕосле решительных ответов московских послов, паны еще говорили им, что нужны деньги, чтобы подкрепить царскую сторону на сейме, указывали на щедрость к ним императора и испанского корол€, просили немедленно 200000. ѕослам негде было достать этих денег. ѕаны потом требовали немедленно хот€ 100000 - послы и этого не могли им дать!

“огда на сейме одна польска€ парти€ выбрала ћаксимилиана, друга€ - —игизмунда. Ћитовцы не приставали ни к той, ни к другой и еще раз пытались сойтись с московскими послами. ¬иленский воевода ’ристофор –адзивилл и троцкий ян √лебович за€вл€ли им, что царю можно быть польским королем, не приступа€ к римской вере; нужно только поманить папу надеждою в будущем на соединение церквей; но эти паны во вс€ком случае требовали наличными 100000 рублей дл€ поддержки партии в пользу московского государ€ и наконец спросили: захочет ли государь вз€ть одну Ћитву, если пол€ки не соглас€тс€ на его избрание? ќни вместе с тем подавали надежду, что и южнорусские области, уже присоединенные к ѕольше, перейдут под власть московского государ€. Ќичего не могло быть при€тнее ћоскве, как это предложение, и Ѕорис, узнавши о том от послов, отправил панам литовским дары на 20 000 рублей, обеща€ дать еще деньгами 70000. Ќо уже было поздно; пол€ки успели сойтись с литовцами и склонить их на сторону —игизмунда. "Ќе надобно было, -говорили после того московским послам паны, писать в грамотах, что царю непременно короноватьс€ по греческому закону: если бы паны радные на это и согласились, то архиепископы и епископы ни за что до того не допуст€т; а они у нас большие люди". ѕаны тем не менее прин€ли подарки, за исключением одного ’ристофора –адзивилла. —леду€ прежним дружеским отношени€м к јвстрии, московские послы, увид€, что дело об избрании ‘едора не клеитс€, по силе своего наказа, начали было давать совет об избрании ћаксимилиана: перед тем только ћаксимилиан посылал в ћоскву просить ее содействи€ в достижении польского престола. Ќа речь русских послов пол€ки отвечали, что они не требуют ни от кого указаний: кого им избрать в короли, а литовцы выразились, что "они ни за что не возьмут себе немца в государи, потому что немецкий €зык никогда слав€нскому добра не мыслит". ѕослы московские успели только в том, что заключили перемирие на п€тнадцать лет. »збрание кончилось в пользу —игизмунда. ќн короновалс€ 16 декабр€ 1587 года. ћаксимилиан пыталс€ было добывать польскую корону оружием, но был разбит «амойским, вз€т в плен и выпущен под условием отказа от вс€ких прит€заний на польский престол.

“аким образом Ѕорис затевал великое дело, но у него не стало ума и умени€ добитьс€ своей цели. ¬ ѕольше сел на престоле государь, которого особенно не желали в ћоскве; сын шведского корол€, с которым ћосковское государство находилось в недружелюбных отношени€х. ѕолитика Ѕориса, однако, была не воинственна; он думал достигать политических целей хитростью и хотел находитьс€, насколько возможно, в мире со всеми сосед€ми. —о Ўвецией существовало еще прежнее перемирие, продолженное на четыре года в 1585 году. ¬ отношени€х к  рыму ћоскве помогали междоусоби€, возникшие в этой стране. ƒвое крымских царевичей, —айдет и ћурат, враги крымского хана »слам-√ире€, нашли приют в ћосковском государстве. »х поместили на астраханской земле и предполагали ими держать в страхе »слам-√ире€, чтобы выставить против него опасных соперников, когда он вздумает относитьс€ непри€зненно к московскому государю. Ёто не избавило южные пределы ћосковского государства от набегов татарских мурз; по крайней мере, сам хан не смел делать нападени€. «аступивший место этого хана в 1588 году  азы-√ирей избрал дл€ своих набегов польские области и извещал о том московское правительство, а Ѕорис за это посылал ему подарки, несмотр€ на то, что находилс€ тогда в перемирии с ѕольшей. Ѕорис, скоро по восшествии ‘едора на престол, отправл€л посольство в “урцию с изъ€влением своего миролюби€. “ам прин€ли московского посла хот€ миролюбиво, но довольно надменно; в  онстантинополе не верили уверени€м в дружбе и жаловались на буйство казаков, а московский посол объ€сн€л, что казаки - воры, беглые люди и не наход€тс€ в послушании у государ€. Ќа юго-востоке, в 1586 году, кахетинский царь јлександр отдалс€ в подданство московскому государю. Ёто подданство могло быть полезно дл€ грузинов, так как из ћосквы отправили к ним дл€ исправлени€ тамошних обр€дов несколько монахов, св€щенников и иконописцев, которые оказались очень учеными и сведущими людьми в сравнении с грузинским духовенством; но дл€ ћосковского государства оно влекло за собою только хлопоты и опасности, вт€гивало ћоскву в опасное столкновение с “урцией, ѕерсией и горскими народами, так как јлександр был тесним со всех сторон и потому искал опоры в ћоскве. ¬ласть над его земл€ми оспаривали и персы, и турки. Ѕорис уклонилс€ от вс€кого разрыва с “урцией из-за цар€ јлександра, а ѕерси€, наход€сь в ожесточенной вражде с “урцией, сама предлагала союз ћоскве, дума€ вооружить ее против “урции. Ќо Ѕорис ограничивалс€ только словами и не€сными обещани€ми, из которых ничего не выходило. ћежду тем русские, прин€вши на себ€ об€занность защищать јлександра, послали ему помощь против его врага, тарковского Ўевкала, и напрасно потер€ли до 3000 своих людей. “огда на берегу “ерека был укреплен Ѕорисом еще прежде основанный и покинутый казаками город “ерк, и с тех пор посто€нно имел ратных людей и управл€лс€ воеводами.

¬ 1587 году Ѕорис заключил договор с јнглией. ≈лизавета, узнавши о силе Ѕориса, сама писала к нему письмо, называла своим дорогим родственником и просила дать такую привилегию членам английской компании, чтобы они не только могли во всей –оссии торговать беспошлинно, но чтобы, кроме их, не позвол€лось торговать никаким иноземцам; чтобы, сверх того, им было разрешено, при пособии со стороны русских, искать  итайской земли и пр. “ребу€ таких выгод дл€ своих, ≈лизавета никак не хотела допустить московским купцам ездить дл€ торговли в јнглию. Ѕорис отклонил излишние требовани€, как, например, исключительное право английской компании на торговлю в русских кра€х с изъ€тием всех других иноземцев; он указал на несообразность позволени€ искать новых земель, но дал право беспошлинной торговли одной английской компании, тогда как все другие иноземцы и даже англичане, не принадлежавшие к компании, облагались пошлинами. “орговл€ англичан в русских земл€х была оптова€; рознична€ продажа не была им дозволена. —пособ торговли был преимущественно меновой, хот€ англичанам предоставл€лось право чеканить монету, плат€ за то пошлину, подобно тому, как в то врем€ монету дозвол€лось вообще бить денежным мастерам по определенной форме с платежом пошлин в казну. √лавные предметы вывоза были лен, пенька, рыба, икра, кожи, деготь, поташ, сало, воск, мед, меха. ¬оск не иначе дозвол€лось мен€ть как на порох, селитру и серу - предметы, необходимые дл€ ратною дела. ѕо известию англичан, в начале царствовани€ ‘едора чувствовалс€ упадок вывоза против давнего времени, свидетельствовавший об уменьшении производительности в стране. “ак, воску вывозилось прежде до 50000 пудов, а в начале царствовани€ ‘едора только до 10000; количество же вывозимого сала упало со 100000 пудов на 3000; очень упала тогда торговл€ льном и пенькой после утраты Ќарвы и нарвской пристани, зато количество мехов, которых ценность означена англичанами на 500000 руб. в год, увеличилась после открыти€ пути в —ибирь и с каждым годом возрастала по мере движени€ русских на восток.

»звести€ англичан об упадке вывозной торговли, относ€щемс€, собственно, к последним годам царствовани€ √розного, показывают в числе других данных, что народ обеднел в это т€желое врем€. »наче и быть не могло при больших налогах и обременительных повинност€х, вынуждаемых продолжительными войнами, при свирепствах цар€ »вана и произволе его слуг и любимцев. ¬ообще в ћосковском государстве устроено было все так, что преимущественно богатела царска€ казна, да те, кто так или иначе служил казне и пользовалс€ ею; и неудивительно, что иноземцы удивл€лись изобилию царских сокровищ и в то же врем€ замечали крайнюю нищету народа. “огдашн€€ столица своим наружным видом соответствовала такому пор€дку вещей. »ноземца, въезжавшего в нее, поражала противоположность, с одной стороны, позолоченных верхов кремлевских церквей и царских вышек, с другой - кучи курных изб посадских людишек и жалкий гр€зный вид их хоз€ев. –усский человек того времени, если имел достаток, то старалс€ казатьс€ беднее, чем был, бо€лс€ пускать свои денежки в оборот, чтобы, разбогатевши, не сделатьс€ предметом доносов и не подвергнутьс€ царской опале, за которой следовало отобрание всего его досто€ни€ "на государ€" и нищета его семьи; поэтому он пр€тал деньги где-нибудь в монастыре или закапывал в землю про черный день, держал под замком в сундуках вышитые золотом дедовские кафтаны и охабни, собольи шубы и серебр€ные чарки, а сам ходил в гр€зной потертой однор€дке из грубого сукна или в овчинном тулупе и ел кое-что из дерев€нной посуды. Ќеуверенность в безопасности, посто€нна€ бо€знь тайных врагов, страх грозы, каждую минуту готовой ударить на него сверху, подавл€ли в нем стремление к улучшению своей жизни, к из€щной обстановке, к правильному труду, к умственной работе. –усский человек жил как попало, приобретал средства к жизни как попало; подверга€сь всегда опасности быть ограбленным, обманутым, предательски погубленным, он и сам не затрудн€лс€ предупреждать то, что с ним могло быть, он также обманывал, грабил, где мог поживл€лс€ на счет ближнего ради средств к своему, всегда непрочному существованию. ќт этого русский человек отличалс€ в домашней жизни неопр€тностью, в труде ленью, в сношени€х с людьми лживостью, коварством и бессердечностью. —осто€ние народа при Ѕорисе было лучше, чем при √розном уже потому, что хуже времен последнего мало можно найти в истории. Ќо основные воззрени€ на государственный пор€док и общественный строй не измен€лись. ¬нутренн€€ торговл€ была по-прежнему стесн€ема бесчисленным множеством сборов и пошлин, а трудность и неудобства путей по-прежнему преп€тствовали легкости сношений. ѕритом правительство само тогда вело торговлю, и с ним невозможна была никака€ торгова€ конкуренци€.  азна иногда присваивала себе на врем€ торговлю каким-нибудь произведением (так было и весною в 1589 г.), и никому не дозвол€лось торговать им. Ќакупивши по дешевым ценам товару, казна продавала купцам этот товар с барышом, принужда€ их брать даже испорченный. “орговые привилегии англичан способствовали на врем€ оживлению торговли, но влекли за собою эксплуатацию народной промышленности. –усским купцам запрещалось ездить свободно за границу; исключение допускалось только по особому царскому позволению; дл€ иностранцев это было выгодно, и они сами не желали этого, кроме пол€ков, которые не имели замыслов истощать –усь путем торговли. “аким образом, русские не могли ознакомитьс€ ни с лучшим бытом, ни с приемами европейской торговли; в то же врем€ не предпринималось ни малейших средств к народному образованию, при таком состо€нии торговл€ западных европейцев с русскими имела печальный вид сношений ловких и сведущих торгашей с невеждами, когда последние всегда бывают в проигрыше, а первые наживаютс€ за их счет беззастенчивым образом.

Ѕорис щегол€л своей кротостью и тем благоденствием, какое будто бы испытывал народ под его управлением; он приказывал московским послам, отправл€вшимс€ к сосед€м, разглашать, что в ћосковском государстве не то, что было прежде: все живут во льготах. ¬ести были преувеличены; если они и были на сколько-нибудь справедливы, то разве относительно владычных и монастырских вотчин, да, может быть, имений самого Ѕориса. ѕравда, Ѕорис уже тем облегчал народ, что избегал войн, в чем сходилс€ с желани€ми русского народа, роптавшего, когда правительство начинало войну. Ќо иностранцы, вгл€дыва€сь в народный быт, говорили, что в это врем€ налоги и повинности все-таки были обременительны. «аметим, что тогда уже существовала казенна€ продажа вина, учреждены были кабаки и кружечные дворы (неизвестно только, везде ли); первые извести€ о их существовании относ€тс€ к последним летам царствовани€ √розного, и, кажетс€, способ увеличивать казну за счет людского пь€нства принадлежит ему. ѕри ‘едоре это учреждение было уже так т€гостно дл€ народа, что Ѕорис в некоторых местах, в виде милости и особой льготы, по просьбе жителей уничтожал кабаки. ”правление тогдашнего времени не представл€ет ручательств дл€ того, чтобы народу было под ним очень хорошо. “огда уже образовалась система управлени€ посредством приказов [1], в которых сидели бо€ре или окольничьи и дь€ки, последние, собственно, всем заправл€ли. Ёта система приказного управлени€ имела отличительное свойство, вовсе не облегчавшее судьбу народа: все сосредотачивалось в ћоскве; часто люди должны были по своим нуждам обращатьс€ издалека в столицу, а дь€ки тогда уже славились своей алчностью и вз€точничеством; посулы (вз€тки) и поминки сделались неизбежными признаками приказного управлени€. ѕо многим городам назначались воеводы, которые обыкновенно пребывали на одном месте не более года, а при воеводах были дь€ки, и последние, хот€ и были ниже двор€н, обыкновенно посылаемых в звании воевод, но как люди грамотные, более имели силы, чем воеводы, часто безграмотные. ¬оеводы и дь€ки, получа€ места в городах, должны были давать вз€тки в приказах, а себ€ за то вознаграждали вс€ким образом за счет подчиненных. Ќаграбленное ими не всегда шло им впрок; нередко их, по лишении должности, обвин€ли, в виде наказани€ ставили на правеж и вымучивали у них то, что они успели высосать с народа. «емское самоуправление сохран€лось не везде; мы его встречаем в большей силе на севере, а в других местах ощутительна власть наместников и воевод, и если формы самоуправлени€ существовали, то были под сильным давлением приказного пор€дка. —трах, который наводили опричники »вана √розного, в глазах народа оставалс€ и в это врем€ вообще за царскими чиновниками. ѕосадский или волостной человек, завид€ издали двор€нина или дь€ка, убегал от него, а если встречалс€ с ним или имел к нему дело, то вал€лс€ у него в ногах; зато, по замечанию англичан, вс€кий убогий кресть€нин, ползающий пред двор€нином, делалс€ жестоким мучителем своих братий, если только возвышалс€ над ними и получал какое-нибудь начальство.

¬ообще Ѕорис в делах внутреннего строени€ имел в виду свои личные расчеты и всегда делал то, что могло придать его управлению значение и блеск. “акой смысл имело преобразование, совершенное им в пор€дке церковной иерархии. Ѕорис задумал учредить в ћосковском государстве патриархию. ќн воспользовалс€ приездом константинопольского патриарха »еремии, который со своим греческим духовенством разъезжал дл€ сбора милостыни и привез царю ‘едору икону с капл€ми ’ристовой крови. √ост€м оказали очень блест€щий и вместе с тем чванный прием. √реки поражены были блеском золототканых одежд цар€ и царицы, унизанных жемчугом, усыпанных дорогими камень€ми, богатством окладов на бесчисленных иконах, огромными серебр€ными сосудами, изображавшими зверей, птиц, деревь€, стенною мозаикою, блиставшею золотом и изображени€ми из св€щенной истории. Ѕорис сообщил патриарху свое намерение насчет учреждени€ патриаршества. »ереми€ одобрил это намерение. Ѕорис предложил самому »еремии быть в ћоскве патриархом, но с тем, чтобы он жил не в ћоскве, а во ¬ладимире, так как Ѕорис ни за что не хотел удал€ть из столицы или оставл€ть в ней не первым, а вторым своего любимца »ова. »еремии не слишком было хорошо в “урции, он готов был промен€ть ее на –усь, но не хотел жить иначе как в ћоскве. ѕоэтому обе стороны сошлись на том, что »ереми€, наделенный богатою милостынею, согласилс€ на возведение митрополита »ова в сан патриарха. ƒл€ соблюдени€ законности созвали собор и архиереи представили трех кандидатов, предоставл€€ царю избрать из них по своему усмотрению. –азумеетс€, избран был »ов, и 26 €нвар€ 1589 года совершилось его посв€щение. ¬месте с тем архиепископы: новгородский, казанский, ростовский и крутицкий (иначе сарский и подонский, живший в ћоскве на  рутицах) возведены были в сан митрополитов, а шесть епископов получили архиепископский сан. ѕосещение ћосквы константинопольским патриархом было первым событием в своем роде и повлекло к некоторому приливу греков духовного сана в ћосковское государство и к большему сближению с православным ¬остоком. Ѕывший в ћоскве вместе с »еремиею элассонский епископ јрсений, возвратившись с ним в √рецию, приехал оп€ть в –усь и получил суздальскую епархию; архиепископ кипрский »гнатий проживал в ћоскве. ќт цар€ посылалась посто€нно богата€ милостын€ на ¬осток.

Ѕорису нужно было ласкать духовенство и возвышать его, чтобы при вс€кой нужде опиратьс€ на него и находить в нем дл€ себ€ могучую поддержку. ”чреждение патриаршества давало русской церкви блеск, сообщало этот блеск и самому государству, которое у тогдашних риторов называлось третьим –имом, но более всего возвышало Ѕориса, получавшего через то и славу благодетел€ русской церкви и более ручательства в содействии своим видам со стороны духовенства: патриарх был как бы государь; его титул возбуждал благоговейный страх, в особенности сначала, пока был новым дл€ русских: что скажет патриарх, то должно быть истиною; а такой патриарх, каким был »ов, всегда и во всем был готов потакать Ѕорису. ¬ сущности, патриаршество мало приносило церкви внутренней силы; самосто€тельность русской церкви и независимость от вс€кой другой церковной власти и без того утвердилась уже временем, а ручательства от произвола светских властей патриаршество ей не давало более того, чем мог бы дать собор при нравственной силе своих членов. ƒл€ истинной пользы русской церкви в то врем€ нужны были не титулы, не наружный блеск, а образованные и нравственные пастыри: патриаршество, как показали последстви€, напротив, ставило преграду внутренним преобразовани€м как в церкви, так и в гражданском обществе, и в свое врем€ было уничтожено, как один из признаков, наиболее преп€тствовавших культурному движению русского общества.

 ак ни старалс€ √одунов избегать вс€кой войны с сосед€ми, но в 1590 году, по истечении перемири€ со Ўвецией, принужден был начать непри€зненные действи€. Ўведы удерживали отн€тую при √розном часть ¬отской п€тины и не хотели возвращать ее, хот€ Ѕорис и предлагал за нее деньги. ћосковскому государству было особенно т€жело, что у него отн€ли море. ¬ €нваре 1590 года началась война.

—амого цар€ вз€ли в поход, наход€ полезным, чтобы он был при войске. Ўведы действовали плохо, не более как через мес€ц сами предложили перемирие на год и уступили царю яму,  опорье и »ван-город. –усским этого было недостаточно. ќни хотели также возвратить Ќарву и  орелу, но приступ их к Ќарве был неудачен, и осторожный Ѕорис, побо€вшись подвергатьс€ опасност€м дальнейшей войны, поспешил вз€ть то, что давалось, отлага€ на будущее врем€ возвращение остального. — тех пор несколько лет съезжались между собою русские и шведские уполномоченные; не могли сойтись, начинались оп€ть военные действи€, вообще незначительные; потом оп€ть съезжались послы толковать о примирении, и только уже в 1595 году заключили мир. Ўведы воротили русским  орелу, а русские отказались от Ќарвы и от всех прит€заний на Ёстонию.

ћежду тем в те годы, когда происходили толки со шведами о границах, в ћосковском государстве совершались важные трагические событи€. ƒимитрий рос в почетном изгнании в ”гличе и представл€л в будущем большую опасность дл€ Ѕориса. ‘едор был бездетен, слаб здоровьем, и, в случае его смерти, царевич ƒимитрий был бы провозглашен его преемником на престоле. Ѕорису, естественно, грозила погибель. Ќагие и люди ƒимитриевой партии, конечно, не простили бы ему ни его прошлого величи€, ни их удалени€ от цар€. Ётого мало; ƒимитрий, пришедши в возраст, мог быть опасен и дл€ самого ‘едора. ≈сли были люди, которые тотчас же по смерти √розного думали вместо ‘едора посадить на престоле малолетнего ƒимитри€, то тем скорее сам ƒимитрий, достигши совершеннолети€, мог собрать около себ€ партию людей, которые были недовольны тем, что на престоле сидит слабоумный царь, а всем управл€ет временщик, и легко пристали бы к намерению низложить ‘едора. –ассказывали, что малолетний ƒимитрий уже в детстве показывал отцовские наклонности, любил смотреть, как убивают домашних животных, и сам, ради потехи, убивал их палкой. √овор€т, однажды, игра€ с детьми, он сделал из снега несколько человекоподобных фигур; одну из них назвал Ѕорисом √одуновым, других - именами разных бо€р, при€телей √одунова, бил их палками, говорил, что рубит им головы, руки, ноги, и прибавл€л: "¬от как будет, когда € стану царствовать!" —мерть этого ребенка казалась не только полезной дл€ видов √одунова, но и необходимой дл€ его существовани€.

¬ 1592 году √одунов отправил в ”глич надзирать за земскими делами и над домашним обиходом царицы ћарфы своих доверенных людей: дь€ка ћихаила Ѕит€говского с сыном ƒанилом и плем€нником  ачаловым. Ќагие и сама царица не терпели этих людей. Ќагие беспрестанно с ними ссорились.

15 ма€ 1591 года в полдень пономарь соборной углицкой церкви ударил в набат. Ќарод сбежалс€ со всех сторон во двор царицы и увидел царевича мертвого с перерезанным горлом. »сступленна€ мать обвин€ла в убийстве людей, присланных Ѕорисом. Ќарод убил ћихаила и ƒанила Ѕит€говских и Ќикиту  ачалова, а сына царевичевой мамки ¬олоховой притащил в церковь к царице и убил по ее приказанию пред ее глазами. ”мертвили еще несколько человек по подозрению в согласии с убийцами.

ƒали знать в ћоскву. Ѕорис отправил на следствие бо€рина кн€з€ ¬асили€ »вановича Ўуйского и окольничьего јндре€  лешнина. ѕоследний был человек, вполне преданный и покорный Ѕорису. ѕервый принадлежал к роду, не расположенному к Ѕорису, но, при стечении тогдашних обсто€тельств, волею-неволею должен был действовать в его видах. —видетелей убийства не было. ѕреступников тоже. Ўуйский, человек хитрый и уклончивый, рассчитал, что если он поведет следствие так, что Ѕорис будет им недоволен, то все-таки Ѕорису ничего не сделает, потому что верховным судьею будет тот же Ѕорис, а себ€ подвергнет впоследствии его мщению. Ўуйский решил вести следствие так, чтобы Ѕорис был им вполне доволен.

—ледствие произведено было бессовестным образом. ¬се нат€гивалось к тому, чтоб выходило, будто царевич зарезалс€ сам. ќсмотра тела не сделали: людей, убивших Ѕит€говского с товарищами, не допросили. ÷арицу также не спрашивали. ѕоказани€, сн€тые с разных лиц, кроме показани€ одного ћихаила Ќагого, гласили одно, что царевич зарезалс€ в припадке падучей болезни. ќдни €вно лгали, показыва€, что сами видали, как происходило дело, другие показывали то же, не выдава€ себ€ очевидцами. “ело царевича было предано земле в углицкой церкви —в. —паса.

√одунов подал это следствие на обсуждение патриарха и духовенства. ѕатриарх, всем об€занный Ѕорису, произнес такое мнение, какое угодно было его покровителю; ему не противоречили и прочие св€тители, а за€вили только, что это дело земское, не церковное. Ѕо€ре не могли сопротивл€тьс€ не только из страха перед Ѕорисом, но и потому, что не имели никаких данных к сопротивлению. Ѕорис сослал всех Ќагих в отдаленные города в заключение; царицу ћарию постригли под именем ћарфы и сослали в монастырь —в. Ќикола€ на ¬ыксе (в „ереповецком уезде). Ќад углицкими жител€ми совершена жестока€ расправа: обвиненных в убийстве Ѕит€говского с товарищами казнили смертью; другим за смелые речи отрезали €зыки, и многих жителей сослали в —ибирь дл€ заселени€ города ѕелыма. ѕредание говорит, что √одунов сослал в —ибирь даже тот колокол, в который били в набат в день убиени€ ƒимитри€, и его до сих пор показывают в “обольске.

ѕравительство объ€вило и приказывало народу верить, что смерть царевича произошла от самоубийства, но в народе сохранилось убеждение, что царевич был зарезан, по тайному приказанию Ѕориса. ’одили об этом разные рассказы и были вносимы в летописи.   счастью дл€ истории, сохранилс€ один рассказ, нос€щий на себе €вные признаки того, что он составлен современником, и притом близко знавшим об этом событии. ѕо этому рассказу царевич ƒимитрий в день своей смерти чувствовал себ€ нездоровым, но, по обычаю, отслушал обедню, пришедши домой, переменил платье; ему принесли богородицын хлебец (просфору). ÷аревич съел просфору и потом попросил пить, а после того пошел со своей кормилицей “учковой-∆дановой погул€ть. ћатери с ним не было. ƒ€ди Ќагие разъехались обедать.  огда царевич с кормилицей подошел к церкви —в.  онстантина и ≈лены, по€вились  ачалов и ƒанило Ѕит€говский, ударили кормилицу палкой, чтобы ошеломить ее, и в то же мгновение перерезали царевичу горло, а сами стали громко кричать... ѕрибежала царица, схватила царевича на руки... он умер. ÷арица велела ударить в набат, сбежалс€ народ; царица с воплем кричала, что царевича зарезали, указывала на убийц... народ в остервенении побил камн€ми тех, на кого она указала.

»з этого рассказа видно, что свидетелей убийства, собственно, не было. —ама кормилица не могла пр€мо сказать, что видела, как его зарезали; она могла только возбудить подозрение рассказом о том, как ее ударили. «а то кормилицу, вместе с ее мужем, приказано было вз€ть "бережно", наблюда€, чтобы они с дороги не убежали, и привезти в ћоскву. Ќеизвестно, куда делась эта несчастна€ супружеска€ чета.

ќстаетс€ неизвестным, в какой степени с согласи€ Ѕориса убийцы совершили это дело: был ли им дан положительный намек, или же, быть может, они сами пон€ли, что если ловко обделают это дело, то Ѕорис сумеет их наградить, не сказавши, за что он награждает. »м не удалось получить награды; Ѕорис только облагодетельствовал их семейства.

¬скоре после смерти царевича, 23 ма€, на праздник “роицы, во врем€ отсутстви€ цар€, уехавшего в —ергиев монастырь, вспыхнул в ћоскве пожар, обративший в пепел значительную часть Ѕелого города. Ѕорис тотчас начал раздавать пособие погоревшим и за собственный счет отстраивал целые улицы. Ќесмотр€ на такую щедрость, в народе ходили слухи, что пожар произведен был людьми √одунова, по его приказанию, дл€ того, чтобы отвлечь внимание столицы от совершенного убийства. √одунов, со своей стороны, обвин€л в поджигательстве людей Ќагих.

ћенее чем два мес€ца спуст€, столица испытала новую тревогу.  рымский хан  азы-√ирей долго обманывал ћоскву, увер€л, что будет посылать татар на Ћитву, а на ћоскву не пошлет, и вдруг неожиданно бросилс€ с громадною силою в русские пределы. “огда ожидали разрыва со Ўвецией и сосредотачивали военные силы на севере. ’ан так скоро очутилс€ на ќке, что русские думали только о защите столицы. ќсторожный Ѕорис не вз€л на себ€ главного начальства над войском, оборон€вшим ћоскву, а поручил его кн€зю ‘едору ћстиславскому, сам же зан€л после него второе место. 4-го июл€ хан подошел к селу  оломенскому; русские сто€ли в обозе. “атары побились с русскими и потер€ли несколько мурз. ’ан ввечеру приблизилс€ к селу ¬оробьеву и смотрел с вершины горы на ћоскву. √одунов приказал без умолку палить из пушек, а русские пленники сказали хану, что в ћоскве стрел€ют от радости, потому что туда пришли новые силы из Ќовгорода и других мест, и готовы на другой день утром ударить на хана. ’ан немедленно бежал со всеми своими силами. ћстиславский и √одунов погнались за непри€телем, разбили его отставшие полчища близ “улы, но хана не могли нагнать. ќн ускакал в простой телеге в Ѕакчисарай, растер€вши по дороге множество своих воинов.

’от€ √одунов, ожида€ хана, сдал главное начальство ћстиславскому, но этот последний получил от имени цар€ выговор за то, что в своем донесении не упом€нул имени Ѕориса. ¬с€ честь победы должна была приписыватьс€ Ѕорису: об этом велено было рассказывать и на чужих земл€х. Ѕорис прин€л тогда титул "слуги", который, по тогдашнему придворному обычаю, давалс€ за важные победы. ¬ пам€ть спасени€ ћосквы заложен был монастырь, названный ƒонским, от имени иконы Ѕогородицы, находившейс€ с ƒимитрием на  уликовом поле; она же была и с √одуновым при защите ћосквы от  азы-√ире€.

“огда, - говорит современное повествование, - писатели сплетали безмерные, несказанные похвалы правлению Ѕориса, жела€ угодить ему и расположить к себе. Ћюди хоть и видели, что все это ложь, но не смели не только ничего сделать, но даже чего-нибудь помыслить против √одунова. ќн отн€л у всех власть и всех держал в страхе. ¬ јлексине начали ходить толки, что Ѕорис сам навел хана, чтобы отвлечь русских от убийства ƒимитри€. √одунов тотчас приказал разыскать злословивших его, предавать пыткам, заключать в темницы, резать €зыки, но действовал так, как будто бы все это шло не от него. —лучитс€, - говорит то же повествование, - что кого-нибудь надобно казнить, тогда писали: "ѕриговорили кн€зь ‘едор ћстиславский с товарищи", а если кого-нибудь жаловали или прощали, то писали: "ѕожаловал царь по прошению Ѕориса ‘едоровича".

¬ следующем, 1592 году, у цар€ ‘едора родилась дочь ‘еодоси€. Ѕорис показывал вид радости, именем цар€ выпускал из темниц узников, раздавал милостыню духовенству, но никто не верил его искренности, и когда через несколько мес€цев маленька€ царевна умерла, в народе пошли толки, что Ѕорис отправил ее на тот свет.

Ѕорис, однако, делал свое дело и приобретал себе всеми мерами сторонников. ”же он заручилс€ расположением духовенства. “арханы, уничтоженные соборным приговором, оставались в прежней силе и посто€нно давались новые. ƒуховенство видело, что Ѕорис защищает его материальные выгоды; нужно было Ѕорису также расположить к себе служилых людей. » вот Ѕорис издал закон, уничтожавший ёрьев день - право перехода кресть€н с земли одного владельца на землю другого. ¬се кресть€не об€заны были навсегда оставатьс€ в повиновении своим помещикам и вотчинникам. Ётим законом Ѕорис до чрезвычайности угождал всей массе незнатных землевладельцев, об€занных службою и посто€нно нуждавшихс€ в рабочих руках дл€ достижени€ средств благососто€ни€ и дл€ исправности на службе. Ќадобно заметить, что к этому располагало еще и следующее обсто€тельство. — открытием —ибири, с зан€тием земель на юге ћосковского государства последовало движение народа на новоселье. ѕустели целые посады и волости. ќдин англичанин, проехавший от ¬ологды до ярославл€, видел по дороге до п€тидес€ти деревень, оставленных жител€ми. ≈сли не поставить пределов такому движению, то предсто€ла опасность, что средина государства лишитс€ большей части своего населени€, а оставшиес€ не в состо€нии будут нести налогов и придут в нищету. ѕритом же льготы, предоставленные имени€м монастырским и владычным, естественно приманивали туда кресть€н от служилых землевладельцев. Ѕорис нуждалс€ в опоре со стороны духовенства и потому не решалс€ огорчить его действительным отн€тием у него привилегий, но, с другой стороны, он нуждалс€ также в расположении служилого сослови€. Ѕорис прибегнул к уничтожению кресть€нского перехода, мере, котора€, удовлетвор€€ выгодам служилого сослови€, вместе с тем казалась выгодною дл€ государства. „то касаетс€ до бо€р, владевших большими вотчинами, то мера эта не представл€ла дл€ них на первых порах особенных выгод, так как они имели возможность давать кресть€нам большие льготы и тем приманивать их к себе.

Ќо мера эта не по душе была народу, и с этих пор, вместо законно переходивших от владельца к владельцу кресть€н, €вились беглые, и число их усиливалось с каждым годом. ¬ладельцы преследовали их, искали на них суда, заводили т€жбы, требовали возвращени€ кресть€н; а те из кресть€н, которые были поудалее, бежали в казаки или же умножали собою разбойничьи шайки. —ам Ѕорис, стара€сь удержать народонаселение в средине государства, нуждалс€, однако, и в расширении его на окраинах. Ќашествие крымского хана убеждало его в необходимости умножать число городов на юге и насел€ть ратными людьми. “аким образом, в конце 1593 года, Ѕорис построил крепости вниз по реке ќсколу: Ѕелгород, ќскол, ¬алуйки. ’ан  азы-√ирей, испытавши неудачу под ћосквой, в 1594 году заключил мир и дал шертную грамоту, обеща€сь не беспокоить русских пределов, но этот мир был куплен: русские заплатили 10000 рублей и одарили хана ткан€ми и мехами, - такой мир был непрочен, потому что крымцы дружили до тех пор, пока брали подарки, а переставши получать, считали разорительные набеги лучшим средством заставить платить им снова. „тобы обуздать крымского хана, Ѕорис отправл€л посольство в  онстантинополь, просил султана запрещать татарам беспокоить русские пределы, увер€л, что русский государь питает любовь к султану и не слушает советов императора, папы, корол€ польского и корол€ испанского и персидского шаха, которые убеждают его идти войною на “урцию; но турецкий визирь с гордостью отвечал московскому послу, что “урци€ никого не боитс€, а если московский государь желает дружбы султана, то пусть отдаст ему јстрахань и  азань, отступитс€ от грузинского цар€, который есть подданный султана, пусть, сверх того, сведет с ƒона казаков. ¬ “урции очень хорошо понимали лживость уверений в дружбе. ƒействительно, московское правительство называло перед турками казаков разбойниками, однако посылало к казакам воинские снар€ды и готово было пользоватьс€ их услугами против мусульман. — императором велись несколько лет сношени€: главным предметом были переговоры насчет предполагаемой войны с турками. —ношени€ эти ничем не кончились, кроме подарков с обеих сторон, довольно значительных, так что однажды со стороны русских было послано на воинские издержки мехов на 44000 рублей. —только же бесплодны были сношени€ с персидским шахом јббасом; толковали о том, что следует русским сообща с перси€нами воевать против турок, но ни те, ни другие ничего не предпринимали. “акже мало имели значени€ два посольства папы  лимента VIII, дважды отправл€вшего в ћоскву своего легата  омуле€ с целью убедить московского цар€ действовать против турок, а вместе с тем поговорить и о соединении церквей. Ѕолее искренни со стороны Ѕориса были сношени€ с јнглией, в особенности, когда не стало дь€ка јндре€ ўелкалова: хот€ последний был всегда во всем заодно с Ѕорисом, но по отношению к англичанам не питал того расположени€, какое оказывал к ним √одунов. «амечательно, что ≈лизавета до того дорожила добрым расположением к себе московского правительства, даровавшего купцам такие выгоды, что подвергла запрещению книгу ‘летчера о русском государстве, где представлен в черном виде государственный строй и сам Ѕорис €вл€етс€ не в выгодном свете.

¬с€кое общественное бедствие и вс€кое общественное предпри€тие давали Ѕорису повод показывать свою заботливость о судьбе народа. ¬ ћоскве в 1595 году случилс€ пожар в  итай-√ороде, и Ѕорис способствовал скорейшему возобновлению сгоревших дворов; вслед за тем открылось покушение зажечь ћоскву, и Ѕорис, к удовольствию народа, предал казни виновных. ѕроисходили пожары и в других городах и там Ѕорис подавал помощь погоревшим. ¬ некоторых местах были неурожаи: Ѕорис посылал туда хлебные запасы. ѕосетило –усь также нередкое в ее истории бедствие - заразительные болезни, сильно опустошавшие тогда ѕсков; Ѕорис учреждал заставы, чтобы не дать им распространитьс€ в других област€х. ¬ 1596 г. задумал Ѕорис строить каменные стены в —моленске и, вместо того, чтобы, по обычаю, гон€ть людей на городовое дело, устроил работы наймом. ќн сам отправилс€ на место постройки, чтобы показать себ€ тамошним жител€м: они находились близко к литовским пределам; у них еще свежо было предание, что их деды принадлежали Ћитве; им особенно полезно было показать, что в ћоскве правительство доброе и вперед можно ожидать от него вс€кого добра. Ѕорис останавливалс€ в городах и селах, с участием выслушивал челобитные, поил, кормил тамошних людей, раздавал бедным милостыню.

Ќо более всего Ѕорис, кроме духовенства, рассчитывал на служилое сословие и в этих видах, в 1597 году, подтвердил закон о прикреплении кресть€н к земле, установил, чтобы все, убежавшие из поместий и вотчин в течение предшествовавших п€ти лет, были отыскиваемы и возвращаемы к повиновению помещикам и вотчинникам; сверх того, он узаконил, чтобы все те, которые прослужили и прослужат у господ не менее полугода, делались через то самое их вечными холопами и были записаны в книги посольского приказа. “акое узаконение, конечно, было при€тно дл€ служилых, нуждавшихс€ в рабочих руках, но не могло быть при€тным дл€ народа, из которого множество лиц, не ждавши, не ведавши, вдруг очутились в рабстве. ћного было об€занных Ѕорису и готовых сто€ть за него ради собственных интересов, но мало было истинно любивших его. ¬се щедроты и благоде€ни€ правител€ толковались в дурную сторону, а злые €зыки беспрестанно приписывали ему новые злоде€ни€. ќслеп —имеон Ѕекбулатович, которого некогда √розный сделал на врем€ игрушечным русским государем: распространилс€ слух, будто Ѕорис испортил его посредством волшебного пить€.

÷арь ‘едор »ванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. ¬ставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со св€тою водою и с иконою того св€того, чь€ пам€ть праздновалась в насто€щий день. ÷арь читал вслух молитвы, потом шел к царице, котора€ жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садилс€ в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов; в 9 часов утра шел к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. ѕосле вечерни царь до ночи проводил врем€ в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривл€нь€ми. ‘едор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. „асто он совершал благочестивые путешестви€, ходил пешком по московским монастыр€м, посещал, вместе с царицею, “роицкую обитель, монастырь ѕафнути€ Ѕоровского и другие. Ќо кроме таких благочестивых наклонностей, ‘едор показывал и другие, напоминавшие нрав родител€: он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медвед€ми. „елобитчики, обращавшиес€ к нему, не видели от него участи€; "избега€ мирской суеты и докуки", он отсылал их к Ѕорису. ÷арица »рина от своего имени иногда давала милостивые повелени€ и в день своего ангела выпускала узников из темниц. —лабоумие ‘едора не внушало, однако, к нему презрени€: по народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались "блаженными". ћонахи восхвал€ли благочестие и св€тую жизнь цар€ ‘едора; ему заживо приписывали дар прозрени€ и прорицани€: рассказывали, между прочим, что во врем€ нападени€  азы-√ире€ на ћоскву блаженный царь молилс€ и предрек бегство крымцев. Ѕолезненность склонила его к преждевременной смерти. ќн скончалс€ 7 €нвар€ 1598 года, на сорок первом году своей жизни.

Ѕорис объ€вил, что умерший царь передал державу свою царице »рине и поручил "строить свою душу" патриарху »ову и с ним шурину своему Ѕорису и двоюродному брату ‘едору Ќикитичу –оманову-ёрьеву.

Ёто была неслыханна€ новость: никогда еще женщина не царствовала самобытно, не будучи опекуншею детей; притом жена после мужа не могла быть преемницею ни по какому праву. Ќо права престолонаследи€ уже не существовало. ≈ще »ван III своими речами и поступками показал, что государь может отдавать свое государство кому захочет. √розный приучил не рассуждать ни о каких правах. ≈динственное, что сохранилось еще в воззрении народа - это вол€ земли, которую призывал »ван √розный дл€ осв€щени€ своей опричнины и в которой оказалась необходимость дл€ утверждени€ ‘едора на престоле. »рине муж при смерти передал державу, но »рина имела только временное значение правительницы государства, пока не установитс€ выбор всей землей. „ерез дев€ть дней »рина постриглась в Ќоводевичьем монастыре.

“огда собрались бо€ре и постановили, что правление остаетс€ в руках бо€р. —озвали народ целовать крест бо€рской думе, но созванна€ толпа состо€ла в большинстве из доброжелателей Ѕориса. ќни закричали, чтобы царем был Ѕорис.

»ов тотчас воспользовалс€ этим и стал говорить, что следует идти просить Ѕориса прин€ть царство.

ƒуховенство было с ним заодно, толпа служилых одобрила предложение; между бо€рами были родственники и сторонники √одунова, его воцарение обещало им выгоды и почести: Ўуйским, ћстиславскому, –омановым, „еркасским не по сердцу оно было, но они не в силах были противостать общему желанию. ¬се отправились в Ќоводевичий монастырь, где находилс€ Ѕорис с сестрой, котора€ уже прин€ла им€ инокини јлександры. Ѕорис показывал вид, будто весь погрузилс€ в богомыслие.

ѕатриарх просил сначала бывшую царицу благословить на царство брата своего, потом обратилс€ к Ѕорису и говорил:

"Ѕудь нам милосердым государем, царем и великим кн€зем, не дай в попрание православной веры и в расхищение христиан православных". Ѕорис на это отвечал:

"» в разум мне никогда не приходило и в мысли того не будет, ..




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72684
Ѕрюс Ћи
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81875
ћаргарита Ќазарова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16752
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru