Назначение Дмитрия Медведева главой президентской администрации стало одним из важнейших назначений за все время пребывания у власти Владимира Путина. Ведь масштабы президентского администрирования превышают порой масштабы деятельности правительства страны.
06.03.2007
Недолгая история такого института, как кремлевская администрация, показала, что ее глава может принадлежать к одному из двух типов чиновников.
Первый тип - условно назовем его "семейный" - был представлен Юрием Петровым и Валентином Юмашевым.
Оба этих администратора принадлежали к самому ближайшему окружению президента (партийному и личному, соответственно), ничего не представляли из себя как политики, а потому не выполняли задач государственного масштаба. И при Петрове (на заре кремлевского администрирования), и при Юмашеве (в период острого кризиса системы государственного управления) Борис Ельцин стремился иметь у себя под рукой человека, которому мог бы в максимальной степени доверять. Человека, лично преданного, хотя и не семи пядей во лбу.
Второй тип - условно назовем его "политическим" - был представлен Сергеем Филатовым, Анатолием Чубайсом и Александром Волошиным.
Характерно, что никто из этой тройки никогда не был лично близок президенту. Более того, Чубайс, как известно, был у Ельцина "во всем виноват" всего лишь за полтора года до назначения главой администрации. А Волошин, управлявший администрацией Путина почти четыре года, в свое время был ставленником Бориса Березовского - заклятого врага нынешнего российского президента.
Политических назначенцев Ельцин ставил тогда, когда ему нужно было решить ту или иную серьезную внутриполитическую проблему. В этот момент кремлевская администрация превращалась из простой канцелярской конторы при президенте (каковой структура подобного типа обычно является на Западе) в ключевое министерство страны. Ведь если исходить из того, что МВД в России на самом деле является не чем иным, как министерством полиции, то остаются все остальные внутренние дела (взаимоотношение с регионами, с институтами власти, с политическими партиями и т.д.), которыми кто-то должен заниматься.
Этими делами действительно занимались Филатов, Чубайс и Волошин (кстати, Егоров и Бордюжа относились к неудачным назначенцам все того же политического типа). Управление внутренней политикой делало глав кремлевской администрации ключевыми фигурами в политической жизни страны вне зависимости от того, что "ближайший доступ к телу" в период их администрирования имели люди типа Александра Коржакова, Татьяны Дьяченко или Игоря Сечина.
Юрий Темирканов: дирижер, возвысивший музыку Посетило:30747 |
Роберт Шекли: Мастер короткого рассказа Посетило:6832 |
Майкл Кларк Дункан: Баскетболист, актер и вегетарианец Посетило:5813 |
Филатов встал во главе президентской администрации в тот момент, когда Ельцин, наученный горьким опытом разборок 1993 г., понял, что ему предстоит формировать принципиально новую политическую систему страны. Систему, основанную на хитроумном маневрировании, а не на прямом апеллировании к народу, как это было в эпоху демократического наступления на тоталитаризм.
Чубайс был приглашен возглавить основную кремлевскую структуру сразу после с таким трудом выигранных президентских выборов 1996 г., показавших, что финансовая олигархия стала теперь важнейшим игроком на политическом поле. Идеолог экономических реформ должен был стать связующим звеном между двумя центрами силы - Кремлем и большим бизнесом.
Наконец, никому не известный тогда Волошин сумел занять один из ключевых постов страны, несмотря на отсутствие личного политического веса, поскольку Ельцину предстояло решить сложнейшую задачу - сформировать вместо убогого НДР работоспособную партию власти и передать легитимным путем бразды правления в руки преемника, способного управлять сложным авторитарным хозяйством.
В свете всей этой истории новый глава президентской администрации может быть квалифицирован как очередной представитель семейного типа. В биографии Медведева трудно найти какие-либо иные отличительные черты, кроме чрезвычайной близости к президенту. Ни разу за всю свою жизнь он не был самостоятельной фигурой: ни в политике, ни в бизнесе, ни в какой-либо иной сфере. Предоставление советов Путину и выполнение его распоряжений - вот все, чем ранее занимался человек, сосредоточивший ныне в своих руках огромную власть.
Медведев по всем возможным признакам относится к петербургской команде Путина. Он родился в Ленинграде в 1965 г. и является, пожалуй, самым молодым в высшем эшелоне российской политической элиты.
Самое любопытное в его карьере то, что она не содержит абсолютно ничего любопытного. Ни участия в реформаторской деятельности хотя бы на уровне ЖЭКа. Ни создания полулегальных бизнес-структур на заре перестройки. Ни "внезапного прозрения" и перехода с комсомольско-партийной на хозяйственно-рыночную стезю.
Все это имелось в биографиях старших товарищей Медведева (в т.ч. и среди питерской команды). Он же сам фактически является первым представителем новой генерации российских политиков.
Ему не приходилось перестраиваться. Глава кремлевской администрации вступил в большую политическую жизнь тогда, когда в ней уже все, в основном, устаканилось и стало возможным делать стандартные карьеры по тому образцу, который сформировался на Западе.
К 1990 г. Медведев окончил юридический факультет Ленинградского университета и защитил кандидатскую диссертацию. Он мирно почитывал да пописывал правовую литературу, и молодого ученого ждала бы стандартная профессорская карьера, если бы коллега-юрист Путин не пригласил его к себе. Сначала в Ленсовет, а затем в комитет по внешним связям мэрии Петербурга, где Медведев пребывал в качестве эксперта вплоть до 1996 г., когда его покровитель вынужден был из-за неудачного исхода губернаторских выборов расстаться со своей должностью.
Одновременно Медведев с 1993 г. занимался лесным и целлюлозно-бумажным бизнесом. Но не как создатель новых коммерческих структур, а как наемный менеджер - директор по юридическим вопросам.
Радикальный перелом произошел в ноябре 1999 г., когда Путин, ставший премьер-министром РФ, сделал своего доверенного человека заместителем руководителя аппарата правительства. А меньше чем через два месяца Медведев был уже заместителем главы президентской администрации (с июня 2000 г. - первым заместителем). Даже на фоне ярких карьерных взлетов последних лет взлет Медведева представляется беспрецедентным.
Единственное реальное дело большого масштаба, которое имелось у него за плечами, - это руководство избирательным штабом Путина на президентских выборах. Но вряд ли можно считать эту деятельность Медведева большим успехом. Дело было сделано еще в 1999 г. совокупными усилиями Ельцина, Волошина, Березовского и Шамиля Басаева, чрезвычайно своевременно вторгшегося в Дагестан. Мочивший террористов Путин легко выигрывал тогда выборы при любой работе штаба.
Несмотря на чрезвычайную близость к телу, Медведев не стал сразу же главой кремлевской администрации. Почти четыре года он пребывал на вторых ролях как в прямом, так и в переносном смысле. Трудно найти человека в так называемой питерской команде, который за это время так мало сделал бы и так мало был бы интересен прессе. О Медведеве почти ничего не писали, и даже в рамках противостояния "семейные - питерские" он почти не интересовал любителей тонкой интриги.
То положение, которое занимал первый заместитель главы президентской администрации, можно в свете опыта советской истории описать как положение "красного директора". Не в том смысле, конечно, что Медведев был красным, а в том, что он стоял за спиной технического директора, обучался азам управленческого мастерства и смотрел заодно, нет ли в действиях шефа какой-либо "контры".
Волошин как "технический директор" внушал бесспорное уважение блестяще проведенной операцией по замене Ельцина на Путина. Использование президентом опыта "буржуазного специалиста" диктовалось требованиями текущего момента. Никто ведь не знал тогда, как будет развиваться политическая ситуация, не выйдет ли она из-под контроля. Удалять Волошина было слишком опасно. Личная преданность Медведева - это, конечно, хорошо, но надо ведь еще и уметь работать.
Как мы могли видеть за минувшие четыре года, Путин вообще без нужды никого не увольняет. Стиль у него такой: питерский, интеллигентный. Посадить или замочить может запросто, а уволить - нет.
Но коли уж Волошин сам запросился в отставку, не сочтя возможным работать в ситуации, когда крупнейший бизнесмен страны запросто отправляется на тюремные нары, значит... время Медведева пришло. Кончилось время разделения на технических директоров и красных. Generation "М" пообтесалось в коридорах власти и теперь само готово делать все необходимое для того, чтобы второй срок пребывания Путина на президентском посту прошел не хуже, чем первый.
Если исходить из сегодняшнего состояния внутренних дел, то Путину в ближайшие четыре года понадобится не политический глава администрации, а именно семейный. Положение у президента прочное, вероятность осуществления каких-то глобальных преобразований, требующих умелого маневрирования, не столь велика.
Зато начавшийся в последние месяцы глобальный передел собственности требует иметь на соответствующих постах своего доверенного человека. Чтобы присматривал за тем, по чину ли берет тот или иной чекист или размахивает маузером неадекватно занимаемой должности. Таким образом, Медведев как квалифицированный юрист сможет рассудить, кому сколько должно перепасть от Ходорковского или от кого-то из очередных объектов борьбы за собираемость налогов.
Впрочем, активная борьба за такого рода собираемость приводит порой к возникновению целого комплекса социально-экономических проблем, с которыми даже самый активно размахивающий маузером чекист справиться не может. И тогда для разбора завалов понадобятся и очередные младореформаторы, и очередной политический глава кремлевской администрации.
Подойдет ли Медведев для решения серьезных государственных проблем? Сегодня ответа на этот вопрос мы не имеем.
Близнецы весом более 300 кг Посетило:18547 |
Алиса Фрейндлих: Тайна всеобщей любимицы Посетило:12501 |
«Крестный отец» хеви-метала Посетило:10705 |