Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёхнатон

   /   

Ehnaton

   /
             
‘отографи€  Ёхнатон (photo  Ehnaton)
   

ƒень рождени€: 01.01.1325 года
≈гипет
ƒата смерти: 28.12.1375 года
≈гипет
¬озраст: 51 год

√ражданство: ≈гипет

Ѕиографи€

‘араон ƒревнего ≈гипта

ѕравивший приблизительно в 1351 Ч 1334 годах до н. э., из XVIII династии, выдающийс€ политик, знаменитый религиозный реформатор, во врем€ правлени€ которого произошли значительные изменени€ в египетской жизни Ч в политике и в религии. —ын јменхотепа III и царицы “ейе.

25.05.2010

≈щЄ в молодые годы јменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был т€жело болен. ¬ это врем€, как и в первые годы самосто€тельного правлени€ јменхотепа, на ведение государственных дел большое вли€ние оказывала его мать, умна€ и энергична€ царица “ейе.

 Ёхнатон фотографи€
Ёхнатон фотографи€

¬ начале правлени€ јменхотепа, с цар€ми ћитанни и ¬авилонии существовали дружественные отношени€. ÷арь ћитанни “ушратта, прос€ нового фараона о продлении дружбы между обоими дворами, советовал ему справл€тьс€ о международных делах у матери, и сам просил вдовствующую царицу оказывать вли€ние в благопри€тном ему смысле на сына. “акже вавилонский царь Ѕурна-Ѕуриаш II прислал јменхотепу поздравительное письмо в св€зи со вступлением последнего на престол, в котором он завер€л фараона в своей дальнейшей дружбе. ’еттский царь —уппилулиума I также написал ему письмо, в котором он жаловалс€, что не получил ответа на своЄ первое письмо и требовал, чтобы јменхотеп IV, подобно своему отцу, был дружен с ним и выполн€л Ђбратскиеї об€зательства. ќднако јменхотеп с самого начала правлени€ был недоволен —уппилулиумой I и не ответил даже на его первое письмо, в котором хеттский царь, видимо, поздравл€л египетского цар€ с восшествием на престол. ¬идимо, между ’еттским царством и ≈гиптом наметились серьЄзные разногласи€, о которых умалчивал в своЄм письме —уппилулиума.

ѕреобразовани€ Ёхнатона

ѕричины реформ

÷арствование Ёхнатона стало временем неверо€тной религиозной реформы, котора€ потр€сла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. ѕричины этой реформы Ёхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не €сны. «ахват египетскими фараонами большой добычи во врем€ завоевательных войн в ѕередней јзии и Ќубии привЄл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. ќсобенно обогатилось фиванское высшее жречество. Ќепомерное усиление фиванского жречества, тесно св€занного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным дл€ царской власти.

 роме того, происхождение јменхотепа, сына царицы “ейе, котора€ не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престонаследи€ лишало этого фараона вс€кого законного права на престол. ”мерший отец его, женившись незаконно и обойд€ этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. ¬ глазах жреческого сослови€ молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последстви€ми.

ƒругие исследователи высказывают предположени€, что реформа была необходима дл€ создани€ общей религии дл€ более тесного сплочени€ обширной ≈гипетской державы, где в каждом городе почиталс€ свой бог, нередко €вл€ющийс€ враждебным по отношению к богу другого города. “акое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.

¬ведение культа јтона

ѕыта€сь укрепить свою самодержавную власть, јменхотеп IV, опира€сь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало Ђсиротыї, конечно, в переносном смысле), выступил против жречества и в первую очередь против жречества главного бога јмона-–а. —ила жречества и тесно св€занной с ним знати, естественно, зиждилась на религии. „тобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического вли€ни€. —начала јменхотеп, по-видимому терпел старый пор€док вещей; на первых пам€тниках своего царствовани€ он ещЄ молитс€ јмону. «атем јменхотеп постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу јмону, культ ранее малоизвестного бога јтона (…ати), олицетвор€ющего солнечный диск. ѕровозгласив себ€ первосв€щенником нового бога, јменхотеп на 3-м году своего правлени€ начал строить в ‘ивах в его честь храм. Ќа 4-м году началась отделка стен нового храма. јтон изображалс€ в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.

Ќа конец 4-го года правлени€ приходитс€ резкий перелом в отношении цар€ с одной стороны к јтону, с другой Ч к старым богам. Ёхнатон провозгласил себ€ абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и привод€щим к вечной гибели. —олнечный диск, јтон, считалс€ небесной, природной Ђиконойї самого цар€. ѕоэтому мен€етс€ и само изображение јтона. ѕрежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменилс€ новым Ч круг с солнечной или царской змеЄй (уреем) спереди и множеством устремлЄнных вниз лучей с кист€ми человеческих рук на концах. Ќо, несмотр€ это, фараон, видимо, ещЄ не порвал со старым жречеством. ¬ конце того же 4-го года, уже после Ђвоцарени€ї јтона, верховному жрецу јмона ћаи царь поручал добычу камн€ дл€ его (фараона) изва€ни€ в каменоломн€х ¬осточной пустыни.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

ќснование новой столицы

ѕо-видимому, на 6-ом году царствовани€ јменхотепа IV борьба резко обостр€етс€ и вскоре достигает апоге€. ‘араон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему ‘ивы и, в 300 км к северу от этого центра почитани€ јмона-–а, приказывает основать новую столицу Ч јхет-јтон (јх-…ати, Ђ«ар€ јтонаї, ныне городище “ель эль-јмарна). Ќесколько раньше фараон переименовывает себ€ в Ёхнатона (»х-не-јйти, Ђѕолезный дл€ јтонаї). Ќовые личные имена получают также члены его семьи и его сановники.

ƒо 8-го года царствовани€ фараона усиленно отстраиваетс€ нова€ столица. “ам был сооружен огромный дворец Ёхнатона, построенный в основной своей части из белого камн€. Ётот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. ƒостаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части √лавного дворца равн€лась почти 700 м. —тены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными роспис€ми, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капител€ми раскрашены и инкрустированы цветным фа€нсом.  роме главного дворца в јхет-јтоне было построено ещЄ несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. ¬ јхет-јтоне был построен и главный храм јтона, получивший название Ђƒом јтонаї. ќн состо€л из двух громадных каменных сооружений внутри пр€моугольной ограды, выт€нутой в длину на рассто€ние 800 м. ¬се это было окружено особн€ками царских сановников и обширными садами.

ѕреследование јмона и других старых богов

  9 Ч 10 годам правлени€ Ёхнатона относ€тс€ первые известные нам случаи преследовани€ бога отверженной столицы Ч јмона. Ќезадолго до начала 12-го года фараон объ€вил войну не только јмону, но и всем старым богам. —ам Ёхнатон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. —трем€сь стереть даже пам€ть об именах прежних богов, Ёхнатон приказал повсеместно их уничтожать. ќсобенно тщательно стиралось и соскабливалось им€ јмона, жрецов которого больше всего ненавидел фараон, а также имена ћут и ’онсу Ч составл€ющие вместе с јмоном, так называемую фиванскую триаду. ƒаже имени отца не пощадил фараон и изуродовал его, истребив его составную часть Ч им€ јмона, или замен€л его личное им€ Ђјменхотепї царским именем ЂЌиб-маат-–аї. —лово Ђматьї (мут) в гробнице “ии он писал фонетически, чтобы избежать правописани€ при помощи знака коршуна, которым писалось им€ богини ћут. ¬ гробницах было запрещено делать какие-либо изображени€, кроме изображений цар€. ¬ противном случае гробница сжигалась, а люди, готовившие ее, казнились. ¬еро€тно, снар€жались специальные ревизии дл€ этой цели. —традали, хот€ и меньше, и другие боги; избегалось и само множественное число Ђбогиї.

«ато јтону возводились храмы по всему ≈гипту (‘ивы, јхет-јтон, √ем-јтон, √елиополь, ћемфис, √ермополь, ‘аюм). Ёти храмы надел€лись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодь€ми, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Ѕыл учрежден большой штат жрецов Ц служителей нового культа фараона. ќни, как это видно из пам€тников той поры, были в основном представител€ми новой служилой знати. јбсолютизиру€ собственную власть, Ёхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались про€влени€ми его божественной сущности.

¬нешнеполитические дела

”худшение отношений с крупными державами

“ем временем, внешнеполитические дела ≈гипта шли неважно. ќтношени€ с крупными государствами Ѕлижнего ¬остока расстроились. Ёхнатон уже не хотел посылать туда золото с отцовской щедростью. ќно было нужно ему самому, как дл€ отделки новых зданий, так и дл€ раздачи послушным сановникам. ¬авилонский царь Ѕурна-Ѕуриаш II жаловалс€ на то, что его египетский Ђбратї неоднократно отпускал вавилонских послов без ответных подарков, а когда прислал золото, то оно оказалось неполновесным. ¬место золотых изображений, обещанных јменхотепом III царю ћитанни “ушратте и даже показанных его послам, Ёхнатон отправил позолоченные дерев€нные. Ќе чувству€ твердой руки фараона, распо€савшиес€ представители египетской власти в —ирии и ѕалестине, и тамошние властители нападали на вавилонских купцов и грабили их караваны. ƒочь вавилонского цар€, отданную в жены фараону, Ёхнатон оскорбительным образом послал сопровождать всегонавсего 5 колесниц, тогда как при јменхотепе III вавилонскую царевну, его будущую жену, сопровождали 3 тыс€чи колесниц.   тому же, Ёхнатон заключил дипломатические отношени€ с јссирией, что также вызвало недовольство ¬авилонии, котора€ сохран€ла свои прит€зани€ на верховную власть в јссирии, хот€ давно еЄ уже не осуществл€ла. Ѕурна-Ѕуриаш II в одном из своих писем даже за€вил протест фараону, но безрезультатно. ѕосле этого Ѕурна-Ѕуриаш II разорвал союз с ≈гиптом и начал ориентироватьс€ на враждебное ему ’еттское царство. ј отношени€ Ёхнатона с митаннийским царЄм испортились настолько, что, как пишет царь Ѕибла –иб-јдди фараону, “ушратта двинул свои войска на ‘иникию, но отступил вследствие недостатка воды.

јнархи€ в азиатских владени€х ≈гипта

¬прочем, неудивительно, что Ёхнатон мало заботилс€ о поддержании добрососедских отношений с большими царствами Ѕлижнего ¬остока, если его не слишком волновала даже опасность потери значительной части своих сирийских владений. ѕри содействии, изменивших египетскому фараону, цар€ јмурру сына јбди-јширты, јзиру и кн€з€  адеша јйтакамы, хетты овладели равниной јмки (в долине ќронта, южнее  адеша). “ри верных вассальных кн€з€ из соседних областей выступили против них, чтобы вернуть фараону утраченные земли, но были встречены јитакамой во главе войска хеттов и отброшены назад. ¬се трое немедленно написали фараону о смуте и жаловались на јитакаму. ј сам јйтакама в свою очередь обвин€л Ѕириавазу, правител€ ƒамаска, который окружил себ€ отр€дами хапиру, отн€л у него землю и опустошил города.

«ахват земель царЄм јмурру јзиру

јзиру, тем временем, продолжал расшир€ть свои владени€ в јмурру. ƒовольно продолжительный период ему удавалось выдавать себ€ за защитника интересов фараона. ќн захватил “унип, который к тому времени уже попал под вли€ние ћитанни, и подобна€ акци€, возможно, была одобрена наместником Ёхнатона в провинции јмурру. «атем јзиру захватил финикийские и северо-сирийские прибрежные города вплоть до ”гарита, причЄм убил их царей и присвоил себе их имущество.  огда хетты продвинулись в Ќухашше, јзиру в союзе с ними вз€л Ќийа и убил его цар€. ќсознав свою силу и чувству€ за своей спиной поддержку хеттского цар€ —уппилулиумы I, јзиру двинул свои отр€ды против резиденции египетского наместника в јмурру, города —имиры, осадил еЄ, в союзе с флотом города јрвада, и быстро довЄл до отча€нного положени€. ÷арь —идона «имрида тоже отпал от ≈гипта, заключил союз с јзиру и двинулс€ на “ир, царь которого јбимилки немедленно пишет Ёхнатону, умол€€ о поддержке. ÷арь Ѕибла –иб-јдди также слал письмо за письмом к фараону с просьбами о помощи. Ёхнатон, в конце концов, поручил нескольким египетским уполномоченным ознакомитьс€ с положением —имиры, но им ничего не удалось сделать и город пал. јзиру убил местного египетского наместника и, разрушив город, получил полную возможность двинутьс€ на Ѕибл. –иб-јдди, приведенный в ужас случившимс€, пишет фараону, сообща€, в частности, что египетский резидент в  умеди, в —еверной ѕалестине, находитс€ в опасности. Ќо јзиру, который имел вли€тельных друзей при дворе Ёхнатона, сумел оправдатьс€ перед фараоном. ѕоследнего успокоили обещани€ јзиру платить ему такую же дань, которую вносили захваченные им города, и он не принимает мер.

ѕадение Ѕибла

ѕланы м€тежных царьков были столь искусно замаскированы, что египетские резиденты, по-видимому, не знали, кто верные вассалы, а кто скрытые м€тежники. “ак, Ѕихуру, египетский наместник в √алилеи, не понима€ отношени€ Ѕибла, посылает туда своих наЄмников-бедуинов, которые избивают всех его защитников. –иб-јдди, положение которого ещЄ более усложнилось восстанием горожан, вызванным своевольным поступком египетского резидента, едет в Ѕерит, искать поддержки у местного правител€ јммуниры. Ќо, вернувшись в Ѕибл, находит там ворота запертыми, так как его брат захватил во врем€ его отсутстви€ власть в свои руки, и выдал его детей јзиру. јммунира, царь Ѕерита, какое-то врем€ ещЄ притвор€лс€ другом ≈гипта, но, в конце концов, вместе с правителем “ира јбимилки примкнул к јзиру. ј сам јзиру порвал вс€кие отношени€ с Ёхнатоном и уже открыто перешЄл на сторону хеттского цар€ —уппилулиумы I. –иб-јдди всЄ же удалось захватить Ѕибл, и он ещЄ некоторое врем€ удерживал его. Ќо город, в конце концов, пал, а –иб-јдди, видимо, был убит.

ћеждоусобица в ѕалестине

¬ ѕалестине, как писал Ёхнатону правитель »ерусалима јрад-’епа, правители —ихема, √езера, Ћахиша, јскалона заключили союз с хапиру и стали враждебны ≈гипту. ќсобую опасность он отмечал в действи€х правител€ —ихема Ћабайи, который, вступив в согласие с людьми Ђса-газї (хапиру), стремилс€ расширить свои владени€. ѕри их поддержке Ћабайа захватил несколько городов в …изреэльской долине. ƒл€ оказани€ противодействи€ Ћабайе правители р€да городов-государств ѕалестины объединились, в результате чего Ћабайа не смог вз€ть ћегиддо и попал в плен к правителю последнего Ѕиридийа. ѕоследний передал его правителю города јкки, чтобы тот отправил его морем в ≈гипет. ќднако за выкуп Ћабайа был освобожден, но вскоре погиб в сражении в долине …изреэл€. ћилкики, правитель √езера, продолжил политику Ћабайи, в союзе с сыновь€ми последнего. —оюзники на севере боролись против ћегиддо, а на юге выступали против јрад-’епы.

ќтношение Ёхнатона к событи€м в азиатских провинци€х

Ёхнатон, зан€тый своей утопической реформой, не хотел, или не мог послать достаточно войск, чтобы удержать азиатские владени€ ≈гипта. ќн ограничивалс€ угрозами и полумерами, а то и вовсе оставалс€ глух к мольбам своих сиро-палестинских верноподданных, даже, о посылке хот€ бы небольшого числа воинов из ≈гипта. Ќесмотр€ на бездействие фараоновских властей, большинство царьков, видимо, сильно скомпрометировавших себ€ сотрудничеством с египт€нами, сохранили верность Ёхнатону, но власть их была непрочной, и они гибли в борьбе с вражескими властител€ми и, отчасти, с собственными подданными. ≈гипет тер€л не только международный политический престиж, достигнутый фараонами-завоевател€ми XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку все эти неур€дицы сильно сократили поступление материальных ценностей из провинций.

 онец реформ Ёхнатона

–осло недовольство и в ≈гипте. “еперь, не только жрецы и знать, но и средние слои населени€ не поддерживали фараона. –асправл€€сь с их помощью со своими противниками, Ёхнатон ничего не давал им взамен. Ќельз€, наконец, недооценивать и значение идеологического фактора. Ќарод за многие столети€ привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказатьс€ так быстро Ч в течение нескольких лет Ч от религии предков. «а ним закрепилось прозвище Ђ¬раг из јхет-јтонаї, которым летописцы обозначали цар€ в свитках после его смерти, не жела€ произносить имени. Ёхнатон оказалс€ в изол€ции. ¬первые в истории ≈гипта, дабы удержатьс€ на престоле, он вынужден был прибегнуть к помощи наемников, скорее всего обитателей Ёгейских островов.

ѕравда, по некоторым намЄкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правлени€ под воздействием матери царицы “эйе, или просто осознав надвигающуюс€ опасность, Ёхнатон отказалс€ от крайнего ригоризма и пошЄл на некоторые уступки. ѕо-видимому, в св€зи с этим у Ёхнатона произошЄл разлад с его главной женой Ќефертити, ревностной сторонницей культа јтона. “ак как, начина€ с 15-го ода правлени€ Ёхнатона, им€ Ќефертити не упоминаетс€, как это было ранее, р€дом с именем фараона, хот€ точно известно, что она была жива и после смерти Ёхнатона.

ќт своей жены Ќефертити, новым именем которой, св€занным с јтоном было Ќефер-нефру-јтон (Ќаф-нафра-…ати, букв. Ђѕрекрасна красота јтонаї) Ёхнатон имел шесть дочерей. —тарша€ дочь ћеритатон на 15 году правлени€ отца была выдана замуж за царевича —емнехкара. ¬тора€ Ц умерла в детстве, а треть€ дочь јнхесенпаатон стала впоследствии женой “утанхатона.

Ёхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правлени€ Ц 17-ый. ќбсто€тельства его смерти неизвестны. ¬ уединенной долине, в нескольких километрах на восток от своей новой столицы, он был погребЄн в гробнице, высеченной им в скалах дл€ себ€ самого и дл€ всего семейства, и где уже покоилась его втора€ дочь ћакетатон.

јмарнское искусство

√оды правлени€ Ёхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывалс€ новый, более натуралистичный художественный стиль. ¬ јхетатоне Ёхнатон создал благопри€тный климат дл€ развити€ искусств совершенно оригинального стил€, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Ётот период в развитии египетского искусства получил название Ђјмарнскогої. јмарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображени€ми не только фауны и флоры ≈гипта того времени, но и прав€щих особ. »зображени€ фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Ёхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца Ц женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно т€желу€ нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. ‘орма черепа Ёхнатона передалась по наследству его дочер€м. ѕравитель предстает не в образе воина-завоевател€ или укротител€ диких зверей, охотника, но отцом, мужем. ≈го часто изображают с дочерьми на колен€х, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонени€ јтону всей семьей.

»злюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах јхетатона стал повседневный быт цар€ и его семьи Ч супруги, знаменитой Ќефертити (Ќефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предсто€ние перед лучами-руками јтона, прот€гивающего им символы жизни и властвовани€. ¬первые в египетском искусстве по€вл€ютс€ светские образы цар€ (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. јмарнскому искусству свойственна чрезмерна€ реалистичность, временами переход€ща€ в натурализм. ярчайшим примером искусства амарнского периода считаютс€ скульптурные изображени€ царицы Ќефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени “утмос ћладший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в јхетатоне.

ѕричина создани€ этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Ѕог, то и человек идеализировалс€. ¬ традиционном египетском искусстве хот€ и была портретна€ точность, человек изображалс€ преображенным, одухотворенным, стрем€щимс€ к вечности и Ѕогу. Ќо если бог Ц это царь, то он теперь и €вл€етс€ идеалом. «начит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь Ц соответствовать этому новому идеалу. јмарнский период длилс€ недолго (около 20 лет), как и правление самого Ёхнатона. ѕосле смерти цар€ јхетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египт€н нечистым, прокл€тым, и город оказалс€ засыпан песками пустыни.

ѕоследстви€ атонистской революции

ќднако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всЄ более страдавшего от начавшегос€ экономического упадка. ѕроцарствовав около 17 (18) лет, Ёхнатон скончалс€ и уступил престол эфемерному царю —менхкара, который был мужем старшей дочери Ёхнатона и Ќефертити Ч принцессы ћеритатон и, возможно, сыном цар€ и одной из его младших жен Ч царицы  ийи. —пуст€ два года престол перешЄл к “утанхатону, младшему брату —менхкара и супругу третьей дочери Ёхнатона Ч јнхесенпаатон. ѕод вли€нием высокопоставленных сановников (регентов Ёйе и ’оремхеба, будущих фараонов) и жречества юный царь отказываетс€ от ереси своего предшественника, принимает им€ “утанхамон и переносит двор в ћемфис. јхетатон был постепенно заброшен и стал разрушатьс€, а с началом XIX династии был прокл€т и превратилс€ в каменоломню. »м€ его создател€ также было прокл€то и изъ€то из официальной документации, в которой отныне Ёхнатона упоминали только как Ђврагаї (Ђотступника из јмарныї). —ооружени€ Ёхнатона были разрушены и в других городах ≈гипта; архитектурные фрагменты с именем цар€ и рельефными изображени€ми найдены в ћемфисе, √елиополе, јтрибисе, √ермополе, јссиуте, јхмиме, јбидосе, ћедамуде и Ћуксоре.

—емь€

—упруги Ёхнатона Ч Ќефертити и  ийа, дочери Ч ћеритатон, ћакетатон, јнхесенпаатон, Ќефернеферуатон, Ќефернеферура, —етепенра, ћеритатон-ташерит, јнхесенпаатон-ташерит,  ийа-ташерит (?). —ыновь€ми Ёхнатона могут считатьс€ —менхкара и “утанхамон.

«начение Ёхнатона

Ёпоха јмарны стала временем создани€ удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное вли€ние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминани€ требуют скульптурные портреты Ёхнатона и Ќефертити из мастерской скульптора “утмоса ћладшего в јхетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах јмарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Ёхнатона. „асть этих пам€тников чудом избежала уничтожени€ в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы јтона в  арнаке, была разобрана и использована в качестве каменной Ђнабивкиї дл€ более поздних архитектурных сооружений в ‘ивах. Ѕезусловно, следует отметить, что јмарна стала переломной эпохой и дл€ египетской словесности: новоегипетский €зык с этого времени окончательно вытесн€ет более древний среднеегипетский; создаютс€ шедевры египетской поэзии Ч Ђ√имн јтонуї, авторство которого приписываетс€ самому царю и в котором просматриваютс€ параллели с библейскими псалмами, любовна€ лирика, получивша€ широкое распространение в ≈гипте во второй половине Ќового царства.

¬ целом, переворот Ёхнатона крайне отрицательно сказалс€ на ≈гипте. “очное количество человек, казненных и подвергшихс€ гонени€м, неизвестно, однако, скорее всего, оно было весьма велико. јвторитет царской власти среди самых различных слоев общества был подорван, что привело к ее постепенному ослаблению, переходу власти к жрецам фиванских храмов и постепенному превращению ≈гипта в теократическое государство. ¬ итоге кочевники ливийцы захватили большую часть ≈гипта, и Ќовое ÷арство пало.

—овременные оценки Ёхнатона

—уть преобразований Ёхнатона не вполне €сна дл€ нашего времени. — момента открыти€ руин јхетатона у современной јмарны доминирующей в египтологии была точка зрени€, согласно которой новое вероучение Ёхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. —огласно этой теории, Ёхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно еЄ поклонение ≈диному Ѕогу, а атонизм €вл€етс€ древнейшим (или одним из древнейших нар€ду с зарождавшимс€ иудаизмом) монотеистических вероучений. Ёта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой дл€ отдельных дальнейших спекул€ций, устанавливающих пр€мые св€зи между Ёхнатоном и ћоисеем, вплоть до их отождествлени€.

—реди подобных взгл€дов стоит упом€нуть точку зрени€ основоположника психоанализа «игмунда ‘рейда, изложенную им в работе Ђћоисей и монотеизмї (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой ћоисей был адептом религии Ёхнатона, а иудаизм Ч результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ќыне эту точку зрени€ отстаивает јхмед ќсман, утверждающий, между прочим, что ћоисей не только идентичен Ёхнатону, но ещЄ и €вл€етс€ внуком »осифа ѕрекрасного, отождествлЄнного с вельможей ёей.

¬ трудах многих современных историков считаетс€ установленным фактом, что вероучение Ёхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое дес€тилетие его правлени€, помимо јтона Ч зримой формы солнечного диска и других богов Ч Ўу, –а-’орахте, “ефнут и т. д., Ч не было, строго говор€, монотеистическим. ѕротив характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе јмарны. “акую точку зрени€ отстаивали египтологи ƒ. –едфорд, Ё. Ёртман, Ќ. –ивз.

ƒругие же ученые (ё.я. ѕерепелкин, ј.Ѕ.«убов) считают, что реформа Ёхнатона в принципе не имеет никакого отношени€ к монотеизму, а €вл€етс€ первой в истории человечества попыткой установлени€ тотальной власти, подобием тоталитарных режимов ’’ века, а обожествление цар€ Ц не более чем культ личности, не терп€щий р€дом с собой никаких иных культов.

Ћичность јменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнени€ относительно мотивов и характера фараона-реформатора Ч диаметрально противоположные характеристики Ёхнатона даютс€ часто в рамках одного исследовани€. ‘араона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своЄ врем€, то выдающимс€ философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного де€тел€, то душевнобольным фанатиком. ¬ частности, Ѕорис јлександрович “ураев называл Ёхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а ƒжеймс √енри Ѕрэстед писал о нЄм как о Ђпервой личности в мировой историиї и Ђотважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапам€тной традицииї.

»сследователи привод€т натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь јтона-–а Ёхнатоном. ≈гипет Ёхнатона привлекает такие умы, как ¬асилий –озанов и ƒмитрий ћережковский.

¬ де€тельности ¬еликого Ёхнатона видели презрение к жречеству, Ђмировому фарисействуї: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. Ђћистику сочетани€ ДЅаУ и Д аУ замен€ет онї, Ч согласно русскому исследователю, Ч Ђюродивыми ходами. ѕозвол€ет изображать себ€ ожиревшим и с двойным подбородком. ёродствует, не жела€ обожествлени€. Ёхнатон видит себ€ богодухновенным пророком —олнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в ≈диного Ѕогаї.

ЂЁхнатон совершает революцию в сознании египт€н. ѕредки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Ѕога, а прочие Ч Дсыны дь€волаУ. Ёхнатон в своем правлении пришЄл к мысли: Ѕог объемлет —воей любовью все творение, единый Ѕог над всем.ї (јтон дл€ Ёхнатона Ч универсальный мировой Ѕог. ‘араон Ч ≈го избранник, Ђвозлюбленный сынї).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru