Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒаниил ƒондурей

   /   

Daniil Dondurey

   /
             
‘отографи€ ƒаниил ƒондурей (photo Daniil Dondurey)
   

ƒень рождени€: 19.05.1947 года
ћесто рождени€: ”ль€новск, ———–
ƒата смерти: 10.12.2017 года
»зраиль
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€

≈ƒј » ‘»Ћ№ћ Ќј — ќ–”ё –” ”

—оциолог, кинокритик, главный редактор журнала '»скусство кино'

≈ще недавно кинокритики, социологи, культурологи били тревогу: отечественное кино в глубокой €ме, прокат развалилс€, зрители забыли дорогу к кинотеатрам. Ќо с некоторых пор на экраны стали выходить один за другим российские блокбастеры, бьющие рекорды по кассовым сборам, Ц сначала ЂЌочной дозорї обогнал самого Ђ¬ластелина колецї, потом Ђ“урецкий гамбитї обогнал ЂЌочной дозорї.  то обеспечивает кассовые сборы?  то сейчас ходит в кино и почему? ќб этом наш обозреватель беседует с социологом, кинокритиком, главным редактором журнала Ђ»скусство киної ƒаниилом ƒондуреем.

16.10.2005

-ƒаниил Ѕорисович, сейчас только и разговоров, что о резком повышении интереса к кино в –оссии, словно в советские времена вернулись, когда кино было любимым и чуть ли не единственным видом досуга. Ќе сильно ли преувеличены слухи о вновь вспыхнувшей любви к кино?

ƒаниил ƒондурей фотографи€
ƒаниил ƒондурей фотографи€

Ц –осси€ Ц страна, до сих пор люб€ща€ кино. Ѕыл какой-то период Ц между 69-м и 72-м годом, когда мы были чуть ли не чемпионами мира по количеству кинопосещений. ѕотом, в 70-е, пошло понижение. «десь было несколько периодов Ц первый завершилс€ в 86-м году, когда впервые за всю историю кино в нашей стране стало убыточным. Ёто ведь всегда живые деньги. “ебе дают на производство Ђмертвыеї госплановские, виртуальные, а в кассы принос€т замусоленные, насто€щие, которые завтра утром выдадут учител€м и врачам.  ино с точки зрени€ экономики культуры всегда было базовым видом и финансировало практически все остальное. Ќа производство шло только 6% от всех сборов, а этого хватало, чтобы производить примерно 140 игровых фильмов, примерно 300 неигровых, огромное количество мультипликаций Ц така€ мощна€ индустри€. ѕредставл€ете Ц все это только на 6 копеек с рубл€.

Ц Ќо это были золотые годы советского кинопроката, который развалилс€ еще до развала —оветского —оюза. ѕотом люди перестали ходить в кино...

Ц —пад интереса к кино был св€зан с очень многими факторами, в первую очередь с тем, что по€вились альтернативные виды Ц телеканалы стали широко покупать зарубежные фильмы. — середины 90-х годов у нас был один из лучших кинопоказов на телевидении на 1-м канале и на Ќ“¬. “елеканалы покупали картины за гроши Ц по 5Ц10 тыс€ч долларов за фильм Ц гигантскими пакетами по 500 фильмов. ѕоказывали потр€сающие вещи, любые Ц фестивальные шедевры, авторское кино, фестивальные хиты Ц до дес€ти тыс€ч названий в год. » все это богатство Ц атака на кинотеатры. «ачем тратить деньги, когда по телику можно посмотреть все бесплатно? ¬ начале 90-х кинотеатры стали сдавать в аренду, там по€вились автосалоны, мебель, туристические агентства, игровые автоматы.  инотеатры пустели, выросло целое поколение, которое не ходит в кино, многие молодые вообще не видели фильмы в кинотеатрах, а только на домашнем экране.

Ц “о есть выросло поколение людей, которые не умеют воспринимать кино как кино, дл€ которых кино Ц что-то вроде очередной передачи на телевидении между новост€ми и ток-шоу. Ќо это уже совсем ина€ психологи€. „то случилось сейчас, почему эти люди узнали дорогу к кинотеатру?

Ц ƒействительно, это друга€ психологи€, другое взаимодействие, другой тип поведени€. ¬ 90-е годы посещаемость кинотеатров упала в дес€тки раз.  ино не только перестало быть прибыльным, оно стало фатально убыточным. ѕродюсеры и режиссеры понимали, что они могут свои экономические проблемы решить не на стадии показа фильмов, а в ситуации их съемки Ц это как ботинки, которые никто никогда не будет носить, потому что ты должен заработать, или украсть, когда ты их шьешь. ј за полгода до дефолта американска€ компани€ Ђ одакї, котора€ уже работала с русскими производител€ми, увидела: в дорогих ресторанах полно народу, иномарки размножаютс€ в неверо€тном количестве, по “¬ говор€т, что народ за чертой бедности, а „убайс занимает миллиарды долларов за рубежом, на телевидении шикарные гонорары, ≈льцина на второй срок выбрали, значит, рынок не будут отмен€ть. “огда Ђ одакї сн€ла плохонький клубик у газеты Ђ»звести€ї, поставила систему Ђƒолбиї. ¬се ахнули, потому что в 98-м году это был самый дорогой кинотеатр в ≈вропе Ц билеты на премьеру стоили от 10 до 15 долларов. » с 99-го началась революци€ по переустройству кинотеатров: по€вились миниплексы Ц это до 5 залов Ц и мультиплексы Ц больше 5 залов, дес€тизальники, одиннадцатизальники, скоро будут, наверное, и двадцатизальники, как в Ѕрюсселе. —ейчас в стране 850 таких кинотеатров, которые дают 97% всех денег. Ёто качественные залы европейского уровн€ с европейским оборудованием, с vip-залами, закусками... » началс€ другой процесс, св€занный с неверо€тными скорост€ми увеличени€ сборов. ≈сли в 93Ц97-м годах у людей не хватало 20 рублей, чтобы пойти в кинотеатр, то с по€влением таких залов у них почему-то стало хватать 250, чтобы пойти на премьеры. ƒнем цены стали падать Ц 70 рублей, 50 рублей. ¬ ћоскве уже 200 таких залов. — 96-го года по сегодн€шний день количество денег, которые собираютс€ в кинотеатрах –оссии, увеличилось более чем в 30 раз. ¬ 97-м было 12 миллионов, в этом году ожидаем 400. ћы очень быстро дошли до европейской цены за билеты Ц 5Ц8 евро, и теперь они будут только падать.

Ц ѕолучаетс€, что люди просто Ђкупилисьї на хорошие залы, поп-корн, удобные кресла?

Ц «десь есть очень важный момент Ц у нас потр€сающее предложение по репертуару. ¬се фильмы, которые дают √олливуду возможность Ђдержатьї 62% мирового экранного времени, сегодн€ показываютс€ в –оссии. ” нас выбор даже лучше, чем в јмерике, Ц американцы не люб€т смотреть неамериканское кино, только коммерческие режиссеры пробьютс€ на американский рынок, а у нас идет все. 150 американских картин, половина их них блокбастеры, 40 французских, лучшее европейское, азиатское кино. –оссийские дистрибьюторы уже купили все картины 2007 года. ¬се фильмы они проплачивают вперед, финансируют производство американского кино, используют маркетинговые, экономические стратегии. ¬ прошлом году мы продали 80 миллионов билетов, (дл€ сравнени€: в 96-м Ц всего 32 миллиона), а в этом году у нас, по статистике, будет уже больше чем билет на двоих. „ерез три года будет приходитьс€ один билет на каждого жител€ страны, по деньгам это очень много.

Ћучшие дн€

јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15676
јбебе Ѕикила
‘инский рок с мировым именем
ѕосетило:15361
 The Rasmus
–уни ћара. Ѕиографи€
ѕосетило:4968
–уни ћара

Ц  то же обеспечит эти большие деньги?

Ц ¬ основном в кино ход€т молодые люди с 12 до 30 лет. »звестно, что молодые богаче родителей. ” них есть желание, врем€, деньги родителей, собственные деньги, чтобы пойти в кинотеатр. Ѕолее того, походы в кино станов€тс€ престижным культурным врем€препровождением, то есть человек не может не посмотреть, допустим, Ђћатрицуї, он об€зан ее посмотреть. ¬ стране уже по€вились люди, которые регул€рно ход€т в кино. »х немного Ц 5Ц6 миллионов, но еще недавно и такого не было. ќни не могут заполнить все залы, но уже ход€т в кино один или два раза каждый мес€ц, вовлека€ все большее и большее количество людей.

Ц Ќесмотр€ на перечисление всех достижений проката, получаетс€ не очень весела€ картина: кино перестает функционировать как искусство, уходит из сферы культуры в сферу потреблени€ наравне с престижными ресторанами, боулингом. ќсобой разницы нет Ц повести девушку в хороший кинотеатр или в хороший ресторан.

Ц »нтеллектуальные усили€, сложные переживани€, воспри€тие затрудненной формы произведени€ Ц действительно, это все Ђснимаетс€ї, все начинает функционировать по законам массовой культуры. ј там свои законы, главные из которых Ц развлекательность и игра. „еловек становитс€ Ђчеловеком играющимї, получающим удовольствие, а чисто интеллектуальные сферы став€тс€ почти вровень с психофизическими переживани€ми Ц вкусна€ еда или, например, страх, который ты можешь пережить, гл€д€ на экран, но потом будет об€зательно спасительный хеппи-энд. ќгромное количество людей вовлекаютс€ в тип такой досуговой механической культуры.  ак бы мы ни обманывали органы статистики ёЌ≈— ќ, но людей, которые получают удовольствие от искусства, тех, кто разбираетс€ в искусстве, менее 5% населени€. » так было во все времена. –азумеетс€, предприниматели, инвесторы, банки, финансово-промышленные группы не хот€т работать с 5 процентами, а хот€т с 95.  ультура становитс€ мощнейшей сферой рынка, очень эффективной частью индустрии, богатой, мощной, значимой, принос€щей колоссальные прибыли. —уществуют традиционные киноведы, искусствоведы, которые против€тс€ этому, они вс€чески хул€т эти произведени€ типа Ђ“итаникаї или Ђ«вездные войныї, говор€т, что это развлекуха. ƒавайте показывать Ђ8 1/2ї или фильмы  иры ћуратовой. »м на это отвечают: пожалуйста, у нас в ћоскве есть целый кинотеатр, где Ђ«еркалої или ЂЌастройщикї идут посто€нно, но не трогайте наши остальные 199 кинотеатров. ћы делаем большие деньги, в мире снимаетс€ ежегодно 6 тыс€ч фильмов, дл€ подавл€ющего большинства кино Ц это колоссальный психологический и даже физиологический допинг, как прекрасна€ французска€ кухн€.

Ц   сожалению, это неизбежное зло, которое диктуетс€ рынком. Ѕоротьс€ с ним Ц все равно что боротьс€ с ветр€ными мельницами. Ќо тем не менее Ц вам как культурологу не хочетс€ поборотьс€ хот€ бы за частичное возвращение кино в сферу искусства?

Ц — этим ничего нельз€ сделать. ≈динственное, что можно и нужно, Ц оставл€ть возможности показа “арковского и ћуратовой, а с другой стороны, наш цех должен вс€чески агитировать людей идти и смотреть именно их, а не Ђ¬ластелина колецї. ¬едь одна из основных драм –оссии как раз и состоит в том, что не воспроизводитс€ культурно продвинута€ аудитори€, наоборот Ц она уменьшаетс€, потому что нельз€ докричатьс€, невозможно объ€снить, что если хочешь чувствовать себ€ человеком интеллектуальным, ты должен посмотреть этих авторов. — другой стороны, как учили нас в 60-х лидеры новых левых: Ђбудьте реалистами Ц требуйте невозможногої. Ќадо требовать, кричать, шуметь: если у рынка не хватает денег, то плечо должно подставить государство, всевозможные благотворительные фонды, где фигурируют не только политические интересы. Ќадо, чтобы олигархи не только финансировали вывоз шедевров за рубеж, но и думали о том, как поддерживать киноклубы, всевозможные специальные сеансы дл€ продвинутой молодежи. Ќефть же когда-нибудь кончитс€, или создадут альтернативное топливо в ближайшие 20 лет. ≈сли мы не научились делать автомобили, шить ботинки и одежду, то уж Ђчерные квадратыї мы уж классно в свое врем€ умели создавать и до сих пор продаваем за несметные деньги, вровень с Ѕоттичелли, от –одченко до ћельникова. ћы это умеем. “ак давайте поможем будущим –одченко и ћельниковым. ƒавайте создавать русский креатив. ¬едь будущее не за народными артистами ———–, а за новыми, сопливыми, молодыми, у которых сегодн€ нет и 30 копеек. »м нужно помочь, их нужно выращивать Ц и мы завалим шедеврами мир. ј если вы не понимаете, как это сделать, то обратитесь к нам, мы расскажем, в кого нужно вкладывать деньги. ” нас в стране посто€нно формируетс€ фантастический интеллектуальный перегной, гениальный творческий чернозем.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14773
Ќиколай »льин
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:13092
ƒональд ¬инникотт
јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15676
јбебе Ѕикила

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru