Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—офь€ ѕоздн€к-ѕономарева

   /   

Sofia Pozdnyak-Ponomareva

   /
             
‘отографи€ —офь€ ѕоздн€к-ѕономарева (photo Sofia Pozdnyak-Ponomareva)
   

ƒень рождени€: 29.09.1794 года
ћесто рождени€: —.-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 04.05.1824 года
ћесто смерти: —.-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 29 лет

√ражданство: –осси€

Ћегкокрылый мотылек или жизнь на страницах дамского альбома.

основательница первого в –оссии литературного салона

ƒа, несравненна€ —офи€ ƒмитриевна всегда играла лишь своею собственною жизнью. ∆изни же других она Ц согревала. “репетом крохотных мотыльковых крыльев. ќказываетс€, они, легковесные крылышки, прозрачные, прохладные, могли быть и ощутимыми и гор€чими, как плам€ костра или зажженной с двух концов свечи. » неважно, что она столь быстро догорелаЕ

24.07.2005

1.

»м€ ее давно и благополучно забыто, а если и сохранилось где-то, то это Ђгде Ц тої - сухие своды академических примечаний к собрани€м писем и сочинений - никто не будет перелистывать и читать. —офь€ ƒмитриевна ѕономарева. ”рожденна€ ѕоздн€к. Ђ∆енщина Ц мотылекї, женщина - ребенок, образ которой создала, взлеле€ла и трагически рано вобрала в себ€ давно и прочно ушедша€ от нас, романтическа€ Ђпушкинска€ эпохаї - почти сказочное, мифическое, легендарное Ќебытие..

я смотрю на ее портрет и вспоминаю описание, встреченное в одной из полузабытых ныне книг.. ќписание Ц чуть - чуть пристрастное, наполненное каким-то скрытым , полуотеческим, полуюношеским любованием богатою ее натурою, Ђжелающей покор€ть исключительно всехїЕ.

—офь€ ѕоздн€к-ѕономарева фотографи€
—офь€ ѕоздн€к-ѕономарева фотографи€

¬от отрывки из него: ЂЁта молоденька€, плотненька€ дама, небольшого росту, обладала необыкновенным искусством нравитьс€. √де она получила свое образование Ц не знаю, но воспитание ее было самое блистательное: бойко говорила она на четырех европейских €зыках и владела превосходно русским, что было тогда редкостью; иностранна€ литература и наша домашн€€ были ей вполне знакомы. ќна умела завлечь в свою гостиную всех тогдашних литераторов, декламировала перед ними их стихотворени€ и восхищала своей игрой на фортепь€но и при€тным пениемї.

¬ —офии ѕоздн€к, действительно было что то от ребенка и от мадонны одновременно : огромные влажные глаза, смотревшие на мир с обворожительною непосредственностью и лукавством истинного ребенка, непринужденность и граци€ порывов и восхищающа€ всех жажда жизни. ¬осхищающа€ настолько, что влюбилс€ в нее, замужнюю уже даму, почтенную супругу солидного чиновника, статс Ц секретар€ канцел€рии по прин€тию прошений, јкима »вановича ѕономарева, известный поэт и баснописец совсем Ђосеннегої уже возраста - ј. ≈. »змайлов. ¬любилс€ безнадежно, отча€нно, вс€чески скрывал свое чувство, бежал от него, маскировал отеческою прив€занностью, желанием помочь и научить, но не мог обмануть ни самого себ€, ни особо проницательных друзей, ни даже мужа Ђобворожительной ћинервы Ц —офииї, господина ѕономарева. —ын богатого откупщика, јким »ванович обладал, оставленным ему папашею большим капиталом, большой снисходительностью, что иногда встречаетс€ средь мужей, как редкостный дар Ќебес; и еще большим желанием вс€чески баловать юную Ђкуколкуї - жену. √лавным же и самым сладостным его баловством стало как раз то, что он позволил восхитительной своей Ђ дражайшей половинеї открыть в богатом, но, правду сказать, совсем не светском по духу доме, первое Ћитературное —обрание. Ќазвание же такое дл€ гостиной из€щной дамы - чиновницы придумали живо откликнувшиес€ на это событие друзь€, Ђпажи ее маленькой свитыї, среди которых первое место, несомненно, занимал влюбленный старик - баснописец. »змайлов почтительно преподнес в дар —офии ƒмитриевне из€щнейший альбом в кожаном переплете с муаровой закладкою, и на первой его странице написал следующее:

¬сегда прелестна, весела,

Ўут€ кладет на сердце узы.

 ак граци€ она мила

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8642
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8631
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6102
ёрий яковлев

» образованна, как музы.

25 сент€бр€ 1820 года.

2.

» тут, словно прорвало неудержимым потоком всех остальных!  ак будто с горных уступов ринулс€ вниз, на атласные страницы брызгами целый водопад рифм, словоплетений, созвучий, цезур, €мбов, хореев, двустиший, катренов, терцет и даже сонетов.. Ќо общее поклонение грациозной хоз€йке из€щнее всех выразить сумел ќрест ћихайлович —омов, автор попул€рнейших в то врем€ занимательных повестей и стихотворений Ц мадригалов, пользующихс€ особой симпатией у читательниц Ц дамЕ.

—воим странным, затейливым почерком он начертал в альбоме очаровательницы такие вот строки, не то притчи, не то мадригала, на отточенном, легком, но еще тогда Ђполукарамзинскомї русском €зыке:

ЂЅогин€ красоты вошла с ћинервой в спор:

—офию, говорит, лишь € образовала..

Ђ“ы ошибаешьс€, - ћинерва ей сказала, -

ќдна лишь € —офию создала,

»скусство, знани€, любезность, благородство,

”м образованный и вкус в нее влила;

ќна во всем со мной имеет сходство,

», наконец, € им€ ей далаї.

3.

Е„то ответила на такую сверхлюбезность —офи€ ƒмитриевна, больша€ любительница вс€ческих розыгрышей, фантов, переодеваний и прочих проказ Ц неизвестно, но пон€тно, что строки сии немало потешили ее самолюбие, как и то, что неизменно опекавший ее ј. ≈. »змайлов посто€нно давал пон€ть, что без ее де€тельной и заинтересованной помощи он и вовсе не смог бы справитьс€ с таким объемным и трудным делом, как редактирование и издание попул€рного в –оссии журнала

ЂЅлагонамеренныйї.. ¬ одном из номеров этого светского издани€ он поместил статью о новом €влении в обществе Ц литературных собрани€х,терпеливо объ€сн€€ читател€м его Ђобличье и обычьеї:

Ђ¬ ѕетербурге с нынешней зимы завелись в некоторых домах литературные собрани€. ¬ положенный день на неделе сход€тс€ там п€ть - дес€ть человек известных литераторов и молодых людей, желающих только сделатьс€ известными, пьют чай, разговаривают о матери€х, словесности, наук и художеств касающихс€, сообщают друг другу свои замечани€, наблюдени€, открыти€, обсуживают вместе и общими силами важные предметы, сход€тс€ и расход€тс€, чтобы завтра продолжить начатое.. ѕольза таких собраний очевидна и желательно, чтоб они более входили в обыкновение..ї

» они вошли. —кромный салон —офии ѕономаревой на ‘урштадской улице в —еверной ѕальмире дал начало новой традиции русской двор€нской культуры первой половины дев€тнадцатого века: литературным гостиным, в которых собиралс€, казалось, весь цвет ума и духа, и столиц и провинций, и в которых неизменно царила Ц ∆енщина. Ёто было ново, необычно, это утверждало высокий, волнующий романтический культ ѕрекрасной ƒамы, котора€, может быть, впервые выгл€нула из своего Ђ бо€рского теремаї, чтобы €вить миру, и тоже Ц впервые - горение души, сердечные помыслы, искренние чувства, страдани€, надежды. » все это, несомненно делало тех, кто находилс€ р€дом с из€щными Ђосвобожденными царевнамиї, менее замкнутыми, холодными, отчужденными. Ћюди учились в общении мыслить, сопереживать сострадать, высказывать самые дерзкие и вдохновенные идеи искусства и нравственного перерождени€. ¬первые в салонах, тонко и незримо руководимых женщинами Ц аристократками и не очень, - но восхитительно умными: ≈вдокией √олициной, «инаидой ¬олконской, ≈лизаветой ѕолторацкой - ќлениной, - зазвучали пылкие речи о равенстве людей пред «аконом, ѕриродою и Ѕогом. ¬первые там обсуждалось за чашечкою ча€, за легкою и смешливой игрою в шарады или буриме, макао или вист достоинство той или иной театральной пьесы, нового журнала, стихотворени€ лорда Ѕайрона или романа ¬альтера —котта. “онкую, восхитительную моду тотчас подхватили и при ƒворе. ¬ «имнем дворце и ѕавловске, ѕетергофе и на  аменном ќстрове, в гостиных ¬довствующей »мператрицы ћарии ‘еодоровны и ее јвгустейшей невестки - √осударыни ≈лизаветы јлексеевны читались трагедии Ўиллера, стихи √ете, карамзинские Ђ¬о€жированные письмаї * (*ѕисьма русского путешественникаї - автор.), и первые его главы Ђ»стории государства –оссийскогої баллады Ђсветлого царедворцаї ∆уковского, басни ’востова, шутки ¬асили€ ѕушкина..

4.

Ќо все это было чуточку позже, уже после первого вечера в доме —офии ƒмитриевны, на котором она произнесла вступительную речь написанную ею самою. –ечь торжественную, ибо открывалось не много не мало, а ќбщество Ћюбителей –оссийской словесности и премудрости, председательницей которого €вл€лась она, а секретарем Ц ее добродушный и покладистый супруг. –ечь шутливую и из€щную, ибо мозги членов общества не иссушались серьезными докладами Ц было врем€ и на шутки, и на буриме, и на экспромты стихов. –ечь выслушанную с придирчивым вниманием, ибо мудрено это было, чтобы женщина блистала столь вдохновенным красноречием, пусть и в шутливом тоне, да еще Ц по - русски. ¬ речи той предлагалось —офией ƒмитриевной Ђоспаривать общее мнение, что Ќовый год исчисл€тьс€ должен с первого €нвар€. ћилостивые государи, - категорично за€вл€ла она, - € совершенно с сим не согласна, и, следу€ правилам иных обществ, которые вопреки истине, прин€той целым светом, проповедают свои собственные, € беру смелость утверждать, не только перед лицом ученых, полуученых и неученых, но даже и перед лицом вашим, милостивые государи, что Ќовый год собственно дл€ нас должен отныне счисл€тьс€ с двадцать второго июн€, €ко со дн€ открыти€ нашего ќбщества! “акова вол€ мо€, да увенчает ее ваше согласие.ї

5.

≈стественно, Ђ милостивые государиї, среди которых были: ». ј.  рылов, Ќ. ». √реч, ѕ. ј.  атенин, ќ. ћ. —омов, брать€  н€жевичи, ј. ¬. ѕоджио, согласие немедл€ дали и упросили очаровательную председательницу даже подписать свою вдохновенную речь!

ќна избрала странный автограф дл€ краткой, вдохновенной декламации: Ђѕопечитель мотыльковї. ј, может, как раз это и было Ђсобрание мотыльков, ибо легко уходили из уютной, маленькой гостиной с рисунками на изразцах печи и м€гкими креслами, одни и приходили другие, легко, несколько театрально кипели страсти: одни избирали роли ревнивцев и тайных воздыхателей Ђмаленькой богиниї, другие разыгрывали счастливо влюбленных. “аких было - несколько более, ибо несравненна€ хоз€юшка любила поддразнивать, кокетничать, одаривать улыбками и странными смущенными и смущающими взгл€дами. ѕравда, при этом она недурно писала стихи, заваривала чай, рисовала, вышивала по канве, болтала, отчасти - на латыни и италийском, разбирала гербарии и бренчала на фортепиано, напева€ нежным и мелодичным голосом то пушкинскую Ђ„ерную шальї, а то - романсы на стихи барона ƒельвига. ќна вообще хорошо знала весь пушкинский круг знакомых и лицеистов второго выпуска, среди которых был ее брат »ван ѕоздн€к.

ќна мечтала прин€ть Ђпушкинцевї у себ€. ћечтал о том же и јнтон »лличевский, ќлосенька, соученик јлександра ѕушкина по Ћицею, талантливый стихотворец и рисовальщик. ѕо его мнению, в доме блистательной госпожи ѕономаревой должны были быть не только лица ей знакомые, Ђ но все, кто знает ¬ас, хот€ незнаем самЕї* (*—трока из мадригала ј. »лличевского, открывающего второй альбом —. ƒ ѕономаревой Ц автор.). ќн желал познакомить с хоз€йкою добрых друзей своих : Ђ‘ранцузаї,  юхлю, ƒельвига. Ќо одно, весьма щекотливое, обсто€тельство помешало ему сделать это. ¬озле красавицы - хоз€йки внезапно по€вилась €стребина€ резка€ тень странного поклонника: самолюбивого, хвастливого эгоиста и ревнивца Ц ¬ладимира ѕанаева Ц модного сочинител€ из€щных сладкоречивых идиллий и €звительных критик в столичных литературных журналах и газетах.

6.

»сточающий молодой любительнице ќтечественной словесности нескончаемый, удушающий, сладкий €д любезностей и комплиментов, он почти сразу прин€лс€ интриговать против всех, кто по€вл€лс€ в ее салоне, и был неравнодушен к ней по - дружески или как - либо еще. ќ своих происках и козн€х он, без зазрени€ совести, написал сам в своих тщеславных и зло€зычных воспоминани€х. ¬ них, к примеру, автор запальчиво рассказал о том, как не любил  юхельбекера, ƒельвига, и его друга, ≈вгени€ Ѕоратынского, счита€ их слишком самонаде€нными, слишком напыщенными. Ђќни на мен€ прогневались, - вещал ѕанаев, - впоследствии еще более за то, что € упорно не советовал одной молодой и опрометчивой женщине с ними знакомитьс€. Ёта была та сама€, со множеством странностей, проказ и причуд, но - очаровательна€ —офи€ ѕономарева, которую так трепетно воспевал старик »змайлов.. ¬ ней с добротою сердца и веселым характером неизменно соедин€лась бездна самого милого, природного кокетства, перемешанного с каким- то, ей только свойственным, детским проказничеством. <...> ћен€ и ввел к ней тот же »змайлов, по ее насто€нию Ц на свою беду! ќна тотчас обратила на мен€ победоносное свое внимание, а вскоре и сама опустила флаг: предпочт€ мен€ всем, даже трем окружавшим ее известным тогдашним красавцам: флигель Ц адъютанту –. јнрепу, преображенскому капитану јлександру ѕоджио и сыну португальского генерального консула Ћопецу. ќни должны были удалитьс€Е

7.

Ђя же оставалс€ ближайшим к ней из прочих ее обожателей Ц разливалс€ далее соловьем ѕанаев, - и вполне дорожил счастливым своим положением. я очень любил ее, любил нежно, с заботливостью мужа или отца (ей было только 22 года, а мне уже 29 лет) остерегал, удерживал ее от излишних шалостей, советовал, как и с кем должна она держать себ€, потому что не вс€кий мог оценить ее доверчивость, ее милые детские дурачества Ц розыгрыши и фанты Ц наде€лс€ во многом ее исправить, требовал, чтоб она была внимательна к мужу, почтительнее к отцу своему, человеку достойному и умномуї.

Ђћудрый јбел€р и пылкий ƒон ƒжиованниї в едином лице, впрочем, не поместил в своих Ђмемори€хї строки стихотворени€, датированного 1821 годом:

ЂЅлажен, кто на теб€ взирать украдкой смеет,

“рикрат блажен, кто говорит с тобой,

“от полубог пр€мой,

 то выманить, сорвать твой поцелуй умеет,

Ќо тот бессмертьем насладитс€,

„ьей смелою рукой твой по€с раскрутитс€!ї

ќно весьма смело по тону, и, надо полагать, именно ¬ладимир ѕанаев, со временем, и стал тем самым счастливым бессмертным, хот€ в душистых своих анналах об этом говорить не спешит. ¬прочем, так оно и должно быть, читатель!

8.

јндрею же »змайлову, дородному журналисту, в синем долгополом сюртуке из карманов которого почти неизменно торчали свежие оттиски его журнала ЂЅлагонамеренныйї, человека, слывшего в светском обществе отъ€вленным циником, приходилось с затаенною и острою горечью наблюдать ласковое, дружеское к нему безразличие обожаемой женщины, встречающей его каждый вечер в своей гостиной, где каждому было весело, легко и свободно. ќна грациозно прот€гивала јндрею ≈вграфовичу руку дл€ поцелу€, указывала места подле себ€, благодушно и чуть рассе€нно выслушивала его рассказ о том, что напечатано будет в Ђсериозном журнале не дл€ дамї; щурилась, улыбалась, хлопала восторженно в ладоши, но, едва в гостиную входил Ђрусский √еснер и ‘еокритї, желчный красавец ¬ладимир ѕанаев, все взоры ее устремл€лись лишь к нему, все мысли, все желани€, все улыбки, и даже трепет ресницЕ ќна не замечала тогда никого, ни даже задумчиво, иронически улыбавшегос€ ѕетра ѕлетнева, ни вечно протиравшего очки - пенсне лоскутом бархата јнтона ƒельвига, ни грызущего черно - гл€нцевый четырехугольный италийский карандаш ќреста ћихайоловича  ипренского, ни блиставшего взором  онстантина Ѕатюшкова, в углу самозабвенно марающего альбом смешною карикатурою на нее саму и ее наперсницу италь€нку “ерезу, единственную из женщин, которую она смело допускала в свою гостиную, ибо “ереза была длинноноса, худа как жердь, и не могла бы похвалитьс€ даже и каплею ума! Ќа ее фоне —офи€ ƒмитриевна казалось еще более блистательною и неподражаемойЕ.

Ќо дл€ нее самой тогда существовал лишь ее ¬ольдемар, в окружении других гостей всегда - нарочито подавленный, сдержанный, кусающий губы и метающий молнии глазами.. ќна оправдывалась, хохотала, дулась, конфузилась, сама пыталась шутливо ревновать. –аз, когда ¬ладимир принес ей свой маленький, удивительно женственный альбом, с сапфировыми застежками, наткнулась, пролистыва€ неспешно атласные страницы, на такую жеманную надпись:

Ђ 20 июл€ 1818 года — - ѕетербург. — удовольствием беру перо, чтобы писать в альбоме ¬ашемЕ Ќо что ж писать? —тихов писать € не могу, а прозой, что не пиши, все кажетс€ мало; однако ж, € ограничу себ€ искренним моим желанием: будьте здоровы, веселы, счастливы, а более всего, будьте также добры и чувствительны, как ныне и не забывайте мен€. јнна  ерн.ї

9.

—офи€ ƒмитриевна удивленно расширила и без того огромные озера - глаза:

Ђ  то така€?ї - ћолоденька€, ¬аша ровесница, по€вилась в ѕетербурге ненадолго, бывала в доме тетки своей ≈лизаветы ћарковны ќлениной.ї - √де теперь?ї- ЂЌе знаю, скучающим тоном произнес надменный ¬ольдемар. Ц Ђ√де-нибудь в провинции, ездит за мужем генераломї. ≈му уже наскучило дразнить —офию ƒмитриевну. ƒовольно дл€ его себ€любивой натуры было увидеть мгновени€ сумеречного, обидчивого блеска в ее глазах. ¬спыхнув рум€нцем щек, —офи€ - ћуза схватила перо и проворно начертала, чуть ниже автографа генеральши  ерн:

Ќет, нет Ц ѕанаев не поэт!

—кажу назло наперекор всех мнений:

Ќет, нет, он не поэт Ц он гений!

27 .V - 1821 г. —офь€ ѕономарева.

10.

ќна ошибалась. √орько ошибалась. —еб€любива€ мелочность модника ¬ольдемара ѕанаева не могла по достоинству оценить всей широты ее натуры, всего блеска ее природных талантов, всей нескончаемой щедрости ее сердца. ≈му далеко было до гени€, он лишь хотел таковым казатьс€. ј насто€щий гений из Ц за его интриг так и не попал в дом ѕонамаревых, лишь передал ј. ≈. »змайлову, автограф стихотворени€

Ђ „ерна€ шальї, который почти тотчас вышел в очередном номере ЂЅлагонамеренногої.

јндрей ≈вграфович передал автограф на хранение любимой женщине, зна€, как восторженно ценит она творчество Ђ—верчка арзамасскогої. —офи€ ƒмитриевна трепетно и бережно вклеила лист с лет€щим почерком в свой альбом, оставив биографам ѕушкина загадку: бывал ли ѕоэт в доме ѕономаревых. ”вы, нет. —итуаци€ более, чем банальна, и про€снилась она только недавно, благодар€ исследовани€м почерковедов и историков: ревность ѕанаева, его невозможное тщеславие, помешали тонко чувствующему, сердечному человеку, познакомитьс€ с обладателем солнечного ƒара, могущего одарить многим, и прежде всего Ц пониманием..

11.

—офи€ ƒмитриевна искала случа€ познакомитьс€ с ѕушкиным, трепетно расспрашивала о нем ѕлетнева, ƒельвига, »лличевского. ј ее нав€зчивый јргус - ѕанаев изводил ее своим занудным менторством, колкими придирками, косыми взгл€дами, ревностью, докучливостью внимани€Е Ђќна во многом слушалась мен€, Ц себ€любиво витийствовал он потом в своих записках, -- в ином же - и нет, нередко прерывала наставлени€ и выговоры мои то выражением реб€ческой досады, впрочем мимолетной, то смехом, прыжками вокруг мен€, или поцелуемЕї

ќна старалась скрыть горечь своего прозрени€ со всей силою великодуши€ сердечного, столь присущего ей, взирала на ѕанаева, но, не замедлив воспользоватьс€ одним из его отъездов в дальнее имение, все же познакомилась с при€тел€ми иллюстратора журнала Ђ Ѕлагонамеренныйї ѕавла яковлева Ц Ѕоратынским и  юхельбекером. ѕавел яковлев, бухарский странник в чалме на восточный манер, (*ѕ. яковлев путешествовал по Ѕухаре и привез оттуда гроздь альбомов с интереснейшими рисунками и зарисовками. ’ран€тс€ в ÷√јЋ». Ц автор.) с тщательною готовностью рисовал в ее альбоме странные картины Ц коллажи, столь непон€тные и модные тогда. „его только не было в этих картинах: и знакомые лица, и веера и профили и виньетки и затейливые росчерки! ќна бережно перекладывала сии рисунки прозрачной калькою и по вечерам долго еще сидела в одиночестве в гостиной, пыта€сь разгадать линии профилей, очерченых на листах черною тушью: вот добродушнейший ее супруг јким »ванович, со слегка покрасневшим носом, - оп€ть, наверное, щедро отдавал дань Ѕахусу!... ¬от, блеснувший стеклами пенсне барон јнтон јнтонович, тщетно пытающийс€ смахнуть с кончика пера надоедливую муху, а вот и милый ≈вгений јбрамович, з€бко греющий длинные, нескладные руки около печи, и отвечающий на м€гкие улыбки хоз€йки всегда лишь безнадежным покоем печального взора и пожиманием сутулых плеч. Ќа все ее шутки и попытки серьезных откровений и разговоров, Ђпевец финских льдовї неизменно отвечал рассе€нной галантностью, холодом сердца и печальною красотою строф, в которых ей неизменно грезилс€, слышалс€, чу€лс€ аромат пышно ув€дающих роз или камелий, не иначе:

Ђ огда б ¬ы менее прекрасной

—лучайно слыли у молвы,

 огда бы прелестью опасной,

Ќе столь опасны были ¬ы..

 огда б еще сей голос нежный

» томный пламень сих очей

Ћюбовью менее м€тежной

ћогли грозить душе моейЕ

ѕредатьс€ нежному участью

ћне тайный голос не велит.

» удивление Ц на счастье

ќт чар любви мен€ хранит.ї

12.

ќдарив знаменитого создател€ ЂЁдыї благодарным удивлением, —офи€ ƒмитриевна не решалась более улавливать в свои легкие сети певца прекрасной Ђ—еверной ћагдаленыї, Ђкометы беззаконнойї, злоречивой, воздушной Ђзаконодательницы залї Ц јграфены «акревской. ¬змахнув ресницами, —офи€ ƒмитриевна отпустила ≈вгени€ Ѕоратынского восво€си и далее странствовать по кругу, очерченному обугленной, почти выжженой души финской губернаторши, и он, словно в благодарность, создал в знаменитом альбоме один из лучших ее стихотворных портретов:

Ќе ум один дивитс€ ¬ам,

ќпасны сердцу ¬аши взоры:

ќни лукавы, € слыхал,

» все предвид€ осторожно,

ќт власти их, когда возможно,

—пасти рассудок € желал

я в нем теперь едва ли волен,

» часто пасмурной душой,

«а то € ¬ами недоволен,

„то недоволен сам собой.

13.

ќт мучительно Ц холодного, раздумчивого Ђѕевца ѕиров и грусти томнойї не отстал и ƒельвиг, тогда еще не женатый, и влюбившейс€ в —офию ƒмириевну нежданно Ц негаданно, со всей ленивою пылкостью своего полусонного, загадочного, истинно поэтического темперамента. ќн тоже старалс€ не показывать виду, просто рон€л пенсне, когда она подходила, и с полудетской, €сной улыбкой прот€гивал ей альбом, в котором р€дом с шутливыми строками о сонетах, подаренных на хранение, по€вл€лись чарующим экспромтом странные, жгучие строки о невозможности счасти€ с женщиною Ђ искренне желающей нравитьс€ решительно всем; счасти€, которое пришло так странно, и окатило - озарило бесстрастно спокойную душу Ђленивца Ц ‘еба на поэтическом ќлимпеї, словно плам€, или струи водопада.:

ќ, чародейство красоты!

  любви по опыту холодный,

я забывал, душой свободный,

Ѕезумной юности мечты;

» пел, товарищам угодный,

¬ино и дружество: но ты

явилась, сердце мне дл€ муки пробудила,

» лира про любовь оп€ть заговорила ..

14.

Ђ—ердце, пробужденное дл€ мукиї, впрочем, оставило, загадочную ƒаму - ребенка, из€щную собирательницу автографов и чувств, совершенно равнодушною к любовно - нестройным ударам.. ќна слегка жалела неуклюжего барона, люб€ в нем светлый и милый нрав его, нрав простодушного, с отменным вкусом, ребенка Ц “ворца, но и Ц только! ≈е собственное сердце в этот раз было прохладно Ц молчаливо, оно уже начинало как то уставать от напрасных волнений крови. » потом, быть королевою дл€ всех несравнимо при€тнее, нежели дл€ одного!

ƒельвиг же, быстро осознав всю пустоту терзаний своих, скоропалительно утешилс€ в браке с —офией ћихайловной —алтыковой. Ђѕрелестна€ хоз€йка камелька на ‘урштадскойї, при известии о его помолвке, кусала губы и хмурилась, чрез силу улыба€сь: ей все казалось, что ветрена€, весела€ девица —алтыкова - плоха€ копи€ ее самой, и не только в имени! - не подарит счасть€ и спокойстви€ прекрасному сердцу ленивца - барона. —мешлива€ умница —офи€ ƒмитриевна словно предчувствовала трагический финал семейной идилии ее Ђполусонного пажаї, и досадливо корила себ€ за то, что нарушила Ђбожественную дремуї сердца, столь пылко взращивающего на снегу нежные розы ‘еокрита и пронзительные трели русского соловь€.. ’орошо, что ей не дано было увидеть его раннюю гибель! ј то и в ней, —мерти, она бы себ€ непременно винила, помимо кокетки женыЕ таково уж было сердце ее: щедрое, плен€ющее, гор€щее как свеча, запаленна€ с обоих концовЕ..

15.

Е„ем —офи€ ƒмитриевна ѕономарева вполне могла быть довольна, так это уж точно своим альбомом в котором, к 1823 году скопилось более двухсот автографов всех тех, кто составл€л славу поэтического небосклона того времени.. Ќедоставало в нем только автографа ¬. ј. ∆уковского, но тот был так недоступен, так зан€т своею придворною службою, своими переводами, балладами, путешестви€ми в ƒерпт и Ѕелев, где царит по слухам, да и на самом деле в его сердце сестры ѕротасовы.. јндрей ≈вграфович и ѕетр ѕлетнев намекали ей дружно, что можно было бы старшую ѕротасову Ц уже тогда - госпожу ¬ойекову - пригласить в салон, а вместе с нею и ∆уковский непременно бы €вилс€, ибо повсюду сопровождает плем€нницу! Ќо тщеславна€ чаровница о сопернице Ц тем более литературной, прекрасно декламирующей стихи, нос€щей им€ героини самой известной баллады поэта Ц царедворца,- и слышать не хотела! ѕусть уж лучше в салоне, в самом углу дивана сидит неизменно носата€ “ереза, в обнимку с ћальвиною и јмикою, * (*—обачки —. ƒ. ѕономаревой. »м посв€щены шутливые стихи ј. ƒельвига Ц автор.) и более никого не нужно! » без того уж несказанно весело, потому как выдумала —офи€ ƒмитриевна с некоторых пор новую изысканную игру забаву Ц гости ее должны были писать ей письма, не рассчитыва€ на ее ответ! ќна хвалила содержание и слог посланий к ней адресованных лишь изустно! Ѕедные влюбленные победители на ѕарнасе безмолвно или шутливо Ц галантно трепетали в ожидании ее строгого суда. Ёто все, что им было позволено! Ѕолее всех преуспел в написании таких Ђтурнирных прозаических мадригаловї ќрест ћихайлович —омов.

„удом сохранились они, эти листочки, странно волнующие ум и душу и два столети€ с лишним спуст€. Ќо что чувствовала женщина, читающа€ к примеру, вот это:

Ђ 30 апрел€ 1821 г. ¬ы позволили мне писать ¬ам, сударын€! Ёта милость наполн€ет мен€ радостью; итак, € смогу поверить бумаге те чувства, которые мои уста, слишком робкие вблизи ¬ас, никогда не осмелились бы произнести. Ѕыли минуты, когда € смог отважитьс€ на такое признание, но в эту минуту € мог бы только обожать ¬ас, € видел как небо открылось предо мной, и все мое существо превратилось в жертвенник на котором курилс€ фимиам божеству, которое € обожаю..ї

16.

ѕыл прозы у влюбленного ќреста часто смен€етс€ восторгом стихотворных строк, ведь Ђ Ќесравненна€ —офи€ї обладает секретом непостижимого, особого очаровани€: тонким кокетством возбудив страсть, легкою игрою ума, чувством юмора и сердечностью, направить ее в русло безмолвного обожани€ или чистой дружбы. —омов не смир€етс€ с участью Ђпечального трубадураї и к ногам несравненной женщины лет€т и лет€т строфы:

ЂЋюблю теб€ на тыс€чу ладов,

“ебе одной € лиру посв€щаю,

“еб€ одну € в песн€х призываю,

¬езде во всем ищу твоих следов.

¬ обличь€х незнакомой красоты,

¬ любой строке мной читанных поэтов,

¬ живых чертах, на полотне портретов

явл€ешьс€ мне ты и только ты.ї

Ђ ƒуша растерзана, сердце отдано в жертву тыс€чам мук, голова идет кругом!ї Ц терзаетс€ в романических послани€х —омов, и с отча€нием признаетс€ в своем дневнике, отданном также на прочтение Ђжестокой и пленительной јрмидеї:

Ђя заплатил бы жизнью, если бы мог быть хоть раз счастливым с нею; кл€нусь, что даже сейчас, когда хочу забыть ее, если бы мне сказали: твое желание будет исполнено, но через час ты погибнешь в страшных мучени€х, - € не поколебалс€ бы!..ї

Ќо —офии ƒмитриевне не нужна была ничь€ жизнь. Ќужно было лишь безусловное поклонение всех? ћожет быть.. »ли все Ц таки Ц любовь одного? “ого, которого такое всеобщее обожание несказанно раздражало, кололо смертельно в самое сердце, у€звл€ло до самых глубин души, впрочем очень мелкой.. ¬ладимира ѕанаева. –евнивый эгоист и собственник, больше всего на свете, желающий, хот€ и скрытно, тайно, поклонени€ лишь себе одному, затаив обиду на Ђбездумную кокеткуї - какой в его глазах предстала двадцатидвухлетн€€ жива€, пленительна€ красавица, не желающа€ одевать пленительную резвость натуры своей в схиму монашества и смирени€ показного Ц перестал по€вл€тьс€ в салоне —офии ѕономаревой после ма€ 1821 года.. ѕо его словам, она несколько раз писала ему Ђувлекательные запискиї, убежда€ вернутьс€ в круг друзей, посылала за ним преданного ј. ≈. »змайлова, но тот понапрасну изливал перед непоколебимым ѕанаевым свой риторический пыл. ќтношени€ ¬ладимира »вановича с любимой ∆енщиной восстановлены так и не были, ибо ни в коей мере, никак не мог самолюбивый гордец умалить в ее глазах свою гордость, уронить Ђпоруганнуюї ее кокетливостью Ђчестьї.

17.

¬прочем, нет, мы не правы, был момент, когда он почти что и дрогнул, наш любезный јбел€р и ƒон ƒжиованни в едином лике, но полному воссоединению сердец помешала, по его словам, лишь нелепа€ и скоропостижна€ смерть —офии ƒмитриевны от воспалени€ мозга. ¬от оп€ть строки Ђмеморийї ¬. ». ѕанаева, где все это изложено столь патетично, что слезы бы навернулись непременно, не угадывайс€ за строками вздохов, скорби и терзаний еще и тщательно скрыта€ презрительна€ ирони€ к Ђбездумному младенцуї, пренебрегавшему советами Ђмудреца ‘еокритовых строфї: Ђ—пуст€ год, встретившись со мною на улице, она со слезами просила у мен€ прощени€ за все, умол€ла возобновить знакомство. я оставалс€ тверд в моей решимости, но, наконец, уступил ее желанию увидетьс€ со мною в Ћетнем саду, в п€ть часов, когда почти никого там не бывало. ќна приезжала туда четыре раза. ћы ходили, говорили о первом времени нашего знакомства, - и € постепенно см€гчилс€, даже согласилс€ заехать к ней проститьс€ перед моим отъездом в  азань, но только в 11 часов утра, когда она могла быть одна. *(*„то за странное и нав€зчивое желание посто€нно компрометировать любимую некогда ∆енщину, в глазах любопытствующей публики, не правда ли, читатель?!) ѕрощание это было трогательным: она горько плакала, целовала мне руки, вышла проводить мен€ в переднюю во двор и на улицу. я уехал совершенно с нею примиренным, но уже с погасшим чувством прежней любви. ¬ марте следующего года € воротилс€ из  азани помолвленным. ¬о вторник на —трастной неделе, она присылала мен€ поздравить. ¬ первый же день —в€того праздника еду к ним похристосоватьс€. ћуж печально объ€вл€ет мне, что она нездорова, лежит в сильном жару. ѕрошел, однако, спросить, не примет ли она мен€ в постели, но возвратилс€ с ответом, что Ц не может, но очень просит заехать в следующее воскресение. ѕриезжаю Ц какое зрелище?! ќна была уже на столе, скончавшись в тот самый день от воспалени€ мозга!!

 огда € р€дом с ее отцом шел за гробом, он сказал мне: Ђ ≈сли бы она следовала ¬ашим советам и сохранила ¬ашу дружбу, то мы не провожали бы ее сейчас на кладбище!ї

18.

Ќо друзь€ и поклонники безвременно угасшей Ђмладой јрмидыї были совершенно иного мнени€, и называли впоследствии мемории ѕанаева Ђпустым и гнусным, нескромным бахвальством сухого сердца, неспособного к состраданию и любвиї. ќни отказывались подавать ему руку, счита€ суетного красавца ¬ольдемара косвенным виновником смерти прелестной ∆енщины, котора€, жела€ забыть боль, причиненную им мимоходом, и в то же врем€ посто€нно помн€ о ней, бесконечными терзани€ми души и своенравной пам€ти подорвала здоровье, тем самым, прежде времени загасив светильник своей жизни.

ѕо иронии судьбы другой светильник - старческий, едва мигающий, тусклый, светильник ее преданного обожател€ јндре€ ≈вграфовича »змайлова еще некоторое врем€ продолжал трепетно освещать тропу ее ѕам€ти.

ƒрузь€ —офии ѕономаревой целых три года после ее кончины собирались, предводительствуемые им в ее салоне с уютным камельком и посв€щали образу хоз€йки канцоны, экспромты, речи, эпитафии и сонеты.. ќни остались в альбомах ушедшей в Ќебеса Ђ мудрой шалуньи —офииї, как некое душевное утешение, благословение, как признательна€ пам€ть сердец, что были столь очарованы из€щным полетом Ђлегкокрылого мотылька, играющего жизнью, как младенец игрушкою, и скоро ее разбившейї, по словам потр€сенного ƒельвига ƒа, несравненна€ —офи€ ƒмитриевна всегда играла лишь своею собственною жизнью. ∆изни же других она Ц согревала. “репетом крохотных мотыльковых крыльев. ќказываетс€, они, легковесные крылышки, прозрачные, прохладные, могли быть и ощутимыми и гор€чими, как плам€ костра или зажженной с двух концов свечи. » неважно, что она столь быстро догорелаЕ

_____________________________________________________

30 июн€ Ц 9 июл€ 2005 года.

ћакаренко —ветлана.

 азахстан. —емипалатинск.

Ќовелла публикуетс€ в авторской редакции. јвтор не преследовал цели создать полную версию биорграфии —. ƒ. ѕоздн€к Ц ѕономаревой.

ƒл€ написани€ новеллы использованы материалы личного книжного собрани€ и фотоархива автора.

Х ƒаты, указаны указаны в соответствии со справочником Ћьва „ерейского Ђѕушкин и его окружение.ї




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9499
ёрий ¬ойнов
¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28519
¬асилий јлексеев
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81841
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru