Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’ельмут Ќьютон

   /   

Helmut Newton

   /
             
‘отографи€ ’ельмут Ќьютон (photo Helmut Newton)
   

ƒень рождени€: 31.10.1920 года
√ермани€
ƒата смерти: 23.01.2004 года
√ермани€
¬озраст: 83 года

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


ѕќ «ј ќЌјћ Ќ№ё“ќЌј

фотограф

¬еликий фотограф нашего времени. „еловек по имени ’ельмут Ќьютон. ќн умер 23 €нвар€, и с его смертью закрылась одна из самых завораживающих страниц в истории фотографии.  ак только ни припечатывали его творчество, какими возмущенно-брезгливыми эпитетами ни награждали очередные фото Ќьютона! ќн не реагировал, продолжа€ выстраивать из своих моделей самые причудливые композиции. ќн искал -- идею, ракурс, свет, точное движение, нужный поворот головы, выражение лица, позу... „еловечество в смысле фотографического искусства давно утратило невинность -- нас уже многие и многим удивл€ли. Ќо все-таки не исключено, что тот, кто впервые увидит особенные, ни на что не похожие фотографии ’ельмута Ќьютона, испытает нечто вроде эстетического шока.

25.02.2004

ќднажды мне повезло сходить замуж за фотографа. Ќет, не потому повезло, что замужество оказалось удачным. ј потому, что фотограф -- как и положено ему по фотографическому чину -- приносил в дом журналы по фотоискусству.

’ельмут Ќьютон фотографи€
’ельмут Ќьютон фотографи€

Ћиста€ их, € подолгу разгл€дывала эти странные ню. „ерно-белые. –афинированные. ѕарадоксально лишенные и намека на чувственность, округлость, м€гкость. ¬ыполненные в эстетике строгих четких черт. —овсем по ÷ветаевой: "ќстрый угол и уголь..." Ёти снимки, если и казались красивыми, то красотою не Ёроса -- “анатоса.  ак кадры кинохроники с марширующим на них идеально ровным строем нацистских солдат. ’ельмут Ќьютон, к слову, при€тельствовал с Ћени –ифеншталь... Ќьютон умер. ”слышав о его смерти, € классически всплеснула руками и села -- пережить. —ама удивилась. —о мною такое почти не случаетс€: кончина знаменитости не воспринимаетс€ как лична€ драма. Ќо, видно, те фотожурналы слишком пам€тны. Ќовых странных ню в них больше не будет -- больше нет чертенка, черт€щего чернилами чертеж...

‘отопортрет є 1: јгасфер

’ельмут родилс€ 31 окт€бр€ 1920 года в √ермании. ≈врейский мальчик в стране, где к власти вот-вот придут фашисты.  огда ему было 12, вышло указание, предписывающее отделить зерна от плевел -- разделить классы в немецких школах на арийские ("первосортные") и еврейские ("второсортные"). Ѕлаго папаша Ќьютон -- он держал цех по изготовлению пуговиц -- имел кое-какие деньжата, и ’ельмута перевели в американскую школу в Ѕерлине -- избавили от унижени€. “огда же, в 12, ему купили фотоаппарат. “ак началась ЅќЋ№Ўјя ‘ќ“ќ√–ј‘»„≈— јя »—“ќ–»я.

"Ёй, теб€ же не интересует ничего, кроме плавани€, девочек и фотографии!" -- говорили учител€.

"—ынок, если только щелкать затвором и не заниматьс€ ничем иным, недолго и жизнь прощелкать!" -- говорил отец. Ќо ’ельмут Ќьютон не слушал никого!

¬ 16 он уже ассистировал фотографине »в (насто€щее им€ -- Ёльза —имон). ¬последствии она, как и тыс€чи других жертв холокоста, сгинула в концлагере.

—ам же ’ельмут, спаса€сь от гитлеровского режима, бежал из √ермании. —начала -- в —ингапур, где устроилс€ фоторепортером в газету, но всего через две недели оказалс€ уволенным... за профнепригодность. «атем -- в јвстралию. “ам, на "кенгур€чьем" континенте, с ним случилось много всего. ќн отслужил в армии. ѕолучил гражданство. ∆енилс€ на ƒжун Ѕраун -- актрисе, котора€,

Ћучшие дн€

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:9905
≈лена —оловей
ѕесн€ посв€щаетс€ мо€...
ѕосетило:5510
¬ладимир “рошин
Ѕьюла Ћуиза √енри: ЂЋеди Ёдисонї
ѕосетило:3092
Ѕьюла Ћуиза √енри

впрочем, оставила актерство и тоже вз€ла в руки фотокамеру, а свои снимки подписывала псевдонимом -- јлиса —прингс. Ќо главное, Ќьютон открыл фотостудию в ћельбурне -- зан€лс€ наконец-таки тем, о чем всегда грезил.

¬ 50-х ’ельмут вернулс€ в ≈вропу. ∆ил в Ћондоне, ѕариже, ћонте- арло... Ќаверное, его слишком рано лишили родины -- он еще не успел прорасти корн€ми в какую-то конкретную землю и потому не т€готилс€ участью перекати-пол€. ≈врейский мальчик, агасфер, он превратилс€ в космополита задолго до эпохи глобализации, гамбургеризации, интернета и евро. ¬ последние свои годы Ќьютон и вовсе имел два дома -- в ћонте- арло и Ћос-јнджелесе. ƒа и с ‘–√ он примирилс€ -- в окт€бре 2003-го, за три мес€ца до смерти -- словно чувствовал! -- передал в дар Ѕерлину 1000 своих снимков. ’отел передать и остальные. —казал: "ћыс ƒжун как-то не сподобились нарожать детишек, так что наследников у нас нет, а ведь кто-то должен зан€тьс€ нашими архивами, когда мы сыграем в €щик!"

јрхивы у ’ельмута Ќьютона -- гигантские! Ўутка ли -- полвека съемок дл€ французского, италь€нского, немецкого и англо-американского Vogue, а также дл€ Elle, Marie Claire, Playboy, Harper's Bazaar, Stern и прочих гл€нцевых исполинов. ‘отопам€тники »в —ен-Ћорану, ѕьеру  ардену, ”орхолу, ƒали, Ѕоуи, ƒжаггеру, √ерхарду Ўредеру, ћаргарет “этчер, ћарлен ƒитрих,  атрин ƒенев, —офи Ћорен и, разумеетс€,  лаудии Ўиффер, —инди  роуфорд и иже с ними. ј в перерывах -- скорые, точно шаржи, снимки жены -- со шрамом от операции на животе. ѕоразительно, но они тоже получались высокохудожественными.

‘отопортрет є 2: ћаркиз де —ад и Ћеопольд фон «ахер-ћазох

Ёто только кажетс€, что Ќьютон -- обласканный-обцелованный фаворит госпожи удачи. ≈го перва€ (!) персональна€ выставка прошла, когда ему было... 55! ’ельмуту просто повезло оправитьс€ от инфаркта,

перенесенного в 50, и дожить-таки до славы и признани€. ƒо призов, наград, орденов. ƒо экспонировани€ в Ћондоне, ћадриде, “окио, ћоскве. ƒо присутстви€ в фондах музеев (например, в Ёрмитаже) и в коллекци€х частных лиц (например, у ’одорковского). ƒо того, что фотопортрет "от Ќьютона" стал таким же символом элитарности, как пентхаус и "кадиллак". ƒо звани€ "мэтр фото", наконец.

ќднако и его осень, по которой он считал цыпл€т, омрачалась непогодами -- упреки сыпались на мастера, как ливневые капли.

"ћодели Ќьютона удивительно красивы, но это красота ада, ведьм€чь€ красота, холодна€, мертвецка€... на грани трупности", -- писали рецензенты. ≈го уличали во фригидности, асексуальности, неэротичности эротических -- казалось бы -- снимков. ќн отговаривалс€: "я не понимаю, что такое эротика! Ќе знаю, что значит это слово! “ень на

плетень! —екс -- другое дело. ’отите расскажу? ќднажды у мен€ была јнита -- ни за что не л€жет в постель, пока не завесит все иконы в доме. ≈ще была ∆озетта -- эта накрасит губы €рко-€рко и нацеловывает мои сорочки, а € потом вижу п€тно от помады -- и, естественно, вспоминаю шалунью. ¬ам интересно? ѕродолжать?.."

≈го подозревали во множественных перверси€х: некрофилии, садизме, страсти к насилию. —лишком уж извращенны сюжеты. ¬от девица, зат€нута€ в черную кожу, выгуливает на поводке... другую девицу, голую. ¬от полунага€ модель стоит на четвереньках, к спине приторочено седло. ¬от наручники, шпоры, кнуты... Ќьютон парировал: "Ќет-нет! я не унижаю женщин! я делаю им при€тно. ¬ фантази€х женщины часто хот€т подчин€тьс€ властным мужчинам. я воплощаю эти фантазии. » потом -- вовсе не женщины, а мужчины признавались мне, что мои ню вызывают у них ужас. ћои модели вот именно что фантазируют о подчинении, играют в него, но на самом деле как раз они-то и господствуют. ќни сильны. ”веренны. јгрессивны. ћогущественны. я нарочно ищу таких. я терпеть не могу слезливых дурочек-фифочек. Ќаверное, потому,

что сам довольно... хм... слабохарактерен". ѕосле такого ’ельмута виноватили уже в склонности к мазохизму.  ак же! ¬се его модели щегол€ют в туфл€х на высоченных каблуках-шпильках! “уфли -- фетиш. “уфли -- штамп. “уфли, сн€тые так крупно, что можно разгл€деть размер -- 39-й -- и название фирмы -- Valentino.  ак не вспомнить выражение "под каблуком у жены"?!

≈го попрекали распутством, похотливостью, порнографичностью: тела чересчур уж нарочиты, крупны, чересчур витальны. "ћистер Ќьютон, вы, как “инто Ѕрасс, балансируете на грани софт-порно!" -- грозили ему. » он оп€ть держал удар: "” мен€ есть некий внутренний клапан-предохранитель -- он не дает снимать порнографию, хот€, поверьте, € имею все возможности дл€ того".

ѕопрекали Ќьютона и фашистскими устремлени€ми. “ут он отмалчивалс€. ≈врейский мальчик -- он не желал выворачиватьс€ до изнанки, до потаенных комплексов и страхов.

...— Ћени –ифеншталь у Ќьютона вышло вот что. "я очень хотел ее сфотографировать. ѕриехал. ј онавз€ла мен€ за зап€стье, сжала крепко-крепко, посмотрела в глаза. ѕотом достала какую-то газету и прочла: "’ельмут Ќьютон сказал о Ћени –ифеншталь, что та стара€ нацистка". "ѕокл€нись отныне не говорить про мен€ такого! Ќикогда!" -- приказала она мне. "Ћени! я готов покл€стьс€, что женюсь на тебе, -- только разреши сделать снимок!" -- ответил €. » –ифеншталь тут же согласилась позировать". Ќа получившемс€ портрете 100-летн€€ старуха кокетливо смотритс€ в зеркальце пудреницы. Ќо что парадоксально: она -- со всеми своими морщинами, с пигментными п€тнами, седа€ -- выгл€дит куда живее иных юниц. ” Ќьютона всегда так: пожилые, некрасивые, покалеченные -- одним словом, упречные -- люди на его фотографи€х только и хороши -- свет€тс€ каким-то теплым, совсем не ньютоновским светом.

‘отопортрет є 3: јлексей —таханов

Ёто вновь только кажетс€, что Ќьютон -- беззаботный богемный повеса. Ќа светскую дольче вита он смотрел со стороны. »зучал. ѕрепарировал. –езал по живому, как вивисектор.  лал под микроскоп. » -- разгл€дывал всю фальшь €рмарки тщеслави€. Ќа его снимках -- совокупл€ющиес€ манекены. ¬ы полагаете, секс -- это страсти, чувства, прерывистое дыхание и пульс за двести? Ѕросьте! Ёто механика. —нулые утехи дл€ целлулоидных кукол. »ли -- рука, разделывающа€ куриную тушку, -- перстни на пальцах в жире. Ѕриллианты лишь камни. Ќе чище и не эстетичнее вал€ющихс€ на земле. »ли -- зеркала, а в них -- отражени€ поп-идолов. ќго! ƒа у наших кумиров нарциссизм! »м настолько не достает самоиронии, что и иронию человека с фотоаппаратом они не замечают!

"я насмехаюсь над массовой культурой, -- признавалс€ Ќьютон. -- я не только в творчестве, но и в жизни делаю это. ¬от уже п€тьдес€т лет € живу с нормальной женщиной. —лава Ѕогу! — модельками € бы рехнулс€! ј они-то, гламурные, олицетворение масс-культа и есть. Ќо знаете, какие они? ’удосочные тупицы! »ли молча лупают пустыми глазенками, или трещат о вс€ких пуст€ках. ≈сть, впрочем, и те, кто тщитс€

разглагольствовать на серьезные темы, эти -- самые нелепые.  ак-то раз приключилась истори€: из-за жары модель лишилась чувств. ѕока ее откачивали, € снимал, не перестава€. ќна потом упрекала мен€ в черствости. Ќадо же! ≈ще претендует на что-то! ќпределенно модели -- худшее в моем ремесле. ј все остальное? ћне нравитс€!"

’ельмут Ќьютон и в возрасте за 80 не оставил практику.  аждое утро он цепл€л на нос вуди-алленовские очки, пов€зывал на шею кашне и ровно к 9.30 отправл€лс€ в свою студию. ѕроводил там почти весь день. ¬прочем, это не означает, что Ќьютон весь день фотографировал. ѕроцесс подготовки к съемке длилс€ гораздо дольше, чем она сама, -- так уж ’ельмут привык.

 огда он начинал, фотопленка стоила дорого и продавалась отнюдь не на каждом углу, так что расходовали ее экономно, а дл€ того -- скрупулезно выстраивали кадр. Ёта манера создавать

композицию, тщательно продумыва€ детали, осталась у мастера навсегда. ¬з€ть хоть одну из самых известных его работ -- "ќни идут": четыре модели в одежде, а на соседнем снимке -- они же полностью нагие, но позы, положени€ ног, рук, даже выражени€ лиц и на одном фото, и на другом -- и-ден-тич-ны, вплоть до жеста, до складки на коже, до миллиметра. √олову сломаешь в попытке догадатьс€, как же Ќьютон достиг такого сходства! » все равно -- не угадаешь!.. —о временем ’ельмут вз€л в привычку записывать все свои впечатлени€. √отов€сь к фотосессии, он просматривал записи, искал в них идеи дл€ снимков. ѕорою идеи вызревали на прот€жении лет. Ќа их воплощение уходили мес€цы. Ќьютон филигранно инсценировал кадры, довод€ каждую мелочь до совершенства. ќднажды потратил $1300 на... маникюр дл€ модели!

», кстати, он по-прежнему экономно расходовал фотопленку -- не больше одной-двух катушек за съемку. ѕри том, что фотографы-профессионалы пленку "пал€т" -- по принципу: если из 36 кадров удалс€ один, съемка прошла успешно. Ќо у ’ельмута Ќьютона из 36 кадров удавались 36!

ќн всегда снимал довольно простыми камерами и никогда -- цифровыми, счита€, что компьютерна€ обработка снимков -- мошенничество. —ам про€вл€л негативы. —ам печатал. ѕредпочитал "че-бэ" (выража€сь фото-жаргоном) "цвету" -- за контраст. Ќенавидел зерно. Ќе использовал студийный свет -- ему нравилось снимать при дневном освещении, дающем естественные четкие тени. "‘отожелеза" Ќьютон в принципе не жаловал. " лиенты идут ко мне, ожида€ увидеть навороченную студию, -- рассказывал он. -- ј что вид€т? „етыре стены, 500-ватную лампочку, включаемую лишь в исключительных случа€х, да старенькую картонку -- дл€ тени.  онечно, люди разочаровываютс€. Ќо они не понимают: в студии есть главное -- €!"

ћгновение остановилось

¬ одном из последних интервью старина ’ельмут за€вил: "ћне ей-богу нечего добавить к мемуарам, которые € накропал в 1982-м. „то € могу сказать о двадцати прошедших с тех пор годах? „то сфотографировал еще тысчонку-другую голых девок и наелс€ ими так, что они уже не лезут мне в горло? „то зарабатываю еще лучше? „то летаю только первым классом? ¬здор! Ќичего важного не произошло! ћо€ жизнь скучна".

≈го детска€ формула -- "плавание, девочки и фотографи€" -- постепенно тер€ла свои составл€ющие. ѕлавание разонравилось. ƒевочки утомили. ‘отографи€, правда, никуда от него не делась. Ќо, кроме нее, ’ельмута Ќьютона почти ничего не занимало.

ѕочти. ѕотому что его занимали машины. "“ела моих машинок завод€т мен€ сильнее, чем тела женщин!" -- шутил Ќьютон, сн€вший, кстати, серию "јвтоэротика" по заказу концерна "‘ольксваген". ≈го лична€ автоколлекци€ насчитывала несколько дес€тков экземпл€ров, среди которых попадались и весьма дорогие, эксклюзивные.

...23 €нвар€ 2004 года ’ельмут Ќьютон выезжал на своем "кадиллаке" с территории гостиницы Chateau Marmont hotel в √олливуде. ќн по привычке газанул пр€мо с места, но не справилс€ с управлением и врезалс€ в стену здани€ напротив. ≈го срочно увезли в госпиталь, но там он скончалс€ от полученных травм. ћэтру фото было 83 года.

’ороший очерк о Ќьютоне
¬иктор 09.10.2016 01:36:33
Ќаписано хорошо, даже увлекательно. „итать было интересно, несмотр€ на то, что € давно и хорошо знаю творчество ’ельмута Ќьютона. ” мен€ есть почти все его альбомы и автобиографи€. ∆аль, в очерке есть некоторые неточности. Ќасто€ща€ фамили€ Ќьютона - Ќойштадтер. Ќьютоном он стал уже в јвстралии, несколько вольно перевед€ свою немецкую фамилию на английский. ¬ √ермании в своЄ врем€ был всЄ же нацизм, а не фашизм. Ёто разные вещи. — Ћени –ифеншталь они не были друзь€ми, о чЄм можно узнать из автобиографии. ”тверждение насчЄт “анатоса вместо Ёроса - это уже перебор. ј порно он всЄ же немножко снимал. ” мен€ есть несколько номеров недолго выходившего журнала Newton Illustrated. ¬ одном из них есть €вно порнографический кадр, что нисколько не изменило моего отношени€ к великому ћастеру фотографии.» на цвет он тоже снимал, хот€ и гораздо реже. —мотрите его альбомы. ќ себе он как-то сказал, что он не немец, а тевтонец. », пожалуй, это было именно так, суд€ по его работам. :))))




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12320
Ёнцо ‘еррари
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:12280
‘рэнк ‘ариан
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10540
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru