Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ћунин

   /   

Mihail Lunin

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ћунин (photo Mihail Lunin)
   

ƒень рождени€: 29.12.1787 года
–осси€
ƒата смерти: 15.12.1845 года
–осси€
¬озраст: 58 лет

√ражданство: –осси€

 авалергард, бретер и русский католик

декабрист

Ќекоторым словно на роду написано быть геро€ми. ќни совершают необычные поступки, их слова превращаютс€ в анекдоты и афоризмы, их де€ни€ вызывают недоумение современников и восхищение потомков. ƒаже изгнание и официальное забвение не в силах погасить пам€ть о них, она воскресает и обрастает легендами и мифами.

21.02.2005

“амбовский католик

 огда государственный преступник ћихаил Ћунин умирал в каторжной тюрьме јкатуй, его им€ уже было достаточно хорошо известно в —ибири, —анкт-ѕетербурге и ¬аршаве. ѕо повелению Ќикола€ I пам€ть о Ћунине и еще 120 его друзь€х и соратниках, названных впоследствии "декабристами", не должна была сохранитьс€ на страницах истории российского государства. Ќо жизнь показала, что истори€ не только императорами пишетс€, и после революции 1917 года у Ћунина €вно по€вилс€ шанс встать в шеренгу русских революционеров где-нибудь между –адищевым и ѕетрашевским. ќднако советска€ власть не сумела приспособить биографию ћихаила Ћунина дл€ своих идеологических нужд. Ќепреодолимым преп€тствием тут стало его далеко не материалистическое мировоззрение. ћихаил Ћунин был католиком и, более того, именно в католицизме находил основу дл€ своего свободомысли€.

ќн родилс€ 29 декабр€ 1787 года в ѕетербурге, его отец - действительный статский советник —ергей ћихайлович Ћунин, богатый тамбовский помещик, мать - ‘еодоси€ Ќикитична ћуравьева, умерша€, когда ее сыну ћише было всего п€ть лет. ѕохоронив жену, —ергей ћихайлович Ћунин затосковал. ¬ тамбовской глуши он не знал, куда себ€ деть от скуки. ќн решил сменить обстановку и укатил в ѕетербург вместе с детьми: ћишей, Ќикитой и  атей. ¬ ѕетербурге к мальчикам пригласили лучших учителей, экономить на воспитании своих детей отставной бригадир не собиралс€. ¬озможно, именно в этот момент вместе с другими иностранными учител€ми в доме Ћуниных по€вилс€ аббат ¬овилье, воспитавший ћишел€ в духе католичества.

ћихаил Ћунин фотографи€
ћихаил Ћунин фотографи€

ѕозднее Ћунин напишет: "ћой брат и € были воспитаны в римско-католической вере. ” него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесно исполнилось, так как он был унесен с пол€ битвы, истекающий кровью, пр€мо в монастырь миноритов, где он умерЕ" ѕоле битвы, о котором упоминает Ћунин, - это поле под јустерлицем, известное как место сокрушительного поражени€ русской армии.

ѕосле неудачных походов 1805-1807 гг. ћихаил Ћунин, штабс-ротмистр  авалергардского полка посел€етс€ в ѕетербурге на „ерной речке. ¬ доме кроме хоз€ина, слуг и гостей проживают еще дев€ть собак и два медвед€, которые навод€т панику на окрестных жителей. —охранилось немало воспоминаний и слухов о проделках штабс-ротмистра. —овременник вспоминал: "Ћунин беспрерывно школьничал. –едкий день проходил без его проказ". “о Ћунин за одну ночь на пари мен€ет местами вывески на Ќевском проспекте, то - оп€ть на пари - скачет по столице в чем мать родила, то, отправившись на двух лодочках к  аменноостровскому дворцу, расшалившиес€ кавалергарды поют серенаду императрице ≈лизавете јлексеевне, супруге јлександра I.

Ќо Ћунин не только лихой офицер, прославившийс€ кутежами, серенадами и дерзкими выходками, мемуаристы неоднократно отмечают благородство и глубину его чувств, милосердие и сострадание к ближнему. " ак-то в ѕетергофе прилично одетый человек обратилс€ к нему за милостыней: Ћунин, не задумыва€сь, отдал ему свой бумажник, сказав своему спутнику, что человек, с виду пор€дочный, вынужденный просить милостыню, должен был, несомненно, пережить т€жкое горе. ћожет, это был и мошенник, - добавл€ет мемуарист, - но не вс€кому дано поддаватьс€ такому обману".

Ћунин известен как бретер, готовый вызвать на дуэль любого по самому мелкому поводу, но, оказавшись у барьера, он всегда стрел€ет в воздух. ≈го противники далеко не столь благородны, и к военным ранам присоедин€ютс€ шрамы от нескольких т€желых ранений.

 ампанию 1812-1814 гг. ћихаил Ћунин закончил кавалером трех орденов и золотой шпаги "«а храбрость". ќднако военна€ карьера, видимо, в этот момент уже не прельщала его. ≈го волновала ина€ стез€ - карьера свободы.

Ћучшие дн€

√ильди€ гени€
ѕосетило:17945
»ван  улибин
Ђ—ашка-артистї
ѕосетило:8940
јлександр Ћеньков
јнгел смерти
ѕосетило:4480
¬асилий «айцев

¬ принципе он был не одинок. —реди молодых русских офицеров, прошедших войну с Ќаполеоном, было немало мысл€щих молодых людей. ќни мечтали о том, что русский народ, освободивший ≈вропу от ига Ѕонапарта, будет когда-нибудь так же свободен, как немцы, французы или англичане. Ёти либеральные мечтани€ укрепл€л в то врем€ сам император јлександр I, известный своими весьма свободолюбивыми взгл€дами. —праведливо решив, что сами по себе благие пожелани€ не исполн€тс€, они решили объединитьс€ в тайное общество, чтобы своими действи€ми вс€чески приближать тот день, когда обещанные јлександром реформы станут былью. ћихаил Ћунин был самым старшим из заговорщиков - ему было 29 лет. ≈го юные кузены —ергей и ћатвей ћуравьевы-јпостолы, их друзь€ »ван якушкин и —ергей “рубецкой, еще несколько человек - вот и весь состав первого "декабристского" тайного общества "—оюз спасени€".

"¬ беседах наших, - напишет позже якушкин, - обыкновенно разговор был о положении в –оссии. “ут разбирались главные €звы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состо€ние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была каторга, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, €вное неуважение к человеку вообще".

” этого "общества" не было ни устава, ни программы, оно больше напоминало политический клуб, в котором велись разговоры на самые разнообразные - иногда весьма опасные темы. Ќапример, что лучше дл€ –оссии - республика или конституционна€ монархи€? » если все-таки республика, то что же тогда делать с монархом? ¬едь низвергнутый император может оказатьс€ опаснее царствующегоЕ ћихаил Ћунин предложил свой план. —праведливо полага€, что убийство цар€ может не понравитьс€ народу, он предложил составить из членов общества "обреченный отр€д", "партию в масках".

Ёти люди должны убить цар€, после чего общество отречетс€ от них, предаст казни, как цареубийцЕ и установит в –оссии республиканское правление. Ќо этот план показалс€ юным заговорщикам слишком изощренным: им хотелось походить на тираноубийцу Ѕрута, а не пр€тать свои лица под масками. ѕлан Ћунина (как и другие планы цареубийства) был отвергнут. ¬ конце концов никто из них всерьез не собиралс€ убивать императора јлександра, который и сам вроде бы был не прочь продвинуть –оссию по пути "законно-свободных учреждений". ¬ыступа€ в 1818 году на открытии —ейма в ѕольше (это был первый парламент на территории –оссийской империи), јлександр пообещал в ближайшем времени даровать русскому народу "законно-свободные учреждени€" - конституцию и парламент. —лова Ќикола€ породили бурю в умах молодых ветеранов, недавно вернувшихс€ с войны и рвавшихс€ делать историю.

¬еро€тно, сам Ћунин не видел в этих спорах и тайных обществах ничего серьезного. ≈сли было бы иначе, вр€д ли он покинул бы –оссию практически сразу после первых собраний "—оюза спасени€". ¬ сент€бре 1816 года Ћунин подает в отставку и уезжает в ѕариж. “ам он живет на весьма ограниченные средства, так как отец, не одобр€€ поведени€ сына, отказал ему в деньгах. Ћунин снимает мансарду в Ћатинском квартале и пишет французский роман из русской истории "Ћжедмитрий". –укопись этого произведени€, к сожалению, утрачена, однако те, кто ее читал, сравнивали слог Ћунина с Ўатобрианом, а это был очень лестный комплимент.  роме литературы Ћунина, суд€ по всему, страстно привлекала музыка. ≈ще в ѕетербурге он часами играл на ро€ле, в ѕариже он пользуетс€ вс€ким удобным случаем, чтобы сходить в оперу, но, суд€ по некоторым воспоминани€м, более всего его трогают звуки органаЕ ќн и сам прекрасно на нем играет, даже импровизирует.

Ќо парижские скитани€ Ћунина достаточно быстро закончились: отец умер, и ему, как старшему сыну, пришлось возвращатьс€ домой, чтобы вз€ть на себ€ все заботы о солидном имении - тыс€ча с лишним душ.

»ногда несведущие люди бросают камень в огород декабристов: мол, если были они такие добрые, так хотели дать народу свободу, почему не освободили собственных крепостных?   сожалению, истори€ свидетельствует о том, что –оссийска€ импери€ начала XIX века была таким же бюрократическим государством, как и –оссийска€ ‘едераци€ в начале XXI. ќсвобождение крепостных было св€зано с написанием большого числа прошений, получением всевозможных справок, подачей их во всевозможные учреждени€ и сованием вз€ток в жадные чиновничьи руки. Ћунин избегал вс€ческих контактов с государством даже тогда, когда стал государственным преступником. —вободный тамбовский помещик Ћунин решает улучшить жизнь своих крепостных сам. ќн строит в имении школу, больницу, прощает кресть€нам недоимки - словом, пытаетс€ быть просвещенным, а не диким помещиком.  ресть€не не забыли добрых дел своего барина.  огда в 1826 году до имени€ дошла весть об аресте Ћунина, кресть€не взбунтовались.

Ќо Ћунину мало добрых дел в своем имении, у него слишком много энергии, чтобы похоронить себ€ в деревне.   тому же круг его единомышленников €вно расширилс€. “айное общество, основанное его родственниками и друзь€ми, живо и продолжает действовать. “еперь оно называетс€ "—оюз благоденстви€" и насчитывает более 200 человек.

ѕлан "—оюза благоденстви€" прост и замечателен: царь совсем недавно произнес в ¬аршаве, что ждет, когда –осси€ будет готова к прин€тию "законно-свободных учреждений". ѕока "царь-отец рассказывает сказки", надо воспользоватьс€ его же лозунгом и самим по-своему подготовить –оссию.

ƒве сотни организованных, вли€тельных молодых офицеров и чиновников - это немало. ” каждого - сотни знакомых, чьи св€зи и средства могут быть использованы, а царь, даже если узнает, окажетс€ в двусмысленном положении: не запирать же в тюрьму честных людей за желание "помочь" его собственным планам.

Ќо "дней јлександровых прекрасное начало" осталось позади, царь приблизил к себе јракчеева, тайные общества и масонские ложи запрещены, либеральные министры отправлены в отставку.  ак это часто случалось в нашей непредсказуемой истории, оттепель сменилась заморозками. "—оюз благоденстви€" был распущен. Ќесогласные с этим члены общества образуют два, гораздо более радикальных союза: ёжное и —еверное тайные общества. –уководители ёжного общества - друзь€ и родственники Ћунина, его кузен Ќикита ћуравьев - член коренной думы —еверного общества. ƒа и сам Ћунин "действует сообразно духу общества": возвращаетс€ на военную службу и поступает √родненский гусарский полк. Ќо, несмотр€ на то что от ¬аршавы до  иева не так уж далеко, все свидетельствует о том, что Ћунин прекращает все отношени€ с заговорщиками. ќн не отрекс€ от своих свободолюбивых идей - просто ему необходима свобода от всего. ƒаже от заговора во им€ свободы.

Ћюбовь земна€ и небесна€

¬ ѕольше он встретил и полюбил прекрасную Ќаталью ѕотоцкую, родственницу последнего польского корол€. ≈е роман с русским офицером мог начатьс€ во врем€ его службы в ¬аршаве, то есть в 1824-1825 годах. ѕотоцкой было семнадцать лет, Ћунину тридцать семь... ƒевушка из королевского рода, конечно, была не ровн€ тамбовскому двор€нину. „ерез несколько лет после встречи с Ћуниным ее выдают за кн€з€ —ангушко, одного из первых польских магнатов.  расота ее, по воспоминани€м современников, была необыкновенна и сохранилась в восторженных стихах французской поэтессы ƒельфины √э: "ќна €вилась мне посреди праздника как идеал, которого ищет поэт..." Ќаталь€ ѕотоцка€-—ангушко прожила на свете всего 23 года и умерла в 1830-м, оставив единственную дочь.

Ќесмотр€ на то что Ћунин имел славу ловеласа, его роман с юной ѕотоцкой скорее всего осталс€ платоническим и необычайно возвышенным. ѕозднее в —ибири Ћунин писал, вспомина€ ѕольшу и свою любовь: " атолическа€ религи€ воплощаетс€, так сказать, видимо, в женщинах. ќна дополн€ет прелесть их природы, возмещает их недостатки, украшает безобразных и красивых, как роса украшает все цветы.  атоличку можно с первого взгл€да узнать среди тыс€чи женщин по осанке, по разговору, по взгл€ду. ≈сть нечто сладостное, спокойное и светлое во всей ее личности, что свидетельствует о присутствии истины. ѕоследуйте за ней в готический храм, где она будет молитьс€; коленопреклоненна€ перед алтарем, погруженна€ в полумрак, поглощенна€ потоком гармонии, она €вл€ет собою тех посланцев неба, которые спускались на землю, чтобы открыть человеку его высокое призвание. Ћишь среди католичек –афаэль мог найти тип мадонны...

 атолические страны имеют живописный вид и поэтический оттенок, которых тщетно искать в странах, где владычествует –еформаци€. Ёта разница дает знать о себе р€дом смутных впечатлений, не поддающихс€ определению, но в конце концов покор€ющих сердце. “о видимый путнику на горизонте полуразрушенный монастырь, чей дальний колокол возвещает ему гостеприимный кров, то воздвигнутый на холме крест или богоматерь среди леса указуют ему путь.

Ћишь около этих пам€тников истинной веры слышитс€ романс, каватина или тирольска€ песн€. ƒл€ бедной ѕольши воскресенье - семейный праздник, дл€ богатой јнглии - это день печали и принужденности. Ёта противоположность особенно сильно чувствуетс€ в дни торжественных праздников.  атолики окружают свою ћать-÷ерковь в простоте сердца, с самозабвением и полным упованием исполн€ют предписанные ею обр€ды, счастливы ее радостью; сектанты (так Ћунин называет протестантов. - ё.√.) суровы и необузданны, ищут причины, чему надо радоватьс€, или погружаютс€ в излишества, чтобы избежать терзающего их сомнени€".

¬ ѕольше Ћунин становитс€ ревностным католиком. ќднако лунинский католицизм отнюдь не только "эстетическа€ потребность". ѕринцип "свободы воли", особенно хорошо разработанный в католическом богословии, де€тельна€ сторона католицизма - вот что должно было привлечь Ћунина. ќн мечтает о переустройстве мира и –оссии, но ѕравославна€ ÷ерковь считает грехом любое выступление против императорской власти.  атолики же, почита€ непогрешимым ѕапу –имского, взамен получают свободу мыслить самосто€тельно, а если их государь тиран, то могут его и свергнуть. Ћунин уверен, что распространение католицизма могло бы ускорить путь к русской свободе. ќн считает, что необходимо "содействовать духовному возрождению, которое должно предшествовать вс€кому изменению в политическом пор€дке, чтобы сделать последний устойчивым и полезным".

ѕодобные мысли, конечно, сформировались у Ћунина в ѕольше, где он видел большую, чем в –оссии, степень свободы и св€зывал это обсто€тельство с гражданственностью и культурой, "насто€нными" на католицизме.

"ќн хотел стать мученником..."

ќн осталс€ верен своему выбору и подтвердил его, когда настали трудные времена. ѕосле восстани€ на —енатской площади и м€тежа „ерниговского полка многие родственники и друзь€ Ћунина оказались в казематах ѕетропавловской крепости. Ќекоторые из них сразу же назвали его им€, вспомнили и о давнем разговоре насчет "партии в масках". »менно этот разговор, да еще литографический станок, купленный Ћуниным и оставленный за ненадобностью у “рубецкого, и дали основание приговорить его к 15 годам каторжных работ и вечному поселению в —ибири. ќн написал своему кузену Ќиките ћуравьеву, тоже сосланному в —ибирь: "Е¬се, что было до —ибири, - детска€ игра и бирюльки; наше истинное назначение - —ибирь; здесь мы должны показать, чего стоим".

¬ крепости Ћунин часто беседовал со своими товарищами о религии. ѕо воспоминани€м современника, "беседы јнненкова и Ћунина большей частью витали в области нравственно-религиозной философии, с социальным оттенком. јнненков был друг человечества с прекрасными качествами сердца, но, увы, он был материалист, неверующий, не имеющий твердой почвы под собою. Ћунин, напротив, был пламенный христианин. ќба они говорили превосходно.

ѕервый выражалс€ с большой простотой и пр€мо приступал к своей идее; Ћунин же впадал в напыщенность, в широковещательность и нередко позвол€л себе тон наставника, что, впрочем, оправдывалось и разностью их возрастов. Ћунин старалс€ обратить своего молодого друга на путь истинный. Ќе раз слышалось: "Ќо, милый мой, вы слишком упр€мы; верьте мне, что вам достаточно четверти часа несколько сосредоточенного внимани€, чтобы вполне убедитьс€ в истине нашей веры".

ћногие вспоминают, что в тюрьме Ћунин держалс€ особн€ком. ќн был намного старше большинства декабристов (некоторым он даже казалс€ стариком). » он знал что-то такое, чего не ведали эти молодые люди, угодившие в —ибирь более за слова и намерени€, чем за реальные действи€.

"я не участвовал в м€тежах, свойственных толпе, ни в заговорах, приличных рабам. ћое единственное оружие - мысль, то согласна€, то в разладе с правительственным ходом, смотр€ по тому, как находит она созвучи€, ей отвечающие. ¬ последнем случае не из чего пугатьс€. ќппозици€ свойственна вс€кому политическому устройству..." - писал Ћунин. Ѕывший гусар и кавалергард, а ныне государственный преступник, как всегда, не бросал слов на ветер. ќн продолжал оставатьс€ свободным человеком.  ак только он вышел из тюрьмы и отправилс€ на поселение, откуда можно было писать личные письма в –оссию, он беретс€ за перо. ¬ письмах сестре он открыто высказывает свои взгл€ды: "Ћюбезна€ сестра. ћое прозвище изменилось во врем€ тюремного заключени€ и в ссылке и при каждой перемене становилось длиннее. “еперь мен€ прозывают в официальных бумагах: государственный преступник, наход€щийс€ на поселении. ÷ела€ фраза при моем имени. ¬ јнглии сказали бы: "Ћунин - член оппозиции..."

"“ело мое испытывает в —ибири холод и лишени€, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует по равнинам ¬ифлеемским, бдит вместе с пастухами и вместе с волхвами вопрошает звезды. ¬сюду € нахожу истину и всюду счастье".

ѕрочитав о смерти председател€ √осударственного совета Ќовосильцева, прежнего управител€ ѕольши, он пишет сестре: " ака€ противоположность в наших судьбах! ƒл€ одного - эшафот и истори€, дл€ другого - председательское кресло в —овете и адрес-календарь. ”помина€ о нем в этом письме, € открываю дл€ его имени единственную возможность перейти в потомство". "„ерез несколько лет те мысли, за которые мен€ приговорили к смерти, будут необходимым условием гражданской жизни".

ѕисьма попадают на стол начальника III канцел€рии Ѕенкендорфа. »х читает сам Ќиколай I. Ћунину запрещают писать письма. ќн спокойно подписывает казенную бумагу, обеща€ год "никаких писем не писать". „ерез год он отправл€ет сестре толстую тетрадь, сопроводив ее следующим посланием: "ƒражайша€. “ы получишь две приложенные при сем тетради. ѕерва€ содержит письма первой серии, которые были задержаны, и несколько писем второй, которых, очевидно, ждет та же участь. “ы позаботишьс€ пустить эти письма в обращение и размножить их в копи€х. »х цель нарушить всеобщую апатию.

¬тора€ тетрадь содержит " раткий обзор “айного общества". Ёта рукопись, составленна€ мною с целью представить вопрос в его насто€щем свете, должна быть напечатана за границей... я надеюсь, что ты исполнишь мое желание, не поддава€сь вли€нию детского страха, которому у нас подвержены мужчины более, чем женщины, и который делает тех и других подобными стаду баранов".

Ётого власть выдержать не смогла. Ћунин был вторично арестован и помещен в јкатуй - самую страшную каторжную тюрьму —ибири.

"ќн хотел быть мучеником и получил то, чего хотел", - с легким раздражением заметил о Ћунине »ван ѕущин. ƒоброго »вана »вановича беспокоила судьба друзей и родственников Ћунина, которых могут начать "таскать" из-за этого дела. Ќо Ћунин в отличие от многих его друзей и соратников никого не выдавал. ƒаже на следствии в ѕетропавловской крепости он отказывалс€ называть имена заговорщиков, говор€, что это против правил чести.

"јрхитектор јкатуевского замка, без сомнени€, унаследовал воображение ƒанта, - писал Ћунин друзь€м. - ћои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который € занимаю. ћен€ стерегут, не спуска€ с мен€ глаз. „асовые у дверей, у окон, везде. ћоими сотоварищами по заточению €вл€ютс€ полсотни душегубов, убийц, разбойничьих атаманов и фальшивомонетчиков. ќднако мы великолепно сошлись. Ёти добрые люди полюбили мен€. я €вл€юсь хранителем их маленьких сокровищ, приобретенных бог знает как, и поверенным их маленьких тайн".

¬ 1845 году 58-летний Ћунин умер в тюрьме. Ќекоторые историки считают, что он был убит по приказу свыше, потому что иначе невозможно было заставить его замолчать, другие утверждают, что он умер от инсульта или от угара.

ќдно из последних писем, которое дошло из-за акатуевских стен: "ƒеньги, вырученные от продажи дома, употребите в пользу ¬асилича и его семьи тем способом, какой ¬ы найдете удобнейшим. ѕришлите мне оставшиес€ книги и образ Ѕогородицы через посредство властей, требу€, чтобы издержки по пересылке были удержаны из принадлежащих мне денег... «доровье мое поразительно. » если только не вздумают мен€ повесить или расстрел€ть, € способен прожить сто лет. Ќо мне нужны специи и лекарства дл€ бедных моих товарищей по заключению. ѕришлите средства от лихорадки, от простуды и от ран, причин€емых кнутом и шпицрутенамиЕ"

ќн сумел остатьс€ свободным человеком даже в каторжной тюрьме, потому что считал, что по-насто€щему свободным может быть только человек, помогающий другим и уповающий на Ѕога. Ётим убеждени€м он осталс€ верен до конца.

лунин
gkat 08.02.2007 04:29:13
человек абсолютно совершенный




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102646
јльберт Ёйнштейн
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12996
ƒональд ¬инникотт
ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:42748
ћари€ Ўарапова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru