Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений Ѕеркович

   /   

Evgeniy Berkovich

   /
             
‘отографи€ ≈вгений Ѕеркович (photo Evgeniy Berkovich)
   


≈¬√≈Ќ»… Ѕ≈– ќ¬»„: Ђѕока издание интересно читател€м и мне, силы наход€тс€ї

бизнесмен, писатель

¬ √ермании он почти сразу нашел интересную работу в области информатики и очень ею увлечен. ќн и в ћоскве всем занималс€ с увлечением: математикой, информатикой, бизнесомЕ ј теперь у него еще одно поле де€тельности: издает и редактирует попул€рные сетевые издани€ по еврейской истории, вышла в свет его втора€ книга по этой тематике.

08.01.2004

Ќе буду лукавить перед читателем: мы с ≈вгением Ѕерковичем знаем друг друга еще с далеких университетских времен. ѕравда, виделись последний раз давно, несколько лет назад, еще до его отъезда в √ерманию. » вот € в гост€х у ≈вгени€ в √анновере.

≈вгений Ѕеркович фотографи€
≈вгений Ѕеркович фотографи€

я читала его Ђќпыт автобиографии в вопросах и ответахї Ч интервью, которое он дал американской газете, Ч и знаю, что здесь, в √ермании он почти сразу нашел интересную работу в области информатики и очень ею увлечен. ќн и в ћоскве всем занималс€ с увлечением: математикой, информатикой, бизнесомЕ ј теперь у него еще одно поле де€тельности: издает и редактирует попул€рные сетевые издани€ по еврейской истории, вышла в свет его втора€ книга по этой тематике.

Ч ¬ Ђќпыте автобиографииї ты рассказывал, как стал заниматьс€ историей, писал статьи. ѕодготовил свою первую книгу Ђ«аметки по еврейской историиї, вышедшую в свет в ганноверском и московском издательствах в 2000 году. я читала очень хорошие рецензии на нее в таких непохожих издани€х, как питерска€ газета Ђјми Ч мой народї и балтиморский журнал Ђ¬естникї. “еб€ даже прин€ли в американскую гильдию журналистов, пишущих на русском €зыке. Ёто что, втора€ професси€?

Ч √овор€т, что математика Ч больше, чем професси€, это порода: нельз€ оказатьс€ бывшим математиком, как невозможно стать бывшим пуделем. ѕрофессиональным журналистом € себ€ не считаю, предпочитаю оставатьс€ дилетантом в первоначальном смысле этого слова, т.е. любителем. ћне нравитс€ поиск любопытных фактов и поучительных закономерностей истории, нравитс€ рассказывать об этом люд€м. » € рад, когда вижу, что читател€м интересны мои заметки.

Ч  стати, о заметках: тво€ перва€ книга называетс€ Ђ«аметки по еврейской историиї, так же называетс€ сетевой журнал, который ты издаешь, даже тво€ страничка в интернете имеет адрес www.berkovich-zametki.com. “ы вкладываешь в это слово особый смысл?

Ч Ќет, мне вполне достаточно его основного значени€. я пишу именно заметки, не пыта€сь выстроить систематическое изложение истории.  ажда€ заметка интересна сама по себе, а собранные вместе они порой образуют такую причудливую мозаику, что возникает повод дл€ новых размышлений.  стати, мо€ нова€ книжка ЂЅанальность добраї имеет подзаголовок Ђ«аметки по еврейской истории двадцатого векаї.

Ч   новой книге мы еще вернемс€. ј пока расскажи, как ты вышел в интернет? ¬едь сейчас твой сайт, твои интернетовские издани€ знают многие любители еврейской истории и культуры.  ак это все начиналось?

Ч ќбъединить свои заметки в интернете была мо€ давн€€ мечта. —воего сайта еще не было, да и опыта работы в интернете Ч тоже.  огда в 2000 году мо€ перва€ книжка была уже готова, случайно узнал о том, что израильт€не јс€ Ёнтова и ¬италий ¬овнобой создают в сети объединенный ресурс по еврейской тематике на русском €зыке. я предложил им свои заметки, и јс€ и ¬алерий любезно согласились выделить мне раздел, а ћири яникова помогла перевести тексты в нужный формат. “ак по€вилс€ мой первый сетевой адрес rjews.net/berkovich. я очень благодарен јсе, ¬алерию и ћири за помощь и поддержку на первом этапе.

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9288
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:8757
¬€чеслав “ихонов
–одоначальник фотомонтажа
ѕосетило:6110
јлександр –одченко

Ч Ќу, хорошо. ¬ 2000 году твои статьи стали доступны сетевым читател€м. ѕодобных Ђдомашних страничекї в интернетеї уже сотни тыс€ч, если не миллионы.  ак же из твоего сайта получилс€ сетевой журнал с сотн€ми авторов, тыс€чами посто€нных читателей?

Ч ћои заметки находили новых читателей, € стал получать письма, отвечал на них, иногда зав€зывались интересные дискуссии, о которых хотелось поведать другим люд€м. “ак на сайте по€вилась рубрика Ђƒиалоги и монологи. ‘рагменты интернетовских дискуссийї. «атем от авторов стали приходить целые статьи, и € ввел на сайте раздел Ђ¬ пор€дке обсуждени€ї. —татей становилось все больше, и публикаци€ их Ђнепрерывным потокомї мне показалась неэффективной. Ѕолее привлекательным представл€лось выпускать целый сборник статей и объедин€ть их по темам. “ак пришла иде€ периодического сетевого издани€. ¬ конце 2001 года € выпустил первый номер журнала Ђ«аметки по еврейской историиї. ¬ декабре 2003 года этому изданию исполн€етс€ два года.

Ч —рок дл€ сетевого журнала немалый. я видела, как от номера к номеру Ђ«аметкиї становились все объемнее, обрастали новыми рубриками. ћне даже показалось, что выпуски стали слишком большими Ч € не успевала прочитать все интересное, а уже выходил следующий номер. —ейчас ты нашел, мне кажетс€, оптимальный размер, хот€ Ђ«аметкиї все равно выгл€д€т довольно крупным изданием, сравнимым по объему с Ђтолстыми журналамиї. —читаешь ли ты структуру журнала уже установившейс€?

Ч ¬ общих чертах Ч да, хот€ изменени€ возможны. —ейчас в журнале четырнадцать основных рубрик. Ѕыла еще п€тнадцата€: Ђ  50-летию расстрела ≈врейского антифашистского комитетаї, но она завершилась в августе 2002 года. ¬нутри каждой рубрики возможны подрубрики, например, в ЂЅылом и думахї часто по€вл€ютс€ такие подразделы, как ЂЌаши корниї, ЂЌаука в жизни, жизнь в наукеї, а в рубрике Ђ‘илософи€ и культураї стали обычными подрубрики Ђ„итальный залї, Ђћузыка и мыїЕ

Ќазвани€ рубрик достаточно €сно говор€т об их содержании. «десь и Ђ√ерои, праведники и другие люди. »з истории ’олокостаї, и Ђ»удейские древностиї, и Ђ—мыслы “орыї, и Ђ»зраильские хроникиї, и Ђ≈вреи в √ерманииї, и Ђ—реди народовї. ЂЅылое и думыї и Ђ‘илософию и культуруї € уже упоминал. ≈сть еще Ђќпыты в стихах и прозеї, Ђ»удео-христианский диалогї, Ђ√рех антисемитизмаї, Ђ»удаика в интернетеї, ЂЅыть евреемї. »меетс€ и дискуссионный клуб Ђ—вое мнениеї. ¬ общем, трудно найти тему по еврейской истории, культуре или традиции, котора€ не подошла бы дл€ одной из рубрик журнала.

 ак правило, номера журнала выход€т ежемес€чно, кажда€ рубрика содержит одну или несколько статей. Ѕывают и специальные выпуски, посв€щенные определенной теме. ќбычно в номере 30-40 материалов.

Ч ѕодошло врем€ поговорить и о другом сетевом издании Ч альманахе Ђ≈врейска€ —таринаї. Ќасколько € знаю, журнал с таким названием выходил в начале двадцатого века и издавал его знаменитый историк ƒубнов. Ќе страшно ли было начинать новый проект с таким именем?

Ч  онечно, ответственность больша€. я стараюсь в каждый выпуск Ђ—тариныї отобрать небольшое число (не более дес€ти) самых лучших, €рких и оригинальных материалов.  ритерии отбора выражены в эпиграфе к изданию: Ђ—тарина Ч категори€ не времени, а качества. ¬се станет когда-нибудь стариной, если не умрет раньшеї.

 стати, св€зь с прежней Ђ≈врейской —таринойї получилась не только по названию. ¬ одном из выпусков нашего альманаха было опубликовано интересное исследование петербургского историка јнатоли€ ’аеша о письмах читателей в редакцию журнала ƒубнова.

Ч  ак часто выходит Ђ—таринаї?

Ч ѕервый выпуск альманаха вышел в декабре 2002 года. — тех пор новые номера по€вл€ютс€ по мере готовности, их строга€ периодичность не предусмотрена, но, как правило, очередной выпуск выходит в свет ежемес€чно. “ак что практически каждые две недели читатели получают новый номер либо Ђ«аметокї, либо Ђ—тариныї.   окт€брю 2003 года опубликованы 33 номера Ђ«аметокї и 10 номеров Ђ—тариныї.

Ч » оба издани€ имеют один интернетовский адрес?

Ч ƒа: www.berkovich-zametki.com. Ќа старом сайте стало тесно, пришлось открыть свою страничку в интернете. “ам, помимо свежих номеров журнала и альманаха, наход€тс€ архивы обоих изданий, авторские и тематические указатели, гостева€ книга и форумы, музыкальный салон, содержащий уникальные записи еврейских мелодий с советских пластинок тридцатых-сороковых годов прошлого века. ѕолучилс€ своеобразный портал с прежним названием Ђ«аметки по еврейской историиї.

Ч я заметила, что тво€ гостева€ книга активно пополн€етс€ запис€ми. ѕричем часто острыми, полемичными, некоторые просто на грани приличи€, а иные даже за этой гранью, € бы их удал€ла безжалостно. Ќо много и весьма содержательных и поучительных сообщений.  акую роль ты отводишь форумам и гостевой книге?

Ч » форумы, и гостева€ книга Ч важные атрибуты современных информационных изданий, средство оперативной обратной св€зи или, как теперь говор€т, интерактивного общени€ с читател€ми. Ёто характерна€ черта интернета, в традиционных Ђбумажныхї журналах и газетах такую роль должны были играть разделы Ђѕисьма читателейї, но ни о каком насто€щем диалоге там говорить невозможно. Ќапротив, на форумах и в гостевых книгах можно немедленно высказать свое отношение к прочитанному, поделитьс€ возникшими мысл€ми, воспоминани€ми, впечатлени€ми. ‘орумы позвол€ют проводить углубленные дискуссии по различным проблемам. „асто темы, подн€тые в стать€х журнала или альманаха, наход€т свое развитие в гостевой или на форуме. » наоборот, содержательные сообщени€ в гостевой или дискуссии на форуме могут перекочевать на страницы основного журнала.

јктивность читателей в гостевой книге и на форумах Ч верный признак зрелости и успешности сетевого издани€.

  сожалению, внешн€€ анонимность интернета и открытость гостевой книги позвол€ют и сетевым хулиганам Ђотметитьс€ї на ее страницах. Ќо, как правило, с этим удаетс€ справитьс€, если есть здоровое Ђ€дрої сознательных и интеллигентных читателей. ј у наших изданий таких читателей большинство.

Ч –аз уж мы заговорили о читател€х, что ты о них знаешь?  то регул€рно читает твои журнал и альманах, кто загл€дывает в гостевую книгу и на форумы?

Ч Ќаши издани€ рассчитаны на тех, кому дороги и интересны еврейские традиции и культура.  ак правило, эти люди получили Ђсоветскоеї образование, в котором не было места дл€ религии, а тем более дл€ иудаизма. ѕолитика государственного антисемитизма в ———– ощущалась во многих сферах, немало страниц истории замалчивалось или искажалось. —лово Ђеврейї считалось если не ругательным, то неприличным. —ейчас люди хот€т восполнить пробелы образовани€, больше узнать об истории еврейского народа, о своих предках. Ёто основна€ масса читателей. Ќо журнал интересен и специалистам. ¬ гостевой книге, на форумах можно найти очень глубокие высказывани€ и насто€щих профессионалов, их участие в дискусси€х невозможно переоценить.

Ч ј какова читательска€ географи€?

„итатели наших изданий живут по всему миру. ” нас систематически ведетс€ статистика посещений всех страниц портала. ѕо устойчивым данным за многие мес€цы журнал регул€рно читают более чем в 50 странах мира.  онечно, распределение читателей по странам неравномерное. Ѕольше всего их в –оссии, —Ўј, »зраиле, √ермании и  анаде. Ќо есть наши верные читатели и в ёжной јфрике, и в „ехии, и в Ѕразилии, и в јвстралииЕ

ѕодписались на рассылку оглавлений журнала и альманаха более тыс€чи человек. ≈жедневно журнал и альманах читают пр€мо в сети около трехсот различных читателей. ј многие просто Ђскачиваютї новый номер целиком на свой компьютер, чтобы читать его материалы, отключившись от дорогого интернета. «а мес€ц регистрируетс€ несколько дес€тков тыс€ч обращений в гостевую книгу.

ћногие данные статистики говор€т о несомненном читательском интересе: Ђ«аметкиї устойчиво вход€т в число самых читаемых сайтов по истории, занимают первые места по читаемости в сети, по динамике роста читательской аудитории и по многим другим показател€м.

ѕопул€рность изданий про€вл€етс€ и в том, что статьи из них перепечатываютс€ многими сетевыми и традиционными Ђбумажнымиї издани€ми: от Ќью-…орка до ћосквы, от »ерусалима до ЅерлинаЕ „асто перепечатывают, не став€ в известность ни автора, ни редактора. ќстаетс€ утешать себ€ мыслью, что если воруют, значит, есть что воровать.

Ч ј кто твои авторы? я видела, что авторский каталог насчитывает больше сотни имен. „то ты о них можешь сказать?

Ч “ы права, круг авторов у нас широк, многие регул€рно пишут дл€ наших изданий. —реди авторов есть известные всему миру люди, есть и начинающие, опубликовавшие у нас свои первые тексты. я горжусь, что у нас не раз публиковались Ќобелевский лауреат академик ¬италий √инзбург, поэты ≈вгений –ейн, Ћариса ћиллер, ¬иктор  аган, јбрам —оббакевич, Ѕорис Ўапиро и его однофамилец ¬иктор, историки јнатолий ’аеш, √еннадий  остырченко, философ и физик Ёдуард Ѕормашенко, поэт и прозаик јлександр Ѕирштейн, специалисты по иудаике ≈лена Ќосенко, јлександр Ћьвов, ћихаил Ќосоновский, историк религий ёрий “абак, св€щенник и журналист яков  ротов, писатель Ќина ¬оронель, журналист и историк ћихаил –умер, поэт и эссеист ƒавид √арбар, литераторы ¬асилий ѕригодич,  онстантин јзадовский, ћаркс “артаковский, филологи Ќадежда Ћюбомудрова, Ёлла √райфер, √рета »онкис, физики и историки науки √еннадий √орелик, Ѕорис јльтшулер, журналисты ¬иктор —нитковский, »ль€ «унделевич, яков Ѕердичевский, √ригорий  рошин, знатоки интернета »рина Ѕузько, ¬иктор Ћихт, музыкант √енрих Ќейгауз младшийЕ ќ своих знаменитых отцах написали Ќоэми –апопорт, јлла «ускина, “ать€на Ѕарлас, ≈вгений ’енкин. Ѕесценные воспоминани€ очевидцев оставили врачи ‘едор Ћ€сс, јлександр Ќогаллер, яков ‘арбер, переживший блокаду Ћенинграда »осиф  ременецкий, почетный метростроевец ’анан јбрамсон, профессор ¬ладимир ¬айсберг, инженер-изобретатель ¬иктор ‘ренкель и многие, многие другие.

¬сех авторов Ђ«аметокї и Ђ—тариныї в коротком интервью не перечислишь, но € искренне благодарен каждому из них за доверие и сотрудничество. »м журнал во многом об€зан своей попул€рностью и успехом у читател€.

Ч ∆урнал и альманах у теб€ по названи€м подчеркнуто Ђеврейскиеї. ¬ то же врем€ € заметила, что многие статьи посв€щены Ђобщечеловеческимї проблемам, в них мало или вообще нет именно Ђеврейского вопросаї. Ёто тво€ редакторска€ позици€?

Ч ƒа, € понимаю Ђеврейскую историюї достаточно широко. ¬ каком-то смысле вс€ человеческа€ истори€ неотделима от еврейской. √раницу между ними провести сложно, да и не всегда нужно. » дело не только в том, что современна€ цивилизаци€ покоитс€ на основных моральных принципах, впервые сформулированных и осмысленных нашими мудрецами. ¬се проще. Ѕлокада Ћенинграда Ч факт истории ¬еликой отечественной войны. Ќо, во-первых, и  атастрофа европейского еврейства неразрывно св€зана со ¬торой мировой, а дл€ изучени€ ’олокоста надо знать все ее подробности и, во-вторых, ленинградска€ блокада осталась в судьбе дес€тков тыс€ч еврейских семей. ѕоэтому у воспоминаний очевидца тех страшных лет »осифа  ременецкого законное место на страницах нашего журнала.

¬ журнале, конечно, важное место занимают специфически еврейские темы: анализ еврейских текстов и толкование “оры и книг пророков, истори€ антисемитизма и проблемы современной израильской политики, осмысление уроков восстани€ в ¬аршавском гетто и переводы на русский поэзии ѕавла ÷еланаЕ Ќо и другие темы живут на страницах наших изданий.

Ќе бывает, скажем, Ђеврейской физикиї или Ђеврейской математикиї, но судьбы евреев-ученых Ч часть нашей общей истории. «начит, это тоже тема Ђ«аметокї или Ђ—тариныї. языком шутки: музыкальное произведение может быть интересно дл€ журнала не только потому, что основано на еврейских народных мелоди€х, не только потому, что у него еврейские авторы или исполнители, но и потому, что у него есть еврейские слушателиЕ

 ороче, дл€ еврейского журнала нет Ђнекошерныхї тем, св€зи с еврейской историей, традицией и культурой можно найти в самых неожиданных област€х.

Ч ¬ыпускать каждые две недели полноценное сетевое издание Ч серьезный труд.  ак ты находишь на это врем€ и силы, ведь основна€ работа наверн€ка занимает почти весь день? ѕомогает ли тебе кто-нибудь? «аинтересовались ли твоими проектами спонсоры?

Ч Ќа первый вопрос ответ простой: времени не хватает. «адумано значительно больше, чем реализовано. Ќо это нормально. ѕока издание интересно читател€м и мне, силы наход€тс€.

’очу подчеркнуть, что весь проект с изданием Ђ«аметокї и Ђ—тариныї совершенно некоммерческий. Ќа сайте нет никаких рекламных баннеров, нас не финансируют ни солидные частные спонсоры, ни специальные еврейские организации. »ногда поступают небольшие пожертвовани€ от читателей на развитие сайта. ќни мне дороги, прежде всего, как свидетельство того, что Ђ«аметкиї нужны люд€м. ¬сем, кто материально поддержал издание, мо€ глубока€ признательность и благодарность. —ердечное спасибо и тем коллегам, кто на разных этапах бескорыстно помог в оформлении журнала и альманаха.

Ч Ќеужели официальные еврейские организации, например, –оссийский еврейский конгресс, не заинтересованы в развитии Ђ«аметокї и Ђ—тариныї?

Ч Ђ«аметкиї Ч коллективный член ¬≈–ќ, ¬семирной еврейской русско€зычной общины Ч организации, созданной под эгидой –оссийского еврейского конгресса (–≈ ). Ќикакой материальной помощи, к сожалению, от этих организаций нет. ѕохоже, наши сетевые издани€ дл€ –≈  не интересны. ѕо крайней мере, ответа на письма президенту ≈вгению —атановскому € не получил.

Ч ѕоговорим о твоей новой книге. ” нее необычное название: ЂЅанальность добраї. “ы как бы споришь с ’анной јрендт, давшей своему знаменитому исследованию ЂЁйхман в »ерусалимеї подзаголовок ЂЅанальность злаї. ¬ чем суть этого противопоставлени€?

Ч ЂЅанальностью добраї € назвал одну свою старую заметку о том, как италь€нские фашисты спасали евреев. Ёта заметка дала название и новой книге.

ѕарадоксально, но пока фашисты были у власти в »талии, они не допустили уничтожени€ немецкими нацистами ни одного евре€ на всех контролируемых италь€нцами территори€х во ‘ранции, √реции, ёгославии. ¬ душах многих людей сохранилс€ определенный порог пор€дочности, переступить через который они не могли даже по приказу дуче. ѕрестиж нации, совесть и человечность оказались не пустыми словами дл€ многих италь€нцев Ч от простых солдат до генералов и министров.

ћне кажетс€ важным, рассказыва€ о  атастрофе европейского еврейства, обратить внимание эту сторону истории.

Ч ќ ’олокосте написаны сотни книг, тыс€чи статей. „то нового ты хотел сказать своей книгой? ¬едь она в основном св€зана с той же темой, второй подзаголовок ее звучит так: Ђ√ерои, праведники и другие люди в истории ’олокостаї.

Ч »стори€ ’олокоста показывает, что человек может не только творить зло, но и с риском дл€ жизни оказывать бескорыстную помощь обреченным люд€м, совершать героические поступки, даже в нечеловеческих услови€х показывать высокие образцы верности и благородства.   этим темам, которым в литературе о ’олокосте удел€етс€ незаслуженно мало места, € и хотел привлечь внимание читател€.

»сторики ’олокоста выдел€ют три большие группы людей в годы ¬торой мировой войны: преступники, жертвы и зрители. Ќо есть еще и четверта€ Ч герои и праведники, спасавшие евреев во врем€  атастрофы. Ёта группа в сравнении с первыми трем€ очень невелика, но без этих людей вс€ картина трагедии была бы иной.

Ч ѕерва€ часть твоей книги названа Ђ—опротивлениеї. я заметила, что этот термин примен€етс€ к очень разным €влени€м: ты рассказываешь здесь и о вооруженной борьбе с нацистами, и о демонстрации немецких женщин в центре Ѕерлина против ареста нацистами их еврейских мужей.  онечно, поразительно, что протест женщин увенчалс€ полным успехом, и они спасли жизни тыс€чам обреченных. ”дивительна и друга€ истори€: еврей в нацистском мундире, организовавший партизанский отр€д, а после войны ставший почетным гражданином освобожденного им французского города. Ќо одного ли пор€дка эти событи€?  ак ты понимаешь сам термин Ђеврейское сопротивлениеї?

Ч ≈врейское сопротивление нацистам в годы войны про€вл€лось в разных формах. ¬ регул€рных арми€х союзников воевало полтора миллиона евреев.  роме того, с фашистами боролись тыс€чи еврейских партизан в «ападной и ¬осточной ≈вропе. ¬оевали эти люди достойно: многие заслужили высшие военные награды, немало было и тех, кто геройски пал на пол€х сражений.

Ќо, кроме военного сопротивлени€, было и другое. —опротивление на оккупированных территори€х ≈вропы носило, как правило, патриотический характер борьбы за освобождение своей страны. ¬о им€ этой цели сражались французы, греки или югославы. ƒл€ евреев на оккупированных фашистами земл€х на первый план выходила задача выжить, спасти себ€ и своих близких от страшной машины смерти, запущенной нацистами с целью Ђокончательного решени€ еврейского вопросаї. ѕоэтому дл€ еврейского сопротивлени€ характерны иные задачи, иные методы ведени€ борьбы, чем дл€ обычного европейского сопротивлени€ фашизму.

» в этом р€ду де€тельность евре€ ¬ильгельма Ѕахнера, бежавшего из ¬аршавского гетто, чудом ставшего управл€ющим немецким военным предпри€тием и спасшего от гибели несколько дес€тков своих родственников и знакомых, тоже становитс€ актом сопротивлени€, хот€ сам он не бралс€ за оружие.

Ч “ы писал о многих ѕраведниках мира, т.е. о люд€х, спасавших евреев в годы ’олокоста. “акие истории нельз€ читать без волнени€. Ќапример, как польска€ женщина спасла и удочерила еврейскую девочку, а потом была вынуждена отдать ее чудом выжившему отцу. Ќо ты не ограничиваешьс€ хроникой, а пытаешьс€ исследовать общие закономерности этого сложного процессаЕ

Ч ѕраведники мира Ч это в полном смысле слова Ђсолнечное сплетениеї моральных проблем. «десь благодатное поле исследований дл€ психологов, социологов, историков, философов и богословов.

ћартин √ильберт рассказал поучительную историю. Ќекий польский кресть€нин в годы войны пр€тал у себ€ ƒану Ўапиро с матерью. ∆енщины жили в крошечной темной каморке в коровнике. ќднажды в дом кресть€нина постучал человек с сыном-подростком на руках. Ёто был еврей, скрывавшийс€ в соседнем лесу. ќн сказал, что у мальчика гангрена, и просил позвать врача. Ќо кресть€нин пошел в гестапо и сообщил о пришедших. ƒана вспоминает, что за донос ему было выдано два килограмма сахара. ј евре€ с больным ребенком забрали фашисты и расстрел€ли.

 ак можно двух человек спасти и двух же предать верной смерти? „то двигало поступками этого кресть€нина? ѕочему в сферу его моральной ответственности попали два посторонних человека, но не нашлось места дл€ четырех?

ќтветы на эти вопросы невозможно найти, не учитыва€ обсто€тельств времени и места, ибо преследование евреев прошло различные фазы в разных странах и в разные периоды нацистского господства. ¬ главе Ђѕраведники мира в ландшафте ’олокостаї € попыталс€ систематизировать эти проблемы.

Ч „то мен€ более всего удивило, среди людей, спасавших евреев в годы  атастрофы, было немало немцев, носивших нацистские мундиры, даже офицеров. Ёто ломает представление о немцах, как один послушно следовавших политике фюрера, противоречит утверждени€м таких историков, как ƒэниэль √ольдхаген, считающих антисемитизм чуть ли не Ђврожденным немецким качествомї.  ак € понимаю, ты подобную точку зрени€ не раздел€ешь?

Ч ”тверждени€ о Ђгенетическом антисемитизмеї немцев имеют под собой так же мало оснований, как и разговоры о всемирном еврейском заговоре и ѕротоколах сионских мудрецов. „ума нацизма может поразить любую страну, любой народ. Ќе все немцы были одинаковы в годы нацистского правлени€. Ѕерлинский пастор Ѕернгард Ћихтенберг на следующий день после Ђ’рустальной ночиї публично молилс€ Ђо евре€х и всех несчастных узниках концлагерейї, за что сам погиб на пути в концлагерь. ѕосмертно признанный ѕраведником мира ефрейтор јнтон Ўмид помогал вильнюсским подпольщикам и спасал евреев от расстрела в ѕонарах. √рафин€ ћари€ фон ћальцан в годы войны пр€тала в берлинской квартире своего будущего мужа евре€ √анса √иршел€, помогала и дес€ткам других обреченных людей.  апитан ’озенфельд спас в гор€щей ¬аршаве знаменитого пианиста ¬ладислава Ўпильмана, а сам погиб в сталинских лагер€х. ќб этих и других немцах, с риском дл€ жизни противосто€вших нацистскому террору, € пишу в книге.

Ч Ќапоследок Ч вопрос, св€занный с главой Ђ«аложники ¬торой мировойї. “ак же называетс€ тво€ стать€. –ечь в ней идет о том, отдавал ли √итлер приказ об окончательном решении еврейского вопроса и если отдавал, то когда. Ќеужели до сих пор историки это не установили?

Ч ћнени€ историков на этот счет расход€тс€, что легко объ€снимо: письменный приказ, о котором идет речь, до сих пор не найден. ƒанный факт можно интерпретировать по-разному. ѕриказ мог быть уничтожен, утер€н, отдан в устной форме. “еоретически возможно, что €вного приказа вообще не было, то есть уничтожение евреев производилось без пр€мого указани€ фюрера и его приближЄнных.

ћне показалось продуктивным рассмотреть внешнеполитические задачи, сто€вшие перед √итлером на разных этапах мировой войны, в частности, проблему вступлени€ в войну —оединенных Ўтатов јмерики. ќказалось, что именно здесь и можно найти ответы об авторстве и времени возникновени€ Ђокончательного решени€ еврейского вопросаї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26210
јлександр ƒавыдов
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114013
јлександр ќрлов
Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9288
ќззи ќсборн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru