Известная сибирская отшельница из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).
29.01.2019
Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру[источник не указан 46 дней]. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. С конца 1930-х годов семья Лыковых жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат.
Помимо отца и матери, Агафья Лыкова имела сестру и братьев: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940). В семье отшельников-староверов Агафья являлась наиболее грамотной. Ей поручалось проведение домашней церковной службы.
Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Открытие семьи Лыковых для цивилизации состоялось в 1978 году. На заимку Лыковых вышли геологи, исследующие этот район Сибири. На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталия.
В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини). Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.
С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству. Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи.
Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию (Титову) с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано.
Воззрения
Агафья Лыкова, по примеру православного учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней. Однако некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества.
Гениальный Рудольф Нуриев Посетило:57193 ![]() |
Билли Корган: Как Билли Корган превратил страсть в империю Посетило:12776 ![]() |
Арон Нимцович: Основатель гипермодернизма в шахматах Посетило:9360 ![]() |
Несмотря на бегство из мира и отшельничество, Лыкова не признаёт беспоповское учение о царстве духовного антихриста и исчезновения священства (церковной иерархии). Она отмечает, что «если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».
Оценки в СМИ
Агафье Лыковой посвящено множество публикаций, книг и репортажей электронных СМИ. Наиболее известным сочинением о судьбе Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой является книга журналиста, сотрудника «Комсомольской правды» Василия Михайловича Пескова «Таёжный тупик». Большой документальной и исторической ценностью обладают также сочинения писателя Льва Степановича Черепанова и члена-корреспондента РАЕН, врача Игоря Павловича Назарова.
В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Сегодня образ Агафьи Лыковой расценивается как важный феномен человеческих возможностей, как физических, так и духовных. Агафья Лыкова в глазах россиян стала одним из символов старообрядческого мира, а её яркие, характерные черты связывают в целом со всем старообрядчеством.
Блэйк Гриффин: Одини из величайших игроков НБА всех времен Посетило:16993 ![]() |
Тони Беннетт: Мировой рекорд в 95 лет с новым альбомом Посетило:20014 ![]() |
Затворническая старость Марины Ладыниной Посетило:22215 ![]() |