День рождения: 12.02.1974 года
Место рождения: Курган, СССР
Возраст: 46 лет
Гражданство: Россия
Футбольной виагры еще не изобрели
футболист, капитан "Локомотива"
Я попросту отрабатывал свой контракт в "Сатурне". И поверьте, даже капли злорадства мне те победы не принесли. Хотя еще три года назад не думал, что придется играть против клуба, который дал мне все.
1 августа у полузащитника "Сатурна" заканчивается контракт. Его служебный роман с клубом из Раменского начался три года назад. Продлится ли? Сегодня ответ на этот вопрос висит в воздухе. А пока суть да дело, я застал Дмитрия с женой Ольгой за сборами на Мальдивы, куда они отправлялись провести законные двенадцать дней, подаренные перерывом в чемпионате. В поселке с романтическим названием "Белый берег", где лоськовское семейство арендует коттедж, было чисто, зелено и поразительно тихо. И лишь гремевший шумом трибун телевизор, к экрану которого прильнул четырехлетний Гриша, напоминал о футболе.
1999 год. Москва. Дмитрий ЛОСЬКОВ - автор гола в ворота "Динамо".
Лучшие матчи у "Сатурна" впереди
Как настроение перед отпуском? - начал я разговор с дежурного в таких случаях вопроса.
- Поганое, - ответил Лоськов. - А каким оно может быть, если твоя команда прочно осела на последнем месте?
Реклама:
Прежде случалось оказываться в подобной ситуации?
- Ровно год назад. Интересно, что тогда после десяти туров "Сатурн" тоже имел пять поражений, четыре ничьи и одну победу. Прямо рок какой-то.
Что больше сегодня тревожит - положение "Сатурна" или собственное будущее?
- Конечно, "Сатурн": ни очков, ни игры.
Ходят разговоры, что все это из-за разногласий ветеранов с Андреем Гордеевым и больших долгов перед игроками.
- Полная чушь! С Гордеевым у нас отношения самые что ни на есть нормальные, рабочие. А долги потихоньку отдают. Просто кому-то без слухов жить скучновато.
Лучшие дня
Георгий Ярцев. Биография Посетило:11258
Михаил Трухин. Биография Посетило:8672
Веселый герой с печальным взглядом Посетило:6680
Тогда в чем же причины турнирных бед "Сатурна"?
- Их несколько. Главная, на мой взгляд, большое число травмированных зимой и весной. Я, Евсеев, Кузьмичев, Топич, Игонин - это только серьезные травмы. А сколько еще мелких было! Отсюда все и пошло. А когда началась полоса неудач, появилась неуверенность. В игре "от ножа" есть свои особенности - зажатость, боязнь ошибиться, суетливость. Может, поэтому большинство пропущенных мячей мы практически сами себе "привезли". По крайней мере с "Ростовом" и "Томью" так и было.
Поражение от "Терека" перед перерывом может в итоге привести к отставке Гордеева?
- Это вопрос к руководству. Андрей Львович - вполне квалифицированный специалист. Возможно, чуть мягковат. Но ведь он только начинает. К тому же нынешнее предсезонье - первое в его карьере на таком уровне.
Нет ощущения, что зимой команда недоработала в физическом плане?
- Мне сложно об этом судить: из-за перелома я практически всю предсезонную подготовку вынужден был пропустить. Но знаю, что работа на этом этапе была проделана большая. Хотя "вкатывалась" команда в чемпионат тяжеловато. При Ребере, помнится, мы на сборах по тридцать минут кругами бегали. А игра тоже не пошла. Гордеев же много с мячом нагружает. Возможно, зимой следовало бы укрепиться - свежая кровь всегда нужна. Но помешала нехватка средств.
Какую из одиннадцати проведенных "Сатурном" игр назовете лучшей?
- По результату - с "Локомотивом". А по большому счету и вспомнить-то нечего. Так что лучшие матчи у нас впереди.
"Сатурн" стал для вас "своей" командой или вы по натуре однолюб?
- Скорее последнее. Душа моя, конечно же, в "Локомотиве" осталась. Пашинин, Хапов, Маминов, с которыми играл, там уже тренерами работают. По администратору Егорычу (Анатолию Машкову. - Прим. "СЭ") скучаю. С Семиным не один пуд соли вместе съели. Такое не забывается. Но это все лирика. А сегодня моя команда - "Сатурн", и я за него должен на поле убиваться. Когда пришел в подмосковный клуб, мне было так же нелегко обжиться на новом месте, как в свое время в "Локомотиве". Да и сейчас все непросто. Уверен, этот год для моей нынешней команды - определяющий. Но те, кто в нас не верит, ошибаются.
Обратили внимание на то, что после матча с "Локомотивом" вы впервые в сезоне по итогам тура попали в символическую сборную "СЭ"?
- Если честно, нет. Я как-то равнодушно отношусь к оценкам моей скромной персоны.
А вообще за тем, как к вам относится пресса, следите?
- Нет. Увы, в последнее время появилось немало дилетантов, которые стали учить тренеров, как тренировать, а игроков - как играть. Это мне неинтересно. Конечно, каждый может высказать свою точку зрения - но не навязывать ее. Вот мнение специалистов мне всегда любопытно. Впрочем, учить писать я никого не собираюсь - не мое это дело.
Были случаи, после которых появлялось желание не общаться с журналистами?
- А у кого их не было? Но у каждого из нас свой хлеб - об этом забывать никто не имеет права. Так что обиды здесь не уместны.
Кстати, именно журналисты поддержали вас в трехлетней давности конфликте с Анатолием Бышовцем.
- Помню. Спасибо им за это. Хотя в той истории сразу было ясно, на чьей стороне правда.
Семин и Филатов научили терпению
Оглядываясь на вынужденный уход из "Локомотива", не считаете, что все-таки можно было тогда что-то изменить?
- Исключено. Решение главного тренера сразу было поддержано руководством клуба. Обвинения в наш с Евсеевым адрес в каком-то мифическом заговоре, сдаче игр и стремлении вернуть Семина в команду выглядели нелепо и смешно. Слава богу, мы с Вадиком не один год в футболе и имя свое никогда ни на что не разменивали. Но в тот момент принимать это во внимание никто не хотел.
Кто вас поставил в известность о том, что вы больше не игрок "Локомотива"?
- Председатель совета директоров Липатов. Позвонил вечером накануне отъезда на сбор в Австрию и сказал, что я с командой не лечу. А заодно сообщил, что ко мне проявляет интерес "Рубин", куда ради моих былых заслуг "Локомотив" готов меня отпустить "всего" за 2 миллиона долларов.
В итоге вы оказались в "Сатурне".
- Сразу после Липатова позвонил Борис Игнатьев, которого я давно и хорошо знал, и предложил вариант с Раменским, где он работал вместе с Гаджиевым. К тому же в этой команде играли мои давние друзья Каряка с Кириченко. Да и уезжать далеко от дома не хотелось. Вот почему и дал согласие. Думаю, не ошибся.
Вы из тех, кто ищет причины собственных ошибок в себе, а не на стороне?
- Сейчас - да. Обычно такое понимание приходит с возрастом. А по молодости считал, что все вокруг виноваты, кроме меня самого. Особенно когда пришел в "Локомотив" и какое-то время не попадал в состав. Клял всех и вся - только не себя. Спасибо Семину и Филатову: научили терпению.
С Семиным конфликтовать случалось?
- Еще бы! Особенно вначале, когда он меня не ставил в состав. Потом только заиграл - Мухамадиев сломал мне ногу. Подлечился, стал форму набирать, другая беда: воспаление легких. Опять пауза - ведь место в составе занято. Хотел даже в Ростов возвращаться. Но Семин удержал. Он учил меня жить и играть. А поскольку мы оба мужики горячие, то сами понимаете, на каких тонах велись между нами беседы.
Как относитесь к известному постулату: тренер всегда прав?
- Думаю, нынешняя футбольная молодежь считает иначе. Старое поколение тренеров было более требовательным. А сейчас им сложнее: у игроков контракты, где прописаны их интересы. И порой они этим пользуются, считая, что все дозволено.
Семин - из того поколения тренеров, о котором вы говорите?
- Именно. И в этом его уникальность. Вот он действительно из тех, кто не терпит двусмысленности в отношениях с футболистом. А еще своеобразие Юрия Павловича в том, что он способен быть разным. И никогда не подстраивается под обстоятельства. Бывает, сорвется кто-то из ребят - Семин вне себя: штрафовать такого-сякого! Сыграет опальный здорово в очередном матче - Палыч тут же отходит: амнистировать!
А Рыжкова в "Рубин" отправили...
С возвращением Семина не возникало мысли, что можете вновь оказаться в "Локомотиве"?
- У меня был действующий контракт с "Сатурном", и руководство "Локо" вряд ли пошло бы на то, чтобы платить неустойку за 35-летнего игрока.
А будь такой вариант возможен, вернулись бы? Или вы из обидчивых?
- Обида действительно еще осталась. Но возможность поработать с Юрием Павловичем перевесила бы.
С какого момента "Локомотив" начал двигаться задним ходом?
- С того самого, когда Палыч ушел в сборную. По-моему, он делал это скрепя сердце, словно чувствуя, чем все может обернуться. Ну, а дальше один тренер стал сменять другого - Эштреков, Муслин, Долматов, Бышовец... Разваливалось то, что Семин с Филатовым создавали годами, - монолит коллектива. Рухнул идеальный союз отличного президента и талантливого главного тренера. А после них уже новое руководство клуба то и дело стало удивлять странными покупками новичков. Не припомню, чтобы кто-то из них заиграл. Разве что Иванович ко двору пришелся. Все это очень смахивало на бизнес от футбола. Одних только вратарей сколько навезли - а Рыжикова в "Рубин" отправили...
Разрыв Семина и Филатова был неизбежен?
- Он назревал постепенно. Опытные ребята - Маминов, Евсеев, Овчинников, Хохлов, я - понимали, что беды не избежать. Но реально что-то сделать уже не могли. Кому-то, видимо, это было выгодно. А затем ситуацией умело воспользовались те, кто о ней мечтал. Создается впечатление, что сейчас клуб и команда живут раздельной жизнью. Может, поэтому кое-кто из легионеров себе многое и позволяет.
Вы, похоже, иностранцев не слишком жалуете?
- Почему же? Если речь о легионерах уровня Лимы, Лекхето, Ивановича, то выходить на поле с такими умельцами одно удовольствие. Да и душу они, в отличие от некоторых, в команду вкладывают.
Верите тем, кто, выходя на поле против бывшего клуба, говорит, что это такой же соперник, как любой другой?
- Не верю. Настрой в таких случаях всегда особый. По крайней мере у меня. И вовсе не потому, что я хочу кому-то что-то доказать. Просто в таких случаях ты обязан сыграть на пределе. Если, конечно, уважаешь себя.
С "Сатурном" вы не раз обыгрывали "Локомотив". Это было для вас делом принципа? Мол, смотрите, кого вы потеряли…
- Вовсе нет. Я попросту отрабатывал свой контракт в "Сатурне". И поверьте, даже капли злорадства мне те победы не принесли. Хотя еще три года назад не думал, что придется играть против клуба, который дал мне все.
Раньше нас называли диспетчерами
Говорят, футболист умирает дважды: первый раз - когда заканчивает играть. Мне вспоминается, как Леонид Утесов уже в преклонном возрасте во время телеинтервью после вопроса о его будущем неожиданно заплакал. Вам такого состояния еще не доводилось испытывать?
- Если честно, моментами грустные мысли в голову приходят. Но пока есть желание и здоровье, об уходе не думаю. Я не из тех, кто будет цепляться за игру до последнего и слушать в свой адрес свист трибун. Не в моем это характере. У меня вполне хватит силы воли сказать себе - все! Ведь футбольной виагры еще не изобрели.
Егор Титов взял - и разом с игрой закончил. Говорит, что в первую лигу не пойдет. А вот Тихонов в свои тридцать девять еще играет. Может, не стоит так резко рубить концы? Вдруг о вас, скажем, в родном "Ростове" вспомнят.
- Зарекаться не стану. Никогда не говори "никогда".
С момента прихода в "Сатурн" вас постоянно преследуют травмы. Что это - стечение обстоятельств или все-таки сказывается возраст?
- Годы здесь ни при чем. Два перелома малой берцовой кости, в прошлом и этом году, можно получить в любом возрасте. А вообще если посчитать все время, потерянное из-за травм, то год точно наберется. Вот его не вернуть. Я ведь одной ногой уже в сборной Романцева был - но все перечеркнула операция на паховых кольцах.
Плеймейкер - это по-прежнему о вас?
- Надеюсь. Правда, раньше игроков моего амплуа называли диспетчерами. Мне это как-то ближе. Мы ведь призваны вести игру, выстраивать атаку.
А вот Валерий Газзаев как-то заявил, что "футболиста по фамилии Плеймейкер" не знает.
- Его право. Но разве Карвалью - не из таких?
Рассказывая о том, как "Сатурн" в девятом туре забивал "Локомотиву", вы сказали: "Кириченко так хорошо открылся, что оставалось только дать пас". Выходит, ваша работа зависит от того, как ведет себя партнер?
- На сто процентов. Как говорил Георгий Ярцев, "не тот король, кто с мячом, а тот, кто себя предлагает". Мне в этом плане с партнерами везло. В "Ростсельмаше" здорово умели открываться Андреев с Масловым, в "Локомотиве" - Джанашия с Сычевым. Я их на поле буквально нюхом чувствовал.
Сейчас такие связки есть?
- В "Спартаке" - Алекс - Веллитон.
А в "Локомотиве"?
- Алиев здорово пасом владеет. Глушаков может на хороший уровень выйти, если будет работать.
Но для этого Сычеву нужно заиграть.
- Заиграет, не сомневаюсь. Димке забить пару раз надо - и дело пойдет.
"Сатурн" встречался почти со всеми потенциальными претендентами на медали. У кого, на ваш взгляд, наиболее реальные шансы на золото?
- Пожалуй, у "Зенита". Данни, Денисов, Зырянов, Быстров, Широков - такой средней линии нет ни у одного клуба. Не зря раньше говорили: покажите мне вашу полузащиту, и я скажу, что у вас за команда. Да и в остальном у питерцев состав очень неплох. Так что ставлю на "Зенит".
У великого Чаплина как-то спросили: почему в настроении его героя частенько проскальзывает грусть, которая - казалось бы, вопреки всему - вызывает смех. И мэтр ответил: "Это идет изнутри". Вы нечто подобное ощущаете?