Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕруно јлвеш

   /   

Bruno Alves

   /
             
‘отографи€ Ѕруно јлвеш (photo Bruno Alves)
   

ƒень рождени€: 27.11.1987 года
ћесто рождени€: ѕорту, ———–
¬озраст: 32 года

√ражданство: –осси€

≈хать в –оссию посоветую даже  риштиану –оналду

ѕортугальский футболист, центральный защитник турецкого клуба Ђ‘енербахчеї и сборной ѕортугалии.

я - профессиональный футболист. » должен быть открыт дл€ любых поворотов в карьере. —ейчас € приехал сюда - и на данный момент счастлив. ѕовтор€ю: € верю в судьбу и не сомневаюсь, что в "«енит" жизнь мен€ привела не случайно. ’очу отдать этому клубу все, что у мен€ есть, и выиграть с ним все возможные титулы.

27.08.2010

«а столиком в холле петербургской гостиницы пили кофе двое смуглых мужчин, в близком родстве которых не могло быть сомнений. "ћой отец ¬ашингтон, - представил мне Ѕруну јлвеш своего собеседника с пышными седыми усами. » добавил на отличном английском: - –азрешите нам еще минут п€ть пообщатьс€ - и € в вашем распор€жении".

Ѕруно јлвеш фотографи€
Ѕруно јлвеш фотографи€

ћы общались полтора часа, и впечатление от разговора осталось самое положительное. 28-летний Ѕруну јлвеш - взрослый, цельный человек без намека на фальшь и высокомерие.  акой-то он насто€щий, этот португалец с бразильскими корн€ми.

— общительностью у него тоже все в пор€дке - достаточно сказать, что он в совершенстве знает два иностранных €зыка, да и русский собираетс€ учить. ƒай бог, чтобы защитник, класс которого стал €сен уже по первым матчам, приехал в –оссию всерьез и надолго.

ѕовеселитьс€ над »бсоном

ќтец здесь с вами все врем€?

- Ќет, сначала был со мной день или два, когда € подписывал контракт, затем вернулс€ в ѕортугалию, а теперь пробудет в —анкт-ѕетербурге до 31 августа, когда мне надо будет уезжать в расположение сборной. ѕоедем вместе.

ј когда к вам присоединитс€ семь€?

- ¬от как раз из сборной в –оссию вернусь уже вместе с женой ’ут, годовалым сыном Ћеонардо и дочкой јдрианой, которой в но€бре исполнитс€ четыре.

ќстанетесь жить в гостинице или снимете дом?

- ”же практически сн€л. — местом по крайней мере определилс€. Ёто на одном из островов - не помню, правда, как он называетс€, - в экологически хорошем месте, на охран€емой территории. ќттуда недалеко и до базы "«енита", и до центра города.

Ћучшие дн€

 то придумал анастезию?
ѕосетило:13443
”иль€м ћортон
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9472
ёрий ¬ойнов
‘ранциско ƒоминго ’оаким: –от до ушей
ѕосетило:7335
‘ранциско ƒоминго ’оаким

” вас ведь и старший брат ∆ералду сейчас в ¬осточной ≈вропе?

- ƒа, с этого сезона играет в "—т€уа" из Ѕухареста, а в прошлом году выступал за греческий ј≈ . “от самый, который когда-то арендовал у "ѕорту" и мен€. ј до того в карьере брата было несколько португальских команд, в том числе "Ѕенфика". ќтцу, кстати, тоже довелось выступать в известных клубах. ≈ще до того, как перебратьс€ в ѕортугалию, он играл за "‘ламенго" и "Ѕаию".

¬ы, конечно, знаете »бсона, который тоже теперь в –оссии. ≈го отец - директор во "‘ламенго". ќни очень хорошо знакомы с моим отцом. » так вышло, что мы с »бсоном вместе выступали за "ѕорту" и у нас тоже сложились замечательные отношени€. »бсон - фанат "‘ламенго".

¬ы с »бсоном здесь уже виделись?

- ѕока нет. ѕыталс€ найти номер его мобильника, но пока не удалось. ќчень хочетс€ с ним встретитьс€: это мой большой друг, и мы так долго не общались, что € с нетерпением желаю его увидеть и узнать, как ему живетс€ в –оссии.

¬ы тоже болеете за "‘ламенго"?

-  онечно! ћой отец из семьи футболистов, то есть у нас давние футбольные традиции. » все они, так или иначе, св€заны с "‘ламенго".

¬ы в курсе, что в –оссии ваши с »бсоном пути разошлись радикально?

- „то вы имеете в виду?

«наете, кака€ команда - самый принципиальный соперник "«енита"?

- ѕо-моему, та, с которой мы должны были играть две недели назад, но матч перенесли.

¬ерно - "—партак". √де как раз и играет »бсон.

- (”лыбаетс€.) „то ж, мне тем более нужно выиграть дерби со "—партаком" - чтобы еще и над »бсоном потом повеселитьс€!

ѕочему ваш отец в свое врем€ решил переехать в ѕортугалию?

- ” него по€вилась возможность получить новый опыт, и он ею воспользовалс€. Ќа сегодн€ он уже провел больше лет в ѕортугалии, чем в Ѕразилии.

—ами вы в Ѕразилию наведываетесь?

- Ќет. ѕравда, один год мы с братом там все же прожили. –одилс€-то € уже в ѕортугалии, но когда мне было три или четыре года, отец на год туда вернулс€, поскольку именно на родине решил начать тренерскую карьеру. ќднако еще год спуст€ мы вновь отправились в ѕортугалию, откуда родом мо€ мама.

¬ы чувствуете себ€ полностью португальцем или отчасти бразильцем?

- ѕортугальцем - ведь € в этой стране и родилс€, и прожил всю жизнь. Ќо, учитыва€, что значительна€ часть семьи по отцовской линии живет в Ѕразилии, неравнодушен и к ней. Ќикогда не забываю, что во мне течет и бразильска€ кровь.

” вас есть паспорта обеих стран?

- Ќет, только португальский.

“о есть дилеммы - играть за сборную ѕортугалии или Ѕразилии - у вас не было?

- Ќет, тут не могло быть сомнений - только ѕортугали€!

Ќи о чем, кроме футбольной карьеры, в детстве не задумывались?

- Ќет. ¬едь кроме отца и старшего брата в бразильской части моей семьи и другие профессионально гон€ли м€ч. » еще в школьные годы € не раз говорил отцу: "Ќе хочу учитьс€, хочу играть в футбол!"

ћама не возражала?

- Ќет, она всегда поддерживала любое мое решение. ≈й хотелось увидеть сына счастливым, а дл€ этого он должен был заниматьс€ любимым делом. ћама работала на швейной фабрике, но уже ушла оттуда.

ј отец, говор€т, сейчас ведет ваши дела в роли агента нар€ду с ∆орже ћендешем?

- Ќет. ќтец - это отец, агент - это агент. Ќо в самом начале карьеры папа был моим тренером. ќн обучал премудрост€м игры нас с братом, а потом действительно помогал заключать первый контракт с "ѕорту". ќднако сейчас все мои дела ведет ∆орже ћендеш, он занималс€ и соглашением с "«енитом".

ѕочему у брата карьера сложилась не так успешно, как у вас?

- “акие вещи невозможно объ€снить - все могло выйти и наоборот. ” мен€ есть еще младший брат, и тоже невозможно предсказать, как у него сложитс€.  огда € выступал за юношескую команду "ѕорту", старший брат уже играл в основном составе "Ѕенфики" - у ∆озе ћоуринью, при котором он дебютировал не где-нибудь, а в дерби со "—портингом"! » там же играл ‘ернанду ћейра - такие вот совпадени€.

‘утбольный совпадени€

ѕомните, что произошло 23 окт€бр€ 2004 года?

- ј, знаю - вы имеете в виду матч  убка ”≈‘ј "«енит" - ј≈ , за который € тогда выступал!  онечно, помню. ” нас в группе тогда еще играли "—евиль€", "Ћилль"... — каким счетом мы тогда здесь проиграли - 0:4, 1:4?

1:5.

- “очно. ѕомню, что была практически зима. ’олод, дождь. Ќо, разумеетс€, это не оправдание. ” "«енита" была очень сильна€ команда. ¬ нападении играли мой нынешний партнер по команде  ержаков и јршавин. «апомнилс€ и центральный защитник Ўкртел, который сейчас в "Ћиверпуле".

 ержаков в том матче даже хет-трик сделал! “акже забили јршавин и ƒенисов - еще один ваш сегодн€шний одноклубник. ј кроме того, в игре участвовали ћалафеев с Ѕыстровым, а капитаном "«енита" был –адимов - ныне член вашего тренерского штаба.

- Ќеверо€тно! ќб€зательно посмотрю протокол того матча. ¬ерю в судьбу - многие вещи в жизни взаимосв€заны и предопределены. Ћюбой опыт, победный или неудачный, нельз€ выбрасывать из пам€ти, потому что он что-то в твоем характере мен€ет и совершенствует. » остаетс€ с тобой на всю жизнь.

«енитовцы, участвовавшие во встрече с ј≈ , не подшучивали над вами по этому поводу?

- Ќет, мы с ними еще об этом не говорили. ¬ообще не уверен, что они помн€т мен€ по той игре. я ведь назвал вам только  ержакова с јршавиным - так почему они должны были запомнить мен€? Ќу а самому заводить разговор о том матче желани€ у мен€, как вы понимаете, нет. (—меетс€.)

 ак, думаю, и у Ћуковича, который мес€цем ранее в составе "÷рвены «везды" был также разгромлен "«енитом" - 0:4.

- Ќу и совпадени€ бывают в футболе! (’охочет.) Ќо сегодн€ мы вместе играем в "«ените". » лично € очень доволен и впечатлен клубом, да и вообще всем, что увидел.

„ем именно?

-  ультурой и уровнем организации. ”слови€ми и заботой, которой окружают в нем игроков. Ћюдьми, делающими все возможное, чтобы у теб€ не было никаких проблем. ¬се это очень здорово.  огда € приеду в сборную ѕортугалии и мои партнеры будут расспрашивать, что да как, € без сомнений скажу: в –оссии, по крайней мере в "«ените", все в полном пор€дке по высшим меркам. » посоветую сюда ехать любому, кто получит такое предложение.

ƒаже  риштиану –оналду?

- » ему тоже! ƒаже ∆орже ћендеш, который многое в жизни повидал, очень доволен тем, как здесь ко мне отнеслись. » город ему чрезвычайно понравилс€. ¬ ћоскве он бывал не раз, а —анкт-ѕетербург увидел впервые. » заключил, что мы сделали совершенно правильный выбор.

” нас есть все, что нужно дл€ успешной игры. ќтличные футболисты. —ильный тренер, способный подн€ть уровень любого игрока. ” —паллетти мы можем очень многому научитьс€! ≈сть и болельщики, которые заполн€ют стадион и поддерживают команду всей душой.

Ќу и сам город - просто фантастика! я и представить себе не мог, насколько он прекрасен.  огда приезжал с ј≈ , толком ничего увидеть не успел. “еперь же оценил —анкт-ѕетербург во всем его великолепии. ¬ первые дни мен€ поселили в гостинице " оринти€", на центральной улице. » у мен€ была возможность погул€ть по городу, посмотреть на архитектуру, на людей.

Ќазвание этой улицы уже запомнили?

- Ќевский проспект!

≈сли бы в тот момент, когда вы выходили на поле в ѕитере за ј≈ , кто-нибудь сказал вам, что спуст€ шесть лет будете здесь играть, - как бы отреагировали?

- я - профессиональный футболист. » должен быть открыт дл€ любых поворотов в карьере. —ейчас € приехал сюда - и на данный момент счастлив. ѕовтор€ю: € верю в судьбу и не сомневаюсь, что в "«енит" жизнь мен€ привела не случайно. ’очу отдать этому клубу все, что у мен€ есть, и выиграть с ним все возможные титулы.

ѕитерский климат с окт€бр€ по апрель - не подарок, знаете?

- «наю и готов к этому. »грал поздней осенью в –оссии и с ј≈ , и с "ѕорту" в Ћиге чемпионов против ÷— ј.  стати, у нас в ѕорту зимой масса дождей, посто€нный ветер, да и температура воздуха не слишком высока. Ќо € сюда приехал играть и об€зан привыкнуть ко всему. ¬ы никогда не услышите от мен€ жалоб по этому поводу.

¬ерите ли в то, что "«енит" способен в ближайшем будущем выиграть Ћигу чемпионов?

- ” нас очень сильные команда и тренер, и мы сможем прогрессировать. Ќо в Ћиге чемпионов нужно идти и мыслить шаг за шагом, матч за матчем. Ќельз€, не провед€ в этом турнире еще ни одной игры, говорить о будущей победе. Ќо если "«енит" сумел обыграть "ћё" в —уперкубке, значит, он способен сделать и что-то большее.

Ќо почему-то все так сложно складываетс€ в отборе - с "”нирей", "ќсером"?

- ѕотому что футбол в ≈вропе сейчас здорово подровн€лс€. я как человек, много раз игравший в Ћиге чемпионов, вижу, насколько "«енит" силен. Ќо это не означает, что кака€-либо из его побед может получитьс€ легкой. ¬ Ћиге мечтает играть кажда€ команда.

Ќа трибуне с фанатами

¬ середине 2000-х "ѕорту" вас посто€нно отдавал в аренду. "‘аренсе", "√имарайнш" - тут все пон€тно, португальские команды средней руки, где у вас было много игровой практики. Ќо откуда возник ј≈ ?

- я тогда начал готовитьс€ к сезону с первой командой "ѕорту". ћне было всего 22 года. «аиграть в "ѕорту" было бы трудно, а ј≈  в тот момент возглавил португалец ‘ернанду —антуш, которого € хорошо знал. ќн и пригласил мен€ еще с одним партнером по команде в јфины, где € незадолго до этого играл за сборную ѕортугалии на ќлимпиаде. я согласилс€: ј≈  - известна€ команда, а мне надо было играть. » дл€ мен€ этот опыт получилс€ очень полезным по части не только футбола, но и жизни. ¬первые надолго оказатьс€ за границей мне, молодому парню, было непросто, но клуб сделал все, чтобы € чувствовал себ€ комфортно. » € провел очень приличный сезон, одновременно пон€в, что могу жить и играть за рубежом.

Ќе одолевали вас в годы аренд сомнени€ в себе?

- Ќет, € всегда верил в свои способности и умение работать. » никогда не думал, что огромный труд, который € в свое врем€ проделал с отцом, пройдет даром. ћысли € иначе - не был бы сейчас там, где нахожусь.

” греческих фанатов репутаци€ крутых парней. ќни вам не досаждали, не угрожали?

- ” мен€ с ними все было отлично. ѕару раз из-за перебора карточек € пропускал матчи, и фанаты звали мен€ смотреть игру ј≈  вместе с ними, с трибуны. ƒважды € эти приглашени€ принимал, кричал и поддерживал команду как простой болельщик. Ёто был классный опыт: € увидел игру с другой стороны, поставил себ€ на место этих реб€т.

¬ "«ените" готовы повторить подобное?

- Ќикаких проблем! ≈сли они однажды приглас€т на игру, в которой € не смогу участвовать, пойду с удовольствием.

ѕо первым двум матчам в составе питерского клуба собой довольны?

- ¬ определенной степени. ƒело в том, что к моменту первого матча за "«енит" € два мес€ца не играл в футбол. ћоим предыдущим поединком была встреча с »спанией на чемпионате мира. ћес€ц спуст€ € приступил к тренировкам с "ѕорту". ƒве недели занималс€, но не провел ни одной игры. «атем приехал в —анкт-ѕетербург, тренировалс€ п€ть или шесть дней, после чего тренер решил, что € готов выйти на поле. ƒл€ первых матчей после такого перерыва все было не так плохо. ¬ то же врем€ уверен, что способен на гораздо большее. Ќо € ведь здесь всего две недели. —тараюсь максимально быстро адаптироватьс€ к российскому футболу, найти общий €зык с партнерами, стать своим в городе. „ем ближе буду узнавать реб€т, чем больше тренировок проведу с ними - тем лучше все будет и в матчах.

«а пределами пол€ с зенитовцами уже общаетесь?

- ѕока в основном на тренировках. Ќо уже заметил, что голкипер (ћалафеев. - ѕрим. "—Ё") стараетс€ посто€нно общатьс€ со мной, подсказывать и советовать какие-то вещи. ћного со мной разговаривает  ержаков, а также наш капитан. (јнюков. - ѕрим. "—Ё"). јтмосфера в команде очень хороша€, и мне одноклубники стараютс€ помочь по максимуму.

¬ "ѕорту" к нам не раз приходили легионеры, и € представл€ю, как сложно человеку мен€ть страну и чемпионат. » очень хорошо, когда он ощущает желание партнеров и тренеров ему помочь. ¬ "«ените" у мен€ такое чувство есть.

"Ѕруну, иди пробей!"

ћалафеев с вами говорит по-английски?

- ƒа, а  ержаков - по-испански.  апитан тоже немного говорит по-английски, подсказывает какие-то позиционные моменты во врем€ матчей. «наете, кстати, когда € нагл€дно почувствовал поддержку партнеров? ¬ матче с "ќсером" был назначен штрафной недалеко от ворот соперника. я знал, что в команде есть несколько человек, которые могут здорово исполнить "стандарт". “ем не менее они позвали мен€: "Ѕруну, пробей!" ћен€ это, признатьс€, тронуло: значит, люди мен€ прин€ли и вообще хот€т видеть в команде.

2-й номер, под которым вы играли в "ѕорту", зан€т јнюковым, и вы выбрали 3-й...

- ...ѕод которым когда-то, по юношам, уже играл. Ќо в "ѕорту" 3-й номер был зан€т, и € стал 14-м, а потом уже 2-м. ƒл€ мен€ не было важно получить "двойку" в "«ените". ¬от в "ѕорту" этот номер исторически считаетс€ очень ценным, и носить его - больша€ ответственность. ѕод ним выступали знаменитые игроки, многолетние капитаны клуба. ѕредыдущий капитан "ѕорту", ∆орже  ошта, ушел из команды, и мен€ спросили, хотел бы € играть под 2-м номером. ѕричем спросили люди из совета директоров - вот насколько там это важно! ≈ще бы € не хотел...

ј с греческими фанатами, когда шли с ними на трибуну, на каком €зыке разговаривали?

- Ќа английском, которым владели некоторые из них.

»нтересна€ вещь: практически все португальские футболисты, с которыми мне довелось общатьс€, говор€т по-английски. ¬ отличие от испанцев и италь€нцев. ¬ чем причина?

- ѕолагаю, в системе образовани€. ¬ ѕортугалии мы начинаем учить английский в школе. я, к примеру, серьезно вз€лс€ за него лет с 14. » это здорово помогает нам уверенно чувствовать себ€ в любой стране. ¬ том числе и на поле, что очень важно. Ќекоторые футболисты не говор€т по-английски, но понимают.

—колько всего €зыков вы знаете?

- ѕортугальский, английский и испанский. ¬месте с моей семьей сюда приедет работающа€ у нас женщина. ќна с ”краины, и уже год или полтора нам готовит, делает уборку и т.д. » € об€зательно буду в общении с ней учить русский €зык. “ан€, так ее зовут, уже начала обучать мою жену и детей каким-то словам и фразам. Ёто оп€ть же к разговору о судьбе и предопределенности.

 ак вы нашли эту женщину?

- Ќам нужен был человек, который помогал бы по дому. ћо€ жена ходила делать прическу и маникюр к другой украинке. “а и рекомендовала “аню.

ƒумаете, осилите русский? —ложнейший ведь €зык.

- я должен сделать это! "—пасибо", "доброе утро", "добрый день" уже знаю. (”лыбаетс€.)

—казал бы "Ќе хочу" - переход не состо€лс€ бы

ќдин известный телекомментатор сказал в эфире, что в "«енит" вы перешли в том числе и потому, что ваши с ƒанни жены - подруги. Ёто так?

- (—меетс€.) ќни еще даже не знакомы! ј € впервые увидел жену ƒанни здесь, в –оссии. ќни с первого же дн€ начали здорово мне помогать: как и семь€ ‘ернанду ћейры. ѕоказали город, не раз приглашали на ужин, сделали еще массу вещей.

¬ы все втроем играли на ќлимпиаде-2004 в јфинах. “огда и зародилась ваша дружба?

- — ƒанни - да, а с ћейрой - еще раньше, когда брат играл вместе с ним в "Ѕенфике". ј с ƒанни мы очень сблизились в первой сборной ѕортугалии.

Ќе будь в "«ените" португальцев, шансов на ваше по€вление в команде было бы меньше?

- Ќе думаю.  онечно, прекрасно, что здесь есть двое моих соотечественников и близких людей. Ќо дл€ мен€ в первую очередь было важно то, что "«енит" - серьезный клуб с большими задачами. » даже если бы земл€ков здесь не было, € все равно прин€л бы это предложение: такие делаютс€ раз в жизни.

¬аши партнеры по обороне "ѕорту" отправились в суперклубы: ѕепе - в "–еал", Ѕосингва - в "„елси".   вам тоже про€вл€ли интерес топ-клубы - "ћё", "Ѕарселона", "Ћион". ѕочему вы все-таки предпочли –оссию и "«енит"?

- ƒа, шансы уехать в перечисленные вами клубы у мен€ были. Ќо тогда "ѕорту" отказывалс€ от их предложений. ј предложение "«енита" прин€л. Ќо это было и мое личное желание. я мог сказать "ѕорту", что не хочу сюда ехать, и тогда бы в –оссии мен€ не было.

ƒл€ мен€ было очень важно, что главный тренер команды, очень известный в ≈вропе специалист, по-насто€щему хочет мен€ приобрести.   тому же € чувствовал, что нуждаюсь в новом опыте и здесь его получу. "«енит" будет играть в Ћиге чемпионов и может претендовать на все что угодно. Ётот фактор дл€ мен€ тоже был важен.

≈сли бы "ѕорту" не пропускал эту Ћигу чемпионов, могли бы там остатьс€?

- Ќет. я твердо решил уходить. ѕотому что провел там слишком много лет, и мне нужен был какой-то иной опыт. ’отел сделать это еще прошлым летом, и была возможность перейти в "Ѕарселону", но "ѕорту" отказалс€ мен€ продавать. — тех пор были и другие варианты, и мне хотелось оказатьс€ в какой-то другой лиге, с иными клубами и игроками: уверен, это позволит мне вырасти как игроку. ѕри этом мы попрощались с президентом "ѕорту" очень тепло, € попросил его передать всей команде пожелани€ успеха.

 акой чемпионат сильнее - португальский или российский?

- “ехнический уровень в российской премьер-лиге очень высок. Ќо когда ты провел в чемпионате всего одну игру, делать выводы не имеешь права.

јленичев - легенда "ѕорту"

”беждены, что отыграете в "«ените" все четыре года контракта?

- ¬ футболе никогда не знаешь, что с тобой произойдет. Ќо вначале € должен до конца прочувствовать, что такое игра в –оссии. » только года через два-три смогу сказать, хочу остатьс€ или перейти в какую-то другую лигу. Ќа сегодн€ мне здесь все нравитс€.

 огда играли в "ѕорту", кака€ лига привлекала вас больше всего?

- »спанска€, с ее сочетанием зрелищности, техники и скорости. Ќо € сделал выбор в пользу –оссии и ничуть не жалею.

ѕравда ли, что в вашем контракте с "ѕорту" значилась сумма отступных в 30 миллионов евро?

- ѕравда.

» как "«ениту" удалось сбить ее на 8 миллионов?

- ѕредложение "«енита" было лучшим из всех. — другой стороны, и € сам захотел его прин€ть. —кажи €: "’очу в другую команду и страну", - сделка не состо€лась бы.

„увствуете ли какое-то давление в св€зи с тем, что ваш трансфер - рекордный дл€ –оссии?

- я просто отдаю себ€ на тренировках и в играх на сто процентов. ћо€ об€занность - делать все, чтобы команда выигрывала все возможные матчи и титулы. Ѕольше ни о чем не думаю.

¬ы впервые приехали в —анкт-ѕетербург на подписание контракта. ћногие сначала нанос€т в –оссию "проверочные" визиты.

- я поступил так по двум причинам. ¬о-первых, ƒанни и ћейра подробно мне обо всем рассказали. ¬о-вторых, как следует изучил интернет, побеседовал с другими футболистами, выступавшими в –оссии и знающими "«енит". ¬се это и побудило мен€ прин€ть решение сразу.

Ќе с ћанише или  оштиньей ли общались? ” них-то как раз от приезда в –оссию должны были остатьс€ не лучшие воспоминани€.

- — вратарем Ќуну, который в свое врем€ играл в "ƒинамо", а потом вместе со мной в "ѕорту". ≈ще с одним сербским игроком, выступавшим в "ѕорту": у него есть друзь€, которые играют в –оссии, в том числе в "«ените". ќба рассказали мне много хорошего.

¬ курсе ли вы конфликта между  оштиньей, ныне спортивным директором "—портинга", и росси€нином ћаратом »змайловым?

- »змайлов - фантастический игрок, техничный, быстрый. я несколько раз играл против него, и однажды он забил нам решающий гол (в матче за —уперкубок ѕортугалии. - ѕрим. "—Ё"). —лышал о проблемах, которые были у него в клубе, но не знаю, как "—портинг" может позволить себе держать такого футболиста вне пол€. ќн должен играть, потому что знает, как это делаетс€!

≈ще с одним росси€нином, ƒмитрием јленичевым, вы в "ѕорту" пересечьс€ не успели. Ќо наверн€ка знаете о том, что он забил по голу в выигранных финалах обоих еврокубков.

-  онечно, знаю! јленичев - одна из легенд клуба. ћне кажетс€, как-то € даже тренировалс€ вместе с ним - в очень юном возрасте. ” ∆орже  ошты возникли проблемы в "ѕорту", он ушел в "„арльтон", и тренер позвал мен€ поработать с первой командой. –азумеетс€, знаю, что јленичев сделал дл€ "ѕорту", и считаю себ€ его поклонником. ≈сли доведетс€ встретитьс€ с ним в –оссии, с большим удовольствием пообщаюсь и вспомню те времена.

ѕроблемы с ћоуринью? Ќикаких

ћногое ли знали прежде о "«ените"?

-  онечно, был в курсе его побед в  убке ”≈‘ј и —уперкубке ≈вропы.  ак и того, что за него выступают ƒанни и ћейра. ћатч за —уперкубок, в котором ƒанни забил "ћё" победный гол, видел в пр€мом эфире. Ќу и, разумеетс€, не мог не знать о "«ените" потому, что играл здесь за ј≈ .

 ак прокомментируете разговоры в прессе о том, что в бытность в "ѕорту" вас за что-то невзлюбил ∆озе ћоуринью и когда его спросили о возможности вашего перехода в "»нтер", он только рассме€лс€?

- Ќи о том ни о другом ничего не слышал. Ёто неправда.  стати, у нас с ћоуринью один агент - ∆орже ћендеш, и если бы что-то подобное было в действительности, € бы об этом наверн€ка знал. ћоуринью - великий тренер и сильна€ личность. “о, чего он добилс€, говорит само за себ€. я с ним общалс€ всего раз или два, но сомнений в его мировом классе у мен€ нет никаких.

ѕочему же ћоуринью отправл€л вас по арендам, не пыта€сь задействовать в первой команде?

- ѕотому что € был очень молод! ј в "ѕорту" были чрезвычайно сильные защитники, и пробитьс€ в основной состав дл€ мен€ выгл€дело задачей почти невыполнимой. ѕоэтому, думаю, мен€ и отправл€ли в аренды - чтобы у мен€ была практика. Ќо лучше, конечно, спрашивать об этом самого ћоуринью. ј мне аренды, конечно, помогли.  огда ты молод - должен играть.

«а какую команду болели в финале Ћиги чемпионов - за "»нтер" или "Ѕаварию"?

- «а "»нтер". ѕотому что ћоуринью - португалец, и это единственное, что имело дл€ мен€ значени€. ћне кажетс€, вс€ наша наци€ поддерживала в тот день миланский клуб. ¬ерю, что и в "–еале" у него все получитс€. ћоуринью обладает огромным опытом работы с лучшими игроками мира, знает, как ими управл€ть, твердо верит в свои идеи.

 огда уже без ћоуринью вы попали-таки в основной состав "ѕорту", в первом же сезоне отличились тем, что боднули Ќуну √омеша и заработали красную карточку. „то случилось?

- ћы проигрывали "Ѕенфике" дома, эмоции были накалены, "стыки" были очень жесткими. “о, что тогда спонтанно произошло, иногда случаетс€ в футболе. Ќо у нас отличные отношени€ с Ќуну √омешем. ¬последствии мы не раз играли вместе в сборной, и нам нечего было делить. ј та ситуаци€, конечно, была моей ошибкой, € не должен был такого делать.

ƒоводилось читать, что после той истории вас в ѕортугалии прозвали ћатерацци. Ќо у мен€ это вызвало большие сомнени€: вы же, напротив, поступили скорее как «идан.

- » к тому же произошло это еще до чемпионата мира 2006 года. “ак что вы правы.

¬ы известны жесткой манерой игры. —ейчас вы такой же, как несколько лет назад, или с опытом пришло игровое спокойствие?

-  онечно, с годами € стал смотреть на футбол иначе. ¬едь и в жизни, взросле€, ты начинаешь вести себ€ более здраво и взвешенно. ¬ игре - то же самое. Ќо вот что не изменилось, так это то, что € по-прежнему не люблю проигрывать. ƒаже когда мы в межсезонье выходим погон€ть м€ч с брать€ми, прин€ть поражение дл€ мен€ очень сложно. Ёто неотъемлема€ черта моей личности.

–асскажите о мастер-классе по игре в защите, провести который вас недавно пригласила ‘»‘ј.

- ѕриглашение последовало потому, что у мен€ при большом количестве единоборств за последнее врем€ было наименьшее количество фолов и желтых карточек. ¬от мен€ и пригласили провести дл€ сайта ‘»‘ј этакий видеоурок по технике отборов, подкатов и т.д. ƒл€ мен€ это стало предметом гордости. ¬се сделали максимально удобно: € не летал в Ўвейцарию - наоборот, ко мне в "ѕорту" прислали съемочную группу, котора€ фиксировала абсолютно все.

ќшибки арбитров - не оправдание

¬ сборную ѕортугалии вас впервые пригласил Ћуиз ‘елипе —колари. — ним вы играли в гораздо более атакующий футбол, чем с  арлушем  ейрошем.  акой стиль вам больше по душе?

- Ќе могу сказать, что предпочитаю какой-то стиль. ¬се тренеры работают по-разному, и как о —колари, так и о  ейроше при всей разнице в их подходах могу сказать только хорошее.

—о —колари поддерживаете отношени€?

- »ногда разговариваем. ќн очень мен€ поддерживал, и чрезвычайно важно, когда это происходит на первых порах твоего пребывани€ в сборной.

”дивились, когда он уехал в ”збекистан?

- ¬ первый момент - да. Ќо тренер, как и футболист, в любой момент может оказатьс€ в любой точке земного шара. ≈сли люди так хотели видеть его там - значит, он чувствовал себ€ в ”збекистане хорошо. —ейчас он возглавил "ѕалмейрас".

ѕомните ли, как сборна€ ѕортугалии еще без вас сокрушила в Ћиссабоне российскую команду - 7:1?

- Ёто был, если не ошибаюсь, 2004 год, как раз когда € играл в √реции. ѕоэтому целиком матч, по-моему, не видел - только "нарезку" голов.

¬ратарем росси€н был не кто иной, как ваш нынешний одноклубник по "«ениту" ћалафеев. ѕри случае не напомните ему о той игре?

- Ќе-ет! ¬едь тогда он в ответ напомнит мне о матче "«енит" - ј≈ !

ј помните ли вы, что произошло 6 июн€ 2009 года?

- (ѕауза.) Ќе припоминаю...

 ак же так - вы на третьей добавленной минуте забили в јлбании победный гол, который оставил ѕортугалии шансы попасть на „ћ-2010!

- ќ да! я часто не запоминаю точные даты. Ќо вы правы - не выиграй мы тот матч, в стыковые игры точно не прошли бы. » такие голы, конечно, запоминаютс€ на всю жизнь. ћне не об€зательно забивать - куда важнее помогать команде. ќднако если это происходит посредством твоего гола, эмоции испытываешь, конечно, особые.

Ёто был самый счастливый день в карьере?

- ќчень важный - точно.  ак и тот, когда забил м€ч Ѕоснии в "стыках". ј был еще гол в ворота "—портинга" со штрафного. „тобы выйти на первое место, надо было победить, и этот удар принес победу - 2:1, а затем чемпионство. ћен€ же в том году признали лучшим футболистом сезона-2008/09 в португальской лиге.

Ѕывали у вас и событи€ похуже - так, в матче 1/8 финала Ћиги чемпионов с "ћё" отдали м€ч пр€мо на ногу –уни, и тот забил.

-   счастью, матч мы все же свели к ничьей, в противном случае € чувствовал бы себ€ намного более скверно. Ќо и так было т€жело. ћы должны стойко переносить такие удары. » теперь мое поведение одинаково и тогда, когда €, допустим, забиваю решающий гол, и когда совершаю серьезную ошибку. ¬ футболе ты об€зан сохран€ть психологический баланс. Ќе слишком сильно ликовать при успехе и не убиватьс€ насмерть при неудаче. “олько при таком эмоциональном самоконтроле можно быть стабильным игроком.

Ќевесело вам, полагаю, было и в тот день, когда вы не забили послематчевый пенальти в ворота "Ўальке", и "ѕорту" уступил немцам место в четвертьфинале Ћиги.

- ƒа, пробил в левый от себ€ угол, и вратарь парировал м€ч. Ќо впоследствии подходил к 11-метровой отметке и забивал. Ќадо понимать, что и такие вещи случаютс€, и они тоже не должны выводить теб€ из равновеси€. ѕонимаете, любой гол - чь€-то ошибка. Ќо ошибка защитника более очевидна, поскольку м€ч сразу оказываетс€ на ударной позиции.

¬ернемс€ к пенальти. ≈сли бы »спани€ сыграла с ѕортугалией вничью, вы бы били послематчевый 11-метровый?

- ≈сли бы тренер выбрал мен€ - да. Ќо, думаю, в первой п€терке € бы не был.

—огласны ли вы с Ёйсебио, сказавшим, что вы проиграли только из-за неверно засчитанного гола ƒавида ¬ильи?

- ¬озможно, поскольку та игра была равной. ћы здорово защищались и пытались контратаковать, испанцы же не показывали чего-то выдающегос€. Ќо если лайнсмен не зафиксировал офсайд, то гол засчитан - и точка. ћы должны это принимать и не стоит жаловатьс€. —амое легкое дл€ футболиста проигравшей команды - найти оправдание в ошибке судьи. я не из тех, кто это делает. —тараюсь отдать игре и команде все - а ошибитьс€ может как арбитр, так и любой игрок, включа€ мен€.

–азговор с альпинистом

Ёйсебио и ‘игу критиковали  риштиану –оналду за его поведение после матча с »спанией, когда капитан сборной отказалс€ отвечать на вопросы журналистов, переадресовав прессу к  ейрошу, и плюнул под ноги телеоператору. „то думаете по этому поводу?

- Ёто мнение уважаемых людей. Ћюбой игрок, соверша€ какой-то поступок, должен отдавать себе отчет в его последстви€х.  то-то счел, что  риштиану был прав, кто-то - наоборот.  аждый имеет право на оценку в зависимости от собственного воспитани€, взгл€дов на жизнь. я же не считаю себ€ вправе его судить.

ћногие вообще считают, что  риштиану не был насто€щим капитаном сборной ѕортугалии.

- я считаю его фантастическим игроком. Ћюди, наход€щиес€ вне команды, не знают, насколько он важен дл€ команды. » то, что он делает дл€ всей страны, невозможно переоценить. Ћично дл€ мен€ он - капитан. ≈сли же он не захочет им быть, то должен поговорить с тренером. » если тренер не пожелает видеть –оналду капитаном, то должен вз€ть на себ€ ответственность и забрать у  риштиану пов€зку. “ут все очень просто. “ренер должен прин€ть решение, это его работа. √ораздо легче пойти к прессе и начать рассуждать, что он недостаточно хорош дл€ этой роли и т.д.

“о есть на сегодн€ не €сно, останетс€ ли –оналду капитаном?

- я этого не знаю.

 ого бы вы могли назвать самыми уважаемыми игроками в раздевалке португальской сборной?

-  риштиану, —имау, –икарду  арвалью, ƒеку. Ќо выбор капитана - за тренером.

–ады ли вы, что  ейрош осталс€ главным тренером?

- ќн проделал хорошую работу. ƒа, мы проиграли во втором раунде, но будущему чемпиону мира. Ѕезусловно, с уровнем наших игроков мы способны проходить дальше, но в футболе может победить только одна команда. », мне кажетс€, тренер заслужил еще один шанс, еще один цикл.

Ќо когда команда с такими игроками не забивает в трех из четырех матчей „ћ-2010, это выгл€дит странно.

- ѕричина - высочайший уровень турнира, где забивать очень сложно. ј может, просто все предназначенные нам голы мы забили в ворота —еверной  ореи... (Ќевесело улыбаетс€.) ¬ любом случае мы сделали все что могли. » если извлечем уроки из этого первенства, в следующий раз можем выступить намного лучше.

„итал,  ейрош во врем€ подготовки к ёжной јфрике сделал р€д необычных шагов: вы имитировали военные действи€ в форме цвета хаки, а также встречались со знаменитым альпинистом, покорившим 14 восьмитыс€чников.

- ƒа, тем самым он стремилс€ объединить команду, и это здорово сработало. ≈динство в сборной было исключительным. ј разговор с альпинистом произвел сильнейшее впечатление - мы пон€ли, что такое преодолевать насто€щие трудности и не жаловатьс€ на них. » оп€ть же работать как команда - причем когда действительно нет права на ошибку.  стати, это очень скромный человек, который не любит публично рассказывать о своих достижени€х. ’от€ добитьс€ их крайне непросто.

—ейчас  ейрош на мес€ц дисквалифицирован португальской федерацией футбола за то, что еще перед „ћ-2010 оскорбил главу антидопингового комитета, прервавшего тренировку. —огласны с таким решением?

- ” мен€ нет мнени€ по этому поводу. Ёто проблема федерации и тренера. √лавное - чтобы это не пошло во вред команде.

¬ –оссии тоже есть песок!

 акие самые большие впечатлени€ у вас на сегодн€ от —паллетти?

- ¬ высшей степени профессиональный человек! ќн стремитс€, чтобы все в команде делалось идеально, много говорит с нами - в частности о тактике. ѕонаблюдав за —паллетти, € пришел к выводу, что могу стать намного сильнее, работа€ у него. » вс€ команда тоже.

ћожете представить себ€ однажды капитаном "«енита"?

- ≈сли моим одноклубникам и болельщикам будет нравитьс€ мо€ игра, если опыт в первые годы в —анкт-ѕетербурге выйдет положительным, если тренер этого захочет - дл€ мен€ это будет большим удовольствием! —тать капитаном такой команды, как "«енит", - фантастика!

 то, на ваш взгл€д, сегодн€ лучший центральный защитник мира?

- ћне больше всего нрав€тс€ ѕуйоль и ‘ердинанд. ѕоведение ѕуйол€ на поле - просто образец.

Ѕыло ли у вас прозвище в ѕортугалии?

- Ќет.

„ем вы любите заниматьс€ помимо футбола?

- ¬ ѕортугалии у мен€ было хобби - играть на песке в фут-волей (суд€ по всему, аналог нашего теннисбола. - ѕрим. "—Ё"). — друзь€ми в свободное врем€ частенько этим занимались. Ќо здесь буду проводить максимум времени с семьей и учить русский €зык, познавать культуру города и страны.

ѕо чему больше всего будете скучать?

- Ќе по чему, а по кому. ѕо друзь€м. ƒумал, что буду очень скучать по песку. ѕл€жному песку, который € так люблю.  огда ехал сюда, полагал, что его здесь не найти. Ќо оказалось, что он есть!

„его мечтаете добитьс€ в –оссии?

- ¬о-первых, выиграть национальный титул. ј потом - большой европейский турнир. Ёто главное, за чем € сюда приехал. » знаю, что мы на это способны.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11333
ћаксим јверин
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9472
ёрий ¬ойнов
‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9709
‘редди ћеркьюри

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru