Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√арри  аспаров

   /   

Harry Kasparov

   /
             
‘отографи€ √арри  аспаров (photo Harry Kasparov)
   

ƒень рождени€: 13.04.1963 года
ћесто рождени€: Ѕаку, ———–
¬озраст: 57 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


„еловек проиграл

13й чемпион мира по шахматам, гроссмейтер

¬ 1997 году √арри  аспаров проиграл шахматный матч компьютеру Deep Blue. ¬ первой партии матча компьютер сделал ход, который вывел  аспарова из равновеси€ и заставил экспертов говорить о скрытой силе искусственного интеллекта. ѕоражение  аспарова навсегда изменило историю шахмат, и только спуст€ несколько лет вы€снилось, что за ним сто€ла случайность - обычный компьютерный сбой.

19.10.2012

ѕоражение √арри  аспарова было по-насто€щему обескураживающим. ѕосле того как в 1985 году российский гроссмейстер стал самым молодым чемпионом мира по шахматам, он не покидал первой строчки рейтинга ‘»ƒ≈.   1997 году  аспаров был шестикратным обладателем шахматного "ќскара" и уже тогда укрепилс€ в статусе одного из самых молодых и талантливых игроков в истории шахмат. —реди людей  аспарову не было равных, и никто не ожидал, что достойным соперником ему может стать компьютер. ¬ то врем€ никто не воспринимал шахматные программы всерьез - ни одной серьезной победы они не одержали, не говор€ о победе над чемпионом мира.

√арри  аспаров фотографи€
√арри  аспаров фотографи€

ƒл€  аспарова это был не первый опыт игры против Deep Blue, разработанного компанией IBM. ¬ 1996 году  аспаров играл с этим суперкомпьютером и одержал уверенную победу 4:2, проиграв всего одну партию из шести и одержав три победы. “ем не менее, в этом матче компьютер установил историческое достижение: никогда еще действующий чемпион мира не проигрывал машине в партии с классическим контролем времени.  аспаров, однако, все равно считал, что компьютер не может его победить. "¬ классических шахматах, на серьезном уровне, компьютерам ничего не светит в XX веке" - эти слова  аспарова журналисты охотно вспоминали после матча-реванша.

«а год IBM доработала Deep Blue, усилив его мощность почти в два раза: новый суперкомпьютер был способен просчитывать 200 миллионов позиций в секунду, его пикова€ производительность составл€ла 11,38 гигафлопс, и в рейтинге самых мощных суперкомпьютеров мира Deep Blue занимал 259 место. ћатч-реванш с  аспаровым был широко разрекламирован, за ним следили во всем мире. » дл€ экспертов, и дл€ обычных любителей шахмат, и даже дл€ посторонних людей это была не просто игра, это было романтическое противосто€ние человека и машины.

 ак и предыдущий матч, этот состо€л из шести партий, первую из которых чемпион мира выиграл белыми довольно уверенно. ѕеред игрой  аспаров не сомневалс€ в своих силах, и, суд€ его по поведению на пресс-конференции после, эта победа только укрепила его уверенность. ќднако именно в первой партии произошло событие, возможно, определившее исход всего матча. ¬ сбалансированной позиции в эндшпиле Deep Blue сделал ход, который не укладывалс€ ни в какие теории. ’од был очень плохим, и несколько минут спуст€ компьютер сдалс€.

¬ недавно вышедшей книге журналиста The New York Times Ќейта —илвера "The Signal and the Noise: Why So Many Predictions Fail - But Some Don't" ("—игнал и шум: ѕочему некоторые прогнозы сбываютс€") один из создателей Deep Blue ћюррей  эмбел рассказал, что компьютер сделал этот ход по ошибке. јвторы программы Deep Blue знали об этой ошибке (она всегда возникала в эндшпиле, а ошибочный ход был 44-м) и думали, что избавились от нее. “ак как между парти€ми, по услови€м матча, программисты могли вносить изменени€ в код, уже ко второй партии ошибка была устранена.

¬торую партию  аспаров неожиданно проиграл, причем чемпион мира €вно действовал необдуманно. ќн сдалс€ на 45 ходу, хот€ имел очевидную (дл€ шахматиста его уровн€) возможность в несколько ходов свести матч к ничьей. —илвер предполагает, что, анализиру€ тот самый спорный 44 ход Deep Blue в первой партии,  аспаров и его помощники могли переоценить силу компьютера, поэтому шахматист утратил уверенность: в его глазах соперник стал гораздо сильнее, чем был на самом деле,  аспаров стал его бо€тьс€.

¬озможно, именно это и стало причиной поражени€  аспарова - по крайней мере, так полагает —илвер. ѕосле второй партии чемпион мира обвинил команду IBM в жульничестве - он за€вил, что Deep Blue дают советы сильные шахматисты, потому что он играет не как компьютер.  эмбел за€вил, что ни одного убедительного доказательства этих обвинений за 15 лет, прошедших со дн€ матча, так и не было представлено. ¬ напр€женной атмосфере  аспаров свел три следующие партии вничью, и перед решающей партией счет был равный 2,5:2,5.

ѕоследнюю партию  аспаров играл черными и выбрал защиту  аро- анн, но почти сразу же ошибс€ в дебюте. Ёту ошибку можно было объ€снить только нестабильным эмоциональным состо€нием чемпиона мира, потому что  аспаров не раз играл эту защиту и никогда не пыталс€ отойти от известных вариантов, к тому же дебют - сама€ консервативна€ часть шахматной партии. ¬озможно, ход  аспарова не был ошибкой, и таким образом он хотел запутать компьютер. Ќо если это так, то его план провалилс€ - на 17 ходу  аспаров сдалс€, проиграв партию, а с ней и весь матч.

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14091
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:10743
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:9846
ёрий Ўатунов

ѕобеда Deep Blue стала переломом в истории шахматного противосто€ни€ машины и человека. ¬ следующем 1998 году программа Rebel 10 выиграла матч против ¬ишванатана јнанда, который тогда хоть и не был лучшим в мире, но уже играл очень сильно. ¬ 2003-м  аспаров сыграл вничью матч из шести партий с Deep Junior, а в 2006 году компьютер вновь обыграл чемпиона мира: программа Deep Fritz выиграла матч у ¬ладимира  рамника, который из шести партий не сумел победить ни в одной.

ѕосле поражени€  рамника попул€рность матчей человека против компьютера стала падать. ƒело в том, что компьютерные шахматные программы развивались слишком быстро, и примерно в 2007 году стали играть лучше любого шахматиста, даже самого сильного. ”же в 2009 году на мобильных телефонах по€вились программы, играющие на уровне гроссмейстера. —ейчас рейтинг Ёло самой сильной шахматной программы Houdini, разработанной бельгийцем –обером ”даром, составл€ет 3306 пунктов. ƒл€ сравнени€, рейтинг  аспарова - до сих пор никем не превзойденный - на пике составл€л 2851 пункт.

Ўахматные суперкомпьютеры теперь соревнуютс€ между собой и помогают лучшим шахматистам мира в подготовке к серьезным матчам. ќднако IBM, как будто в знак признательности, трогательно хранит на своем сайте страницу, посв€щенную первой победе Deep Blue и люд€м, которые его создали.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19901
јнук Ёме
‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23860
‘абио  апелло
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19847
Ѕренден јдамс

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru