Меркурий Гиляров

Mercuriy Gilyarov

Фотография Меркурий Гиляров (photo Mercuriy Gilyarov)

День рождения: 06.03.1912 года
Возраст: 73 года
Место рождения: Киев, Россия
Дата смерти: 02.03.1985 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Русский, советский зоолог, энтомолог, основоположник почвенной зоологии, биолог-эволюционист

Советский зоолог, энтомолог, основоположник отечественной почвенной зоологии, биолог-эволюционист, академик АН СССР (1974).

22.11.2018

Гиляров Меркурий Сергеевич родился 22 февраля (6 марта) 1912 года в городе Киев. Фамильными чертами семьи Гиляровых были редкостное благородство и глубокая порядочность.Меркурий Сергеевич окончил Киевский государственный университет (1933), где учился под руководством зоолога, специалиста в области сравнительной анатомии позвоночных профессора М. М. Воскобойникова. Рецензентом дипломной работы был выдающийся эволюционист, профессор (впоследствии академик) И. И. Шмальгаузен. Затем работал в сельскохозяйственных учреждениях на Украине. С 1936 — в Москве. В 1938—1944 руководил Отделом защиты растений Всесоюзного института каучуконосов. В 1944—1955 старший научный сотрудник, с 1955 заведующий лабораторией почвенной зоологии института эволюционной морфологии и экологии АН СССР; одновременно (1949—1978) профессор Московского педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский государственный педагогический университет). Доктор биологических наук (1947), член-корреспондент АН СССР (1966), академик АН СССР (1974). Был главным редактором «Журнала общей биологии». Член экспертной комиссии по биологии (1951—1975). Член (1940), член президиума, руководитель секции биологии почв (1956—1985), почетный член (1977) Всесоюзного общества почвоведов. Членом КПСС не был.Умер 2 марта 1985 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании Института проблем экологии и эволюции (Ленинский проспект, 33) — мемориальная доска.Опубликовал около 500 научных работ. Основные труды по разработке мер борьбы с почвенными вредителями, роли животных в почвообразовании, эволюции насекомых и др. членистоногих, закономерностям естественного отбора, зоологическим методам диагностики почв, биогеоценологии. Под его руководством большой коллектив авторов создал единственный в мире «Определитель обитающих в почве личинок насекомых» и «Определитель почвообитающих клещей». Гиляров Меркурий Сергеевич создал новую отрасль биологии — почвенную зоологию, рождением которой считается 1939 год, когда в журнале «Почвоведение» были опубликованы две его статьи: «Почвенная фауна и жизнь почвы» и «Влияние почвенных условий на фауну почвенных вредителей» [Почвоведение, No.6, 9].

Меркурий Гиляров фотография

Катерина Гечмен-Вальдек
Катерина Гечмен-Вальдек
Может ли кошка прожить 38 лет?
Джейк Перри