Людибиографии, истории, факты, фотографии

Вольф Мерлин

   /   

Wolf Merlin

   /
             
Фотография Вольф Мерлин (photo Wolf Merlin)
   

День рождения: 22.01.1898 года
Место рождения: Могилёв, Беларусь
Дата смерти: 06.04.1982 года
Место смерти: Пермь, Россия
Возраст: 84 года

Гражданство: Россия

Вольф Мерлин. Биография

Советский психолог, профессор

Ученик и один из ближайших сотрудников (в 1921—1931 г.г.) профессора М. Я. Басова, продолжатель исследований целостной личности в естественных экспериментах по А. Ф. Лазурскому, в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований многомерных закономерностей онтогенетического развития индивидуального своеобразия и социально-типичных свойств личности в различных видах и формах поведения, практической и теоретической деятельности; развивал идеи и опыт медико-психофизиологических, психологических и социально-психологических исследований академика В. М. Бехтерева; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии междисциплинарных исследований человека как интегральной индивидуальности.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.10.2021

Рожден и воспитан в семье Соломона Наумовича (Хаим-Шлёмы Несанелевича) Мерлина, учителя математики могилевской классической мужской гимназии им. императора Александра I Виленского учебного округа. В семье и в гимназии Вольф Мерлин получил классическое образование, овладел 5 языками, включая греческий и латынь. По окончании учёбы в классической гимназии Вольф Мерлин получил право преподавания в народных школах и право поступления в ВУЗы России.

Начало творческой педагогической деятельности

Реклама:

С 1918 по 1920 г. он работал инструктором по внешкольному образованию уездного отдела народного образования в Рязанской губернии. Участвовал в историческом первом и единственном Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 г. с участием В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, посвященном ликвидации безграмотности в стране.

Петроградско — Ленинградский период (1920—1931)

В 1920 г. Мерлин поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования, где с 1921 г. стал читать лекции известный педагог, соратник Н. К. Крупской, Е. Я. Голант, а по психологии — профессор М. Я. Басов. Во время учёбы в институте начал исследовательскую работу в научной группе Е. Я. Голанта -М. Я. Басова по изучению педагогической работы со взрослыми, а также подрабатывал публичными лекциями в Петрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза.

По окончании института, в 1923—1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К. Цеткин в Ленинграде. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923—1924 гг.), руководимой М. Я. Басовым, возглавлявшим также педологическое отделение Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

В 1924—1925: В. С. Мерлин — научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми" «Комиссия работала под общим руководством профессора М. Я. Басова и Е. Я. Голанта и под моим непосредственным руководством».

В 1924—1925 учебном году В. С. Мерлин -преподаватель психологии Ленинградского педагогического техникума им. К. Д. Ушинского.

Лучшие дня

Долгожданный первенец, с серьезной патологией
Посетило:71560
Ник Вуйчич
Грустный клоун
Посетило:47642
Ромен Гари
Печем блины на скорость
Посетило:8274
Росс МакКерди

В 1925 г. Мерлин получил от М. Я. Басова приглашение работать на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена в качестве ассистента кафедры психологии. Здесь им были подготовлены первые публикации результатов его исследований.

В 1929 В. С. Мерлин был переведен на должность доцента этой кафедры.

Одновременно работая в 1927—1931 гг. в Ленинградском институте научной педагогики, Мерлин развивал исследования Басова и руководил научной группой по изучению становления и развития мировоззрения и личности младших школьников из разных социальных групп в связи с социальными и эмоциональными установками личности, формой организации эмоционального строя ребёнка и индивидуальными особенностями речевого мышления в условиях коллективного общения. Исследование проводилось в течение 1927/1928 уч.года с участием экспериментатора и второго наблюдателя существенно модернизированным методом клинической беседы Jean Piaget Jean Piaget. , структурированной методикой наблюдения и схемой исследования личности М. Я. Басова и естественного эксперимента А. Ф. Лазурского с использованием эмоционально насыщенных рассказов о проблемных социальных отношениях людей, которые наряду с основным вопросом к рассказу выступали как стимульный материал для осмысливания и развернутых оценок детьми. По оценке М. Я. Басова в такой постановке проблема мировоззрения была нова для мировой педологии и в то же время выступала как «конечный завершающий вопрос всей проблемы мышления». Исследование, в силу его пионерского характера, ставило прежде всего задачу проверки разработанных методов, тем не менее позволило сделать предварительные, но важные выводы о взаимосвязях форм организации мышления и эмоционального строя личности детей со своеобразной системой социальных представлений ребёнка разных типов содержания: узко-социальных, расширенно-социальных и широко-социальных. Так было показано, что тесная связь эмоциональной и волевой жизни личности с её поведением, деятельностью, мышлением, речью и другими познавательными процессами уже вполне сформирована к началу обучения в школе, однако характер этих связей неоднозначен: он различен как для разных типов содержания социальных представлений детей, так и с психологически ясно выражаемыми эмоциональными свойствами личности.

Примечательно, что выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, который в 1930 г. по приглашению М. Я. Басова возглавил кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена, также в своих «Основах психологии» (1935) и "Основах общей психологии (1940) фактически активно развивал концепцию М. Я. Басова об эмоциональном строе личности в её связях с деятельностью, мышлением, мировоззрением, как и многие идеи В. С. Мерлина, существенно переосмыслившие популярную теорию эмоций У. Джемса.

Саратовский период (1931—1938)

После смерти М. Я. Басова в 1931 г. В. С. Мерлин переехал из Ленинграда в Саратов, где с 1932 по 1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую деятельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической наукой в России, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей школы В. С. Мерлина, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В 1934 г. он издаёт свою работу под названием «Конспект лекций по общей психологии».

Свердловский период (1938—1948)

С 1938 по 1948 г. Мерлин работал в Свердловском педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 г.) одновременно с педагогической работой в институте становится в 1942 г. научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение. В это время он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранения ослепших бойцов. Часть материалов этих практических работ были обобщены и опубликованы В. С. Мерлиным в Ученых записках МГУ, в его докладе на совещании по вопросам психологии личности в АПН СССР, а основная часть — лишь в 1968—1970 гг. в кн. «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Казанский период (1948—1954)

В 1948 году, в связи с возобновлением с 1947/48 уч. г. преподавания в средних школах СССР логики и психологии, Вольф Соломонович Мерлин был приглашён для преподавания на отделении русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета, на котором он работал до закрытия отделения в 1954 году. Здесь В. С. Мерлин готовил к защите докторскую диссертацию по дифференциальной психологии личности: «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 году, опубликована в Ученых записках Казанского университета в 1953 году). В этом университете В. С. Мерлин продолжил традиции воспитания ученых из числа студентов-исследователей своего учителя Михаила Яковлевича Басова и опыт создания научных школ Владимира Михайловича Бехтерева, Александра Фёдоровича Лазурского.

В собственных экспериментах В. С. Мерлина, в опытах и тщательных наблюдениях студентов-исследователей стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий в исследованиях личности. Исследования того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В то время под его руководством была выполнена кандидатская диссертация Евгения Александровича Климова, давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности. Таким образом, в центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Пермский период (1954—1982)

В 1953 г. Мерлин принимает приглашение на работу заведующим общеинститутской кафедрой общей психологии в педагогический институт г. Молотов (ныне г. Пермь). В 1954 г. он переехал в Пермь, где до своей смерти в апреле 1982 г. заведовал кафедрой психологии Пермского государственного педагогического института. В Пермском педагогическом институте (ныне ПГПУ), проработал четверть века, с 1954 г. до 1979 г. как заведующий кафедрой, затем, до смерти в 1982 г. в качестве профессора кафедры, руководителя лаборатории и аспирантуры кафедры, ведущего курс общей психологии и спецкурсы на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитания (ныне — факультет педагогики и психологии детства]). Основные сферы интересов в Пермский период: философия и многозначные логики, математические языки и методы статистического многомерного анализа вероятностных процессов, общая (теоретическая) и возрастная психология, психофизиология и психология личности (1954—1971), затем системное исследование индивидуальности человека (1972—1982), реализованные первоначально во 2-м, кардинально переработанном издании «Очерка теории темперамента», Пермь, 1973.).

В 1959 была опубликована монография Мерлина «Очерк психологии личности» (1959). С 1958 г. он возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с 1959 по 1982 г. являлся членом Центрального Совета Общества психологов, в 1965 г. — членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 г. — членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР.

В 1964 году в издательстве «Просвещение» вышел фундаментальный труд В. С. Мерлина «Очерк теории темперамента», который подвел итог большого периода исследований автора, его учеников и сотрудников и по сей день является учебником по проблемам темперамента. Во второе издание, появившееся в 1973 г., вошли главы, написанные учениками и сотрудниками В. С. Мерлина, посвященные возрастному развитию темперамента, взаимосвязи темперамента и способностей, темперамента и различных видов деятельности. В 1968 г. Мерлин издаёт первую часть монографии «Экспериментальная психология личности».

К 1975 году Мерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности, в которой геном выступает базой созревания разных типов и свойств нервной системы и психосоматического организма в целом, а прижизненно формируемые индивидуальные стили различных видов деятельности и многоуровневого языкового общения занимают ключевое место, выступают опосредствующими звеньями между иерархизованными уровнями свойств и инвариантных симптомокомплексов индивидуальности.

Незадолго до смерти Мерлин закончил машинописный вариант монографии « Очерки интегрального исследования индивидуальности». Книга была издана в издательстве «Просвещение» четыре года спустя, в 1986 году.

Семья

Первая супруга — Галина Борисовна Курляндская (24 октября (6 ноября) 1912, Саратов — 11 июня 2012). Известный советский литературовед, доктор филологических наук, профессор Орловского государственного университета. Вторая супруга — Антонова Елена Николаевна (1925—2000), преподаватель русского языка и литературы. Дети:

Анатолий Вольфович Мерлин (25 ноября 1937, Свердловск — 14 мая 2015, Чебоксары) — кандидат физико-математических наук, декан математического факультета Чувашского государственного университета (1998—2008). Усыновлён;

Валерий Вольфович Мерлин (род. 1954, Казань) — кандидат филологических наук, автор работ по русскому стиху и культурологии.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Иван Якубовский. Биография
Посетило:8772
Иван Якубовский
Маркиз де Сад: Воспевая секс-свободы и насилие
Посетило:8342
Маркиз Де Сад
Грустный клоун
Посетило:47642
Ромен Гари

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history