Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ольф ћерлин

   /   

Wolf Merlin

   /
             
‘отографи€ ¬ольф ћерлин (photo Wolf Merlin)
   

ƒень рождени€: 22.01.1898 года
ћесто рождени€: ћогилЄв, Ѕеларусь
ƒата смерти: 06.04.1982 года
ћесто смерти: ѕермь, ———–
¬озраст: 84 года

√ражданство: ———–

¬ольф ћерлин. Ѕиографи€

—оветский психолог, профессор

”ченик и один из ближайших сотрудников (в 1921Ч1931 г.г.) профессора ћ. я. Ѕасова, продолжатель исследований целостной личности в естественных экспериментах по ј. ‘. Ћазурскому, в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований многомерных закономерностей онтогенетического развити€ индивидуального своеобрази€ и социально-типичных свойств личности в различных видах и формах поведени€, практической и теоретической де€тельности; развивал идеи и опыт медико-психофизиологических, психологических и социально-психологических исследований академика ¬. ћ. Ѕехтерева; автор теории индивидуальных стилей де€тельности и жизнеде€тельности; автор и разработчик системной методологии междисциплинарных исследований человека как интегральной индивидуальности.

12.10.2021

–ожден и воспитан в семье —оломона Ќаумовича (’аим-ЎлЄмы Ќесанелевича) ћерлина, учител€ математики могилевской классической мужской гимназии им. императора јлександра I ¬иленского учебного округа. ¬ семье и в гимназии ¬ольф ћерлин получил классическое образование, овладел 5 €зыками, включа€ греческий и латынь. ѕо окончании учЄбы в классической гимназии ¬ольф ћерлин получил право преподавани€ в народных школах и право поступлени€ в ¬”«ы –оссии.

Ќачало творческой педагогической де€тельности

— 1918 по 1920 г. он работал инструктором по внешкольному образованию уездного отдела народного образовани€ в –€занской губернии. ”частвовал в историческом первом и единственном ¬сероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 ма€ 1919 г. с участием ¬. ». Ћенина, Ќ.  .  рупской, ј. ¬. Ћуначарского, посв€щенном ликвидации безграмотности в стране.

ѕетроградско Ч Ћенинградский период (1920Ч1931)

¬ 1920 г. ћерлин поступил на педагогический факультет ѕетроградского педагогического института внешкольного образовани€, где с 1921 г. стал читать лекции известный педагог, соратник Ќ.  .  рупской, ≈. я. √олант, а по психологии Ч профессор ћ. я. Ѕасов. ¬о врем€ учЄбы в институте начал исследовательскую работу в научной группе ≈. я. √оланта -ћ. я. Ѕасова по изучению педагогической работы со взрослыми, а также подрабатывал публичными лекци€ми в ѕетрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза.

ѕо окончании института, в 1923Ч1924 гг. ћерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им.  . ÷еткин в Ћенинграде. Ќаучна€ де€тельность началась в Ћенинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923Ч1924 гг.), руководимой ћ. я. Ѕасовым, возглавл€вшим также педологическое отделение Ћенинградского педагогического института им. ј. ». √ерцена.

¬ 1924Ч1925: ¬. —. ћерлин Ч научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми" Ђ омисси€ работала под общим руководством профессора ћ. я. Ѕасова и ≈. я. √оланта и под моим непосредственным руководствомї.

¬ 1924Ч1925 учебном году ¬. —. ћерлин -преподаватель психологии Ћенинградского педагогического техникума им.  . ƒ. ”шинского.

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11380
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9564
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:7139
“ом ”эйтс

¬ 1925 г. ћерлин получил от ћ. я. Ѕасова приглашение работать на кафедре психологии Ћенинградского педагогического института им. ј. ». √ерцена в качестве ассистента кафедры психологии. «десь им были подготовлены первые публикации результатов его исследований.

¬ 1929 ¬. —. ћерлин был переведен на должность доцента этой кафедры.

ќдновременно работа€ в 1927Ч1931 гг. в Ћенинградском институте научной педагогики, ћерлин развивал исследовани€ Ѕасова и руководил научной группой по изучению становлени€ и развити€ мировоззрени€ и личности младших школьников из разных социальных групп в св€зи с социальными и эмоциональными установками личности, формой организации эмоционального стро€ ребЄнка и индивидуальными особенност€ми речевого мышлени€ в услови€х коллективного общени€. »сследование проводилось в течение 1927/1928 уч.года с участием экспериментатора и второго наблюдател€ существенно модернизированным методом клинической беседы Jean Piaget Jean Piaget. , структурированной методикой наблюдени€ и схемой исследовани€ личности ћ. я. Ѕасова и естественного эксперимента ј. ‘. Ћазурского с использованием эмоционально насыщенных рассказов о проблемных социальных отношени€х людей, которые нар€ду с основным вопросом к рассказу выступали как стимульный материал дл€ осмысливани€ и развернутых оценок детьми. ѕо оценке ћ. я. Ѕасова в такой постановке проблема мировоззрени€ была нова дл€ мировой педологии и в то же врем€ выступала как Ђконечный завершающий вопрос всей проблемы мышлени€ї. »сследование, в силу его пионерского характера, ставило прежде всего задачу проверки разработанных методов, тем не менее позволило сделать предварительные, но важные выводы о взаимосв€з€х форм организации мышлени€ и эмоционального стро€ личности детей со своеобразной системой социальных представлений ребЄнка разных типов содержани€: узко-социальных, расширенно-социальных и широко-социальных. “ак было показано, что тесна€ св€зь эмоциональной и волевой жизни личности с еЄ поведением, де€тельностью, мышлением, речью и другими познавательными процессами уже вполне сформирована к началу обучени€ в школе, однако характер этих св€зей неоднозначен: он различен как дл€ разных типов содержани€ социальных представлений детей, так и с психологически €сно выражаемыми эмоциональными свойствами личности.

ѕримечательно, что выдающийс€ отечественный психолог —. Ћ. –убинштейн, который в 1930 г. по приглашению ћ. я. Ѕасова возглавил кафедру психологии отделени€ педологии Ћ√ѕ» им. √ерцена, также в своих Ђќсновах психологииї (1935) и "ќсновах общей психологии (1940) фактически активно развивал концепцию ћ. я. Ѕасова об эмоциональном строе личности в еЄ св€з€х с де€тельностью, мышлением, мировоззрением, как и многие идеи ¬. —. ћерлина, существенно переосмыслившие попул€рную теорию эмоций ”. ƒжемса.

—аратовский период (1931Ч1938)

ѕосле смерти ћ. я. Ѕасова в 1931 г. ¬. —. ћерлин переехал из Ћенинграда в —аратов, где с 1932 по 1938 г. работал в —аратовском педагогическом институте и продолжал изучать волевую де€тельность, а в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Ђ¬олева€ де€тельность и условный рефлексї. ќна отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической наукой в –оссии, €вилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей ј. ‘. Ћазурского и ћ. я. Ѕасова, была св€зана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен дл€ всей школы ¬. —. ћерлина, Ч экспериментальное изучение психики в св€зи со свойствами нервной системы. ¬ 1934 г. он издаЄт свою работу под названием Ђ онспект лекций по общей психологииї.

—вердловский период (1938Ч1948)

— 1938 по 1948 г. ћерлин работал в —вердловском педагогическом институте. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны (с 1942 г.) одновременно с педагогической работой в институте становитс€ в 1942 г. научным консультантом в клинике »нститута психологии ћ√” при эвакогоспитале в —вердловске, оказыва€ психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потер€вшим конечности и зрение. ¬ это врем€ он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранени€ ослепших бойцов. „асть материалов этих практических работ были обобщены и опубликованы ¬. —. ћерлиным в ”ченых записках ћ√”, в его докладе на совещании по вопросам психологии личности в јѕЌ ———–, а основна€ часть Ч лишь в 1968Ч1970 гг. в кн. Ђѕроблемы экспериментальной психологии личностиї.

 азанский период (1948Ч1954)

¬ 1948 году, в св€зи с возобновлением с 1947/48 уч. г. преподавани€ в средних школах ———– логики и психологии, ¬ольф —оломонович ћерлин был приглашЄн дл€ преподавани€ на отделении русского €зыка, логики и психологии историко-филологического факультета  азанского университета, на котором он работал до закрыти€ отделени€ в 1954 году. «десь ¬. —. ћерлин готовил к защите докторскую диссертацию по дифференциальной психологии личности: Ђѕсихофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого актаї (защищена в 1950 году, опубликована в ”ченых записках  азанского университета в 1953 году). ¬ этом университете ¬. —. ћерлин продолжил традиции воспитани€ ученых из числа студентов-исследователей своего учител€ ћихаила яковлевича Ѕасова и опыт создани€ научных школ ¬ладимира ћихайловича Ѕехтерева, јлександра ‘Єдоровича Ћазурского.

¬ собственных экспериментах ¬. —. ћерлина, в опытах и тщательных наблюдени€х студентов-исследователей стала складыватьс€ концепци€ индивидуального стил€ де€тельности, индивидуальных различий в исследовани€х личности. »сследовани€ того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приход€т к успеху в работе, станов€тс€ передовиками. ¬ то врем€ под его руководством была выполнена кандидатска€ диссертаци€ ≈вгени€ јлександровича  лимова, давша€ начало направлению исследований индивидуального стил€ де€тельности. “аким образом, в центре научных интересов ¬. —. ћерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль де€тельности.

ѕермский период (1954Ч1982)

¬ 1953 г. ћерлин принимает приглашение на работу заведующим общеинститутской кафедрой общей психологии в педагогический институт г. ћолотов (ныне г. ѕермь). ¬ 1954 г. он переехал в ѕермь, где до своей смерти в апреле 1982 г. заведовал кафедрой психологии ѕермского государственного педагогического института. ¬ ѕермском педагогическом институте (ныне ѕ√ѕ”), проработал четверть века, с 1954 г. до 1979 г. как заведующий кафедрой, затем, до смерти в 1982 г. в качестве профессора кафедры, руководител€ лаборатории и аспирантуры кафедры, ведущего курс общей психологии и спецкурсы на факультете педагогики и психологии дошкольного воспитани€ (ныне Ч факультет педагогики и психологии детства]). ќсновные сферы интересов в ѕермский период: философи€ и многозначные логики, математические €зыки и методы статистического многомерного анализа веро€тностных процессов, обща€ (теоретическа€) и возрастна€ психологи€, психофизиологи€ и психологи€ личности (1954Ч1971), затем системное исследование индивидуальности человека (1972Ч1982), реализованные первоначально во 2-м, кардинально переработанном издании Ђќчерка теории темпераментаї, ѕермь, 1973.).

¬ 1959 была опубликована монографи€ ћерлина Ђќчерк психологии личностиї (1959). — 1958 г. он возглавл€л ”ральское отделение ќбщества психологов ———–, с 1959 по 1982 г. €вл€лс€ членом ÷ентрального —овета ќбщества психологов, в 1965 г. Ч членом ѕрограммного комитета XVIII ћеждународного психологического конгресса, с 1967 г. Ч членом ученой комиссии по психологии ћинистерства просвещени€ –—‘—–.

¬ 1964 году в издательстве Ђѕросвещениеї вышел фундаментальный труд ¬. —. ћерлина Ђќчерк теории темпераментаї, который подвел итог большого периода исследований автора, его учеников и сотрудников и по сей день €вл€етс€ учебником по проблемам темперамента. ¬о второе издание, по€вившеес€ в 1973 г., вошли главы, написанные учениками и сотрудниками ¬. —. ћерлина, посв€щенные возрастному развитию темперамента, взаимосв€зи темперамента и способностей, темперамента и различных видов де€тельности. ¬ 1968 г. ћерлин издаЄт первую часть монографии ЂЁкспериментальна€ психологи€ личностиї.

  1975 году ћерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности, в которой геном выступает базой созревани€ разных типов и свойств нервной системы и психосоматического организма в целом, а прижизненно формируемые индивидуальные стили различных видов де€тельности и многоуровневого €зыкового общени€ занимают ключевое место, выступают опосредствующими звень€ми между иерархизованными уровн€ми свойств и инвариантных симптомокомплексов индивидуальности.

Ќезадолго до смерти ћерлин закончил машинописный вариант монографии Ђ ќчерки интегрального исследовани€ индивидуальностиї.  нига была издана в издательстве Ђѕросвещениеї четыре года спуст€, в 1986 году.

—емь€

ѕерва€ супруга Ч √алина Ѕорисовна  урл€ндска€ (24 окт€бр€ (6 но€бр€) 1912, —аратов Ч 11 июн€ 2012). »звестный советский литературовед, доктор филологических наук, профессор ќрловского государственного университета. ¬тора€ супруга Ч јнтонова ≈лена Ќиколаевна (1925Ч2000), преподаватель русского €зыка и литературы. ƒети:

јнатолий ¬ольфович ћерлин (25 но€бр€ 1937, —вердловск Ч 14 ма€ 2015, „ебоксары) Ч кандидат физико-математических наук, декан математического факультета „увашского государственного университета (1998Ч2008). ”сыновлЄн;

¬алерий ¬ольфович ћерлин (род. 1954,  азань) Ч кандидат филологических наук, автор работ по русскому стиху и культурологии.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9564
ƒавид √оффен
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114129
јлександр ќрлов
јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15502
јлександр ¬асилевский

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru