Доктор психологических наук, профессор. Методолог, философ, психолог, игротехник, семиотик, культуролог.
26.02.2024
Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Руководитель методологического центра «Цивилизационные стратегии».
Член редколлегии журнала «Мир психологии».
Участник и один из лидеров методологического движения. Основатель Московского методолого-педагогического кружка.
Действительный член Международной академии акмеологических наук, Российской экологической академии, Академии социальных технологий и местного самоуправления, Академии социальных и педагогических наук, Русской секции Международной академии наук. Член Ассоциации консультантов по организационному развитию. Почетный преподаватель Международного университета психолого-педагогических инноваций.
В 1974 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование мыслительных операций студентов с использованием схематических изображений», в 1994 г. - докторскую диссертацию по теме «Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура», в 2006 г. - диссертацию на степень Grand doctor philosophy и получил звание полного профессора Русской секции Европейского университета информатизации.
В 1971 г. вошёл в Московский методологический кружок.
С 1974 г. работал в НИИ проблем высшей школы.
В 1978 г. основал Московский методолого-педагогический кружок.
В 1988 г. создал и возглавил первую в СССР кафедру методологии в Высшей школе управления Агропрома РСФСР.
С 1993 г. работает на кафедре акмеологии РАНХиГС.
В 1978-1979 гг. О.С. Анисимову удалось сконструировать набор высших базовых понятий и завершить этап становления «языка схематических изображений» (ЯСИ). Построенная парадигма удерживала как базовые содержания Гегеля, так и достижения ММК. Мышление и рефлексия получили своё инструментальное обеспечение.
В трактовке О.С. Анисимова «методология — область деятельности, функцией которой является создание и совершенствование интеллектуальных средств организации рефлексивных процессов». В соответствии с так введённым понятием, практикующий методологию мыслитель должен обладать способностью не просто рефлектировать собственное мышление («видеть» мышление), но и делать это с опорой на средства организации рефлексии. Анисимов дополнил акцент на рефлексивность как таковую требованием критериального обеспечение рефлексии.
К середине 80-х годов в Московском методолого-педагогическом кружке оформилась своя линия игропрактики с сохранением базисных установок методологии, и О.С. Анисимов создал свои образцы формирования игротехнических способностей. Эти достижения подкрепились созданием учебной кафедры методологии в Высшей школе управления АПК РСФСР в 1988 году по заказу руководителей отрасли на «новое управленческое мышление». Была разработана стратегия методологизации управленческого мышления, особая программа подготовки и налажено создание специальных учебных пособий. В основу педагогической работы была положена сформированная ранее игротехническая технологическая система.
C 1990 г. начала своё существование модульная система подготовки методологов, игротехников, управленцев и педагогов. Впоследствии педагогическая направленность модулей была заменена на продуктную, осуществляющую постановку и решение важных проблем разных аспектов культуры рефлексивного мышления. В таком виде система существует до настоящего времени, по-прежнему собирая состав участников из многих городов России и стран СНГ.
В последнее десятилетие О.С. Анисимовым активно ведутся разработки педагогических технологий по формированию стратегического мышления.
Основные публикации: более 450 работ.
Источник: psy.su
Драма пловчихи, которая лишилась руки Посетило:20942 ![]() |
Валерий Попенченко: Гений ринга и загадка судьбы Посетило:45215 ![]() |
Ксения Раппопорт: актриса, которая умеет говорить без слов Посетило:42031 ![]() |