Советский, казахстанский психолог, кандидат педагогических наук (по психологии, 1966), профессор.
12.10.2021
Ученик Мерлина Вольфа Соломоновича, продолжатель его идей изучения целостной личности, стилей жизнедеятельности и интегральной индивидуальности. Как объяснял сам автор, в становлении его взглядов и отношению к индивидуальному своеобразию человека, многомерным закономерностям онтогенетического его развития, большую роль сыграла личность Мерлина В. С. Эти идеи и психологические взгляды он пронес через всю жизнь и прививал в своих студентах, учениках и участниках его тренингов. Один из первых в СССР и Постсоветском пространстве психологов — тренеров, с начала 80-х годов, провел более 1000 тренингов (начиная от работы с партийными служащими СССР, руководством Министерства торговли Каз СССР и др.). Проводил психологические тренинги в Международной академии бизнеса РК, выездные семинары — лекции по практической психологии в ВУЗах Казахстана, России, Китая и Украины.
Субханкулов М. Г., как представитель советской психологии и последователь школы Мерлина В. С., пережил кризисы своих взглядов, от научных изысканий типологически обусловленного стиля деятельности и становления новообразований личности, связанных с производственной и учебной деятельностью (ориентировочные, исполнительные, контрольные операции), до нового для того времени направления - созданий условий для «провокации» изменений в индивидуальности человека через групповые формы «открытых встреч» (тренингов). Глубокое уважение личности Мерлина Вольфа Соломоновича, не дало ему усомнится в методологических и теоретических установках того времени основанное на советской идеологии и философии. В тоже время, увлеченность познанием человеческой природы способствовало его поиску и формированию собственных взглядов на организацию группового субъект - субъектного взаимодействия, для образования, развития и культивирования «чувствительности», «восприимчивости» и «обратные связи», как важных факторов развития индивидуальности человека.
Субханкулов М. Г., постепенно меняя методы групповой работы, экспериментируя и проведя более тысячи тренингов, в 90-х годах разработал и ввел в практику авторский психологический тренинг: «Практика духовной акробатики». По мнению автора, данный тренинг способствует актуализации «Наблюдающего Я» в человеке, уникальность данного тренинга в том, что не ставится задача обращения внимания участников к привнесенным из вне знаниям, к умениям. Он говорил: «в самой тренинговой ситуации «здесь и сейчас» ничему не научишься и знания тоже к тебе не придут». А по поводу того, что в тебе происходит — «Наблюдающее Я». Автор, обращает внимание, что участники данного тренинга раскрывают врожденные ресурсы и выражают отличия: они внимательно и открыто смотрят в глаза, всегда здороваются, активно общаются, проявляют спонтанность в самовыражении и творческое начало в самореализации, осознание своей «Я-концепции». Способность быть счастливым и адаптивным в обществе.
Учителя и ученики
Как отмечал Марс Галеевич Субханкулов его психологическое древо начиналось с Вильгельма Вундта, основателя экспериментальной психологии, Бехтерева В. М. крупнейшего психолога, физиолога и морфолога. Его ученика Лазурского А. Ф. разработавший метод естественного эксперимента. Басова М. Я., будучи его учеником, в своих работах обосновывал необходимость объективного исследования деятельности Мерлина В. С., оставивший яркий след в истории психологической науки, который впервые в советской психологии озвучил идею об интегральной индивидуальности. Мерлин В. С. И его ученики изучали не отдельные свойства человека, а его целостную интегральную индивидуальность. Их научные труды носят гуманистическую направленность, ставя во главу идею индивидуальности человека и изучения его возможностей к самореализации.
Субханкулов М. Г. активно занимался тренингами, проводил встречи со студентами и педагогами, с работниками различных сфер и др., но официально свою школу так и не создал, поэтому нет возможности отметить официально его учеников. Его последователи между собой называют себя «марсиянами». Он в последние десятилетия выделял несколько человек отличавшихся своими взглядами, потенциалом, научной и практической работой, и называл их имена в своих интервью и встречах.
Йога и восточные практики
В двадцать три года, Марс Субханкулов (1958) увлёкся йогой и позже пришел к медитации, ежедневно посвящал занятиям 1-1,5 часа в течение всей своей творческой и интересной жизни. Он поддерживал многие годы акробатическое тело и легко стоял на голове и мог держать баланс используя только одну руку. Такой образ жизни позволил ему поддерживать принципы: «духовной акробатики» в себе и в своих учениках. Он зачитывался К. Кастанеда, еще в 70 - е годы в форме самиздата, а также Д. Андреева, Ошо, А. Хараш, Иккю Содзюн, Г. Гурджииев, Николай Абаев, Джон Лилли, Рам Дасс, Авессалом Подводный, Н. Талеб, М. Чиксентмихай и др. Он в книгах всегда находил собеседника и вдохновлялся их идеями и смело применял в своих тренингах и на практических занятиях со студентами. Его академические знания, поэтическая натура и удивительно тонкое понимание природы психологических явлений, позволяло ему находить «инструменты», которые применял в своей практике.
Ирина Роднина: Легендарная советская фигуристка Посетило:16630 |
Пол Уокер. Навсегда в наших сердцах Посетило:10694 |
Барышня-крестьянка Посетило:6466 |
Семья
Субханкулов М. Г. женился в 1966 году. Супруга: Сергеева Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук (живет в Канаде). В браке родились двое детей: дочь Субханкулова Евгения Марсовна (художник) и сын Субханкулов Андрей Марсович.
Старшая сестра Субханкулова Зоя Галеевна (Башкирия), два младших брата-близнеца Виль Галеевич Субханкулов (10.12.1937 – 29.02.1996) и Марат Галеевич Субханкулов (10.12.1937-11.07.2021).
Образ бунтаря с неотразимой улыбкой Посетило:16954 |
Ирина Роднина: Легендарная советская фигуристка Посетило:16630 |
Герман Титов. Биография Посетило:22216 |