Доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.
15.02.2024
Главный научный сотрудник лаборатории психологии личности Института психологии РАН. Профессор кафедры психологии личности департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Президент Научного психологического общества имени С.Л. Рубинштейна при Институте психологии РАН. Член Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологии, Европейской ассоциации психологии личности.
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН.
В 1956 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
С 1956 по 1974 гг. работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, пройдя путь от младшего до старшего научного сотрудника. В 1961 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) на тему «Процесс мышления при использовании знаний».
С 1974 г. работает в Институте психологии АН СССР (РАН), в 1987-2012 гг. — заведующая лабораторией методологии, теории, истории психологии (сейчас лаборатория психологии личности), с 2013 г. — главный научный сотрудник ИП РАН.
С 1982 г. преподает в МГПИ имени В.И. Ленина, Российском государственном гуманитарном университете, на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с 2002 на факультете психологии НИУ ВШЭ.
Научная деятельность: ученица С.Л. Рубинштейна, первые годы своей научной деятельность проработала под его руководством, развивая его теорию деятельности в своей дальнейшей работе. В 1960-1970-е гг. становится одним из ведущих методологов отечественной психологии.
Прима-балерина Мариинского театра Посетило:13847 |
Американская богиня родом из Австралии Посетило:11444 |
Печем блины на скорость Посетило:9393 |
В монографии «О субъекте психической деятельности» (1973) и докторской диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук «Категория субъекта в диалектико-материалистической методологии» (1974) ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием.
Конкретизируя понятие жизнедеятельности, К.А. Абульханова-Славская по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни.1991).
Опираясь на типологические разработки Д.Н.Узнадзе, Б.М.Теплова и др. и собственные эмпирические исследования, разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии). На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Разработала концепцию личностной организации времени жизни, раскрывающую трехкомпонентную структуру (осознание, переживание и практическая регуляция времени) и типологические особенности этой организации. На эмпирическом уровне проводились сопоставления абстрактно выделенных структур организации времени, активности и сознания с их реальным функционированием на разных возрастных, профессиональных выборках путем сочетания типологических, биографических, социально-психологических (полевых) и кросскультурных методов исследования, что позволило выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни их развития в зависимости от разнообразных условий. Разработала концепцию социального мышления; под руководством К.А. Абульхановой-Славской исследуются особенности социального мышления российской личности и менталитета.
Источник: psy.su
Американская богиня родом из Австралии Посетило:11444 |
Законодательница нового направления в поп-музыке Посетило:14407 |
Близнецы весом более 300 кг Посетило:18377 |