Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 арл ясперс

   /   

Karl Jaspers

   /
             
‘отографи€  арл ясперс (photo Karl Jaspers)
   

ƒень рождени€: 23.02.1883 года
ћесто рождени€: ќльденбург, √ермани€
ƒата смерти: 26.02.1969 года
ћесто смерти: Ѕазель, √ермани€
¬озраст: 86 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


Ѕиографи€

Ќемецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма

¬ отличие от попул€рной в ≈вропе первой половины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ  арл ясперс (1883Ч1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры.  ритику€ метод Ўпенглера, ясперс утверждал, что он позвол€ет лишь истолковывать €влени€ духовной жизни, стили в искусстве или типы Ђнастроенийї, однако не дает возможности установить законы.  роме того, ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используютс€ в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего истори€ приобретает фаталистический характер.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

23.04.2005

ќн также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утвержда€, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. “аким образом, полемизиру€ с  . ћарксом, ясперс отстаивает приоритет Ђдуховной составл€ющейї в истории культуры, а в полемике со Ўпенглером утверждает ее единство. ќднако научно доказать это положение, по мнению ясперса, невозможно. ƒопущение этого единства он называет постулатом веры. ќтсюда €сно, что таким образом ясперс четко за€вл€ет о своей приверженности в объ€снении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. »стори€, по ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. ≈е движение определ€етс€ силой ѕровидени€. “аким образом, ясперс возвращаетс€ к линейной схеме истории культуры.

 арл ясперс фотографи€
 арл ясперс фотографи€

–ису€ схему мировой истории,  . ясперс выдел€ет четыре гетерогенных периода: прометеевска€ эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого быти€ (осевое врем€) и эпоха развити€ техники. Ђ„еловек четыре раза как бы отправл€етс€ от новой основы. —начала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умени€ пользоватьс€ огнем), когда он только становитс€ человеком. ¬о втором случае от возникновени€ великих культур древности. ¬ третьем Ч от осевого времени, когда полностью формируетс€ подлинный человек в его духовной открытости миру. ¬ четвертом Ч от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себеї.

ѕрометеевска€ эпоха составл€ет, согласно ясперсу, доисторию человечества, собственно, истори€ началась лишь около 5000 лет до н.э. ¬ доисторическую эпоху происходило Ђстановление основных конституитивных свойств человеческого быти€ї, формирование человека Ђкак вида со всеми его привычными склонност€ми и свойствамиї, закладывалс€ фундамент человеческого быти€, его сущностна€ основа.   этому, по сути дела, Ђдокультурномуї периоду относитс€ Ђпервое становление человекаї. ќтвеча€ на вопрос, что же €вилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, ясперс выдел€ет Ђиспользование огн€ и орудийї, Ђпо€вление речиї, Ђспособы формирующего человека насили€ над самим собойї (например, табу), Ђобразование групп и сообществї, Ђжизнь, формируемую мифамиї. Ќачало истории, т. е. уже собственно культурного развити€,  . ясперс относит к тому времени, Ђкак существует передача опытаї.

¬торой период, выдел€емый ясперсом,Чэто великие исторические культуры древности. ќни возникли почти одновременно в трех област€х земного шара. ЂЁто, во-первых, шумеро-вавилонска€ и египетска€ культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийска€ культура долины »нда 3-го тыс€челети€ (св€занна€ с Ўумером) и в-третьих, архаический мир  ита€ 2-го тыс€челети€ до н. э.ї. „ертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и Ђспецифической технической рационализацииї.

“ретий период Ч осевое врем€. ѕериод Ђосевого времениї €вл€етс€, по мнению ясперса, центральным в истории человечества. Ёто эпоха духовного основоположени€ всех мировых культур. ЂЁту ось мировой истории, Ч писал-ясперс, Ч следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. “огда произошел самый резкий поворот в истории. ѕо€вилс€ человек такого типа, который сохранилс€ и по сей день. ¬ эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодн€ определ€ющие жизнь людейї.

Ёто духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в  итае, »ндии, ѕерсии, ѕалестине, √реции. “огда жили  онфуций и Ћао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Ѕудда, «аратустра, выступали пророки »ли€, »сай€, »ереми€ и ¬торо-исай€; это врем€ философов ѕарменида, √ераклита, ѕлатона, поэта √омера, трагиков фукидида и јрхимеда. »х творчество, проповеди и учени€ Ђсвод€тс€ к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себ€ и свои границы. ѕеред ним открываетс€ ужас мира и собственна€ беспомощность. —то€ над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождени€ и спасени€. ќсознава€ свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознани€ и в €сности трансцендентного мираї.

ќсевое врем€ по ясперсу, Ч это врем€ рождени€ мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. ѕочти одновременно на «емле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. ќсновное, что сближало их и, следовательно, €вл€лось главной характеристикой осевого времени Ч это прорыв мифологического миросозерцани€, составл€ющего духовную основу доосевых культур. „еловек как бы впервые пробудилс€ к €сному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализаци€ отношени€ к миру и к себе подобным.

— точки зрени€ ясперса, в это врем€ происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до Ђосевого времениї имели место лишь истории локальных культур. ¬ыделение такого периода духовного основоположени€ человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность ясперсу сделать вывод, что противоположность ¬остока и «апада не абсолютна. ќбщие духовные корни позвол€ют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешени€ конфликтов и создани€ единого культурного пространства. „тобы спасти человеческую сущность, наход€щуюс€ в XX в. на грани гибели, мы должны, по мнению ясперса, обновить свою св€зь с осевым временем, и возвратитьс€ к его Ђизначальностиї, подыскива€ дл€ неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые Ђшифрыї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

“ехническа€ эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. ≈сли в доисторическое врем€ прометеевска€ эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоватьс€ огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Ќова€ прометеевска€ эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Ќовые великие культуры заложат основы дл€ второго осевого времени.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru