Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒональд ¬инникотт

   /   

Donald Winnicott

   /
             
‘отографи€ ƒональд ¬инникотт (photo Donald Winnicott)
   

ƒень рождени€: 17.04.1896 года
ћесто рождени€: ѕлимут, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 28.01.1971 года
ћесто смерти: Ћондон,  анада
¬озраст: 74 года

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?

Ѕританский педиатр и детский психоаналитик.

ƒ.¬. ¬инникотт: Ђѕсихоанализ дл€ мен€ Ц это расширение практики собирани€ историй, где терапевтический эффект Ц лишь побочное действиеї.

17.04.2024

¬ конце 1940-х в јнглии резко встал вопрос об адаптации сотен детей, перемещенных в св€зи с военными действи€ми во врем€ ¬торой ћировой войны. ¬инникотт, тогда Ц педиатр, был одним из многих специалистов, работавших с эвакуированными детьми.

ƒональд ¬инникотт фотографи€
ƒональд ¬инникотт фотографи€

≈ще в годы работы врачом особа€ св€зь тела и психики заинтересовала ¬инникотта, и он погрузилс€ в изучение аналитического подхода к человеку.



ѕосле изнур€ющих лет войны общество снова поощр€ет женщин оставатьс€ дома и ухаживать за потомством. ¬ этой атмосфере идеи британских психоаналитиков о значении первых лет жизни ребенка, огромном вли€нии матери на психическое развитие и опасност€х ранних разлук были восприн€ты весьма благосклонно.

ƒональд ¬инникотт фотографи€
ƒональд ¬инникотт фотографи€

ƒолгое врем€ ¬инникотт вел попул€рные передачи дл€ родителей на радио BBC, читал лекции, а еще больше поводил неформальных встреч с учител€ми, врачами, медсестрам, сотрудниками приютов даже св€щенникам, выпустил несколько попул€рных книг дл€ родителей и активно участвовал в работе Ѕританского ѕсихоаналитического общества.

Ѕольшое вли€ние на ¬инникотта оказали идеи Ђматериї детского психоанализа ћелани  л€йн, котора€ в 1926 году перебралась в Ћондон. ќна также была аналитиком второй жены ¬инникотта,  лэр. ј ¬инникотт в течение 4 лет проводил анализ Ёрика  л€йна, сына ћелани  л€йн.

ƒональд ¬инникотт фотографи€
ƒональд ¬инникотт фотографи€

—вою задачу ¬инникотт видел в том, чтобы создать во врем€ терапии услови€, в которых развитие ребенка может продолжитьс€. ƒл€ него не так важны были интерпретации игры или мыслей клиента, как умение создать почву дл€ возникновени€ инсайта у самого клиента.

»менно ¬инникотт настаивал на праве и об€занности аналитика Ђне-знатьї. ј еще он вполне мог заснуть во врем€ сеанса терапии.

ќн всегда критично относилс€ к идеализации героев, будь то ћелани  л€йн или друга€ основоположница детского анализа и €ростна€ оппонентка Ц јнна ‘рейд (дочь «игмунда ‘рейда).

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9076
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7695
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7514
Ўарль јзнавур

«а врем€ работы ¬инникотт создал базу дл€ развити€ теории объектных отношений, а некоторые из его идей стали основополагающими дл€ современной психологии.

ƒостаточно хороша€ мать

Ќа фоне многочисленных книг и советов дл€ родителей о том, Ђкак на самом деле правильно ухаживать за детьмиї, иде€ ¬инникотта о существовании достаточно хорошей матери была очень свежей. “акой она остаетс€ и по сей день.

Ќе существует просто Ђхорошей материї, но есть достаточно хороша€ мать. ќна создает дл€ младенца услови€, в которых у него есть возможность постепенно обрести автономию.

¬инникотт не уставал повтор€ть: ЂЋучшее, что могут сделать специалисты Ц это оставить матерей в покоеї. ќбычна€ заботлива€ мать просто умеет быть достаточно хорошей матерью и все тут.

¬ы и ребенок довольны жизнью, но пункты из списка Ђидеальной материї выполнены не полностью? –асслабьтесь и продолжайте наслаждатьс€ общением! ¬полне веро€тно, что дл€ вашей диады (пара мама-ребенок) они совершенно не нужны.

ѕереходный объект

ѕомните свою любимую игрушку детства? “акую, котора€ прошла с вами огонь и воду, без которой вы не готовы были уснуть или отправитьс€ в путешествие?

ћногие взрослые хран€т свои переходные объекты на прот€жении всей жизни.

“акой объект по€вл€етс€ на втором-третьем году жизни. Ќекоторое врем€ ребенок буквально им одержим: не может без него уснуть, всегда таскает с собой, но через некоторое врем€ тер€ет к нему интерес. ¬ периоды разлуки переходный объект снова приобретает значение (например, в детском саду или школе).

¬ целом же, из переходного объекта вырастает цела€ область переходных €влений (transitional space). ¬инникотт считает, что вс€ область культуры Ц это как раз и есть переходное пространство. ћесто, где встречаетс€ внутренний мир одного человека с внешним миром других людей. “ак, художник вкладывает в картину свое личное эмоциональное переживание, но в переданное в виде картины или рассказа или мелодии, это переживание становитс€ доступным другим люд€м.

¬о ‘ранции есть даже специальное название дл€ переходного объекта Ц doudou. Ёто м€гка€ игрушка неброских цветов, небольшого размера и при€тна€ на ощупь.

ќднако не удивл€йтесь: функцию дуду может вз€ть на себ€ теплый плед, краешек которого можно посасывать перед сном. »ли даже пластиковый динозавр, такое тоже случаетс€.

‘альшивое я

 огда услови€ развити€ ребенка не позвол€ют реализовать потребности роста »стинного я, в психике ребенка по€вл€етс€ вспомогательна€ структура. ‘альшивое я отвечает на чрезмерные дл€ личности запросы окружени€, действу€ реактивно, всегда в ответ на стимулы извне. –азвитие истинного я приостанавливаетс€ и ждет подход€щих условий. »ногда проход€т годы, прежде чем человек получает возможность (например, в кабинете психотерапевта) продолжить это увлекательное путешествие.

—о временем человек начинает про€вл€ть поисковую активность. »менно в момент, когда получаетс€ удовлетворить запросы окружени€, человек чувствует себ€ живым. ” здоровых людей ‘альшивое я про€вл€етс€ в прин€тии общественных правил, традиций, понимании внешних ожиданий. Ќо никогда стремление соответствовать этим внешним требовани€м не оказываетс€ ведущим мотивом.

Ђ–адость Ц спр€татьс€ и катастрофа Ц не быть найденнымї.

¬инникотт, по мнению исследовател€ јдама ‘илипса, выдел€ет несколько уровней присутстви€ ‘альшивого я:

1.  огда оно полностью замещает »стинное я, спр€танное так глубоко, что кажетс€ отсутствующим напрочь.

2. ‘альшивое я защищает »стинное я, которое осознаетс€ как потенциал и живет своей тайной жизнью.

3. √лавна€ Ђзаботаї ‘альшивого я Ц поиск и поддержание условий, в которых будет возможно существование »стинного я. ‘альшивое я защищает от непризнани€ »стинное я.

4. ‘альшивое я представлено как обычное адаптивное поведение в виде Ђманерї и Ђвоспитани€ї. ѕроста€ вежливость, когда человек умеет разделить свою личную жизнь и общественную, не будучи Ђдушой нараспашкуї, как раз сама по себе и предполагает наличие этой скрытой от большинства личной жизни.

” »стинного я нет никаких градаций. ќно просто есть. ≈го особенности таковы:

1. »стинное я Ц начало и причина способности человека от теории переходить к спонтанным догадкам и предположени€м.

2. “олько »стинное я может быть творческим и переживатьс€ как насто€щее. ќно Ц источник подлинного в человеке.

3. ќно св€зано с телесным ощущением себ€ живым.

4. ќно стоит в начале всего, порожда€ активность, а не только пассивно реагиру€ на стимулы извне. ќно первично.

5. »стинное я Ц двигатель и основа творчества.

«десь надо добавить, что ¬инникотт никогда не сужал рамки творчества (creativity) только способностью создавать произведени€ искусства.

—пособность к творческому проживанию каждого момента быти€ он видел одним из основных критериев психического здоровь€ человека.

—кука же, наоборот, казалось ему про€влением болезни: Ђ≈сли к вам подходит человек и разговаривает с вами, а вы, слуша€ его, чувствуете что он вам оочень скучен, тогда он болен, и ему необходимо лечениеї.

«накомство с ¬инникоттом стоит начать с его книги, переведенной на русский Ђ—емь€ и развитие личности. ћать и дит€ї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13023
Ќатали€ ќрейро
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26624
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10949
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru