Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнатолий —мирнов

   /   

Anatoliy Smirnov

   /
             
‘отографи€ јнатолий —мирнов (photo Anatoliy Smirnov)
   

ƒень рождени€: 05.11.1894 года
ћесто рождени€: –уза, –осси€
ƒата смерти: 24.05.1980 года
———–
¬озраст: 85 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

—оветский учЄный, психолог, действительный член јѕЌ ———–.

¬ысшее образование получил на историко-филологическом факультете ћосковского университета. ¬ год его поступлени€ в университет начал работу руководимый √.». „елпановым ѕсихологический институт (официально открывшийс€ два года спуст€, в 1914 году).

13.09.2011

јнатолий јлександрович —мирнов родилс€ 5 но€бр€ 1894 года в подмосковном городе –уза в семье адвоката. ќн рано потер€л мать и воспитывалс€ у тетки в ¬аршаве (бывшей тогда одним из губернских центров –оссийской империи), где и окончил гимназию в 1912 году.

јнатолий —мирнов фотографи€
јнатолий —мирнов фотографи€

¬ысшее образование получил на историко-филологическом факультете ћосковского университета. ¬ год его поступлени€ в университет начал работу руководимый √.». „елпановым ѕсихологический институт (официально открывшийс€ два года спуст€, в 1914 году).

—мирнов увлекс€ психологией, активно включилс€ в семинарскую и исследовательскую работу. ≈го уже тогда заинтересовала проблема пам€ти, к которой он, под вли€нием „елпанова, сначала подходил с позиций ассоциативной психологии. „елпанов относилс€ к нему с большой симпатией и видел в нем представител€ того поколени€, которое сможет по-насто€щему разрабатывать экспериментальную психологию. ѕравда, сам „елпанов большое значение придавал философскому аспекту этих исследований, а —мирнова философска€ сторона дела не очень занимала Ч он предпочитал изучать психические €влени€ методами экспериментальной науки, анализировать и обобщать факты и уже на этой основе строить какую-либо теорию.

ѕервое его научное исследование, выполненное в 1914Ч1915 годах, называлось Ђќ детерминативном и ассоциативном течении представленийї; испытуемыми выступили другие слушатели челпановского Ђсеминари€ї Ч ј.‘. Ћосев (впоследствии крупный философ), Ќ.». ∆инкин, ѕ.ј. Ўеварев, —.¬.  равков (в будущем Ч выдающиес€ советские психологи).

¬ 1916 году —мирнов окончил университет и был удостоен диплома первой степени. ¬ том же году он обвенчалс€ с ћарией ‘едоровной  апустинской, ставшей его верной соратницей во всех делах. ¬ ту пору люди еще всерьез принимали формулу Ђпока смерть не разлучит насї и жили в соответствии с нею Ч супруги —мирновы прожили вместе 64 года.

Ўла ѕерва€ мирова€ война, и выпускник университета сразу же был призван на военную службу. √од с небольшим —мирнов прослужил в кавалерии и в начале 1918 года был демобилизован по той простой причине, что сама арми€, в которой он служил, прекратила свое существование.

— феврал€ 1918 года он работал инструктором в культпросветотделе ћоссовета, затем в аналогичном отделе ћосковского центрального рабочего кооператива в качестве инструктора по организации клубов дл€ рабочих-подростков.

¬ июне он снова был призван Ч на сей раз в  расную јрмию, правда, лишь в статусе вольноопредел€ющегос€ (сказывалось недоверие к бывшим царским офицерам). ƒемобилизовалс€ —мирнов только в августе 1921 года. — этого момента вс€ его жизнь св€зана с московскими вузами и исследовательскими институтами, прежде всего с »нститутом психологии ћ√” (ныне ѕсихологический институт –јќ), где он начал работать после демобилизации и Ч с небольшим перерывом (1923Ч1933) Ч проработал до конца жизни, в течение 28 лет занима€ пост директора.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7157
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6842
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6535
ѕетр ћамонов

¬ 1921 году произошла значительна€ реорганизаци€ ѕсихологического института, в частности были организованы выборы директора. Ётот пост, несмотр€ на свое Ђидеалистическое прошлоеї, сохранил „елпанов Ч его кандидатуру большинством голосов поддержал ”ченый совет. —мирнов с €нвар€ 1922 года зан€л должность научного сотрудника первого разр€да (говор€ современным €зыком Ч старшего научного сотрудника).

ќн активно включилс€ в работу и продолжил свои исследовани€ представлений. ѕо этой тематике он выступил с докладом на первом ¬сероссийском психоневрологическом съезде в €нваре 1923 года. ќднако главным событием съезда стало не обсуждение научной работы, а доклад  .Ќ.  орнилова, возглавившего борьбу за перестройку психологии на марксистских основах. –езультаты этой борьбы отразились на судьбе ѕсихологического института и его сотрудников. ¬ но€бре 1923 года „елпанов был отстранен от руководства институтом, вместе с ним покинули институт многие его ученики, в том числе и —мирнов.

— €нвар€ 1924 года —мирнов Ч старший научный сотрудник »нститута методов внешкольной работы. ¬ €нваре 1931 года он стал профессором »нститута средней школы. Ќе оставл€л он и педагогической работы. ќсновную область его научных интересов в этот период составл€ли проблемы изучени€ ребенка в русле педологии, а также проблемы психотехники (главным образом, профессионального самоопределени€).

¬ области педологии наиболее значительными работами —мирнова были Ђѕсихологи€ ребенка и подросткаї (1926), котора€ выдержала четыре издани€, а также Ђ¬ведение в педологию в св€зи с учением о поведении человекаї (1927). ќбратившись к изучению детского развити€, он суммировал результаты накопленных к этому времени исследований и присовокупил к ним результаты собственных наблюдений за своими сыновь€ми (которым и посв€тил этот труд).

»сходным принципом в этих трудах был эволюционно-генетический подход. Ћейтмотивом проходит у —мирнова мысль о том, что ребенка надо рассматривать как существо, непрерывно развивающеес€.   тому же, подчеркивал он, необходимо каждую особенность личности и поведени€ ребенка рассматривать в тесной св€зи со всеми другими характерными чертами, свойственными ребенку данного возраста. ¬ зависимости от возраста, нагл€дно показывал он, одна и та же черта характера может иметь разные психологические корни.

—мирнов создал многоплановую картину детского развити€ в его наиболее существенных чертах в разные возрастные периоды, рассмотрел основные закономерности психического и физического развити€, особенности формировани€ познавательных процессов, значение игры и начальных форм труда в жизни ребенка, роль детского рисунка и его значение дл€ познани€ внутреннего мира ребенка. ƒобротное научное содержание книг сочеталось с доступной формой изложени€ и практически полезными рекомендаци€ми.

¬ стать€х, написанных в те годы, —мирнов рассмотрел также вечно актуальную дл€ педагогической практики проблему школьной успеваемости. Ёта проблема, подчеркивал он, не может быть узкопедагогической. √лавна€ задача Ч пон€ть причины, источники неуспеваемости школьника. ј дл€ этого надо не только знать ребенка со стороны его успехов в школе, но и учитывать другие стороны его жизни, особенности его организма и личности. Ђ”чет школьной успешности должен быть составной частью более широкого педологического изучени€ личности ребенка, точнее: данные учета приобретают свое подлинное значение только на фоне этого изучени€ї, Ч утверждал —мирнов.

Ђ акие же формы учета больше всего отвечают этим требовани€м?ї Ч задалс€ вопросом —мирнов. » пришел к выводу, что р€д преимуществ в этом отношении имеет метод тестов. Ќо он также таит в себе р€д опасностей и существенных недостатков. ƒл€ того чтобы их избежать, необходимо очень тщательно составить тесты и проанализировать результаты, полученные с их помощью.

Ётому вопросу —мирнов уделил самое серьезное внимание. ѕод его редакцией вышло детальное методическое руководство по использованию школьных тестов (ЂЎкольные тестыї, 1929), в котором были определены принципы построени€ тестов, техника их проведени€ и интерпретации результатов. —борник ставил €сную цель тестовых испытаний Ч Ђдать возможность произвести в строго определенной форме обследование фактического запаса знаний и навыков у современного школьника и тем самым получить материалы, базиру€сь на которых можно было бы наполнить конкретным содержанием общие контуры школьных программї.

—толь же четкие, практически ориентированные цели имели работы —мирнова по психотехнике. Ќаиболее значительной в этой области была монографи€ Ђѕсихологи€ профессийї (1927). “еоретически всем пон€тно, что выбор профессии должен базироватьс€ на психофизиологических, экономических и социальных факторах. ќднако в реальной жизни обнаруживаетс€ хаотичность и случайность тех оснований, в силу которых большинство решает проблему жизненного призвани€. ќт этого страдает и сам человек, и общество. ѕоэтому необходима научна€ организаци€ выбора профессии.

¬ своей монографии —мирнов показал основные пути такой организации (профориентаци€, профконсультаци€, профотбор), обеспечивающие ее средства (прежде всего адекватные методы исследовани€ профпригодности), принципы разработки профессиограмм. ќн сосредоточилс€ на личностном факторе и дал описание р€да рабочих профессий с точки зрени€ тех психофизиологических качеств, которые необходимы дл€ их выполнени€. —опоставление различных профессий с этих позиций помогало определить одно из наиболее существенных направлений психотехнических исследований.

ѕрименительно к школе психотехнические и педологические проблемы —мирнов рассматривал в едином русле. —реди задач школы он видел проведение профориентации и профконсультационной работы, построенной на психологическом материале (вы€снение особенностей личности каждого учащегос€ и динамики его развити€, изучение запросов и интересов и т.д.).

–абота —мирнова в области педологии и психотехники шла успешно и плодотворно. ќднако к концу 20-х годов стало резко мен€тьс€ положение в науке. ѕод официальным давлением изменилс€ сам стиль научных публикаций, стала об€зательной идеологическа€ фразеологи€. ярким документальным свидетельством этого непростого периода служит стать€ —мирнова о профориентации в школе, опубликованна€ в 1932 году. —одержание ее в целом построено на добротном научном материале, но во вводной части уже отмечена необходимость преодолеть аполитичность, педагогический нейтрализм, узкий профессионализм и рассматривать профотбор и профконсультацию прежде всего как политико-воспитательную работу, цель которой Ч правильное понимание социалистического отношени€ ко вс€кой профессионально-трудовой де€тельности.

»деологический прессинг все усиливалс€. —охранить научный уровень исследований становилось все труднее. –абота —мирнова в области педологии и психотехники, в частности его книга Ђѕсихологи€ ребенка и подросткаї, подверглась критике (отголоски этой критики про€вл€лись даже в св€зи с критикой вейсманизма-морганизма после сессии ¬ј—’Ќ»Ћ в 1948 году). ¬ такой ситуации —мирнов решил прекратить работу в этой области.

¬ €нваре 1933 года —мирнов вернулс€ в »нститут психологии и не расставалс€ с ним до конца жизни.

ѕосле постановлени€ ÷  ¬ ѕ(б) Ђќ педологических извращени€х в системе наркомпросовї (1936) —мирнов не мог избежать Ђпока€ни€ї и вынужден был выступать с критикой Ђпедологических извращенийї в школе, св€занных, в частности, с использованием работ Ё. “орндайка и „. —пирмена. Ќекоторое врем€ после этого он занималс€ изучением психологических проблем преподавани€ математики в начальной школе, а с 1938 года, став заведующим лабораторией пам€ти, заложил прочные основы многолетних исследований мнемических процессов.

ѕерва€ его крупна€ работа в области психологии пам€ти, основанна€ на обширном экспериментальном материале, была посв€щена попул€рной в конце 30-х годов проблеме ретроактивного торможени€. јнализ существующих теорий ретроактивного торможени€ привел его к выводу, что основной проблемой, требующей дальнейшего исследовани€, €вл€етс€ зависимость ретроактивного торможени€ от содержани€ предшествующей и последующей де€тельности.

¬ качестве предмета своего исследовани€ он избрал вопрос о значении сходства обеих де€тельностей и о роли трудности последующей де€тельности в развитии ретроактивного торможени€. ¬ итоге исследовани€ он показал, что величина ретроактивного торможени€ снижаетс€ по мере уменьшени€ сходства между предыдущей и последующей де€тельностью. Ќе менее существенную роль играет степень трудности последующей де€тельности.

–езультаты работ —мирнова не только про€сн€ли важные моменты в постижении механизмов психической де€тельности, но и помогали в организации вс€кой практической работы, св€занной с заучиванием. ¬последствии —мирнов развернул широкую программу исследований по психологии пам€ти на основе де€тельностного подхода.

¬ период ¬еликой ќтечественной войны, нар€ду с выполнением задач, диктовавшихс€ услови€ми военного времени, —мирнов продолжал научно-исследовательскую и преподавательскую работу. — 1941 года (до 1952 года) он был профессором ћ√”. ¬ св€зи с созданием јкадемии педагогических наук –—‘—– —мирнов 11 марта 1944 года был утвержден ее членом-корреспондентом. ¬ апреле 1944 года он стал заместителем директора »нститута психологии јѕЌ –—‘—–, а 5 июл€ 1945 года был утвержден в качестве директора института. 20 феврал€ 1947 года его избрали действительным членом јѕЌ –—‘—– (в дальнейшем он избиралс€ членом президиума академии и некоторое врем€ исполн€л об€занности вице-президента).

ќсновные научные интересы —мирнова в этот период были сосредоточены на исследовании вли€ни€ направленности и характера де€тельности на запоминание и на определении роли процессов мышлени€ в запоминании.   концу 40-х годов он завершил фундаментальный труд по психологии запоминани€.

—реди множества проблем психологии запоминани€ —мирнов избрал три круга вопросов: соотношение двух основных видов запоминани€ Ч произвольного и непроизвольного; осмысленность запоминани€, особенности мыслительных процессов при запоминании; значение и функции повторени€ в процессе заучивани€.

’арактеризу€ произвольное запоминание, —мирнов рассмотрел различные виды мнемической направленности (на точность, полноту, последовательность, прочность запоминани€), их источники и их вли€ние на результативность запоминани€. Ќе обошел он вниманием и проблему мотивов запоминани€, их значени€ дл€ его продуктивности.

¬ ходе анализа процессов непроизвольного запоминани€ он убедительно продемонстрировал его зависимость от направленности де€тельности, от ее содержани€ и характера.

ѕровед€ сопоставительный анализ произвольного и непроизвольного запоминани€, —мирнов вы€вил услови€, при которых про€вл€ютс€ преимущества каждого из них, отметил возрастные различи€ в их соотношении, показал их посто€нную взаимосв€зь в реальной жизненной практике человека. ѕолученные данные позволили сформулировать общую закономерность соотношени€ произвольного и непроизвольного запоминани€: преимущество того или другого вида запоминани€ зависит от степени его соответстви€ цели де€тельности, от степени интеллектуальной активности, определ€емой характером де€тельности.

»сследу€ особенности мыслительных процессов при запоминании, —мирнов получил большой экспериментальный материал, подтверждающий двусторонний характер взаимоотношени€ процессов пам€ти и мышлени€, их взаимовли€ние. ѕод этим углом зрени€ он рассмотрел роль понимани€ в запоминании, показал возможность как положительного, так и отрицательного их взаимодействи€, вы€вил возрастную динамику в развитии этих процессов. Ѕлагодар€ этому исследованию проблема осмысленности запоминани€ наполнилась живым, конкретным содержанием, получила выход в реальную педагогическую практику.

ћонографи€ —мирнова Ђѕсихологи€ запоминани€ї (1948) стоит в р€ду фундаментальных исследований, имеющих непреход€щую научную ценность и получивших мировое признание.

¬ €нваре 1949 года —мирнову было присвоено ученое звание профессора, а в феврале 1951 ¬ј  утвердил его в ученой степени доктора педагогических наук (по психологии). ¬ 1958 году он получил звание заслуженного де€тел€ науки –—‘—–.

¬ 50-е годы характер де€тельности —мирнова несколько изменилс€. ѕомимо научной работы он должен был много заниматьс€ научно-организационной де€тельностью. ѕоложение об€зывало его удел€ть внимание не только своим профессиональным интересам, но и проблемам, важным дл€ всей психологической науки того времени. ¬ частности, после ѕавловской сессии двух академий (1950) перед психологией встала сложна€ задача: не вступа€ в открытую конфронтацию с идеологической линией (что в те годы было исключено), в то же врем€ Ђсохранить лицої, отсто€ть свою самосто€тельность, найти приемлемое русло исследований. » в этом немалую роль сыграл —мирнов.

¬ эти же годы после долгого перерыва (журнал Ђѕсихологи€ї был закрыт в 1932 году) психологи получили возможность издани€ своего специального журнала. ¬ 1955 году начал выходить журнал Ђ¬опросы психологииї, главным редактором которого —мирнов с небольшим перерывом был до конца жизни. ¬ 1957 году было создано ќбщество психологов, в организации которого —мирнов также играл огромную роль и был его первым президентом.

¬ этот же период после долгого перерыва чуть приоткрылс€ Ђжелезный занавесї, и советские ученые получили некоторые возможности контактов с зарубежными коллегами. ¬ 1953 году —мирнов возглавил делегацию советских ученых на ћеждународных дн€х ребенка в ѕариже, где выступил с докладом о развитии детской и педагогической психологии в ———–. ”частвовал он и в других научных форумах, в частности ’V и ’VI ћеждународных психологических конгрессах.

¬ 1966 году ’VIII ћеждународный психологический конгресс состо€лс€ в ћоскве. ќн собрал рекордное количество участников. ѕроведение конгресса потребовало огромной организаторской работы, основна€ т€жесть которой легла на сотрудников »нститута психологии и —мирнова как председател€ организационного комитета. ѕомимо доклада по проблемам пам€ти —мирнов выступил на конгрессе с вечерней лекцией о пут€х развити€ советской психологии. “екст его выступлени€ был издан на русском, французском и английском €зыках в ћоскве, а затем перепечатан во многих журналах других стран.

1 августа 1966 года было прин€то постановление ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– о преобразовании јкадемии педагогических наук –—‘—– в общесоюзную. –еорганизаци€ закончилась к концу 1969 года. »зменени€ должны были коснутьс€ и вход€щих в нее институтов.

¬ это же врем€ шла работа по созданию нового »нститута психологии в системе јЌ ———–. ¬ св€зи с этим поднималс€ вопрос о том, чтобы изменить профиль работы »нститута психологии јѕЌ, ограничить его исследовани€ проблемами педагогической психологии. —мирнов тактично, но очень твердо отсто€л необходимость разработки в институте всего спектра научных проблем, прежде всего проблем общей психологии. ¬о многом благодар€ его усили€м обща€ психологи€ стала частью названи€ института (с €нвар€ 1970 года институт носил название Ќ»» общей и педагогической психологии јѕЌ ———–).

¬ €нваре 1973 года —мирнов оставил пост директора института, сохран€€ заведование лабораторией пам€ти. ¬ мае 1975 года он перешел на положение профессора-консультанта. ќдной из последних крупных прижизненных публикаций стала стать€ в книге Ђѕсихологи€ и психофизиологи€ индивидуальных различийї, дл€ которой он написал воспоминани€ о своем многолетнем друге и соратнике Ѕ.ћ. “еплове.

24 ма€ 1980 года ј.ј. —мирнова не стало.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћастер боевых искусств
ѕосетило:13302
—тивен —игал
“амара “ышкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:10018
“амара “ышкевич
”частник легендарных Raspberries
ѕосетило:14813
Ёрик  армен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru