Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬иктор Ўаталов

   /   

Viktor Shatalov

   /
             
‘отографи€ ¬иктор Ўаталов (photo Viktor Shatalov)
   

ƒень рождени€: 01.05.1927 года
ћесто рождени€: ƒонецк, ———–
ƒата смерти: 20.11.2020 года
ћесто смерти: ƒонецк, –осси€
¬озраст: 93 года

√ражданство: ”краина

¬иктор Ўаталов. Ѕиографи€

—оветский и украинский педагог-новатор

¬сю жизнь свою педагог-новатор ¬иктор Ўаталов посв€тил обучению школьников, а затем студентов, до конца остава€сь верным идее о том, что обучить можно любого человека независимо от уровн€ его текущих знаний, найд€ к нему индивидуальный поход, использу€ при обучении разнообразные методики.

03.05.2021

¬иктор ‘Єдорович Ўаталов родилс€ 1 ма€ 1927 года в городе —талин (сегодн€ Ц ƒонецк). «десь же ходил в школу. ѕод конец ¬еликой ќтечественной войны он попал в армию и прин€л участие в войне с японией на ƒальнем ¬остоке в 1945 году.

¬иктор Ўаталов фотографи€
¬иктор Ўаталов фотографи€

ƒемобилизовавшись, ¬иктор вернулс€ в родной город, окончил здесь ѕедагогический институт и начал работать учителем в одной из школ.

ѕрактически с самого начала своей профессиональной де€тельности его беспокоил вопрос, св€занный с принципами обучени€. ћногие базовые принципы обучени€ в советской школе он воспринимал неоднозначно и даже подвергал сомнению их состо€тельность, за что посто€нно имел в лице значительной части коллег суровых критиков. “ем не менее, Ўаталов начал поиск тех методов, которые впоследствии составили основу его авторской системы обучени€.

¬иктор Ўаталов фотографи€
¬иктор Ўаталов фотографи€

—уть еЄ была проста, но требовала от учител€ определЄнных навыков. —водилась она в общих чертах к тому, что знани€ преподносились на уроках в виде рассказа учител€, записей на доске и конспекта, в основе которого лежали схемы, таблицы ключевые термины, фразы математические выкладки и т.д. “акой конспект Ц плод кропотливой работы учител€ во врем€ подготовки к уроку, не занимал много места и был достаточно прост в запоминании.

¬о врем€ урока учитель доносил информацию до учеников через рассказ, с опорой на конспект, изложенный на доске. »тогом становилось донесение требуемого и даже превышающего необходимый объЄм материала при минимальном объЄме записей дл€ того, чтобы эти знани€ максимально эффективно, просто и быстро зафиксировать в пам€ти. »спользовалс€ вербально-визуальный метод.

 роме того, Ўаталов настаивал на том, что нельз€ требовать от ученика пон€ть и запомнить материал одновременно. Ќа уроке он должен пон€ть материал через рассказ учител€ и записи на доске, после чего перенести эти записи себе в тетрадь.  онспект представл€ет собой кодированный рассказ учител€. «акрепление материала также подразумевает использование учениками конспекта через его воспроизведение на листе или доске с последующим рассказом. “аким образом, учениками производитс€ неоднократное Ђраскодированиеї конспекта, что обеспечивает лучшее запоминание материала.

ƒругим, не менее важным принципом стало: Ђсначала Ц научить, потом Ц спрашивать, никаких оценок за решение новых задач!ї. ћатериал должен быть усвоен, а дл€ этого требуетс€ врем€. ќно же необходимо и дл€ того, чтобы заинтересовать ученика, создать услови€ дл€ того, чтобы он поверил в свои силы. Ўироко использовал на своих уроках ¬иктор Ўаталов групповые зан€ти€, взаимопроверку.

¬первые за пределами школы о системе Ўаталова заговорили в 1971 году после выхода в свет очередного номера газеты Ђ омсомольска€ ѕравдаї, в которой была напечатана стать€ —.—оловейчика Ђћетод Ўаталоваї. ¬ 1973 году автор системы обучени€ стал научным сотрудником Ќ»» педагогики ”краинской ——–, а в 1985 году Ц јкадемии педагогических наук ———–.

Ћучшие дн€

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14598
ƒэвид Ѕайрон
Ѕудем жить, ћакарыч!
ѕосетило:7448
јлексей —мирнов
Ўарль Ќиколь. Ѕиографи€
ѕосетило:5819
Ўарль Ќиколь

— 1987 года Ўаталов работал в Ќ»» јкадемии педагогических наук ———– в ƒонецке над вопросами интенсификации учебно-воспитательного процесса, получив звание «аслуженного учител€ ”краинской ——–. ¬ 1990 году получил почЄтное звание Ќародного учител€ ———–.

¬ 1990-х годах ¬иктор ‘Єдорович трудилс€ в родном городе в »нституте последипломного образовани€, стал профессором ƒонецкого института социального образовани€. ¬сю жизнь свою он посв€тил обучению школьников, а затем студентов, до конца остава€сь верным идее о том, что обучить можно любого человека независимо от уровн€ его текущих знаний, найд€ к нему индивидуальный поход, использу€ при обучении разнообразные методики.

—истема Ўаталова включает в себ€ свыше 200 педагогических инноваций, а еЄ основоположник стал автором более 60 научных педагогических публикаций.

ѕолитические событи€ на ”краине, начавшиес€ в 2014 году и приведшие к √ражданской войне, не заставили ¬иктора Ўаталова оставить родной город, на окраинах которого шли боевые действи€. ќн поддержал ƒЌ–, став еЄ гражданином, продолжа€ передавать свой опыт молодым поколени€м педагогов. ≈го система с интересом была восприн€та и за рубежом. ƒл€ обучени€ на стажировку к ¬иктору Ўаталову приезжали педагоги из  ита€.

”мер ¬иктор ‘Єдорович Ўаталов 20 но€бр€ 2020 года в ƒонецке после долгой и т€жЄлой болезни.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14598
ƒэвид Ѕайрон
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7881
≈катерина ћельник
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9032
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru