Лидия Галль

Lydia Gall

Фотография Лидия Галль (photo Lydia Gall)

День рождения: 01.09.1934 года
Место рождения: Ленинград, Россия

Гражданство: Россия

Русский ученый в области физической электроник

Советский и российский учёный в области физической электроники и масс-спектрометрии, одна из создателей метода ионизации электроспрей (первоначально ЭРИ АД — «Экстракция ионов из растворов при атмосферном давлении»), академик РАЕН, профессор, доктор физико-математических наук.

10.10.2019

Окончила Радиофизический факультет Ленинградского политехнического института.

Лидия Галль фотография

Заведующая лабораторией экологической масс-спектрометрии Института аналитического приборостроения РАН.

Почëтный член Всероссийского масс-спектрометрического общества (2005), лауреат награды ВМСО "Почетная медаль «За выдающиеся заслуги в области масс-спектрометрии»"(2007).

Родилась в семье поволжских немцев. Доктор физико-математических наук, профессор, с 2003 г. — академик РАЕН. Окончила Радиофизический факультет Ленинградского Политехнического Института им. М.И.Калинина в 1957 г. В течение времени обучения сдала теорминимум Ландау. С 1957 года работает в Институте аналитического приборостроения РАН (до 1977 г. — СКБ аналитического приборостроения АН СССР), где занимается разработкой теории электронно-оптического расчета масс-спектрометрических приборов, разработкой новых методов ионизации для масс-спектрометрического анализа и созданием новых масс-спектрометрических приборов.

В 1971 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ионизация и формирование ионных пучков в источниках ионов с электронным ударом» по специальности физическая электроника, а в 1983 году — докторскую диссертацию на тему «Фокусировка и разделение ионных пучков статическими электрическими и магнитными полями» по той же специальности. В настоящее время занимает должность заведующего лабораторией методов и приборов экологического мониторинга Института аналитического приборостроения РАН.

Автор многих научных идей, методов и технических решений, в том числе – масс-спектрометрического метода ЭРИ АД ("Electrospray") для анализа нелетучих биоорганических полимеров. Разработчик большинства отечественных статических масс-спектрометров.

Основные научные интересы лежат в области физики и оптики масс-спектрометрических приборов. В область научных интересов входит также изучение круга вопросов, связанных с биохимическими процессами в объектах окружающей среды, в том числе — изучение влияния внешних физических факторов низкой интенсивности на живые и модельные системы в виде водных растворов и создание для этого изучения новых методик и приборных комплексов с активным использованием возможностей масс-спектрометрических методов. В центре внимания находятся новые подходы к изучению роли воды, её структуры в связанном и объемном состояниях в химических реакциях в растворах, создание методов и приборов для исследований свойств воды и водно-полевых систем в биологических объектах.

К основным научным достижениям относятся:

Минус 57 кг ради чужой свадьбы
Даниэль Ричмонд
Основатель группы «Мумий Тролль»
Илья Лагутенко
Украшает мужика борода
Антанас Контримас

разработка концепции фазового пространства применительно к расчетам масс-спектрометрических приборов;

предложение и разработка новых методов ионизации, таких как метод ЭРИ АД («электроспрей») для анализа нелетучих лабильных соединений масс-спектрометрическими методами и метод «скользящего разряда» для прямого масс-спектрометрического элементного анализа диэлектриков;

комплекс исследований физических особенностей ионизации электронным ударом, поверхностной термоионизации и ионизации в сильных электрических полях;

разработка ряда масс-спектрометрических приборов и источников ионов;

разработка новой концепции о роли воды в биохимических реакциях и в функционировании живых организмов.

Опубликовано более ста научных статей и 52 авторских свидетельства и патента.

Член Союза ученых и Секции физики Дома ученых им. М.Горького, член Всероссийского масс-спектрометрического общества.

Член редакционной коллегии журнала «Научное приборостроение» и редакционной коллегии журнала «Масс-спектрометрия».

Живой монах из позапрошлого века