Людибиографии, истории, факты, фотографии

Юрген Мольтман

   /   

Jurgen Moltmann

   /
             
Фотография Юрген Мольтман (photo Jurgen Moltmann)
   

День рождения: 08.04.1926 года
Место рождения: Гамбург, Германия
Дата смерти: 03.06.2024 года
Место смерти: Тюбинген, Баден-Вюртемберг, Германия
Возраст: 98 лет

Гражданство: Германия

Юрген Мольтман. Биография

Немецкий ортодоксальный протестантский теолог

Профессор систематического богословия в Тюбингенском университете 1967—1994, представитель «теологии надежды».
Жена Мольтмана, — Элизабет Мольтман-Вендель, является одним из ведущих представителей феминистского богословия.

08.06.2024

Мольтман родился в Гамбурге и его воспитание, по его собственному признанию, было в основе своей секулярным. Дедушка Мольтмана был великим магистром масонской ложи. В возрасте 16 лет Мольтман идеализировал Альберта Эйнштейна и мечтал поступить в университет на физико-математическое отделение.

Тем не менее, ввиду военных действий, Мольтман был призван в армию в семнадцатилетнем возрасте и служил в люфтваффе. В результате бомбардировок силами союзников Гамбург был практически уничтожен. Одна из бомб, взорвавшаяся рядом с юным Юргеном, унесла жизнь его школьного друга. По признанию самого Мольтмана: «В эту ночь я впервые воззвал к Богу: где Ты? Для чего я остался жить, когда другие мертвы?»[9] Получив направление в Рейхсвальд и попав в окружение в 1945 году, Мольтман сдался в плен первому же британскому солдату, которого он встретил.

В течение последующих трёх лет, в качестве военнопленного, Мольтман помещался в различные лагеря военнопленных. Находясь в лагере в Бельгии, Мольтман, как и другие бывшие солдаты нацистской Германии, чувствовали разочарование и безнадёжность. Вывешенные в лагере фотографии Аушвица и Бухенвальда заставляли разочаровываться в немецкой культуре, да и в самой немецкой нации, которую юный Мольтман так высоко ценил. Полный таких чувств, Мольтман встретил в лагере небольшую группу христиан. Американский капеллан лагеря подарил Юргену небольшую книжицу, содержавшую Новый Завет и Псалтирь, читая которую и общаясь с верующими, Мольтман находил, что именно христианская вера и есть то, что может дать надежду. Позже он признался: «Не я нашёл Христа, но Он нашёл меня».

Из Бельгии Мольтман был переведён в лагерь военнопленных в Килмарноке, Шотландия, где он вместе с другими военнопленными трудился на восстановлении объектов, разрушенных во время налётов немецкой авиации. Очень сильное впечатление на Юргена произвела благожелательность местного шотландского населения к пленным. В июле 1946 года Мольтман был перемещён ещё раз в Нортон Кэмп, лагерь военнопленных в селении Кокни, возле Ноттингема. Здесь трудились представители Христианской ассоциации молодых людей (YMCA), поэтому Юрген познакомился здесь с большим количеством студентов богословских факультетов. Здесь он открыл для себя книгу Райнхольда Нибура «Природа и судьба человека» — первую книгу по богословию, которую Мольтман когда-либо читал. По его свидетельству, она произвела на него огромное впечатление. Здесь же, в Нортон Кэмп, Мольтман начал получать базовые богословские знания. После освобождения, в 1947 году, Юрген посетил первый послевоенный съезд Всемирной федерации студентов-христиан (англ. World Student Christian Federation) в Свэнвике, возле Дерби. С этих пор Мольтман избирает путь развития в христианском богословии.

После войны

Мольтман возвратился в свой родной город Гамбург в 1948 году, в возрасте 22 лет. Страна в это время все ещё находилась в руинах после войны. Мольтман решил изучать богословие, видя его важность для социальной жизни восстанавливающейся из руин страны, и поступил в Гёттингенский университет, где преподавали последователи Карла Барта, а также принадлежащие к Исповеднической церкви профессора. В Гёттингене Мольтман обучался под руководством таких известных представителей современного немецкого богословия, как Ганс-Йоахим Иванд, Эрнст Вольф[нем.] и Отто Вебер[англ.]. Под руководством последнего Мольтман защитил свою докторскую диссертацию в 1952 году. Во время учёбы в Юрген познакомился и со своей будущей супругой Элизабет Вендель, которая принадлежала к Исповеднической церкви и уделяла много внимания защите прав женщин.

В 1952—1957 Мольтман служил пастором Евангелической (лютеранской) церкви в Бремен-Вассерхорст. В 1958 году он стал преподавателем богословия в семинарии Исповеднической церкви в Вуппертале, а в 1963 году был зачислен в штат богословского факультета Боннского университета. В 1967—1994 годах был профессором систематического богословия в Тюбингенском университете. На протяжении 1963—1983 годов Мольтман был членом Комитета веры и порядка при Всемирном союзе церквей, в 1983—1993 был профессором (англ. Distinguished Visiting Professor) систематического богословия в университете Эмори, Атланта. Читал отдельные циклы лекций в различных богословских учебных заведениях Европы, например, Лекции в память Др. Джозефа Норденхога (Международная баптистская богословская семинария, 1980), Лекции Гиффорда (Эдинбургский университет, 1984—1985) и др. В 2000 году Луисвиллским университетом удостоен премии Громайер (англ. Grawemeyer Award) в области религии за книгу «Грядущий Бог: Христианская эсхатология».

Богословие Мольтмана

Лучшие дня

Эндрю Ллойд Уэббер: Композитор, который завоевал мировую сцену
Посетило:49654
Эндрю Ллойд Уэббер
Сергей Лавров: Дипломатический стратег России
Посетило:32153
Сергей Лавров
Айртон Сенна. Биография
Посетило:27443
Айртон Сенна

События жизни юного Юргена, война, плен, знакомство с Элизабет Вендель, наложили глубокий отпечаток на богословие Мольтмана, одной из основных тем которого стали взаимосвязь надежды и страдания и солидарность с угнетёнными. По мнению Мольтмана, христианское богословие призвано указать человечеству выход из той ситуации, в которую оно себя загнало: «Как человек „после Аушвица“ может говорить о Боге, это его проблема, но ещё в большей мере проблемой человека является то, как он после Аушвица может не говорить о Боге. Иначе о ком тогда говорить, если не о Боге?» Не являясь ни в коей мере фундаменталистом, Мольтман основывает своё богословие на библейском базисе. Также определённое влияние оказали еврейские писания.

Хотя в богословии Мольтмана отсутствует строгая методология, что обусловлено его взглядами на эсхатологию, его богословие весьма целостно. Несмотря на то, что Мольтман не упоминает метод корреляции Пауля Тиллиха, однако в его богословии можно проследить определённую взаимосвязь с этим методом. Ещё одной особенностью богословия Мольтмана является полное неприятие естественного богословия. Также Мольтман отрицает понимание откровения как озарения. Откровение в христианском смысле должно пониматься как обещание и, соответственно, проводится различие между религиями озарения и религией обещания. Откровение, трактуемое как обещание, не передаёт нам набор фактов, а пробуждает в нас веру и надежду.

Влияние

Как уже упоминалось, взгляды Мольтмана сформировались под влиянием многих факторов, включая Вторую Мировую войну. Среди людей, оказавших значительное влияние на богословские идеи Мольтмана, следует назвать Отто Вебера, Эрнста Вольфа[нем.], Ганса Йоахима Иванда[нем.], Карла Барта, Дитриха Бонхёффера, Эрнста Блоха, Франца Розенцвейга. Благодаря симбиозу столь различных персоналий и идей богословие Мольтмана явилось уникальным базисом, повлиявшим на дальнейшее развитие как протестантского, так и католического богословия, и в определённой мере повлияло и на православных богословов современности.

Среди наиболее известных богословов, испытавших богословское влияние взглядов Юргена Мольтмана, следует назвать Иоганна Баптиста Метца[нем.] и его политическая теология, чёрная теология[англ.] Джеймса Кона[англ.], богословие освобождения Густаво Гутьерреса, движение Миньюнга в Южной Корее.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Николай Андрианов. Биография
Посетило:19158
Николай Андрианов
Бедрос Киркоров: Артист, продюсер, наставник
Посетило:50136
Бедрос Киркоров
Эндрю Ллойд Уэббер: Композитор, который завоевал мировую сцену
Посетило:49654
Эндрю Ллойд Уэббер

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru