Уильям Гильберт

William Gilbert

Фотография Уильям Гильберт (photo William Gilbert)

День рождения: 24.05.1544 года
Место рождения: Колчестер (графство Эссекс), Великобритания
Дата смерти: 30.11.1603 года
Место смерти: Лондон, Канада

Гражданство: Великобритания

Английский физик и врач

Английский физик и врач, автор первых теорий электричества и магнетизма. Родился 24 мая 1544 в Колчестере (графство Эссекс).

24.08.2007

Родился 24 мая 1544 в Колчестере (графство Эссекс). Изучал медицину в Кембридже, занимался врачебной практикой в Лондоне, где стал президентом Королевского медицинского колледжа, был придворным врачом Елизаветы I и Якова I.

В 1600 издал сочинение О магните, магнитных телах и большом магните – Земле (De magnete, magneticisque corporibus, et magno magnete tellure ), в котором описал результаты своих 18-летних исследований магнитных и электрических явлений и выдвинул первые теории электричества и магнетизма. Гильберт, в частности, установил, что любой магнит имеет два полюса, при этом одноименные полюсы отталкиваются, а разноименные притягиваются; обнаружил, что железные предметы под влиянием магнита приобретают магнитные свойства (индукция); показал увеличение силы магнита при тщательной обработке поверхности. Изучая магнитные свойства намагниченного железного шара, показал, что он действует на стрелку компаса так же, как Земля, и пришел к выводу, что последняя является гигантским магнитом. Предположил, что магнитные полюсы Земли совпадают с географическими.

Благодаря Гильберту наука об электричестве обогатилась новыми открытиями, точными наблюдениями, приборами. С помощью своего «версора» (первого электроскопа) Гильберт показал, что способностью притягивать мелкие предметы обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, хрусталь, стекло и другие вещества, которые он назвал «электрическими» (от греч. «янтарь» – электрон), впервые введя этот термин в науку. Гильберт открыл явление утечки электричества во влажной атмосфере, его уничтожение в пламени, экранирующее действие на электрические заряды бумаги, ткани или металлов, изолирующие свойства некоторых материалов.

Первым в Англии Гильберт выступил в поддержку гелиоцентрического учения Коперника и вывода Джордано Бруно о том, что Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд во Вселенной. Умер Гильберт в Лондоне (или Колчестере) 30 ноября 1603.

Людмила Савельева