Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжон —третт

John Strett

‘отографи€ ƒжон —третт (photo John Strett)

ƒень рождени€: 12.11.1842 года
ћесто рождени€: Ёссекс, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 30.06.1919 года
ћесто смерти: ”итхем, ¬еликобритани€
¬озраст: 76 лет

√ражданство: ¬еликобритани€

Ѕиографи€

Ѕританский физик и механик, открывший газ аргон и получивший за это Ќобелевскую премию по физике в 1904 году.

јнглийский физик ƒжон ”иль€м —третт, третий барон –элей, родилс€ в Ћенгфорд-√роув, ћелдон (Ёссекс); сын ƒжона ƒжеймса —третта (второго барона –эле€) и  лары Ёлизабет (в девичестве ¬икерс) —третт. ћальчиком страдал от множества изнурительных болезней, и его обучение часто прерывалось. ќн недолго посещал в дес€тилетнем возрасте »тон-колледж, провел три года в частном школе в ”имблдоне, недолго училс€ в ’арроу-скул и четыре года брал уроки частным образом. ¬ 1861 г. —. поступил в “ринити-колледж в  ембридже, где изучал математику и физику у Ё. ƒж. –оуса, известного математика, и окончил его с отличием в 1865 г. √од спуст€ ему предложили стать членом ученого совета “ринити-колледжа. Ётот пост он занимал до 1871 г.

11.12.2005

¬ 1868 г. —. создал научную лабораторию в своей родовой усадьбе в “ерлинг-ѕлейс, ”итхем (Ёссекс), где зан€лс€ интересующими его €влени€ми излучени€. ¬ результате этих исследований он опубликовал статьи по акустике и оптике, завоевав репутацию авторитетного специалиста в этих област€х науки. ¬ 1871 г. он вывел соотношение, известное как закон рассе€ни€ света –эле€, между интенсивностью рассе€ни€ света очень малыми частицами и длиной его волны, которое объ€сн€ет, почему небо голубое, а закат красный. ѕоскольку более короткие длины волн (голубые) преимущественно рассеиваютс€ мелкими частицами в атмосфере под большими углами, голубой цвет доминирует в рассе€нном свете, падающем сверху. —вет же заход€щего солнца, если смотреть пр€мо на него, тер€ет голубизну из-за бокового рассе€ни€, и в нем доминируют более длинные волны (красные). ¬ 1871 г. —. совершил путешествие по Ќилу, чтобы поправить здоровье после обострени€ ревматизма. ¬о врем€ этого путешестви€ он начал труд, которому суждено было стать фундаментальным исследованием по теории звука.

ƒжон —третт фотографи€

огда в 1873 г. умер его отец, —. стал третьим бароном –элеем и владельцем фамильного имени€ в 7 тыс. акров земли. ќднако три года спуст€ он попросил своего младшего брата вз€ть на себ€ эти об€занности, и с этого момента —. (известный как лорд –элей) почти полностью посв€тил себ€ науке, работа€ в своей домашней лаборатории. —реди проведенных им исследований мы встречаем экспериментальные и теоретические работы по оптическим приборам, в результате которых впервые была определена разрешающа€ способность дифракционной решетки, а также был сделан фундаментальный анализ оптических свойств спектроскопов. ƒифракционные решетки представл€ют собой пластинки, на которых проделаны тонкие, близко друг к другу расположенные бороздки, позвол€ющие разделить проход€щий через них свет на составл€ющие его цвета, выдержива€ соотношени€ между длинами волн и рассто€ни€ми между бороздками. ¬ спектроскопе с их помощью получаютс€ серии линий или полосок разных цветов (спектральные линии), положение которых соответствует длине волны. —пектроскоп в конце 1870-х годов становилс€ все более важным прибором при исследовани€х солнечного света и излучении атомов и молекул.

’от€ —. был рад остатьс€ в собственной лаборатории, он в 1879 г. неохотно прин€л предложение стать профессором экспериментальной физики (пост, учрежденный в 1871 г.) и директором  авендишской лаборатории (открытой в 1874 г.) в св€зи со смертью ƒжеймса  лерка ћаксвелла, первого директора лаборатории. ¬  ембридже —. начал осуществл€ть программу точного переопределени€ электрических единиц: вольта, ома и ампера. ѕрограмма выполн€лась с присущими ему тщательностью и терпением, с использованием тонких инструментов, и ее результаты, полученные к 1884 г., в дальнейшем почти не требовали исправлений. ќн также ввел дл€ студентов лабораторную работу по элементарной физике, что было совершенно новым видом обучени€ дл€ јнглии того времени, охватившим затем университеты всей страны.

ѕосле п€ти лет работы в  ембридже —. оставил свой пост и вернулс€ в “ерлинг-ѕлейс, где продолжал исследовани€ до конца жизни. ќн всегда занималс€ одновременно несколькими проектами, удел€€ внимание как экспериментам в лаборатории, так и теоретической работе в своем кабинете. »м опубликованы труды по исключительно широкому кругу вопросов, в том числе по световым и звуковым волнам, электромагнетизму, теоремам механики, вибрации пластичных сред, капилл€рности и термодинамике. ≈го ставша€ классической двухтомна€ монографи€ Ђ“еори€ звукаї ("The Theory of Sound") была опубликована в 1877...1878 гг. и до сих пор остаетс€ неизменным руководством дл€ современных ученых и инженеров.

¬ 1892 г. —. начал серию измерений плотностей газов в соотношении с их атомными весами, что было св€зано с тем интересом, который он про€вл€л к гипотезе ѕраута. ¬ 1815 г. английский химик ”иль€м ѕраут обратил внимание на то, что плотности газов имеют тенденцию выражатьс€ целочисленными кратными плотности водорода, легчайшего среди всех газов. ќн выдвинул предположение, что все элементы составлены из водородных строительных кирпичиков.  огда —. начал свою работу, наиболее точное значение плотности кислорода в 15,96 раз превышало плотность водорода, что было достаточно близко к целому числу 16 и, казалось, подтверждало гипотезу ѕраута. —. сделал более тщательное измерение, исправив ошибки других экспериментаторов, и пришел к значению 15,88, что бросало тень сомнени€ на справедливость гипотезы ѕраута.

огда же —. обратил внимание на азот, то обнаружил, к своему удивлению, что азот, получавшийс€ при разложении аммиака, менее плотен, чем азот, вз€тый из воздуха. ѕровед€ тщательные измерени€, дабы исключить ошибки и сомнени€, он нашел ключ к этому €влению в статье, написанной в 1795 г. √енри  авендишем, английским химиком и физиком, в честь которого была названа лаборатори€.  авендиш окисл€л азот в воздухе с помощью электрического разр€да и обнаружил, что независимо от того, как долго длитс€ разр€д, оставалось небольшое количество газа, которое не поддавалось окислению. ќтсюда —. сделал вывод, что полученный из воздуха азот не €вл€етс€ чистым и содержит небольшое количество другого неизвестного газа или газов. јзот, который получаетс€ из аммиака, чище, поскольку аммиак состоит из водорода и азота и при его образовании водород выборочно вступает в реакцию с азотом, а не с примес€ми.

ѕовтор€€ утомительные опыты  авендиша, —. удал€л азот окислением с помощью электрического разр€да и медленно накапливал неизвестный остаточный газ. “ем временем ”иль€м –амзай, шотландский химик, узнал об исследовани€х —. и применил более эффективные химические методы, чтобы получить нужный газ. ƒвое ученых скоординировали свои усили€ и в 1895 г. объ€вили, что неуловимый газ открыт. ѕоскольку он был химически инертным (причина, по которой он не окисл€лс€ вместе с азотом), они назвали его аргоном, что по-гречески и означает Ђинертныйї. ќни обнаружили, что аргон составл€ет около 1 процента всего объема атмосферы, а его плотность более чем вдвое превышает плотность азота. ќни установили также, что выделенный ими газ не был чистым аргоном, а содержал и другие идентифицированные позднее –амзаем инертные газы, включа€ неон, криптон, ксенон и гелий. ¬с€ эта группа носит собирательное название благородных газов из-за их сопротивл€емости химическим реакци€м.

¬ течение трех лет, пока длились исследовани€ аргона, —. опубликовал дес€ток работ по таким вопросам, как интерференци€ и рассе€ние света, телефонна€ св€зь, звуковые измерени€. ¬ 1900 г. он опубликовал вывод о соотношении между температурой и длиной волны в спектре абсолютно черного тела, основанный на существующих физических законах. ѕосле так как английский физик ƒжеймс ƒжине предложил небольшую модификацию вывода —., он стал известен как закон излучени€ –эле€-ƒжинса. ќднако этот закон распростран€лс€ только на длинные волны, а его опубликование опередило всего лишь на несколько мес€цев сообщение ћакса ѕланка о радикальном решении проблемы черного тела и о рождении квантовой теории. ’от€ —. внимательно следил за развитием современной квантовой физики и теории относительности јльберта Ёйнштейна, он был слишком консервативен, чтобы прин€ть их.

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
Ѕобби ћур
ѕокор€юща€ пол€рные льды
јнна ўетинина
ћишель Ћегран. Ѕиографи€
ћишель Ћегран

¬ 1904 г. —. был награжден Ќобелевской премией по физике Ђза исследовани€ плотностей наиболее распространенных газов и за открытие аргона в ходе этих исследованийї. (–амзай получил Ќобелевскую премию 1904 г. по химии.) ѕри презентации лауреата ƒж. ≈. —едерблом, член Ўведской королевской академии наук, за€вил, что, хот€ методы выделени€ нового газа Ђв принципе были известны... проблема состо€ла в том... чтобы получить новый газ не только в наиболее чистом виде, но и в достаточном количестве, чтобы по€вилась возможность провести тщательные исследовани€ их существенных свойствї. ќткрытие аргона, сказал —едерблом, способствовало открытию –амзаем гели€ и других благородных газов.

Ѕудучи весьма плодовитым автором, —. опубликовал свыше 400 работ за более чем п€тьдес€т лет своей исследовательской де€тельности. ’от€ люд€м, не занимающимс€ наукой профессионально, он больше известен в св€зи с открытием аргона, его работы затрагивают буквально каждую область классической физики.  роме того, часть его времени занимали преподавательска€ де€тельность (в течение нескольких лет), а также работа в шести научных и правительственных организаци€х, занимавшихс€ вопросами образовани€. ќн был секретарем (1885...1896) и президентом (1905...1908) Ћондонского королевского общества. ¬ число прочих его многочисленных об€занностей входили об€занности президента  онсультативного комитета по аэронавтике, президента Ѕританской ассоциации фундаментальных наук, председател€ комитета по взрывчатым веществам военного министерства и главного контролера за снабжением Ћондона натуральным газом. — 1908 г. до самой смерти он был номинальным президентом  ембриджского университета.

¬ 1871 г. —. женилс€ на Ёвелин Ѕальфур, сестре јртура ƒжеймса Ѕальфура, ставшего премьер-министром ¬еликобритании в 1902 г. ” них было трое сыновей, старший из которых, –оберт, стал физиком и биографом своего отца. —. продолжал работать фактически до самой своей смерти в “ерлинг-ѕлейс, опубликовав около 90 работ в последние 15 лет и оставив 3 работы законченными, но не опубликованными. ≈го называли последним из великих британских классических физиков.

роме Ќобелевской премии, —. был награжден  оролевской медалью (1882), медалью  опли (1899) и медалью –умфорда (1914) Ћондонского королевского общества; золотой медалью ћаттеучи »таль€нской национальной академии наук (1895); медалью ‘араде€ Ѕританского химического общества (1895); медалью јльберта  оролевского общества искусств (1905) и медалью Ёллиота  рессона ‘ранклиновского института (1914). ≈му было присвоено тринадцать почетных ученых степеней, и он был прин€т в члены свыше 50 научных обществ.

ќснователь группы Boney M.
‘рэнк ‘ариан
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20440