Семен Альтшулер

Semen Altshuler

Фотография Семен Альтшулер (photo Semen Altshuler)

День рождения: 24.09.1911 года
Место рождения: Витебск, Россия
Дата смерти: 24.01.1983 года
Место смерти: Казань, СССР
Возраст: 71 год

Гражданство: СССР

Семен Альтшулер

Советский физик, профессор

Советский физик, профессор, член-корреспондент АН СССР (1976).

11.12.2019

Родился С. А. Альтшулер в Витебске. В 1932 окончил Казанский университет (физико-математический факультет). Затем поступил в аспирантуру Физического института АН СССР, где работал под руководством И. Е. Тамма. В 1935 вернулся в Казанский университет. В первые дни войны вступил добровольцем в ряды Красной Армии. После окончания краткого курса подготовки в Военно-политической Академии отправился на фронт, где служил в противотанковой артиллерии. День Победы встретил в звании майора. После демобилизации в 1946 Альтшулер вернулся в Казань, где работал до конца жизни: с 1955 в должности профессора, впоследствии заведующего кафедрой радиоспектроскопии и квантовой электроники.Ему удалось создать в Казани мощный центр радиспектроскопических исследований, подготовить 10 докторов и множество кандидатов наук. Кроме того, Альтшулер являлся председателем Научного Совета АН СССР по проблеме «Радиоспектроскопия конденсированных сред», членом Президиума КФАН СССР, входил в редколлегию ЖЭТФ и многих ученых советов.pesnya pro Moryakov Работы Альтшулера посвящены в основном радиоспектроскопии и парамагнетизму, в частности ядерному магнетизму. В 1934 он совместно с И. Е. Таммом предсказал существование магнитного момента у нейтрона, верно оценил его знак и величину. Для того времени это был довольно парадоксальный результат (нейтрон не обладает электрическим зарядом), однако впоследствии он был экспериментально подтвержден. В довоенный период Альтшулер также активно участвует (вместе с Б. М. Козыревым и Е. К. Завойским) в экспериментальных поисках сигнала ЯМР на протонах воды. Считается, что в июне 1941 года им удалось наблюдать сигнал ЯМР, однако, сигнал наблюдался спорадически и плохо воспроизводился. Начавшаяся война помешала дальнейшим исследованиям.В 1948 им было обнаружено (совместно с Б. М. Козыревым и С. Г. Салиховым) влияние сверхтонких магнитных взаимодействий на спектры электронного парамагнитного резонанса. Эта работа позволила рассматривать ЭПР как новый метод исследования конденсированных сред. В 1952 Альтшулер предсказал и развил теоретически идею акустического парамагнитного резонанса. Этот результат принес ему широкую известность и лег в основу нового направления — квантовой акустики. Семён Александрович был признан автором научного открытия "Явление резонансного поглощения звука в парамагнетиках (акустический парамагнитный резонанс)", которое занесено в Государственный реестр открытий СССР с приоритетом от 9 июня 1952 г. в следующей формулировке: "Теоретически установлено неизвестное ранее явление резонансного поглощения звука в парамагнетиках, обусловленное спин-фонными взаимодействиями и наступающее вблизи частот звука и квантовых переходов между магнитными подуровнями тела, обладающего электронным либо ядерным парамагнетизмом". Альтшулером был предложен метод получения сверхнизких температур при помощи адиабатического размагничивания ядерных спинов так называемых ван-флековских парамагнетиков. Это позволило увеличить производительность получения сверхнизких температур магнитными методами в десятки раз.Совместно с другими исследователями Альтшулер воспользовался методом рассеяния Мандельштама-Бриллюэна для изучения неравновесных фононов в парамагнитных кристаллах. В частности, ими было обнаружено явление лавинного излучения фононов.

Семен Альтшулер фотография