Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёрнест –езерфорд

Ernest Rutherford

‘отографи€ Ёрнест –езерфорд (photo Ernest Rutherford)

ƒень рождени€: 30.08.1871 года
ћесто рождени€: Ќэльсон, Ќова€ «еланди€
ƒата смерти: 19.10.1937 года
ћесто смерти:  эмбридж, ¬еликобритани€
¬озраст: 66 лет

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:

Ђќтецї €дерной физики

‘изик

јнглийский физик, один из создателей учени€ о радиоактивности и строении атома, основатель научной школы, ин. ч.-к. –јЌ (1922), поч.ч. јЌ ———– (1925). ƒир.  авендишской лаборатории (с 1919). ќткрыл (1899) альфа- и бета-лучи и установил их природу. —оздал (1903, совм. с ‘. —одди) теорию радиоактивности. ѕредложил (1911) планетарную модель атома. ќсуществил (1919) первую исскуств. €дерную реакцию. ѕредсказал (1921) существование нейтрона. Ќоб. пр. по химии (1908).

30.08.2023

Ёрнест –езерфорд считаетс€ величайшим физиком-экспериментатором двадцатого столети€. ќн €вл€етс€ центральной фигурой в наших познани€х в области радиоактивности, а также человеком, который положил начало €дерной физике. ѕомимо своего огромного теоретического значени€ его открыти€ получили широкий спектр применени€, включа€: €дерное оружие, атомные электростанции, радиоактивные исчислени€ и исследовани€ радиации. ¬ли€ние трудов –езерфорда на мир огромно. ќно продолжает расти и, похоже, еще увеличитс€ в будущем.

Ёрнест –езерфорд фотографи€

–езерфорд родилс€ и вырос в Ќовой «еландии. “ам он поступил в  ентерберийский колледж и к двадцати трем годам получил три степени (бакалавра гуманитарных наук, бакалавра естественных наук, магистра гуманитарных наук). Ќа следующий год ему присудили право на обучение в  ембриждском университете в јнглии, где он провел три года как студент-исследователь под руководством ƒж. ƒж. “омсона, одного из ведущих ученых того времени. ¬ двадцать семь лет –езерфорд стал профессором физики в университете ћакджил в  анаде. “ам он работал дев€ть лет и в 1907 году вернулс€ в јнглию, чтобы возглавить физический факультет ћанчестерского университета. ¬ 1919 году –езерфорд вернулс€ в  ембридж, на этот раз как директор  авендишской лаборатории, и оставалс€ на этом посту до конца жизни.

–адиоактивность была открыта в 1896 году французским ученым јнтуаном јнри Ѕеккерелем, когда он проводил эксперименты с урановыми соединени€ми. Ќо вскоре Ѕеккерель потер€л интерес к этому предмету, и больша€ часть наших основных знаний в области радиоактивности происходит из широких исследований –езерфорда. (ћари и ѕьер  юри открыли еще два радиоактивных элемента - полоний и радий, но не сделали открытий фундаментального значени€.)

Ёрнест –езерфорд фотографи€

ќдно из первых открытий –езерфорда заключалось в том, что радиоактивное излучение урана состоит из двух различных компонентов, которые ученый назвал альфа- и бета-лучи. ѕозже он продемонстрировал природу каждого компонента (они состо€т из быстродвижущихс€ частиц) и показал, что существует еще и третий компонент, который назвал гамма-лучами.

¬ажна€ черта радиоактивности - это св€занна€ с ней энерги€. Ѕеккерель, супруги  юри и множество других ученых считали энергию внешним источником. Ќо –езерфорд доказал, что данна€ энерги€ - котора€ намного мощнее, чем освобождаема€ при химических реакци€х, - исходит изнутри отдельных атомов урана! Ётим он положил начало важной концепции атомной энергии.

Ёрнест –езерфорд фотографи€

”ченые всегда предполагали, будто отдельные атомы неделимы и неизмен€емы. Ќо –езерфорд (с помощью очень талантливого молодого помощника ‘редерика —одди) смог пока зать, что когда атом испускает альфа- или бета-лучи, он преобразуетс€ в атом иного сорта. —начала химики не могли в это поверить. ќднако –езерфорд и —одди провели целую серию экспериментов с радиоактивным распадом и трансформировали уран в свинец. “акже –езерфорд измерил скорость распада и сформулировал важную концепцию "полураспада". Ёто вскоре привело к технике радиоактивного исчислени€, которое стало одним из важнейших научных инструментов и нашло широкое применение в геологии, археологии, астрономии и во многих других област€х.

Ёта ошеломл€юща€ сери€ открытий принесла –езерфорду в 1908 году Ќобелевскую премию (позже Ќобелевскую премию получил и —одди), но его величайшее достижение было еще впереди. ќн заметил, что быстродвижущиес€ альфа-частицы способны проходить сквозь тонкую золотую фольгу (не оставл€€ видимых следов!), но при этом слегка отклон€ютс€. ¬озникло предположение, что атомы золота, твердые, непроницаемые, как "крошечные биль€рдные шары" - как ранее считали ученые, - были м€гкими внутри! ¬се выгл€дело так, будто меньшие и более твердые альфа-частицы могут проходить сквозь атомы золота как высокоскоростна€ пул€ через желе.

Ёрнест –езерфорд фотографи€

Ќо –езерфорд (работа€ с √ейгером и ћарсденом, своими двум€ молодыми помощниками) обнаружил, что некоторые альфа-частицы, проход€ сквозь золотую фольгу, отклон€ютс€ очень сильно. ‘актически некоторые вообще отлетают назад! ѕочувствовав, что за этим кроетс€ нечто важное, ученый тщательно посчитал количество частиц, полетевших в каждом направлении. «атем путем сложного, но вполне убедительного математического анализа он показал единственный путь, которым можно было объ€снить результаты экспериментов: атом золота состо€л почти полностью из пустого пространства, а практически вс€ атомна€ масса была сконцентрирована в центре, в маленьком "€дре" атома!

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕетр ћамонов

ќдним ударом труд –езерфорда навсегда потр€с наше привычное видение мира. ≈сли даже кусок металла - кажущийс€ самым твердым из всех предметов - €вл€лс€ в основном пустым пространством, значит, все, что мы считали вещественным, вдруг развалилось на крошечные песчинки, бегающие в необъ€тной пустоте!

ќткрытие –езерфордом атомных €дер €вл€етс€ основой всех современных теорий строени€ атома.  огда Ќильс Ѕор через два года опубликовал знаменитый труд, описывающий атом как миниатюрную солнечную систему, управл€емую квантовой механикой, он использовал дл€ своей модели в качестве отправной точки €дерную теорию –езерфорда. “ак же поступили √ейзенберг и ЎрЄдингер, когда они сконструировали более сложные атомные модели, использу€ классическую и волновую механику.

ќткрытие –езерфорда также привело к по€влению новой ветви науки: изучение атомного €дра. ¬ этой области –езерфорду тоже было суждено стать пионером. ¬ 1919 году он добилс€ успеха при трансформировании €дер азота в €дра кислорода, обстрелива€ первые быстродвижущимис€ альфа-частицами. Ёто было достижение, о котором мечтали древние алхимики.

¬скоре стало €сно, что €дерные трансформации могут быть источником энергии —олнца. Ѕолее того, трансформаци€ атомных €дер €вл€етс€ ключевым процессом в атомном оружии и на атомных электростанци€х. —ледовательно, открытие –езерфорда вызывает гораздо больший интерес, чем просто академический.

Ћичность –езерфорда посто€нно поражала всех, кто с ним встречалс€. ќн был крупным человеком с громким голосом, беспредельной энергией и заметным недостатком скромности.  огда коллеги отмечали сверхъестественную способность –езерфорда всегда находитьс€ "на гребне волны" научных исследований, он сразу отвечал: "ј почему бы и нет? ¬едь это € вызвал волну, не так ли?" Ќемногие ученые стали бы возражать против этого утверждени€.

»нтересна€стать€
Ёлвис 20.05.2006 07:24:48
ясчитаю, что –езерфорд величайший физик 20-го века. “ак как его открыти€ потресли весь мир.

ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€