Николай Горькавый

Nikolay Gorkavy

Фотография Николай Горькавый (photo Nikolay Gorkavy)

День рождения: 07.03.1959 года
Место рождения: Челябинск, СССР
Возраст: 61 год

Гражданство: Россия

Астрофизик, писатель, доктор физико-математических наук

В настоящее время живёт и работает в США, является директором и старшим научным сотрудником частного Гринвичского научно-технологического института (Greenwich Institute for Science and Technology, GIST) в штате Вирджиния.

13.03.2018

В 1976 году закончил школу № 92 в Челябинске. Занимался в двух секциях Челябинского НОУ (научного общества учащихся): в секции химии (руководитель Ю. Г. Цитцер) и в секции теоретической физики (руководитель — профессор М. С. Свирский). Участвовал в трех сборах НОУ «Курчатовец» в 1975—1976 годах.

Николай Горькавый фотография

В 1976 году поступил на физический факультет Челябинского государственного университета, а в 1981 году закончил его.

В 1981—1986 годах учился в аспирантуре в Москве, в Институте астрономии РАН (с перерывом на службу в армии с весны 1982 по осень 1983). Защитил кандидатскую диссертацию по физике планетных колец в 1986 году.

В 1986—1998 годах работал в Крыму, в Симеизской обсерватории. В 1990 году в ГАИШ МГУ (ныне — Государственный астрономический институт имени П. К. Штернберга) защитил диссертацию доктора физико-математических наук (степень утверждена ВАК в 1991 году).

В 1998 году, получив за работы по зодиакальной пыли премию и приглашение Национальной академии наук США, начал работать в НАСА, в Центре космических полетов им. Годдарда, под руководством Джона Мазера (Нобелевского лауреата по физике 2006 года). С 2011 года по настоящее время работает в группе спутника «Суоми» (НАСА/НОАА).

Автор свыше ста научных работ и монографии по физике планетных колец.

Основные научные интересы и достижения

Физика планетных колец и их резонансное взаимодействие со спутниками (1981—1999)

Луиджи Гальвани. Биография
Луиджи Гальвани
Сергей Бубка. Биография
Сергей Бубка
Взрывной Заппа
Фрэнк Заппа

Главные результаты (в основном, в соавторстве с А. М. Фридманом):

— развита теория происхождения планетных колец, основанная на механизме разрушения рыхлых частиц при взаимных столкновениях в дифференциально-вращающемся диске;

— построена система гидродинамических уравнений для гравитирующих колец из неупругих частиц;

— изучена стабильность колец Сатурна и открыты несколько новых неустойчивостей, в том числе, аккреционная неустойчивость, отвечающая за крупномасштабное расслоение колец Сатурна, а также эллипс-неустойчивость, вызывающая эксцентриситет у тонких колец Урана и Сатурна;

— выдвинута модель арок Нептуна, согласно которой они представляют собой прозрачное кольцо с нанизанными отдельными сгущениями-эпитонами. В каждом эпитоне частицы движутся по эпициклическим орбитам;

— предложена модель резонансного происхождения тонких колец Урана. На её основе предсказано положение 6 неоткрытых спутников Урана, дающих по два резонанса на зону колец. Это предсказание подтвердила АМС «Вояджер-2» через полгода открывшая 10 новых спутников Урана.

Секрет молодости Джулианны Мур