Кирилл Гуров

Kirill Gurov

Фотография Кирилл Гуров (photo Kirill Gurov)

День рождения: 06.03.1918 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 29.09.1994 года
Россия

Гражданство: Россия

Российский и советский физик-теоретик, специалист в области кинетической теории.

04.12.2016

Родился в Москве в дворянской семье кадрового офицера. Получил хорошее дошкольное домашнее образование, говорил на французском и немецком языках. Поступил в школу сразу во второй класс. Окончанил школу с отличием и в 1936 году поступил без вступительных экзаменов на физико-математический факультет Московский Государственный Университет (МГУ). В 1941 году с отличием окончил МГУ.В годы войны работал шлифовальщиком на заводе в Куйбышеве. В это же время сотрудничал с Совинформбюро и опубликовал 90 статей на русском, немецком и французском языках.В 1944 году поступил в аспирантуру МГУ к Н. Н. Боголюбову. Во время работы в аспирантуре занимался проблемами кинетической теории квантовых систем. С 1954 года и до последних дней жизни работал в Институте металлургии имени А. А. Байкова АН СССР.Член редколлегии журнала «Физика и химия обработки материалов». Член Учёного и Специализированного советов Института металлургии имени А. А. Байкова РАН и Специализированного совета Института общей физики имени А. М. Прохорова РАН.Хорошилова Наталья Викторовна (врачам) Во время работы в аспирантуре совместно в Н. Н. Боголюбовым вывел кинетические уравнения для квантовых систем с использованием квантовой цепочки ББГКИ. Эта работа является фундаментальной в кинетической теории квантовых систем.В Институте металлургии занимался исследованием диффузионных процессов и обусловленных ими фазовых превращений в сплавах. Разработал метод «дырочного газа». Применение этого метода для описания взаимной диффузии в бинарных и многокомпонентных сплавах легло в основу докторской диссертации К. П. Гурова.В начале 1970-х годов предложил математический формализм, позволяющий оценивать вклад наравновесных вакансий в диффузионные потоки и построить теорию диффузионных процессов в сплавах исходя из микроскопичесикх соображений.Совместно с А. М. Гусаком создал теорию «диффузионной конкуренции фаз» для описания взаимной диффузии в многомерных бинарных системах. Данная теория позволила сформулировать критерии подавления и роста фаз и объяснить закономерности твердофазных реакций диффузной аморфизации.В середине 70-х годов работал над проблемами космического материаловедения. Входил в состав коллектива учёных первого международного советско-американского космического проекта «Союз» — «Аполлон». Занимался изучением влияния невесомости на процесс твердо-жидкофазного взаимодействия металлов.

Кирилл Гуров фотография