Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јртем јлихань€н

Artem Alihaniyan

‘отографи€ јртем јлихань€н (photo Artem Alihaniyan)

ƒень рождени€: 24.06.1908 года
–осси€
ƒата смерти: 25.02.1978 года
–осси€
¬озраст: 69 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

советский физик.

—оветский физик, член-корреспондент јЌ ———– (1946), академик јрм€нской јкадемии наук (1943). Ѕрат ј.». јлиханова. —оздал школу физиков (¬.ѕ. ƒжелепов, ѕ.≈. —пивак, √.ћ. √ариб€н, Ќ.ћ.  очар€н, ј.ќ. ¬айсенберг, ¬.√.  ириллов-”грюмов, ћ.—.  озодоев и др.)

30.09.2008

–одилс€ в “билиси. ќкончил Ћенинградский университет (1931). ¬ 1927-41 работал в Ћенинградском физико-техническом институте јЌ ———–. ¬ 1943-73 - директор ≈реванского физического института и заведующий кафедрой ≈реванского университета. ¬ 1946-60 руководил также кафедрой €дерной физики ћосковского инженерно-физического института и лабораторией элементарных частиц ‘изического института јЌ ———–.

јртем јлихань€н фотографи€

–аботы посв€щены €дерной физике, физике космических лучей, ускорительной технике, физике элементарных частиц. ¬ 1934 вместе с ј.». јлихановым и ћ.—.  озодаевым открыл образование электронно-позитронной пары в результате внутренней конверсии энергии возбужденного €дра, в 1936 вместе с ј.». јлихановым и Ћ.ј. јрцимовичем экспериментально доказал сохранение энергии и импульса при аннигил€ции электрона и позитрона. ќбнаружил в составе космического излучени€ интенсивный поток быстрых протонов, интенсивную генерацию протонов быстрыми нейтронами, открыл ливни нового типа - так называемые узкие ливни, получил первые указани€ на существование частиц с массами, промежуточными между массой мюона и протона, выдвинул идею о существовании в составе космического излучени€ большого количества нестабильных частиц и т.д.

»сследовал свойства элементарных частиц на ускорител€х, построил 570-литровую фреоновую пузырьковую камеру. ќсуществл€л проектирование и руководил сооружением в ≈реване электронного синхротрона ("ј–”—") на 6 млрд. э¬, который вступил в строй в 1967. «анималс€ созданием новых методов детектировани€ и измерени€ импульсов частиц высоких энергий. –азработал новый тип искровых камер - трековую камеру (Ћенинска€ преми€, 1970).

–аботы

* ј.». јлиханов, ј.». јлихань€н. »скусственное получение радиоактивных элементов.

* ј.». јлиханов, ј.». јлихань€н. Ќовые данные о природе космических лучей.

* ј.». јлихан€н, —.ј. ’ейфец, —. . ≈син. Ќакопители электронов и позитронов.

* ј.». јлихан€н, —.ј. ’ейфец. —овременное состо€ние физики и техники ускорени€.

им Ѕейсингер. Ѕиографи€