Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆орес јлферов

   /   

Jores Alferov

   /
             
‘отографи€ ∆орес јлферов (photo Jores Alferov)
   

ƒень рождени€: 15.03.1930 года
ћесто рождени€: ¬итебск, ———–
¬озраст: 91 год

√ражданство: –осси€
—оцсети:


∆орес јлферов: триада ѕетра ¬еликого достойна нобелевской премии

—оветский и российский физик, единственный ныне здравствующий - из проживающих в –оссии - российский лауреат Ќобелевской премии по физике.

–аньше мне доводилось встречатьс€ с ним в разных научных аудитори€х и кабинетах обеих российских столиц и однажды, вместе с собкором "»звестий" ¬олодей Ќевельским, на даче в  омарове. Ќа этот раз место было особенное. Ќаучно-образовательный центр (Ќќ÷) ‘изико-технического института имени ј. ‘. »оффе.

14.04.2007

“ут под одной крышей - академики, студенты, лицеисты. », возможно, здешнему физико-техническому лицею предназначена в судьбе отечественной науки така€ же роль, как в судьбе нашей культуры пушкинскому Ћицею.

¬ице-президент –оссийской академии наук. –уководитель —анкт-ѕетербургского научного центра –јЌ. ƒиректор легендарного ‘изтеха имени »оффе. » вот теперь - лауреат Ќобелевской премии. Ќо есть еще одна ипостась этого человека, о которой знают немногие. Ќа стене - р€дом два диплома. ќдин - нобелевский. ƒругой: "–ешением сессии  омаровского сельского совета и педсовета  омаровской школы присвоено звание почетного гражданина сел  омаровка и ’ильки  орсунь-Ўевченковского района „еркасской области и почетного члена педагогического совета школы ∆оресу »вановичу јлферову". ѕодписи - сельский голова и директор школы. ћне показалось: второй диплом ему не менее дорог, чем первый.

»так, мой собеседник - академик ∆орес јЋ‘≈–ќ¬. Ќо диалог наш начинаетс€ не с XXI века, который предвосхитили его открыти€, а скорее - с века XVIII

- ∆орес »ванович!  огда-то, еще на заре перестройки, вы сказали, что мечтаете о системе образовани€, выстраиваемой по единой петровской триаде: гимнази€ - университет - академи€. Ќасколько это реально сегодн€, когда образование, наука, культура сид€т на "блокадном" бюджетном пайке? ¬аш алгоритм действий в этих услови€х?

- “риада - гениальное изобретение ѕетра, впрочем, жестко продиктованное тогдашним состо€нием –оссии, где, по существу, не было ни образовани€, ни науки. “ак что будь в XVIII веке Ќобелевские премии, первую надо было дать ѕетру ¬еликому. ѕринципиально туг вот что: он считал академию звеном, за которое выт€гиваетс€ вс€ образовательна€ цепь.

¬ XX столетии иде€ триады наиболее полно воплотилась в так называемой системе физтеха и прежде всего в нашем питерском ‘изико-техническом институте –оссийской академии наук, созданном в 1918 году јбрамом ‘едоровичем »оффе, в его союзе с ѕолитехническим институтом. ѕотом был московский учебный ‘изтех, отцами-основател€ми которого стали ѕ.  апица, Ћ. Ћандау, ».  урчатов, ».  икоин, Ћ. јриимович, ё. ’аритон и другие академики из "детского сада папы »оффе". ѕотом Ќовосибирский академгородок с его прекрасными университетом и физматшколой.

¬о всех этих случа€х система держитс€ на двух "китах". Ќа неразрывной цепи от школы до науки. » на идее »оффе о единстве научного и инженерного начал в современном образовании. “о, чем мы сейчас занимаемс€. - логическое продолжение и триады ѕетра, и идей »оффе.

- ¬ы имеете в виду ваш Ќќ÷?

Ћучшие дн€

јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15383
јбебе Ѕикила
‘инский рок с мировым именем
ѕосетило:15074
 The Rasmus
–уни ћара. Ѕиографи€
ѕосетило:4955
–уни ћара

- ƒа, конечно. ¬ него, кроме подразделений академического института и его аспирантуры, вход€т кафедры физики твердого тела, физики плазмы, космических исследований, твердотельной электроники, оптоэлектроники двух фирменных петербургских университетов - политехнического и электротехнического (бывшие Ћѕ» и ЋЁ“»). ¬се это наши базовые кафедры. ј начинаетс€ цепь с физико-технического лице€.

”бежден: "оборонительные укрепрайоны" просвещени€ и науки типа Ќќ÷а необходимо создавать срочно и повсеместно. ѕока еще не поздно. ѕока наши школьники еще продолжают побеждать на международных интеллектуальных олимпиадах.

 акой у мен€ алгоритм? —отрудничать со всеми, кто это понимает, независимо от политических расцветок и полюсов. » - боротьс€ с непрерывно самовоспроизвод€щейс€ чиновничьей дурью.

 огда в 1992 году превратились в ничто выделенные –јЌ на строительство центра миллионы, целых три года мы писали безответные письма Ѕ. ≈льцину. ”же в наши дни обращаюсь к министру финансов ј.  удрину. ѕредлагаю поддержать создание в стране научно-образовательной системы на едином общегосударственном уровне. Ѕез распылени€ средств по ведомственным сусекам. » в ответ слышу: если уж так хочетс€ јкадемии наук заниматьс€ не своим делом, пусть выдел€ет деньги из своего бюджета.

ѕредлагаю освобождение фондов поддержки науки и образовани€ от налогов - тот же  удрин против. ћотивировка? ¬ фондах много вс€кого жуль€. Ќу хорошо, говорю, дайте льготы только некоторым, проверенным. не замешанным в коррупции фондам по утвержденному правительством списку. Ќа что  удрин замечает: ну что вы, чиновники за вз€тки включат в этот список кого угодно! я только развел руками: ваши чиновники - это ваши проблемы.

ћы свой центр все-таки построили. » с сент€бр€ 1999 года начали регул€рные зан€ти€.

- Ќу а дальше что?

- ј дальше есть иде€ создать в ѕитере два новых университета, учредител€ми которых могли бы стать ћинистерство образовани€ и —анкт-ѕетербургский научный центр –јЌ и которые будут базироватьс€: один - на всех институтах –јЌ нашего города, другой - на ‘изтехе.“ам будут только аспирантура и магистратура, где аспиранты и наиболее способные студенты-старшекурсники получат возможность работать непосредственно с ведущими учеными академии.

- ¬ свое врем€ " луб 12 стульев" "Ћитературки" опубликовал такую шутку: "≈сли —ократу потребовалась почти вс€ жизнь, чтобы убедитьс€ в том, что он ничего не знает, то сейчас дл€ этого достаточно окончить среднюю школу".  ак, по-вашему, к чему устремлена затеваема€ ныне реформа образовани€ - к таким "результатам прогресса" или же, как утверждают сами реформаторы, к спасению от них?

- Ќаш Ќќ÷ и есть пример реального реформировани€ образовани€, школы, науки. я не очень-то верю в реформы, которые насаждаютс€ сверху и не диктуютс€ развитием общества, а возникают в чьих-то головах лишь потому, что так делаетс€ на цивилизованном «ападе.

 огда мне, например, говор€т, что переход к двенадцатилетке - это важный элемент реформы, € задаю простенький вопрос: но каждый ли шестилетний ребенок готов к такому реформированию? «ато абсолютно очевидно: 18-летний рубеж окончани€ "реформированной" школы - это арми€. ј это мы уже проходили.

“есты, компьютерные экзамены - все это хорошо. –азвивать компьютеризацию, конечно, необходимо.  онечно, надо и обогащать нынешнюю школу современным педагогическим и методическим опытом, нашим и зарубежным. ѕомните, сколько драгоценных искр кидали в многомиллионную телеаудиторию учител€-новаторы, когда их еще приглашали на “¬ и там еще не был придушен канал "–оссийские университеты"?!

Ќо все же ключевой вопрос реформировани€ образовани€ - судьба российского учител€.  ак подн€ть его авторитет, опрокинутый рыночными реформами на дно жизни?  акие дл€ этого прин€ть законы, какие предоставить льготы? ќткуда изыскать средства на бюджетное обеспечение таких законов и льгот? ¬от на эти вопросы прежде всего должна ответить образовательна€ реформа. » если не может ответить, то тогда пусть уж лучше реформаторы играют в теннис.

 ак нам не потер€ть золотой запас отечественного учительства, дл€ мен€ это лична€ боль. ѕоэтому и возник специальный фонд образовани€ и науки (в народе его уже окрестили "јлферовским". -  . —.). Ќа него € отдал часть Ќобелевской премии. —вои вклады сделали и другие профессора, некоторые компании и банки. — сент€бр€ фонд начнет выплачивать гранты-стипендии учител€м разных школ –оссии. » не только –оссии. Ќу, например, учител€м  омаровской школы в „еркасской области на ”краине. — этой школой дружит наш лицей. ¬ тех кра€х во врем€  орсунь-Ўевченковской битвы - ее называют вторым —талинградом - погиб мой брат ћаркс.

- Ќет ли перепада в уровне знаний между  омаровской сельской школой и вашим лицеем?

- „то вы! “ам прекрасные учител€ и реб€та.

- ∆орес »ванович! “олько что вы почти дословно повторили девиз, которым открываетс€ каждый номер газеты "ѕервое сент€бр€": "¬ы - прекрасный учитель, у вас прекрасные ученики".

- „то ж, прекрасный девиз.

- Ќо не все полагают, что –оссии нужны прекрасные учител€, прекрасные ученики, первоклассное образование. ¬от цитата из интервью √. Ѕелой, профессора –√√”, "Ќезависимой газете": "... ќт нас ¬семирный банк требует (€ читала подготовленный им доклад о проблемах образовани€ в –оссии), чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это €кобы недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что дл€ такой нищей страны, как –осси€, это непозволительна€ роскошь". ¬аш комментарий?

- Ѕеспардонна€ подмена пон€тий. Ќедемократично другое. ѕоворот - когда тихой сапой, а когда и открыто - к платному образованию.

- Ќа дн€х вынимаю из почтового €щика рекламную листовку. јдресовано "дл€ серьезных родителей": детский сад - 5000 у.е. в год, частна€ школа - 5000 у.е., лицей дл€ юношей - 3000 у.е., институт благородных девиц - 3000 у.е.

- "—ерьезные родители" - это у кого много "у.е."? ј остальные (их, кстати, подавл€ющее большинство) - несерьезные? » девицы у них неблагородные? ¬от здесь беда: водораздел начинает проходить не между всеми школьниками и особо одаренными, а между теми, родители которых в состо€нии оплатить элитное образование своих чад (в том числе и за рубежом), и теми, кто зан€т элементарным выживанием. “ак что дл€ завтрашних Ћомоносовых из ’олмогор и ѕошехонь€ вполне возможна перспектива оп€ть добиратьс€ в ћоскву с рыбными обозами.

ј что касаетс€ нищеты, то даже сегодн€, когда –оссию разворовывают направо и налево, назвать ее нищей никак нельз€. » если ее граб€т, из этого совсем не следует, что ей надо отказыватьс€ от своей системы образовани€.  ак раз вс€ надежда на то, что мы подготовим знающих, толковых людей, которые останов€т грабеж, не дадут превратить нас в действительно нищую страну.

- Ќе тает ли эта надежда в св€зи с сильным оттоком нашего интеллектуального потенциала на «апад? ѕравда, когда € спросил известного хирурга ћайкла ƒебейки, как он относитс€ к тому, что наши мозги "перетекают" к ним, в јмерику, он ответил: "¬ы така€ генетически богата€ страна, что сколько из нее ни выкачивай, а –осси€ все равно будет воспроизводить гениев".

- Ќе согласен. ≈сть определенный критический предел. » мы к нему подходим. ≈сли развалитс€ образование, остановитс€ наука, то прекратитс€ и это самое "воспроизводство гениев". Ќаступит всеобщее мозговое затмение.

- ј может, уже наступает? «асилье вс€ких там колдунов, магистров черной и белой магии, матушек-целительниц наблюдаетс€ по всей стране, широко рекламируетс€ в самых крупнотиражных газетах, по “¬.  ак с этим боротьс€?

- ≈ще в бытность президентом јЌ ———– ј јлександрова академик ¬олькенштейн встал и задал ваш вопрос ќбщему собранию јкадемии. » јнатолий ѕетрович с присущим ему юмором ответил: "ћихаил ¬ладимирович! Ќу так в смутное врем€ - а он уже чувствовал наступление нашего смутного времени - всегда так и бывает. я помню, как в шестнадцатом году мои сестры занимались столоверчением и вызыванием духа Ћьва “олстого. » мой отец им говорил: могу еще поверить, что вам удастс€ вызвать дух Ћьва “олстого. Ќо чтобы он с вами, дурами, два часа разговаривал? Ёто нонсенс!"

ƒумаю, такие высказывани€, если они станов€тс€ широким досто€нием, - прекрасные прививки против эпидемий массового идиотизма.

- ѕочему у нас нынче такое дикое, невежественное отношение к науке, к знани€м? »д€ к вам, € задал этот вопрос одному близкому мне человеку. ќн ответил притчей. ѕервобытна€ обезь€на сорвала горсть злаковых зерен, хотела отправить их в рот. Ќо задумалась. „асть зерен отложила и вырастила из них новые колось€. “ак произошел человек. » когда сегодн€ мы норовим всю "горсть" (а это наука, культура, образование) недальновидно, утилитарно просто "проесть", то превращаемс€ обратно в обезь€ну.

- „то ж, на притчу и € отвечу притчей. ” јверченко есть рассказ. ¬ поезде едут два при€тел€. ќдин из них, известный донжуан, делитс€ опытом завоевани€ женских сердец. ѕеречисл€ет шесть способов. √оворит: а если они не подействуют, то есть еще седьмой, который мен€ никогда не подводил. » тут - его станци€. ќн выскакивает с чемоданом. ѕри€тель кричит в окно: ну а седьмой, в чем седьмой способ? » тогда тот показывает монету.

ѕечально, когда сознание человека и - что гораздо страшнее - всего общества сужаетс€ лишь до "седьмого способа". “огда утрачиваютс€ дальновидение. перспектива, обеспечение своего будущего.

- ћожет, это просто болезни роста? »ли мы на опасной дороге?

- ћы на очень опасной дороге.

- » что же нам делать? Ѕрать уроки у ѕетра ¬еликого?

- ¬ообще всегда полезно брать уроки у истории. » у дальней. Ќо и у ближней тоже.  огда в 1921 году –ождественский, »оффе и  рылов поехали в первую после √ражданской войны загранкомандировку закупать научное оборудование, а денег на это у государства не было, они обратились к Ћенину и Ћуначарскому. » им выделили средства из золотого запаса. ¬ ‘изико-технический институт поступили тогда 42 €щика с приборами, и по оснащению он стал одним из первых в мире. „ем не исторический урок дл€ нынешнего российского руководства?

- јкадемик –ем ’охлов, будучи ректором ћ√”, мечтал ввести дл€ первокурсников гуманитарных факультетов обзорные лекции по новейшим открыти€м в области точных наук и, соответственно, на естественных факультетах - лекции о последнем слове в области наук гуманитарных.  ак вы относитесь к такой идее?

- ’орошо отношусь. Ќечто подобное мы реализуем в наших циклах лекций дл€ лицеистов (но слушают их обычно и студенты, и профессора) по ключевым сегодн€шним проблемам науки, общества, истории.

—ейчас вошло в традицию, что первую лекцию читает ваш покорный слуга. ј началось с чего? я увидел, как у нас перекручивают историю ради политических сиюминутностей. » решил сам прочесть школьникам цикл из дес€ти лекций. ѕоловина - проблемы науки, друга€ - злободневные проблемы общества. Ѕыла даже лекци€ "Ёкономика –оссии на современном этапе", прочитанна€ мною, не экономистом.

ј потом мы поставили дело на серьезную основу. “еперь лекции дл€ школьников по своим темам читают первоклассные специалисты. “ак, в цикле "ѕрощание с XX веком" (1999 - 2000 гг.) участвовали академики –јЌ физик Ѕ. «ахарчен€, химик ј –усанов, экономисты ƒ. Ћьвов и ≈. ѕримаков, философ ¬. —тепин, член-корр. –јЌ, директор Ёрмитажа ћ. ѕиотровский, академик –оссийской академии сельхознаук, директор центра "Ѕиоинженери€" –јЌ  . —кр€бин, другие выдающиес€ де€тели науки и культуры. — феврал€ этого года начали новый цикл "Ќаука и культура XXI века". ƒругими словами, попрощались с минувшим столетием - здравствуй, новый век!

- ¬ы уже знаете, какую первую лекцию прочтете своим лицеистам в новом учебном году?

-  онечно. "‘изика полупроводников и полупроводникова€ электроника. ¬згл€д в XXI век".

P.S. ”ход€ из Ќќ÷а, огл€нулс€. “ам, наверху , облокот€сь на перила балюстрады, положив подбородок на сжатые кулаки, ∆орес »ванович смотрел в солнечное, безлюдное сейчас пространство холла его великолепной архитектурной доминантой - гигантским карандашом, похожим на готовую к старту ракету. ќ чем он сейчас думал? ѕочти наверн€ка могу предположить: перед глазами его были эти €русы, но ожившие, напоминающие муравейник, до краев заполненные светом и молодыми голосами.  огда-то, когда еще только рисовались чертежи и закладывалс€ фундамент, - мечта. “еперь - реальность, будни.  уда более привычные, чем вот эта безлюдна€ тишина последних предсент€брьских дней.

P.P.S. ѕока версталс€ этот номер, гр€дущую реформу образовани€ переименовали в модернизацию. ’оть не в ренессанс, слава богу.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:42870
ћари€ Ўарапова
ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102702
јльберт Ёйнштейн
√ильди€ гени€
ѕосетило:18122
»ван  улибин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru