Людибиографии, истории, факты, фотографии

Владимир Эрн

   /   

Vladimir Ern

   /
             
Фотография Владимир Эрн (photo Vladimir Ern)
   

День рождения: 05.08.1882 года
Возраст: 34 года
Место рождения: Тифлис, Грузия
Дата смерти: 29.04.1917 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Биография

Русский философ

Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 – один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

22.11.2007

Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 – один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством «Путь» и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение . Обе его диссертации: магистерская – Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) – Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона . Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917.

Владимир Эрн фотография
Владимир Эрн фотография

Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905–1907. В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее «нового религиозного сознания» и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом «Логос» (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, поворот к онтологии в России (позиция Эрна – один из наиболее ярких примеров) начинался с критики «гносеологизма» предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой «меонизма» рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна – без-бытийной, без-жизненной) философии. «Кардинальной, конституирующей» чертой этого направления оказывается «отрицание природы как Сущего». Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, – не более чем миф. «Новое время, вообще говоря, очень мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны». Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф – отнюдь не научный и не логичный – об отвлеченном, «мертвом» познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу «меонизму», по Эрну, представляет «логизм», философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике.

Реклама:

Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин «частичных» и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией.

Излагая свою концепцию «логизма», Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане «логизм» уже состоялся. Сама человеческая культура как «солидарная преемственность творчества» есть результат верности духу «логизма» ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет «метафизический поворот». Философия, по его убеждению, должна ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в «дом бытия»), где нет «искусственных преград, воздвигнутых рационализмом» между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль осознается в «метафизической глубине», в изначальной коренной связи с живым Логосом.

Эрн и Сковорода
Ser99ey 03.02.2008 01:06:27
Эрн и Сковорода.
Книга Владимира Эрна христианского философа о житии Сковороды - с точки зрения православного человека. Эрн воспитан на Соловьеве, но от остальных философов серебряного века русского ренесанса начала 20 в. отличается духовным чутьем и имеет сродство души со Сковородой потому его мнение ценно. У него молодой, но окрепший ум, взращенный наследием святоотеческой литературы, от св. Сергия до Серафима Саровского. Основной вывод Эрна - жизнь и учение Сковороды не противоречит православию. И поэтому не несет «страшной опасности в чтении» для православного человека. Уже с «Наркиса» в диалогах Сковороды действующие лица это глубоко верующие люди, «Бронь боже сказать такое, что бог немилосерден», с нерелигиозными людьми Сковорода диалога не ведет. Эрн сам относится к дерзновению имущим и поэтому терпим к «чудачествам» великого старчика.
В.Эрн, наверно самый проницательный поисковик сродственных себе философских душ, говорит о Сковороде, как о самородке отрывая от современной ему жизни. О близости с народом у Эрна нет и в помине, эти проблемы его не интересовали. Эрн как бы посадил Сковороду в пробирку и очистил от влияний - результат получился интересный, хотя возможно и не правомерный.
В. Эрн из всех русских философов особенно выделивший Сковороду не обремененный национальной тендециозностью, какими были Данилевский, Срезневский и Багалей, Эрн своей философской проницательностью и русским православный умом выбрал Сковороду в первые русские философы, имея таких ку¬миров как Соловьев и Печерин. Вообще его философская инту¬иция совершенно безошибочна в поисках духовно родственных авторов (даже курьез Джоберти.
И нужно быть Эрном - свободным раскованным интеллектуалом, философом, восставшим против прагматизма в науке и ре¬лигии, чтобы найти сквозь века и понять полюбившегося ему автора, будь это Сковорода, Печорин или какой ни будь Джоберти.
Эрн был, прежде всего воспитан в православном духе, почитая святых (от этого его некоторая экзальтированность) у них в основном он черпал творческий потенциал хотя глубина прозрений у него не связывалась с широтой взглядов. Он восхищался монахом, путешественником, философом Владимиром Печориным, биография которого пригодилась в назидание Эрну.
Потому что писалось» Эрна о ГС: Эрн был только философом не склонным к самоанализу. Психологизм, побудитель¬ные причины в действиях человека он искал в области философии, т.е. в «чистых» размышлениях имеющих историко-философские корни у великих и святоотеческой литературе. Это уже больше от ума. Страстность Эрн признавал только за взглядами и философской позицией, противоположность «подлым». Философия не должна по Эрну брать аргументы из житейских поступков, народ¬ного характера, баек, прибауток, народного юмора - это нечто низкое для философа. С этой точки зрения он понимал Сковороду, житейская проблематика которого оскорбляла его вкус. Эрн считал ее дурной наследственностью казацкого темперамента, что и верно несмотря на негативную характеристику. Сковорода - человек, орга¬нически вписывающийся в свой край. Аналогии с жизненной муд¬ростью Г.С. разве что в китайской философии Лао Цзы, и др. Европейцев заносит то в одну сторону сентенций чистой философии или, как Гоголя в наивные рассуждения. Воззрения Эрна симптоматичны для всего начала 20 века.
Эрн не делает разницы между творческим импульсом «потому что писалось» побуждающим писать и целью для чего пишется. Для него существовала страсть к истине - как существо жизни, а не чувство долга перед народом, которому пишешь, и только позднее он осознал это в военных статьях о Первой мировой войне. Когда имеет значение и форма, и язык (родной) на котором пишешь и исторические корни и национальный характер души – та самая «дурная»(!?) наследственность. Это симптоматично для всей философии и миросозерцания Эрна, как представителя интеллигенции начала 20 века, далеко оторвавшегося от народных корней и единственно сохранившего веру отцов, что и сберегло его личность от растворения в философских …измах.
Исследование «Сковорода» Эрна интересно, как свиде¬тельство человека эмоционального, страдающего, искренне верую¬щего - православного, нашедшего у Сковороды родственные себе «страдательные» черты его характера. Эрн посвоему воспринял Г.С.; как каждый талантливый мыслитель воспринимает другого. Он увидел и то, что было у Сковороды и возможно прибавив от своего мироощущения придав ему несвойственные черты характера, но показавшиеся Эрну. Такова сила влияния Сковороды, что он и самые беспокойные головы умиротворяет, дает возможность найти себя в веселии духа.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Украинский 'Соловей'
Посетило:271
  Go-A
Руслан Кокаев
Посетило:614
Руслан Кокаев
Александр Засядько
Посетило:5613
Александр Засядько

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history