День рождения: 20.07.1942 года
Место рождения: с. Кудеча, Забайкальский край, СССР Дата смерти: 30.10.2007 года Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 65 лет
Гражданство: Россия
Биография
Советский и российский философ
Советский и российский философ, специалист в области общей теории бытия и взаимодействия природы и общества, философской экологии и экологического образования, общих проблем образования. Доктор философских наук (1988), профессор (1989). Член-корреспондент Российской академии образования
Окончил географический факультет Ленинградского государственного педагогического института (ныне РГПУ) (1963), аспирант философского факультета МГУ (1974).С 1968 преподавал философию в Читинском государственном педагогическом институте (ныне ЗабГГПУ), заведующий кафедрой (1975—1983, 1987—1992), профессор кафедры и заведующий лабораторией по комплексному изучению человека (с 1992), руководитель аспирантурой по социальной философии (с 1993).Кандидатская диссертация — «Соотношение природы и общества (исследование методологических проблем)» (МГУ, 1975), докторская диссертация — «Социально-философские основы теории взаимодействия природы и общества» (ИФ АН СССР (ныне ИФ РАН), 1988).Заместитель председателя и председатель Забайкальского отделения РФО (1981—2002), председатель Областной организации общества «Знание» (1989—1996), член диссертационых советов при БГУ и ИрГУ (1993—2003), член с 2004, председатель диссертационных советов при ЗабГГПУ (2004—2006), заместитель председателя Читинского научного центра СО РАО (с 2001).Организатор крупных научных мероприятий в Забайкалье.В. А. Кобылянский занимался также исследованием комплексного человековедения, «россиеведения», национально-ориентированного образования и воспитания.Законно установить киоск -- нереально В трудах В. А. Кобылянского предлагается теоретическая концепция взаимоотношения природы и общества как различных и взаимопроникающих образований. Выделяются две формы бытия природы — естественная (область взаимодействия «слепых, бессознательных» сил) и очеловеченная (организованная деятельностью людей), а также два уровня общественной жизни — социальный и технологический (очеловеченно-природный в его подчиненности социальному). Анализ общества и природы ведется с позиций единства субстрата и отношений, связей. В логике понятий исследуется процесс вырастания общественного из природного и обратного воздействия общественного на природное. Взаимодействие природы и общества рассматривается в деятельности человека как целостный, относительно самостоятельный процесс, вычленяются и анализируются его структура, механизм, самодвижение, исторические этапы и тенденции, определяются общие ориентиры и пути оптимизации, гармонизации.В. А. Кобылянский — один из создателей нового философско-экологического направления. Экосистема трактуется им не как биологическое или биоцентричное, а как общенаучное понятие; она рассматривается как единство и взаимодействие любого центрального объекта («хозяина») и экосреды, находящихся на одном и том же и разных уровнях. Особой разновидностью экосистем являются экологические системы, взаимодействующие компоненты которых занимают качественно отличные уровни. Специфическими объектами комплекса экологических наук, общей теории экологии, гео-, био-, социо-, антропоэкологии выступают межуровневые взаимодействия. Одноуровневые взаимодействия исследуются неэкологическими науками. На этой основе определяются сфера и структура экологического знания, сущность и содержание экологического образования.