Иафет 16.12.2006 03:16:50
Сковорода был чрезвычайно популярен среди крестьян, которым преимущественно и адресовано его творчество и его слово, очень высоко ценили его и духоборы, особенно поэзию, в которой находили выражение своих религиозных взглядов. Но видимо уже при жизни Григория Саввича у духоборов проявились тенденции к замыканию в самих себе. А для Сковороды главным смыслом жизни было благовестие, в котором он видел любовь к ближнему. Именно за это крестьяне и любили его, странствующего проповедника с Писанием в руках.
Родился Г.С.Сковорода в 1722 году в небогатой казацкой семье на Полтавщине. С успехом прошел высшие курсы пиитики, риторики, философии и богословия в Киеве, а в 1750 году отправился в Венгрию в миссию генерала Вишневского, где был диаконом в церкви г.Пешта. Вернувшись через год на Украину, преподавал в Переяславской коллегии, затем с 1759 года был приглашен на должность профессора пиитики в Харькове. Здесь к нему относились с уважением, но отношения обострились, когда Сковорода в резких выражениях отказался постричься в монахи, чтобы «стать столпом церкви и украшением монастыря». «Эх, преподобные! – отпарировал Григорий Саввич.- «Не хочу собой увеличивать столпотворение! Достаточно и вас, столпов неотесанных, в храме Господнем».
В 1769 году оставил должность в Харьковском университете и до самой смерти больше не связывал себя никакими официальными должностями, проводя жизнь странствующего учителя-проповедника.
Вот как описал его жизнь М.С.Грушевский: «Пешком ходил он от села к селу, от двора к двору, в обществе пса, не имея другого богатства, кроме нескольких книг, - между ними еврейскую Библию, с которой никогда не разлучался. Посещал приятелей, которых очень любил и ценил, считая друзей самым высоким утешением и счастьем в жизни. Имел их и среди духовенства, и среди помещиков и простых людей. Останавливался в крестьянских или казацких домах, во дворах помещиков, но обычно не жил с панами, а чаще всего – на пасеке, любимом месте проживания. Разговаривал радостно, искренне и весело. На память оставлял написанные собственной рукой песни и произведения. Утешался музыкой, которую очень любил».
Сковорода сочинил немало духовных песен, положивши на музыку некоторые псалмы и стихи Писания. «Их музыка полна гармонии, простой, но величественной: она проникает, захватывает, сокрушает». Так писал о псалмах Григория Саввича его биограф М.И.Ковалинский.
Известный писатель и моралист Лев Толстой так однажды высказался по поводу Сковороды: «Его жизнеописание, возможно, еще лучше его произведений!» Действительно, собственная жизнь была сильнейшим аргументом всего, что проповедовал и чему учил Григорий Саввич. Своей жизнью он воплотил и продемонстрировал свой идеал нетрудного и всем доступного счастья и только в свете этого приобретают значимость достаточно сложные, нередко тяжелые и туманные его философские размышления. Биограф и ученик Сковороды М.И.Ковалинский так описывал образ его жизни: «Свободный от какого-то принуждения, амбиций и суеты, он находил осуществление своих желаний в их ограниченности, стараясь уменьшать свои потребности, а не расширять их. Когда Солнце, взошедши на небе, давало щедрую пищу его чувствам, Григорий Саввич говорил с хорошим настроем: «Благодарение Богу, что нужное сделал нетрудным, а трудное – ненужным!» Полночь он обычно посвящал молитве и собирая свои мысли, восклицал: «Встаньте, ленивые и опущенные вниз мысли моего разума! Поднимитесь и вознеситесь на гору вечности!» Такой был образ его жизни. «Что я делаю? – писал он своему другу. – Учусь благодарности – это мое дело! Учусь быть довольным всем, что Промыслом Божьим дано мне в жизни».
Очень высоко ценя Библию, как книгу книг, Сковорода был сторонником ее аллегорического, духовного толкования. В этом толковании он следует за раннехристианскими символистами Александрийской школы (Оригеном, Климентом), произведения которых очень любил и ценил. При всем этом ценил также труды Платона, Цицерона и Плутарха и даже делал их переводы. Видимая увлеченность небиблейскими авторами, однако, не нарушила систему ценностей и приоритетов Григория Саввича. Он никогда не позволял себе ставить человеческие произведения на один уровень со Словом Бога.
М.Грушевский пишет о том, что перед самой своей смертью Сковорода прошел большое растояние, чтобы проведать одного из приятелей. В день смерти в большой компании живо и остроумно рассказывал разные события своей жизни, потом замолк и посерьезнел и, вышедши на природу, начал копать себе могилу. К ужину уже не вышел, оделся в чистую рубашку и, положив под голову пачку своих записей, заснул навеки.
На могильном камне, согласно его завещанию, были выбиты такие слова: «Мир ловил меня, но не поймал». Это было настоящим резюме его жизни.
Труд его не был тщетен перед Господом. Столько библейских истин посеял Григорий Сковорода в сердцах украинских крестьян и проповедовал им такую любовь к Богу и Божьему Слову, что неосознанно (а может быть, как раз и сознательно) подготовил почву для будущих евангельских движений – молокан, баптистов, пятидесятников. Его идеи, его стремления, его откровения близки каждому христианину.
(Взято из книги А.Шульги "История Церкви на Украине")