Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕлутарх

   /   

Plutarch

   /
             
‘отографи€  ѕлутарх (photo  Plutarch)
   

√реци€

√ражданство: √реци€
—оцсети:


Ѕиографи€

греческий философ и биограф.

√реческий философ и биограф. ѕроисходил из состо€тельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Ѕеотии. ¬ јфинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника јммони€, но также значительное вли€ние на него оказали ѕерипат и —то€.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

20.10.2008

ѕо философским воззрени€м был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. ¬ молодости много путешествовал. ѕосетил √рецию, ћалую јзию, ≈гипет, был в –име, где встретилс€ с неопифагорейцами, а также зав€зал дружбу с многими выдающимис€ людьми, в том числе с Ћуцием ћестрием ‘лором, близким соратником императора ¬еспасиана, который помог ѕлутарху получить римское гражданство. ќднако в скором времени ѕлутарх возвратилс€ в ’еронею. ќн верно служил своему городу, исполн€€ общественные должности. ќн собирал в своем доме молодежь, а обуча€ собственных сыновей, создал своего рода Ђчастную академиюї, в которой играл роль наставника и лектора.

 ѕлутарх фотографи€
ѕлутарх фотографи€

Ќа п€тидес€том году жизни стал жрецом јполлона в ƒельфах, старалс€ вернуть св€тилищу и оракулу былое значение. ѕлутарх не был оригинальным писателем. ¬ основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Ќо в обработке ѕлутарха цела€ традици€, отмеченна€ знаком его личности, обрела новый облик и именно в таком виде она определ€ла в течение многих веков европейскую мысль и литературу. Ѕогатству интересов ѕлутарха (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. „резвычайно трудно установить их хронологию. “ематически мы можем разделить их на 2 группы: перва€, очень разнородна€, охватывает созданные в разные периоды сочинени€, в основном философские и дидактические, объедин€€ их под общим названием Ётика (Moralia); вторую составл€ют биографии. (¬се названи€ обычно цитируютс€ по-латыни.) ¬ Ётике мы находим примерно 80 сочинений. —амыми ранними из них €вл€ютс€ те, которые нос€т риторический характер, как например похвалы јфинам, рассуждени€ о ‘ортуне (греч. “ихе) и ее роли в жизни јлександра ћакедонского или в истории –има. Ѕольшую группу составл€ют также попул€рно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным дл€ ѕлутарха €вл€етс€ небольшое сочинение ќ состо€нии духа.

¬ воспитательных цел€х задуманы другие сочинени€, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, ќ чрезмерном любопытстве, ќ болтливости. ќб излишней робости). ѕо этим же причинам ѕлутарх занималс€ вопросами любви и брака. ¬о всех этих сочинени€х наход€т отражение педагогические интересы ѕлутарха, неудивительно, что он поднимал подобные вопросы также в работах  ак нужно молодому человеку слушать поэтов.  ак пользоватьс€ лекци€ми и т. д. “ематически приближаютс€ к ним политические сочинени€ ѕлутарха, особенно те из них, что содержат рекомендации дл€ правителей и государственных де€телей.   сочинени€м на темы семейной жизни относитс€ и консол€ци€ (то есть утешительное сочинение после т€жкой утраты), обращенна€ к жене ѕлутарха “имоксене, потер€вшей единственную дочь. Ќар€ду с наиболее попул€рными работами в диалогической форме, в Ётику входили и другие Ч приближенные по своему характеру к научному докладу, в которых ѕлутарх, не вдава€сь глубоко в теоретические рассуждени€, тем не менее приводит множество ценных сведений по истории философии.   ним следует причислить сочинени€ об учении ѕлатона, как например ѕлатоновские вопросы. или ќ сотворении души в "“имее", а также полемические произведени€, направленные против эпикурейцев и стоиков. ѕлутарх писал и о человеческой душе, интересовалс€ психологией, возможно, даже психологией животных, если сочинени€ о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера. ¬опросам религии ѕлутарх посв€тил многочисленные произведени€, среди них так называемые Ђпифийскиеї диалоги, касающиес€ оракула јполлона в ƒельфах.

Ќаиболее интересным в этой группе представл€етс€ произведение ќб »сиде и ќсирисе, в котором ѕлутарх, сам посв€щенный в мистерии ƒиониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий ќсириса. ќб интересе ѕлутарха к древност€м свидетельствуют два сочинени€: √реческие вопросы (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graeсае) и –имские вопросы (Aitia Romaika; лат. Quaestiones Romanae), в которых раскрываетс€ значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). —очинение ѕлутарха ќ лике на лунном диске представл€ет различные теории относительно этого небесного тела, в конце ѕлутарх обращаетс€ к теории, прин€той в јкадемии ѕлатона ( сенократ), усматрива€ в Ћуне родину демонов. ѕристрасти€ ѕлутарха, столь €рко про€вившиес€ в его биографи€х, нашли отражение также в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений јпофтегматы, веро€тно, большей частью не €вл€етс€ подлинным).

—амые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведени€, как ѕир семи мудрецов или Ѕеседы на пиру (в 9 книгах). ¬ Ётике ѕлутарха включены и неаутентичные произведени€ неизвестных авторов.   важнейшим из них принадлежат: ќ музыке, представл€ющее один из главных источников наших знаний об античной музыке (јристоксен, √ераклид ѕонтийский), и ќ воспитании детей, произведение чрезвычайно известное и переведенное в эпоху ¬озрождени€ на многие €зыки. ќднако своей славой ѕлутарх об€зан не Ётике, а биографи€м. ¬о вступлении к жизнеописанию Ёмили€ ѕавла (Aemilius Paulus) сам ѕлутарх очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописани€ привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. ¬ биографи€х ѕлутарх следует учению перипатетиков, которые в области этики решающее значение приписывали действи€м человека, утвержда€, что каждое действие порождает добродетель. ѕлутарх выстраивает их согласно схеме перипатетических биографий, описыва€ поочередно рождение, юность, характер, де€тельность, смерть геро€ и ее обсто€тельства.

∆ела€ обрисовать де€ни€ своих героев, ѕлутарх использовал доступный ему исторический материал, с которым обходилс€ довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. ≈го прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, ѕлутарх охотно привлекал анекдоты. “ак родились красочные, эмоциональные повествовани€, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его т€га ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. ќднако биографии ѕлутарха имеют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращалс€ к недоступным дл€ нас сегодн€ источникам. ѕисать биографии ѕлутарх начал еще в юности. ¬начале он обратил свое внимание на знаменитых людей Ѕеотии: √есиода, ѕиндара, Ёпаминонда Ч впоследствии стал писать и о представител€х других областей √реции: о Ћеониде, јристомене, јрате —икионском и даже о персидском царе јртаксерксе II. ¬о врем€ пребывани€ в –име ѕлутарх создавал биографии римских императоров, предназначенные дл€ греков. » лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение —равнительные жизнеописани€ (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Ёто были биографии выдающихс€ исторических лиц √реции и –има, сопоставленные попарно. Ќекоторые их этих пар составлены удачно, как например мифические основатели јфин и –има Ч “есей и –омул, первые законодатели Ч Ћикург и Ќума ѕомпилий, величайшие вожди Ч јлександр и ÷езарь. ƒругие сопоставлены более произвольно: Ђдети счасть€ї Ч “имолеонт и Ёмилий ѕавел, или пара, иллюстрирующа€ превратности человеческих судеб Ч јлкивиад и  ориолан. ѕосле биографий ѕлутарх давал общую характеристику, сравнение двух образов (synkrisis). Ћишь у нескольких пар это сопоставление отсутствует, в частности у јлександра и ÷езар€. ¬сего было 23 пары, представленные в хронологическом пор€дке.

—охранилось 22 пары (утрачены жизнеописани€ Ёпаминонда и —ципиона) и четыре единичных жизнеописани€ более раннего периода: јрата —икионского, јртаксеркса II, √альбы и ќтона. ¬сю свою жизнь ѕлутарх посв€тил общественной и политической де€тельности, а прежде всего Ч педагогике. »зо всех сил он старалс€ показать культурную роль √реции. ƒо конца античности и в ¬изантии ѕлутарх пользовалс€ громкой славой величайшего воспитател€ и философа. ¬ эпоху –енессанса (XV в.) найденные сочинени€ ѕлутарха, переведенные на латинский €зык, вновь стали основой европейской педагогики. „аще всего читали трактат ќ воспитании детей, до начала ’I’ в. считавшийс€ аутентичным.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru