Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ћифшиц

   /   

Mihael Lifshits

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ћифшиц (photo Mihael Lifshits)
   

ƒень рождени€: 23.07.1905 года
ћесто рождени€: ћелитополь, –осси€
ƒата смерти: 20.09.1983 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

‘илософ, эстетик, публицист.

‘илософ, эстетик, публицист он приобрел широкую и скандальную известность как обскурант и мракобес, как гонитель всего прогрессивного в искусстве, после того как опубликовал 8 окт€бр€ 1966 года в Ћитературной газете свой памфлет против современного искусства "ѕочему € не модернист?". –езонанс этой публикации был колоссален, но он бледнеет р€дом со славой, которую принесла Ћифшицу вышедша€ двум€ годами позже книга " ризис безобрази€" (ћ., 1968), эта библи€ антимодернизма.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.10.2008

»звестный диссидент и литературовед Ћев  опелев в письме к автору книги назвал его протопопом јввакумом нового эстетического старообр€дчества. —казано неплохо. ƒействительно, " ризис безобрази€" написан с энергией и литературной выразительностью достойной великого раскольника 17 века. ћатериалы дискуссий и круглых столов, посв€щенных анафеме " ризиса" и ее автора, Ћифшиц аккуратно складывал в папку с надписью "’ор невылупившихс€ птенцов", иногда дава€ названи€ и отдельным материалам. Ќа распечатке одного из общественных осуждений он написал: "ћыши кота хоронили".

ћихаил Ћифшиц фотографи€
ћихаил Ћифшиц фотографи€

ёмор не покидал этого "главного теоретика —услова", хот€ врем€ становилось все менее и менее смешным.  огда —олженицын назвал в одной из своих книг Ћифшица ископаемым марксистом, тот в присущей ему манере ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником реставрации Ѕурбонов.

—егодн€ в текстах доброго, старого советского времени заметны оттенки, которые были плохо различимы на плоском фоне позднесоветской пропаганды. Ћифшиц умел ценить мыслителей, представл€ющихс€ слишком простыми тем, кто не способен слышать нюансы интонации. ¬от что пишет он об одном из них: "Ќо пора уже пон€ть, что „ернышевский писал умно, с тонкой, иногда почти неразличимой иронией, притвор€€сь ради исследовани€ истины простаком, как —ократ, или эпатиру€ своих современников резкими суждени€ми, чтобы разбудить их от долгого сна". ("»скусство и современный мир", ћ., 1978, с. 7.)

—тоицизм, с которым автор " ризиса" встречал, чтобы м€гко выразитьс€, непонимание, был подготовлен всей его биографией. ѕо сути, она представл€ет собой непрерывный и острейший конфликт независимой интеллектуальной позиции с модернистами-новаторами, с одной стороны, и ортодоксами, с другой. ¬ своей иронической, а часто и сатирической манере, он расправл€лс€ с теми и другими, выбира€ дл€ атак врем€, наименее подход€щее с житейски-прагматической точки зрени€.  онечно, споры 1970-х годов, должны были казатьс€ Ћифшицу детским лепетом, по сравнению с теми дискусси€ми, в которые он был вт€нут уже с середины 1920-х годов, и в которых, как он однажды заметил, аргументаци€ напоминала звук падающий мины, привет с того света.

”же первый программный текст Ћифшица 1927 года под названием "ƒиалектика в истории искусства" с его предельно заостренными формулировками ("¬опреки ход€чим фразам нашего века абсолютна€ красота существует так же, как абсолютна€ истина"), носит сознательно шокирующий характер. ќсобенно учитыва€ врем€ и тот факт, что его 22 летний автор учитс€ в это врем€ во ¬’”“≈ћј—е - ¬’”“≈»Ќе, куда он поступил в 1923 году, как художник, овладевший тайнами авангардистской живописи. ѕереживший внутренний кризис модернизма и обратившийс€ к традици€м реалистической классики в нужное врем€ и в нужном месте, Ћифшиц обвин€етс€ в "правом уклоне в искусстве" и резко расходитс€ со своими учител€ми. — 1929 года дальнейша€ учеба становитс€ дл€ него невозможной. Ќо школа, пройденна€ у ѕавла ‘лоренского и ƒавида Ўтеренберга, не пропала даром. ¬ советское врем€, Ћифшиц оставалс€ единственным автором, писавшим против современного искусства, с пониманием своего предмета.

¬ том же 1927 году Ћифшиц, изучающий самосто€тельно немецкий €зык, делает открытие, что у ћаркса была сво€ система эстетических взгл€дов, чего тогда не подозревал никто. ќн начинает собирать материалы к антологии "ћаркс и Ёнгельс об искусстве", выход€щей в 1933, 1938, 1957, 1967, 1976, 1983 годах. ¬ 1938 году он издает антологию "Ћенин о культуре и искусстве". ѕо сути, он в одиночку создает марксистско-ленинскую эстетику, впрочем, отличающуюс€ от того, что преподавалось под этим именем в ———– как земл€ от неба.

— 1929 года Ћифшиц работает в »нституте ћаркса и Ёнгельса, с 1930 года в созданном там кабинете философии истории. ƒл€ того чтобы пон€ть, как позици€ Ћифшица выгл€дела уже не со стороны новаторов, но со стороны ортодоксальной, приведем один замечательный документ, опубликованный в последнее врем€. Ёто письмо будущего академика ѕ. ёдина новому директору института ¬. јдоратскому о кабинете философии истории и о работающих там Ћукаче и Ћифшице. (—м. ј. —. —тыкалин. "ƒьердь Ћукач - мыслитель и политик". ћ., 2001, с. 79.) "¬ задачу этого кабинета входила работа над историческим материализмом. Ќо об истмате они и не думали. “ам всего есть несколько случайных книжек по истмату.Е Ќи одна из проблем марксизма не разрабатывалась, не говор€ уже об изучении ленинизма. Ќи в одном из перечисленных кабинетов нет ни единой книжки Ћенина или о Ћенине. ¬ философском кабинете есть отдел по современной философии. —обраны все идеалисты-мракобесы (Ўпенглер, √уссерль, Ўпет т т.д.), но к числу современных философов руководител€ми кабинета Ћенин не причисл€лс€".

“ак начинались 1930-е годы. √лавное дес€тилетие в жизни ћихаила Ћифшица. Ёпоха, когда были сформулированы его основные идеи, к более детальной разработке которых, он обратилс€ только уже в конце жизни. ¬ 1935 году он публикует книгу "¬опросы искусства и философии", сборник его важнейших текстов по истории общественной мысли и, как он сам выражалс€, "вопросов искусства в широком смысле слова". ¬ эти годы приходилось держатьс€ "на почтительной дистанции от вопросов столь серьезных, как первичность материи и вторичность духа". "Ѕолее свободным казалось минное поле искусства и литературы, чем мы и занимались с дерзостью, по тем временам неслыханной, вызыва€ удивление обычных литературных дельцов и других прохиндеев", как написал Ћифшиц в одном из своих последних текстов. ("ƒиалог с Ёвальдом »льенковым". ћ., 2003, с. 20.) «акачивались 1930-е не менее драматично, чем начинались.   1937 году литературна€ активность Ћифшица почти останавливаетс€. ¬ 1941 году он уходит на фронт.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ёпоха борьбы с космополитизмом, не миновавшей и Ћифшица, в некоторых его текстах (а он не любил писать мемуары) находит глухой отзвук. "ѕосле войны многое изменилось, и врем€ было нелегкое. ѕо возвращении с военной службы € чувствовал себ€ вполне забытым, где-то на дне, а надо мной была океанска€ толща довольно мутной воды. Ёто, разумеетс€, вовсе не жалоба - никто не знает заранее, что человеку хорошо или плохо. ѕри всех своих пон€тных читателю жизненных неудобствах столь незавидное положение было дл€ мен€ отчасти благопри€тно, если не сказать большего". ("ƒиалог с Ёвальдом »льенковым". ћ., 2003, с. 14.)

Ќачало того, что прин€то называть оттепелью, было отмечено публикацией в "Ќовом мире" статьи Ћифшица "ƒневник ћариэтты Ўагин€н" (1954. є2), памфлета, в котором он дал портрет сталинской интеллигенции с ее пустозвонством, с поразительным сочетанием эпического восторга с безразличием и равнодушием к делу. ѕортрет был блест€щий, хот€ сам предмет и не был слишком красив. Ћифшиц однажды привел слова √Єте о Ћессинге, сказавшего, что писатели эпохи Ћессинга живут как насекомые в €нтаре.

Ћессинг молчал о философии, как пишет Ћифшиц: "не бралс€ за такие темы и был прав, хот€ отсюда вовсе не следует, что он был счастлив. Ќапротив, как сказал тот же √ете, Ћессинг был очень несчастлив, вследствие ничтожности предметов, которыми ему пришлось заниматьс€, и потому что эти зан€ти€ были св€заны с посто€нной полемикой". ("»скусство и современный мир", ћ., 1978, с. 8.) –езонанс от публикации в "Ќовом мире" был не меньший, чем спуст€ 14 лет от " ризиса безобрази€". ¬ официальных отзывах Ћифшица обвин€ли в "нездоровом, мещанском нигилизме", в том, что "на тридцать седьмом году нашего пути" он ставит под сомнение социалистические идеалы, в снобизме и проповеди антипатриотических концепций. Ћифшица исключают из партии. ѕосле всех этих приключений, хор невылупившихс€ птенцов, уже не мог слишком испугать.

ѕри жизни ћихаила јлександровича его книг было опубликовано очень немного. “рехтомник вышел уже после смерти в 1984-1987 годах.  нига "¬ мире эстетики" в 1985 году. » если что-то происходило в жизни автора невпопад, то эти посмертные публикации стали апогеем несвоевременности. Ќа дворе уже шумели другие времена. ѕублику темы русской революционной демократии, марксизма, наследи€ Ћенина и наследи€ 1930-х годов, коли и волновали, то только в самом негативном смысле. ¬ыдумать более непопул€рные темы, чем оглавление этих книг, было невозможно. √овор€ о своих иде€х, Ћифшиц спрашивал "»мело ли это какое-нибудь практическое значение? ≈сли говорить о реальном ходе жизни - почти никакого". ("¬ мире эстетики". ћ., 1985, с. 310.) ≈сли так было в 1930-е, чего уж говорить о конце 1980-х.

Ќо уже 1990-е принос€т некоторые изменени€. Ѕескомпромиссность и радикализм позиции Ћифшица в непри€тии общества классовой эксплуатации и тотального отчуждени€, вместе с искусством, €вл€ющемс€ его производной, начинают вызывать все больший интерес. ѕриход капитализма (известного ранее лишь из литературных источников) в его наиболее оголтелых формах заставл€ет перечитать тексты Ћифшица новыми глазами. ¬ 1991 году по€вл€етс€ публикаци€ его текста в журнале о современном искусстве - " онец ’’ века". (»здание началось и закончилось, как и многие инициативы тех лет, единственным номером). ¬ 1993 году, первый номер ультраавангардного тогда "’удожественного ∆урнала" (здравствующего и поныне) публикует текст Ћифшица "”лыбка ƒжоконды". ¬ газете  оммерсантъ - daily от 29 сент€бр€ 1993 года по€вл€етс€ заметка "ћихаил Ћифшиц дождалс€ своего читател€" (ѕам€ти марксистской эстетики), принадлежащий автору этих строк. Ќиже он приводитс€ полностью.

"¬чера в јкадемии художеств состо€лось заседание, посв€щенное дес€тилетию со дн€ смерти действительного члена јкадемии художеств ———–, крупнейшего теоретика и едва ли не создател€ марксистско-ленинской эстетики ћихаила Ћифшица. ƒо недавнего времени это им€ прочно ассоциировалось с гонени€ми на малейшие отступлени€ от реализма и было синонимом консерватизма и мракобеси€. «аседание, посв€щенное пам€ти последнего марксиста –оссии, осталось незамеченным даже в стенах самой јкадемии. ѕрисутствующих можно было пересчитать по пальцам.  ак ни странно, среди них оказались и представители наиболее радикальных течений в современном искусстве, дл€ которых Ћифшиц неожиданно стал актуален. —воим опытом прочтени€ Ћифшица по просьбе "Џ" делитс€ московский художник ƒмитрий √утов.

"Ќужно непоколебимо верить в себ€, чтобы решитьс€ на презрение к тому, чем ты кажешьс€", - написал Ћифшиц о ¬ольтере, но это в полной мере относитс€ и к нему самому. ƒл€ всех он был символом конформизма. —егодн€ же поражает своим предельным нонконформизмом. —амо существо его идей откровенно вызывающе дл€ ’’ века. Ћифшиц, вопреки общепризнанным фактам утверждал, что в истории есть смысл, что общественный идеал - не утопи€, что объективна€ истина существует, а красота имеет объективные критерии. –ел€тивизм он еще в юности объ€вил диалектикой дураков. јвангардизм он отвергает в 20-е годы, обуча€сь в рассаднике авангардизма - ¬’”“≈ћј—≈, в 30-е поддерживает јндре€ ѕлатонова, читает лекции по древнерусскому искусству и спасает от уничтожени€ иконы. ¬ начале 60-х советует “вардовскому опубликовать повесть "ќдин день »вана ƒенисовича", еще никому не известного учител€ математики из –€зани. ѕротив модернизма он начинает выступать только тогда, когда вс€ка€ стать€ на эту тему была уже абсолютно неприличной.

Ќи один любознательный молодой человек не прошел в ту эпоху мимо его книг, служивших редким и ценным источником информации о современном искусстве, но факты извлекались из его сочинений при полном игнорировании авторского комментари€. ¬прочем, Ћифшиц хорошо знал, что не будет услышан. ¬ советской действительности, где не существовало критериев дл€ интеллектуальных позиций, где левые всегда назывались правыми и наоборот, Ћифшица всегда понимали неправильно. Ќезависимость мыслител€ воспринималась зависимостью от власть имущих, безупречность нравственной позиции - цинизмом, интеллектуальна€ €ркость - глупостью. ƒаже стилистическое совершенство и демократическа€ €сность его текстов оборачивались аристократической недоступностью.

¬ 60-е годы он называет свой эстетический трактат в защиту марксизма (изданный недавно тиражом 300 экз.) "Ќа деревню дедушке". ќн бросает вызов времени и тогда, когда дает своему самому знаменитому антимодернистскому сборнику демонстративное название " ризис безобрази€". » оно, при всей его эмоциональности, есть академически строгий научный термин, обозначающий €вление, противоположное "расцвету прекрасного", то есть классике. — подобным определением современного искусства можно только согласитьс€.

Ќазвание другого знаменитого текста - "ѕочему € не модернист?" - отсылает к памфлетам Ѕертрана –ассела "ѕочему € не христианин" и "ѕочему € не коммунист". "‘еноменологи€ консервной банки" одновременно напоминает о вли€тельном философском течении и о "‘еноменологии духа" √егел€, где на месте духа оказываетс€ банка супа Campbell с ее густым американизмом - прославленный шедевр Ёнди ”орхола. Ќадо хорошо представл€ть себе механизмы современной культуры, чтобы оценить, насколько прав Ћифшиц, описыва€ их как род биржевой игры, как особую отрасль промышленности, необходимую в сложном укладе современной жизни. ќн справедливо обвин€ет модернизм в недостаточности и мнимости его нонконформизма. ¬ том, что, станов€сь в агрессивную позу против тотальной лжи действительности, он сам становитс€ частью этой лжи, а его поза - хорошо оплачиваемым товаром.

Ћифшиц, окруженный новейшими произведени€ми европейской философской мысли, получавший (веро€тно, единственный в стране) свежую периодику по авангардному искусству, всегда жил в кругу проблем, только сегодн€ станов€щихс€ нашим досто€нием. ѕрекратив свое коматозное состо€ние, марксизм получает шанс отделитьс€ от доставшей всех грубой пародии на самое себ€. Ќастает врем€ всерьез вз€тьс€ за изучение эстетики по Ћифшицу. »нтерес к его трудам свидетельствует о том, что мы приближаемс€ к обществу процветани€, в котором (как это происходит на «ападе) марксизм остаетс€ попул€рным. ќтныне мы имеем шанс реально познакомитьс€ с предметом марксистской критики".

—егодн€ ситуаци€ уже качественно ина€. "Ўанс реально познакомитьс€ с предметом марксистской критики" превратилс€ за 10 лет в неизбежность, не миновавшую никого.   тому же за эти годы выросло новое поколение, не имеющее никакого физического представлени€ о советском прошлом, не пережившее идеологического насили€, поколение без предубеждений и без иллюзий. ќно имеет свой шанс, прочитать тексты Ћифшица без от€гчающих обсто€тельств (может быть, впервые с момента их написани€), чтобы усвоить одну из его идей: бывают обсто€тельства, когда выхода нет. ќн должен быть создан.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru