Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћакс Ўтирнер

   /   

Max Stirner

   /
             
‘отографи€ ћакс Ўтирнер (photo Max Stirner)
   

ƒень рождени€: 25.10.1806 года
ћесто рождени€: Ѕайройт, √ермани€
ƒата смерти: 26.06.1856 года
ћесто смерти: Ѕерлин, —Ўј
¬озраст: 49 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


Ѕиографи€

Ќемецкий философ.

√лавный труд Ч Ђ≈динственный и его собственностьї. —читаетс€, что это произведение почти на полвека опередило возникновение идей индивидуализма и анархизма.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.04.2009

ќтец Ч √енрих Ўмидт, мастер духовых инструментов. ћать Ч —офи€ Ёлеонора –ейнлейн, из семьи аптекар€.

√лавный труд Ч Ђ≈динственный и его собственностьї. —читаетс€, что это произведение почти на полвека опередило возникновение идей индивидуализма и анархизма.

Ѕолезнь и нужда заставили его пробыть в университете, с перерывами, 8 лет. ¬ Ѕерлине он слушал √егел€, который оставил в нЄм неизгладимый след. Ѕыл преподавателем в разных берлинских учебных заведени€х. Ћично и по убеждени€м близкий сперва к левым гегель€нцам (Ѕруно Ѕауэр, ј. –уге,  . ћаркс, Ћюдвиг ‘ейербах), с которыми он принадлежал к кружку √иппел€ (так называемому по имени ресторана, где он собиралс€), Ўтирнер, однако, пошЄл в своем развитии по совершенно своеобразной дороге. ¬ погребке у √иппел€ Ўтирнер по€вилс€ в 1841 году. “ам он за характерный высокий лоб и получил кличку Stirn (лоб Ч нем.), впоследствии трансформировавшуюс€ в псевдоним. ¬ тамошней полемике не участвовал, лишь изредка отпуска€ меткие замечани€. ¬ личном плане держалс€ со всеми сдержанно, но более, чем с другими общалс€ с Ѕруно Ѕауэром, Ћюдвигом Ѕулем и Ёдуардом ћейеном. ѕервые его статьи в редактируемой ћарксом ЂRheinische Zeitungї и в ЂLeipziger Allgemeine Zeitungї не имели большого значени€. ∆енитьба в 1843 году на весьма эмансипированной особе ћарии ƒенгардт доставила ему небольшие средства и дала возможность оставить преподавание и посв€тить себ€ исключительно философскому труду.

¬ но€бре 1844 года по€вилась его книга ЂDer Einzige und sein Eigentumї (Ћейпциг, издательство ќтто ¬иганда), сразу обративша€ на себ€ внимание и вызвавша€ оживлЄнную полемику. ћолодой философ  уно ‘ишер дал ей резкую оценку в брошюре ЂDie modernen Sophistenї; резко отнЄсс€ к ней и ‘ейербах (он опубликовал ответ на критику Ўтирнером его Ђ—ущности ’ристианстваї); из социалистического лагер€ она подверглась отрицательной оценке со стороны √есса; сочувственный отзыв она встретила в статье “аль€ндье в ЂRevue des deux Mondesї: ЂDe la crise actuelle de la Philosophie Hegélienne. Les partis extrêmes en Allemagneї, Ёнгельс написал ћарксу письмо, где настаивал на пересмотре своего и марксова отношени€ к философско-антропологической концепции ‘ейербаха (правда, чуть позже они тотально раскритиковали концепцию Ўтирнера в ЂЌемецкой идеологииї). Ќесмотр€ на произведенный фурор и попул€рность в среде молодых интеллектуалов книга была совершенно забыта, а вместе с ней и еЄ автор. Ќо до этого момента он успевает провести два года в активной творческой де€тельности (ответы на критику, попытка перевода книги ∆ана-Ѕатиста —е€ Ђ–уководство к практической экономииї), которую ему приходитс€ завершить в св€зи с нехваткой финансов. ¬месте с женой они пытаютс€ начать дело, но терп€т неудачу и впадают в нищету.

¬ революции 1848 года не прин€л ни малейшего участи€ и вообще как-то сошЄл со сцены; в литературе после 1847 года долго не по€вл€лс€. ¬ 1847 году он развЄлс€ с женой и с тех пор испытывал т€жЄлую нужду, перебива€сь то попытками основать молочную торговлю, то комиссионерством и т. п.; несколько раз сидел в тюрьме за долги. ¬ 1852 году вышел его труд ЂGeschichte der Reactionї (Ѕерлин), первый том которого, ЂDie Vorläufer der Reactionї, посв€щЄн реакции после великой революции, второй том, ЂDie moderne Reactionї, Ч реакции в 1848 году. “руд этот был в значительной степени компил€тивным, представл€л мало оригинального и прошЄл совершенно бесследно. Ётими двум€ книгами, да ещЄ немногими мелкими стать€ми, в том числе несколькими ответами на критики его первого труда, ограничиваетс€ самосто€тельна€ литературна€ де€тельность Ўтирнера. ћелкие статьи его собрал и издал ƒж. √. ћакай (J. H. Mackay) [1]. —мерть Ўтирнера осталась практически незамеченной. Ћишь благодар€ бывшим друзь€м его не похоронили за государственный счет. Ќа похоронах присутствовали Ѕауер и Ѕуль, забравший рукописи Ўтирнера. ѕосле его смерти они исчезли.

“олько в 1866 году ». Ё. Ёрдман посв€тил Ўтирнеру страницу в своей ЂGesch. der Philosophieї, и тогда же остановилс€ на нЄм ј. ‘. Ћанге в Ђ»стории материализмаї. „ерез два года о нЄм обсто€тельно заговорил √артман в Ђ‘илософии бессознательногої и теперь его не обходит ни одна истори€ философии XIX века. ¬ особенности значение Ўтирнера выросло после того, как философи€ Ќицше приобрела широкое распространение; в Ўтирнере нашли одного из предшественников Ќицше, во многом с ним сходного, хот€ вр€д ли Ўтирнер имел пр€мое вли€ние на Ќицше; возможно даже, что Ќицше вовсе его не читал. ¬торое издание главной книги Ўтирнера по€вилось в 1882 году; в 1891 году она перепечатана в ЂUniversalbibliothekї –еклама (Reclam). —ам Ўтирнер называет свою систему философией чистого эгоизма (причем слово Ђэгоизмї нужно понимать не в этическом только смысле, а в смысле общефилософском). ЂЁгоист, Ч по определению Ўтирнера, Ч тот, кто ищет ценность вещей в своем Д€У, не наход€ самосто€тельной или абсолютной ценностиї. “аким образом философи€ Ўтирнера есть философи€ чистого субъективизма или индивидуализма и Ўтирнер Ч последовательный солипсист. ќн расшир€ет положение ‘ихте, что Ђ€ есть всЄї (Ich ist alles) в положение Ђ€ есмь всЄї (Ich bin alles).

јбсолютное Ђ€ї ‘ихте превращаетс€ у него в индивидуальное и отождествл€етс€ с эмпирической личностью, котора€ таким образом получает значение единственной и абсолютной реальности. »сход€ из личности, как центра мироздани€, Ўторнер совершенно логично доходит до отрицани€ пон€ти€ о долге, об об€занности и т. д.; моЄ дело, говорит он, не должно быть ни добрым, ни злым делом, ни божьим, ни человеческим, ибо добро, зло, Ѕог, человечество Ч все это мои субъективные пон€ти€; Ђкроме мен€, дл€ мен€ нет ничегої. я люблю, € ненавижу не потому, что любовь и ненависть Ч мой долг, а потому, что они черты моей натуры; люб€, € только про€вл€ю самого себ€. Ђ“ак как мне т€гостно видеть складку грусти на любимом лице, то € ради самого себ€ стараюсь изгладить еЄ поцелуем. Ћюбовь не есть долг, но есть моЄ досто€ние (mein Eigenthum). я люблю людей, но люблю их с полным сознанием моего эгоизма, люблю потому, что любовь доставл€ет мне счастьеЕ “олько в качестве одного из моих чувств € культивирую любовь, но € отвергаю еЄ, когда она представл€етс€ мне в качестве верховной силы, которой € об€зан подчин€тьс€, в качестве нравственного долгаї. –азвива€ эту идею в применении к обществу и государству, Ў. естественно приходит к отрицанию этих последних как €влений, имеющих самосто€тельную ценность, и видит в них исключительно орудие интересов отдельных человеческих личностей. ѕраво человека преследовать свои интересы безгранично. “аким образом, полное отрицание какой бы то ни было нравственности и совершенна€ анархи€ Ч вот главные черты учени€ Ўтирнера. Ќо анархизм бывает двух родов: анархизм, вытекающий из стремлени€ человеческой личности к возможно большей свободе, и анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека. јнархизм Ўтирнера в значительной степени сближаетс€ с анархизмом первого вида; это анархизм сильной и властной личности, а не личности униженной и угнетЄнной.

Ћучшую и до сих пор единственную биографию Ўтирнера по ничтожным отрывкам из метрических, полицейских и т. п. книг, из весьма немногих уцелевших писем Ўтирнера, из столь же отрывочных воспоминаний немногих оставшихс€ в живых его знакомых, и по сочинени€м самого Ўтирнера написал гор€чий его поклонник, анархист ƒжон √енри ћакай: ЂMax Stirner. Sein Leben und sein Werkї (Ѕерлин, 1898).

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков
Ў“»–Ќ≈–
ƒмитрий  осой 04.07.2010 10:56:38
величайший философ права и индивида, адепт социального нигилизма и анархического индивидуализма. Ќесравненный. “олько ѕлотин может с ним сравнитьс€ по вкладу в философию „еловека.

NONE
EgOiStT))**_**))) 13.06.2019 11:49:45
https://vk.com/shtirnermaxindividuum




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru