Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћоренцо ¬алла

   /   

Lorenzo Valla

   /
             
‘отографи€ Ћоренцо ¬алла (photo Lorenzo Valla)
   

ƒень рождени€: 01.01.1407 года
»тали€
ƒата смерти: 28.12.1457 года
ћесто смерти: –им, –осси€
¬озраст: 51 год

√ражданство: »тали€
—оцсети:


Ѕиографи€

»таль€нский гуманист; €ркий мыслитель

–одилс€ в –име в 1407. ¬алла не получил формального университетского образовани€, однако его наставниками в латыни, греческом и риторике были крупнейший гуманист первой половины XV в. Ћеонардо Ѕруни (Leonardo Bruni, 1374Ц1444) и известный педагог ƒжованни јуриспа (Giovanni Aurispa, ум. 1459). ¬ возрасте 24 лет ¬алла пыталс€ получить место в папской курии, однако по причине молодости его кандидатура была отклонена. ¬ 1431 ¬алла прин€л кафедру риторики в университете ѕавии, где помимо преподавани€ приступил к систематическим исследовани€м в области филологии, риторики, философии.

16.07.2006

«десь он создает трактат ќб истинном и ложном благе (De vero falsoque bono), опубликованный под названием ќ наслаждении (De voluptate). ¬ 1433 ¬алла выступил с критикой современного ему правоведени€, чем вызвал ожесточенные нападки на себ€, в результате которых был вынужден покинуть ѕавию.

Ћоренцо ¬алла фотографи€
Ћоренцо ¬алла фотографи€

Ѕезуспешно пыта€сь найти место в различных городах »талии, ¬алла в 1435 переезжает в Ќеаполь, где становитс€ секретарем корол€ јльфонсо јрагонского. ƒвор корол€ славилс€ как тем, что его посещали известнейшие мыслители того времени, так и тем, что там царила доход€ща€ до распущенности свобода нравов. ¬последствии ¬алла отмечал, что его образ жизни в то врем€ отнюдь не был морально безупречным. “ем не менее в эти годы он создает большинство полемических произведений, принесших ему славу: ќ свободе воли (De libero arbitrio, 1439), посв€щенное критике средневековых взгл€дов на свободу воли и роль провидени€; ƒиалектика (Dialecticae disputationes, 1439), в котором были подвергнуты критике схоластическа€ логика и диалектика, основанные на учении јристотел€, и предприн€та попытка очищени€ латыни от варваризмов; завершает Ёлеганции (ќ красотах латинского €зыка, De elegantia linguae latinae, 1442), заложившее основы научной истории латинского €зыка. ¬ эти же годы он пишет острое антиклерикальное сочинение Ц ќ монашеском обете (De professione religiosorum, 1442, опубликованное лишь в 1869), в котором подвергает критике монашество, и –ассуждени€ о подложности так называемой ƒарственной грамоты  онстантина (Declamazioine contro la donazione di Constantino, 1440). ‘илологический анализ этого известного документа, лежавшего, как считалось, в основе светской власти ѕапы, привел ¬аллу к выводу о его подложности.  ритические взгл€ды ¬аллы послужили поводом к обвинению в ереси. ¬ 1444 началась процедура его привлечени€ к суду инквизиции, и только заступничество неаполитанского корол€ јльфонсо јрагонского освободило его от ответственности. ¬ написанной в 1445 јпологии, обращенной к ѕапе ≈вгению IV, (Apologia ad Eugenio IV) ¬алла развивает свои взгл€ды на монашество и церковную власть.   этому времени относитс€ и окончательна€ редакци€ диалога ќб истинном и ложном благе (1447), в котором через полемику стоика, эпикурейца и христианина ¬алла дает свое представление о высшем благе, представл€ющем собой синтез препарированных учений эпикурейства и христианства. ¬скоре ¬алла создает »сторию корол€ ‘ердинанда јрагонского (Historiae Ferdinandi regis Aragoniae, 1445Ц1446).

¬ 1448, после избрани€ ѕапой Ќикола€ V, поклонника ренессансной культуры и покровител€ гуманистов, ¬алла перебираетс€ в –им, где получает должность сначала переписчика, а вскоре и апостолического секретар€. ѕо заданию ѕапы ¬алла выполн€ет переводы с греческого р€да классических авторов. ќдновременно он преподает риторику, комментирует античных авторов и работает над сочинением  ритический текстологический комментарий к Ќовому «авету (In novum Testamentum ex diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes). ¬алла пишет несколько богословских сочинений, создает частную школу риторики, преподает в –имском университете.

—воими критическими работами ¬алла внес существеннейший вклад в переосмысление средневекового мировоззрени€ и создание предпосылок новоевропейского знани€ и самосознани€. ¬ своем творчестве он воплотил идеал свободного мыслител€, дл€ которого главным авторитетом €вл€етс€ его собственный разум, а стимулом творчества Ц пытливость беспокойного ума.  ритицизм ¬аллы был выражением его внутреннего достоинства и автономии духа. «а это ему приходилось платить высокую цену. Ќи охранители церковных традиций, ни де€тели гуманистического круга не прощали ему воинствующего интеллектуального нонконформизма. —корее всего, ¬алла в самом деле был дерзким, заносчивым, высокомерным, и италь€нский гуманист Ѕартоломео ‘ацио (автор сочинени€ ќ знаменитых люд€х, ум. 1457) и ѕоджо Ѕраччолини (писатель и собиратель античных рукописей, 1380Ц1459), не сильно преувеличивали, упрека€ его в этом. ќднако из творений самого ¬аллы, в особенности из јпологии, с очевидностью следует, что не его собственна€ персона, а истина и только истина волновала его более всего, и в отыскании истины, в образовании молодежи и просвещении тех, до кого можно достучатьс€, видел ¬алла свой долг и жизненное предназначение.

¬алла €вл€етс€ подлинным представителем эпохи √уманизма. ‘илологи€ оказываетс€ у него не просто предметом научных зан€тий, но и мощным исследовательским методом. »менно благодар€ филологическому анализу, заключавшемус€ в критической семантической реконструкции текста, ему удалось продвинутьс€ и в понимании классических юридических текстов, и понимании Ќового завета, и в анализе насущных философских, социально-философских и логических проблем.

Ѕольша€ заслуга ¬аллы состо€ла в реабилитации имени и учени€ Ёпикура. ќн не был первым, кто сделал шаг к возвращению эпикурейства в круг философских дискуссий, но его вклад был принципиальным. ќпира€сь на учение Ёпикура, ¬алла сформулировал критерий морали, недвусмысленно св€зав его с благом личности.  аждый человек следует собственному благу; задача индивида состоит в том, чтобы правильно пон€ть, в чем состоит его истинное благо. Ѕлаго человека заключаетс€ в жизни, свободной от страданий и забот, а источником наслаждени€ €вл€етс€ любовь других людей. ƒобродетель представл€ет собой умение человека правильно понимать свой интерес и осуществл€ть должный выбор между большим и меньшим благом. » хот€ наслаждение состоит в любви, любовные отношени€ в интерпретации ¬аллы оборачиваютс€ отношени€ми взаимополезности. “ак, опира€сь на идеи Ёпикура и критику€ взгл€ды стоиков и јристотел€, а косвенно и христианства, ¬алла утверждает новую этику Ц этику личного интереса.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8319
Ћеонид —пирин
—амый высокий актер
ѕосетило:19230
ѕитер ћейхью
ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:10283
“рейнтье  еевер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru