Людибиографии, истории, факты, фотографии

Куно Лоренц

   /   

Kuno Lorenz

   /
             
Фотография Куно Лоренц (photo Kuno Lorenz)
   

День рождения: 17.09.1932 года
Возраст: 85 лет
Место рождения: Вахдорф, Германия

Гражданство: Германия

Биография

Немецкий философ

Изучал математику и физику в университете Киля, в 1961 под руководством Пауля Лоренцена защитил докторскую диссертацию по философии. Ее фрагменты были позднее опубликованы в работе Диалогическая логика (Dialogische Logik, 1978), написанной совместно с П.Лоренценом.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

17.09.2007

Родился 17 сентября 1932 в Вахдорфе. Изучал математику и физику в университете Киля, в 1961 под руководством Пауля Лоренцена защитил докторскую диссертацию по философии. Ее фрагменты были позднее опубликованы в работе Диалогическая логика (Dialogische Logik, 1978), написанной совместно с П.Лоренценом. Габилитационный труд Элементы критики языка (Elemente der Sprachritik) защитил в 1969 (опубл. в 1970). В 1970–1974 – заведующий кафедрой философии в университете Гамбурга, с 1974 по 1988 – профессор Саарландского университета в Саарбрюккене.

Куно Лоренц фотография
Куно Лоренц фотография

Лоренц – представитель первого поколения Эрлангенской школы, основание которой связано с книгой Лоренцена и Камлаха Логическая пропедевтика (1967). С одной стороны, Лоренц, подобно другим представителям этой школы, выдвигает программу построения конструктивной философии и теории науки на основе критически реконструированного языка; методологическим принципом при этом выступает постепенное, не впадающее в порочный круг введение в теоретическое рассуждение языковых вспомогательных средств. С другой стороны, эта программа следует диалогическому принципу, согласно которому наша речь и наше действие укоренены в элементарных диалогических ситуациях. Способ, каким эти две стороны подхода Эрлангенской школы связаны между собой, определяется представлением о сущности философского конструктивизма; в начальный период развития школы это представление задавалось философией Канта. В ходе дальнейшей работы Лоренц под воздействием «лингвистического поворота», совершенного аналитической философией, эволюционировал в сторону прагматизма, настаивающего на укорененности философской деятельности в жизненном мире (на чем, впрочем, настаивал уже Гуссерль). Тезис о приоритете диалогического принципа привел Лоренца к разработке диалогического конструктивизма, в котором утверждается общий диалогический исток действия и высказывания (речи). Лоренц одновременно выводит два важных следствия, вытекающих как из философского историзма (Дильтей), так и из философского прагматизма (Пирс). Историзм подчеркивает пассивную сторону действия (действие как переживание), а прагматизм – активную его сторону (действие как деятельностное бытие, бытие-в-деятельности). Лоренц связывает воедино роль «Ты» в структуре действия (выделяемую Дильтеем) и роль «Я» в этой структуре (подчеркиваемую Пирсом). Односторонность обоих подходов связана, по мнению Лоренца, с тем, что прагматизм принимает знаковую деятельность за деятельность как таковую, а историзм (согласно которому всякое действие есть действие в связи со знаками) понимает деятельность как язык, т.е. сводит ее к знаковой деятельности. Правда, последователи Дильтея (например, Бубер) и Пирса (в частности, Витгенштейн) пытались дополнить своих учителей: Бубер выдвинул требование взаимного признания Я и Ты в осмысленном высказывании и нацеленном на постижение смысла слышании, а Витгенштейн доказывал, что языковые игры суть диалогические модели как высказывания, так и действия. Однако им все же не удалось преодолеть односторонность историзма и прагматизма. По-настоящему, считает Лоренц, избежать редукции теории к практике, имеющей место у Витгенштейна, и сведения практики к теории, характерного для Бубера, позволяет только диалогический конструктивизм. Эта задача решается благодаря одновременному осуществлению «натурализации языка» (язык, в той мере, в какой он усваивается, тоже есть деятельность) и «спиритуализации мира» (обращение с предметами может выступать и как знак – для этого достаточно дистанцироваться от предметной деятельности, как, например, в пантомиме). Философия, по мысли Лоренца, осуществляется в диалогическом взаимодействии усвоения и дистанцирования. Идеи диалогического конструктивизма были подробно разработаны в т.н. «диалогической логике», в которой Лоренц, развивая положения Лоренцена, показывает, что семантика логического исчисления в прагматическом плане может быть построена в терминах языковых игр, вовлекающих взаимосвязанные высказывания в диалогическую игру таким образом, что истинность высказывания определяется успехом стратегии действия, а ложность – неадекватностью этой стратегии. Основные положения «диалогической логики» Лоренц развивает во Введении в философскую антропологию (Einf hrung in die philosophische Antropologie, 1990), а также в книге Индийские мыслители (Indische Denker, 1998).

Реклама:




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Основатель и участик группы «Секрет»
Посетило:360
Максим Леонидов
Киновундеркинд
Посетило:487
Кристина Риччи
Катерина Гечмен-Вальдек
Посетило:544
Катерина Гечмен-Вальдек

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history