Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ммануил  ант

   /   

Immanuil Kant

   /
             
‘отографи€ »ммануил  ант (photo Immanuil Kant)
   

ƒень рождени€: 22.04.1724 года
ћесто рождени€:  Єнигсберг, √ермани€
ƒата смерти: 12.02.1804 года
ћесто смерти:  Єнигсберг, √ермани€
¬озраст: 79 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


¬  ≈Ќ»√—Ѕ≈–√   Ќ≈ћ” ѕ–»Ћ≈“јЋ —јћ ћ≈——»–...

Ќемецкий философ

¬еликий немецкий философ слыл педантом и буквоедом, прожил жизнь холост€ком и до конца дней своих любил хорошее вино и красивых женщин.

14.02.2004

¬еликий немецкий философ слыл педантом и буквоедом, прожил жизнь холост€ком и до конца дней своих любил хорошее вино и красивых женщин. —ын шорника учил человечество принципам морального совершенства. ѕри прусском дворе его почитали, но не любили и не жаловали. ѕосле его смерти две недели безутешные жители города прощались со своим гениальным земл€ком, но не прошло и полгода - и его дом был продан некоему купцу под кафе.

»ммануил  ант фотографи€
»ммануил  ант фотографи€

ѕрусский затворник

- »ммануила  анта можно смело назвать самой загадочной и самой знаковой личностью  енигсберга, - утверждает научный сотрудник  алининградского историко-художественного музе€ ¬ероника „ернышева. - Ќесмотр€ на то что вс€ его жизнь св€зана только с этим городом и прошла на виду у земл€ков, и первый вариант биографии философа был написан еще при его жизни, им€  анта до сих пор ове€но неверо€тными легендами и мифами. ¬еликий пересмешник всегда гордилс€ своим кенигсбергским происхождением и даже не подозревал, что после смерти его трактаты станут объектом нешуточных прит€заний и споров между «ападом и ¬остоком. ¬ ≈вропе увер€ли, что в основу трудов  анта легли открыти€ Ќьютона. ¬ јзии до сих пор существует мнение, что базисом работ ученого послужили рассуждени€ имама √азали и аль-јраби. Ѕытует даже утверждение, что на склоне жизни на одном из вариантов собственной биографии  ант начертал арабской в€зью: "¬о им€ јллаха милостивого и милосердного!" Ёто лишь легенда, но, согласитесь, легенда красива€.

јвтором самой известной на постсоветском пространстве легенды по праву считаетс€ ћихаил Ѕулгаков. –ассказ мессира ¬оланда, на первых страницах "ћастера и ћаргариты" поведавшего Ѕерлиозу и Ѕезродному о своей беседе за завтраком с профессором  антом, выгл€дит более чем убедительно.

- ћаленький эпизод романа, несколько упоминаний об »ммануиле, которого гор€чий и молодой »ван Ѕезродный жаждет упр€тать на —оловки, оп€ть дал почву дл€ серьезных изучений и толков, - констатирует „ернышева. - Ќо приходитс€ Ѕулгакова опровергать. ¬о-первых,  ант никогда не формулировал п€ти доказательств существовани€ Ѕога. ¬ его трудах систематизированы мысли предшественников - философов античности, и сконцентрированы они только в три постулата: теологический, онтологический и космологический. —обрав их формулировки воедино,  ант на самом деле раскритиковал эти воззрени€, за что впал в лютую немилость церкви. ”же после его смерти кому-то из богословов очень захотелось приписать философу еще одно, четвертое, доказательство Ѕожьего быти€ - нравственное, сформулированное как "осознание наших об€занностей в виде божественных заповедей". Ќо  ант, не особо опаса€сь прослыть безбожником, часто говорил своим студентам: "¬ области разума никаких доказательств ≈го существовани€ не было и быть не может".

ќднако если все-таки согласитьс€ прин€ть систему координат романа ћихаила Ѕулгакова, то будет правомерным и такой деликатный исторический нюанс: ¬оланд, несомненно, бывал в  енигсберге. ¬ любом другом городе мира завтрак с  антом состо€тьс€ не мог - философ никогда не покидал пределов своей малой родины, за что еще при жизни получил прозвище "прусский затворник". «начит, ради теологического спора с гениальным человеком сатана приезжал к нему в  енигсберг.

ѕиво - пища дурного вкуса

- ∆изнь вр€д ли могла сулить сыну бедного шорника большие перспективы, если б не его неутолима€ жажда познаний, - продолжает рассказ ¬ероника „ернышева. - –ано потер€в мать и отца,  ант влачил в юности нищенское существование. Ѕедность преследовала великого мыслител€ почти до самой смерти: только на склоне лет он мог позволить себе купить небольшой домик. ѕоступив в  енигсбергский университет, молодой  ант не смог его закончить: все по той же - финансовой - причине. «арабатывал на жизнь чем только мог - от репетиторства до игр на биль€рде и в карты. Ќередко случалось: чтобы выйти в город, будущий почетный гражданин  енигсберга брал взаймы обувь у своих друзей по альма-матер.

—ложилось мнение, что  ант был великим педантом. Ќо в юности он вовсе не был об€зательным и весьма вольно трактовал само пон€тие "пунктуальность".   скрупулезной точности во всем будущего мыслител€ чуть ли не силой приучил его друг - английский купец √рин. Ѕританец не прощал  анту малейших опозданий и устраивал по каждому поводу разнообразные демарши и откровенные выволочки. — возрастом педантична€ точность и аккуратность вошли в привычку. √орожане свер€ли часы, завидев пожилого  анта на прогулке. ќн не любил неопр€тно одетых студентов, решительно игнорировал беззубых собеседников. ѕунктуальность, педантизм и приверженность традици€м настолько определ€ли уклад жизни  анта и душевный комфорт, что доходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги ћартина Ћ€мке послужило причиной сердечного приступа.

Ќо ¬ероника „ернышева увер€ет, что, став эталоном аккуратности и даже аскетизма,  ант сумел сохранить в себе задор отча€нного студента јльбертины -  енигсбергского университета.

Ћучшие дн€

—амый высокий актер
ѕосетило:19068
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8182
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕосетило:7685
ѕетр Ќестеров

- ќн обожал вино и презирал пиво, - рассказывает она. - ¬ одном из своих трудов  ант дал напитку из солода и хмел€ весьма нелестную оценку: "ѕиво - пища дурного вкуса".   женской красоте всегда относилс€ с благоговением. Ѕудучи уже глубоким стариком, во врем€ приемов и торжественных обедов он всегда просил одну из юных красавиц сесть за стол р€дом с ним с правой стороны. ¬ то врем€ все в  енигсберге знали: философ слеп на левый глаз.

Ќесмотр€ на преклонение перед прекрасным полом,  ант так никогда и не был женат. ѕричина, по которой он не смог решитьс€ на создание семьи, достаточно банальна€: бедность.  ант иронизировал над своим холост€цким бытием: мол, когда была нужна женщина, он не мог ее прокормить, когда же положение позволило содержать жену, надобность в женщине отпала. Ќо тут же оговаривалс€: впрочем, ничто не оправдывает безбрачи€.

≈го ошибки были гениальны...

-  ант никогда не был диссидентом, - утверждает ¬ероника „ернышева. - Ќапротив, первые, еще не очень зрелые свои труды, от которых в преклонном возрасте он постаралс€ отречьс€, философ посв€щал губернатору  енигсберга и императору ‘ридриху II. “ем не менее учена€ карьера  анта продвигалась с большими сложност€ми. ”мные люди всегда раздражают власть...

¬о врем€ —емилетней войны ¬осточна€ ѕрусси€ вошла в состав –оссийской империи. Ќовоиспеченный подданный ≈лизаветы ѕетровны в марте 1758 года обратилс€ к своей императрице с просьбой предоставить ему освободившуюс€ в университете вакансию заведующего кафедрой логики и метафизики. ƒо государыни прошение не дошло. –ассмотревший челобитную по существу губернатор ¬осточной ѕруссии Ќиколай  орф отказал философу по типично бюрократическим мотивам: другой претендент на эту вакансию имел больший стаж преподавательской де€тельности, что и решило вопрос не в пользу  анта. ”же к середине XVIII века перед его талантом преклон€лась вс€ ≈вропа. ѕри прусском дворе философа также почитали, но не любили и не жаловали. ѕрошени€  анта о дальнейшем обустройстве јльбертины и его собственных перспективах откровенно волокитили.

ѕо мнению историка,  ант был гениален даже в своих ошибках.

- Ќа лекци€х по физической географии философ рассказывал своим ученикам, что в –оссии обитает рыба осетр, котора€, чтобы погрузитьс€ на дно, глотает камни. ј под ќренбургом живут маленькие люди с небольшими хвостиками. ¬прочем, отнюдь не все его парадоксальные утверждени€ были далеки от истины. „его стоит, скажем, такое: "¬ далекой —ибири живут магометане, €зычники и христиане. ћагометане вообще не пьют крепкого. Ќо нигде в мире не предаютс€ так пь€нству, как в —ибири остальные ее обитатели".

—ам того не подозрева€, »ммануил  ант вступил в заочную полемику с еще не родившимс€ оппонентом - ¬ладимиром Ћениным. Ёпатажный тезис вожд€ мирового пролетариата о том, что и кухарка способна управл€ть государством, прусский затворник предвосхитил едким афоризмом: "ј кто из самих государственных мужей может постичь истинное искусство кухарок?"

√ансы и »ваны, родства не помн€щие

—о славой к  анту пришли и все сопутствующие ей издержки. ≈ще при жизни мыслител€ по всей ≈вропе начали по€вл€тьс€ авантюристы, именующие себ€ его детьми. “омные красавицы из высшего общества спешили уведомить свет, что были любимы великим философом.  ак правило, такие откровени€ прикрывали меркантильные интересы.

-  ант умер в достатке, - констатирует ¬ероника „ернышева. - ќн оставил своим трем сестрам и брату состо€ние в 20 тыс€ч гульденов. —мерть философа вызвала неподдельную скорбь во всем городе. ƒостаточно сказать, что гражданска€ церемони€ прощани€ с ним длилась вместо положенных трех дней почти две недели. 28 феврал€ гроб учител€ несли 28 лучших студентов јльбертины. √ород был охвачен трауром:  енигсберг потер€л самого великого своего сына.

Ќо скорбь жителей не помешала им же самим дискредитировать пам€ть о прусском затворнике. Ќе прошло и полугода после смерти автора " ритики практического разума", как его домик был продан некоему купцу под кафе. —лабые голоса возмущенных коллег  анта потонули в море равнодуши€. Ќикто из родственников или богатых друзей философа даже не попыталс€ протестовать. —пуст€ 90 лет этот дом был снесен. ѕричина? ¬есьма прагматична€: новым хоз€евам понадобилось место дл€ магазина дамских шл€пок. ¬ 1924 году ≈вропа готовилась отмечать 200-летие со дн€ рождени€ великого философа. „тобы "соблюсти лицо", бургомистр  енигсберга под давлением "ќбщества друзей  анта" об€зал коммерсантов повесить на шл€пном павильоне мемориальную доску. Ќадпись на доске отличалась безысходностью и циничностью: "Ќа этом месте сто€л дом, в котором »ммануил  ант жил и учил с 1783 по 1804 год".

- ¬ том же году кенигсбержцы вспомнили еще об одном месте, св€занном с именем своего гениального земл€ка, - рассказывает ¬ероника „ернышева. - ƒиректор исторического музе€ Ёдуард јндерсен вз€л на себ€ смелость утверждать, что наконец-то установил точное месторасположение домика лесничего ¬обзера - друга »ммануила  анта, у которого философ часто гостил. ¬ этом доме был написан знаменитый трактат "Ќаблюдени€ над чувством прекрасного и возвышенного".

∆илище ¬обзера стало местом паломничества туристов. Ќо почти сразу же по€вилось немало оппонентов, которые не поленились досконально изучить загородные прогулочные маршруты ученого и подвергнуть утверждени€ главного кенигсбергского краеведа сомнени€м. ¬ызвавший споры домик существует и по сей день.

-  ант очень гордилс€ своей национальностью, своим городом и, наверное, очень бы удивилс€, узнав о том, что основна€ ветвь его генеалогического дерева прерветс€ не в √ермании, не в ѕруссии, а в ÷ентральной –оссии - точнее, в ———–, - завершила свой рассказ ¬ероника „ернышева. - ¬ середине 30-х годов ’’ века репрессировали единственного пр€мого потомка брата »ммануила  анта, который имел несчастье быть одним из руководителей "”ралмаша".

¬ы удивитесь, но  ант был российским подданным

»ммануил  ант - немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма - родилс€ 22 апрел€ 1724 года в  енигсберге (ныне  алининград), умер 12 феврал€ 1804 года там же. „етвертый ребенок в небогатой семье шорника. Ќаречен в честь св€того »ммануила, в переводе это библейское им€ означает "с нами Ѕог". ¬сю жизнь прожил в  енигсберге. — €нвар€ 1757 г. по июль 1762 г. - российский подданный.

¬ 1745 году закончил университет. ¬ течение дев€ти лет жил и работал домашним учителем в аристократических семь€х, что давало материальные средства дл€ зан€тий - на досуге - философскими исследовани€ми. ¬ 1755 году получил звание приват-доцента университета. —ледующие 15 лет, в ожидании профессуры, служил в  енигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекар€.

Ётот период философского развити€  анта называют "докритическим". ¬ числе основных работ - "¬сеобща€ естественна€ истори€ и теори€ неба" (1755), "Ќовое освещение первых принципов метафизического познани€" (1755), "√резы духовидца" (1766).

— 1770 года прин€то вести отсчет "критического" периода в творчестве  анта. ¬ этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики  енигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

  этому времени вызрело принципиально важное признание  анта о цел€х его работы : "ƒавно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состо€л в решении трех задач: 1) что € могу знать? (метафизика); 2) что € должен делать? (мораль); 3) на что € смею наде€тьс€ (религи€); наконец, за этим должна была последовать четверта€ задача - что такое человек? (антропологи€, лекции по которой € читаю в течение более чем двадцати лет)". ¬ этот период  антом были написаны " ритика чистого разума" (1781), " ритика практического разума" (1788), " ритика способности суждени€" (1790) - фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихс€ мыслителей XVIII века и оказавшие огромное вли€ние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Ќо даже далеким от философии люд€м известно его знаменитое изречение: "ƒве вещи наполн€ют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышл€ем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

"«акон, живущий в нас, называетс€ совестью"

“ак говорил  ант

ќ роли объедин€ющей идеи дл€ победы добра

"...¬ысшее нравственное благо не может быть осуществлено исключительно посредством стремлени€ отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединени€ людей в одно целое ради той же цели, т.е. системы благомысл€щих людей, в которой и благодар€ единству которой это благо только и может осуществитьс€..."

ќ свободе слова

"...√ражданин государства, и притом с позволени€ самого государ€, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распор€жений государ€ кажутс€ ему несправедливыми по отношению к обществу... —вобода печатного слова есть единственный палладиум прав народа..."

ќ войне и мире

"ƒолжно признать, что величайшие бедстви€, терзающие культурные народы, суть последстви€ войны, а именно последстви€ не столько происход€щей ныне или происходившей, сколько неослабевающего и даже беспрерывно увеличивающегос€ приготовлени€ к будущей. Ќа это трат€тс€ все силы государства, все плоды его культуры, которые могли бы употребл€тьс€ дл€ еще большего распространени€ последней; свободе нанос€тс€ во многих местах весьма чувствительные удары, и материнска€ заботливость государства о единичных членах выражаетс€ в неумолимо суровых требовани€х, которые оправдываютс€ также интересами внешней безопасности".

"...¬ечный мир (конечна€ цель всего международного права) есть, разумеетс€, неосуществима€ иде€. Ќо политические принципы, нацеленные на то, чтобы вступать в такие [международные] св€зи, которые служили бы посто€нному приближению к состо€нию вечного мира, вполне осуществимы..."

ќ необходимости соотнесени€ веры и морали

"≈сли € принимаю веру в качестве принципа безотносительно к морали... то така€ вера вовсе не часть религии".

ќ реформе образовани€

"...—пособность суждени€ есть отличительна€ черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельз€ восполнить никакой школой, так как школа может дать даже ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколько угодно правил, заимствованных у других, но способность правильно пользоватьс€ ими должна быть присуща даже ученику, и если нет этого естественного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют его от ошибочного применени€ их... ќтсутствие способности суждени€ есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка лекарства нет".

ќ роли бессознательного в творчестве

"...Ќа большой карте нашей души, так сказать, освещены только немногие пункты, - это обсто€тельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы нека€ высша€ сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействи€ с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писател€ со всем тем, что он имеет в своей пам€ти)".

 атегорический императив  анта

"...ѕоступай так, чтобы ты всегда относилс€ к человечеству - и в своем лице, и в лице вс€кого другого также - как к цели. » никогда не относилс€ бы к нему только как к средству".

I.Kant
—алават 26.02.2006 12:05:21
„еловек-это всегда цель.

Ёто велики филосов. я люблю теб€  ант.

»ммануил  ант
јлЄша 27.05.2006 01:56:53
 ак мог немец 18-го века предугадать отсутствие смекалки у кучи нынешних политиков,увешанных дипломами о "знани€х".

корр
Ўкаска 31.08.2006 08:04:50
»ван Ѕездомный - не Ѕезродный!! - собеседник мессира на патриарших прудах.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10137
≈лена —оловей
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7835
≈катерина ћельник
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13766
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru