Людибиографии, истории, факты, фотографии

Джон Серль

   /   

John Searle

   /
             
Фотография Джон Серль (photo John Searle)
   

День рождения: 31.07.1932 года
Возраст: 85 лет
Место рождения: Денвер, Колорадо, США

Гражданство: США

Биография

Американский философ

Получил образование сначала в университете Висконсина, затем в Оксфорде, где его учителями были Джон Остин и Питер Стросон. С 1959 – профессор Калифорнийского университета в Беркли.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

25.11.2007

Являясь одним из основателей теории речевых актов, Сёрль интенсивно занимался также проблемами философии сознания, теории действия. Благодаря многочисленным публичным выступлениям его знают не только в среде философов, но и в широких академических кругах.

Джон Серль фотография
Джон Серль фотография

В центре внимания первой работы Сёрля Речевые акты (Speech Acts, 1969) – различение между «иллокутивным» и «пропозициональным» содержанием речевых актов. Если пропозициональное содержание некоторого утверждения – например, утврждения «идет дождь» – состоит в суждении, что идет дождь, то его иллокутивное содержание заключается в (неявном) обязательстве говорящего представлять вещи такими, каковы они есть. Если пропозициональное содержание приказа состоит в характере действия, которое некто должен выполнить, то его иллокутивное содержание заключается в попытке побудить к этому действию.

Реклама:

Согласно Сёрлю, речевые акты не существуют сами по себе – именно благодаря связи с сознанием они способны представлять (« репрезентировать ») существующие в мире вещи. Теория репрезентативного содержания языка должна основываться на соответствующей теории сознания. Сёрль использует в этой связи понятие интенциональности, т.е. направленности сознания на предметы. Носителями интенциональности он в противовес традиционным теориям считает не убеждения и желания, а восприятия и действия. В ходе дебатов, вызванных его теорией, Сёрль выдвинул тезис, что в интенциональном содержании восприятий имеется момент саморефлексии: если, например, человек видит дерево, то само содержание этого визуального восприятия предполагает существование дерева. Кроме того, философ полагает, что интенциональные содержания могут быть поняты только на неинтенциональной основе практических навыков и способностей.

Несмотря на то, что Сёрль является сторонником «биологического натурализма», согласно которому умственные способности суть не что иное, как свойства высокоорганизованного мозга, он высказался категорически против допущения о возможности построения искусственного интеллекта. Допущение это основано на тезисе, что сознание следует рассматривать как программу, работающую как бы внутри мозга. Пытаясь опровергнуть этот тезис, Сёрль прибегает к мысленному эксперименту. Предположим, вас поместили в комнате с двумя окошками; в вашем распоряжении ящик с большим количеством карточек, испещренных китайскими иероглифами, а также английский справочник, разъясняющий, как китайские иероглифы связаны друг с другом. Из одного окошка вам передают карточки с иероглифами, содержание которых – как вы можете заключить на основе справочника – состоит в просьбе присоединить к ним соответствующие карточки и передать их в другое окошко. Производя эти действия, вы не знаете, что на поступающих карточках нанесены вопросы, а на отправляемых им карточках – ответы на эти вопросы. Со стороны же ваши действия будут производить впечатление, будто вы понимаете китайский язык. Такой вывод, однако – полный абсурд, полагает Сёрль. Человек в китайской комнате может безупречно выполнять все предписания, не понимая ни слова по-китайски. Точно так же и компьютер может выполнять программу, записанную на языке, который ему непонятен. Эту аргументацию Сёрль развил в одной из самых известных его работ – эссе Сознание, мозг и программы (Minds, Brains, and Programms, 1980).

Другие публикации философа: Выражение и смысл (Expression and Meaning, 1979), Интенциональность: Очерк философии сознания (Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind, 1983), Переоткрытие сознания (The Rediscovery of Mind, 1992).




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Заложил основы теории дифракции рентгеновских лучей
Посетило:347
Чарльз Дарвин
Михаил Буяновский
Посетило:956
Михаил Буяновский
Катерина Гечмен-Вальдек
Посетило:537
Катерина Гечмен-Вальдек

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history